Социальная структура гомеровского общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура гомеровского общества.



Одновременно отсутствие права частной собственности на землю позволяло знати постепенно сосредотачивать в своих руках, на правах родового владения, виноградники, огороды и сады; родовая знать захватывала также и пастбищные земли общины. Тем самым резервная земля общины постепенно все более сокращалась. Наличие безземельных членов указывает на отсутствие свободных земель у общины.

Социальное расслоение все глубже захватывало и раскладывало общину свободных. Это неравенство выступало в поэмах еще в примитивных формах: презрение человека родовитого к безродному, призрение крупного земледельца и скотовода к мелкому общиннику, презрение рабовладельца к рабам и фетам, разделение на «больших» и «маленьких» людей.

Строй примитивной демократии постепенно отмирал. По мере экономического усилия знатных родов ослаблялась роль племенного вождя - басилевса- и одновременно народного собрания общины. За время двенадцатилетнего отсутствия Одиссея народные собрания на Итаке созывались лишь раз, да и то по настоянию сына Одиссея Телемаха для решения вопроса о поездке в Спарту на поиски отца. Все остальное время родовая знать вершила делами острова, не интересуясь мнением народа. Таким образам, усиление знати приводило постепенно к прекращению деятельности народных собраний.

Власть в семье уже давно была закреплена за мужчиной. Наличие отдельных семей, экономически обособляющихся от рода, было признаком начала разрушения родовой организации с среде самой родовой знати. В сельской общине родовые связи между общинниками уже к этому времени давно ослабли.

Женщина в семье играла подчинительную роль, ее обязанности ограничивались домом. Муж являлся ее хозяином, в случае смерти или отсутствия мужа власть в семье переходила к сыну. Хотя экономический и социальный строй, изображенный в поэмах, не является описанием какого-либо конкретного определенного общества, тем не менее широкое полотно поэм ярко показывает период распада общинно-родового строя и процесс формирования первых общественных классов нового зарождающегося рабовладельческого строя.

Общественный и нравственный быт гомеровской Греции находится, правда, еще на низкой ступени развития; пылкость физических страстей, гнев, ненависть, любовь к грабежу, мщение вовлекают людей в насилия, убийства, военное хищничество. Но мы видим, что есть и противовес влечению этих злых сил души: есть гуманные чувства, есть, хотя еще неразвитая, но живые понятия о праве, нравственности, религиозных обязанностях; в сердце грека уж были зародыши цивилизации.

Военное дело и подобная ему охота, на которой тоже встречались опасности, считались в гомеровской Греции единственными занятиями, достойными благородного человека. Уважением пользуется только храбрый воин. Он в шлеме и в панцире с наколенниками, закрытый большим щитом, устремляется пеший поражать врагов, или мчится против них на военной колеснице, быстроногими конями которой правит искусная рука верного товарища; он бросает в противника копье. Мужчина, уклоняющийся от войны, называется «бесполезным обременением земли». Но воинственность не заглушала умственной жизни. В поэмах Гомера греческий царь соединен с благородными сподвижниками своими союзом дружбы, братства по оружию; на веселых пирах они любят слушать пение, музыку, речитативы песен о героях; этим смягчается разгул пиров

Основным мотивом их воинственности была любовь к славе. Герои Гомера больше всего думают о том, чтобы заслужить своими подвигами восхваление в песнях. А для этого физическая сила и боевая отвага должны были соединяться с теми нравственными качествами, какие восхвалялись певцами. Сочетание этих элементов создавало тех энергических и прямодушных воителей, которые изображены в гомеровских поэмах и которыми мы восхищаемся с детства. Они не стыдятся плакать; мужество их остается достославным, хоть иногда и робеют они, бегут от более сильных противников, и быстрота ног пользуется у них таким же уважением, как и сила руки; не мешает им быть героями и самохвальство, с каким превозносят они сами себя и своих предков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.005 с.)