Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
Задачи: формировать умение вести дискуссию; поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения. Оборудование: знаки, звонок, подарки сказочных друзей: корзинка с пирожками, золотой ключик, баночка с вареньем; пазлы на каждую группу, ордена для групп, игрушки: бельчонок и зайчонок, волшебная шкатулка. ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Повторение знаков «+», «-» Учитель. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. А какой он будет, вы мне скажете сами потом, в конце урока. Договорились? На этот урок пришли наши любимые сказочные герои. Они узнали, что здесь учатся очень старательные и дружные ребята. Они помогают друг другу незаметно и очень тихо. Тихонечко напомните всем ребятам в группе, как вы умеете подсказывать без шума. Молодцы!
И вот наши сказочные герои прислали нам подарки: Карлсон — свой золотой ключик, Красная Шапочка — целую банку с вареньем, Буратино — корзинку с пирожками и маслом. А почему вы показываете мне знак «-»? Неужели я что-то перепутала? Тогда помогите мне, пожалуйста, отгадать, где чей подарок. Только вспомните, как школьники отвечают? Репетиция по знакам [1] и [2]. Учитель показывает подарок и указывает на знак для ответа. Работа в группах У. Самый лучший подарок прислала вам героиня сказки, в которой есть вот такие строчки: Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Узнали, кто прислал вам подарок? Золотая рыбка прислала вам свой портрет. Дети в группах собирают изображение рыбки. Подводятся итоги групповой работы. Учитель вручает ордена группе, которая работала дружно, тихо и использовала знак «Мы готовы». Игра «Мы с товарищем вдвоем очень весело живем» — Как вы думаете, что вам нужно сделать, чтобы поиграть в эту игру? Дети. Выбрать друга. У. Молодцы! А теперь найдите друга с помощью жестов. Если я даю один звонок, то вы играете, веселитесь, а если два звонка — прячетесь. Дети играют. — Что было важно в этой игре? Д. Выбрать друга и слышать звонки. У. Вот видите, школьники даже в играх учатся. Создание проблемной ситуации У. Весело вам было играть? А вот Бельчонок и Зайчонок играли, играли и поссорились. Учитель разыгрывает ситуацию с использованием игрушек. — Поспорили Зайчонок и Бельчонок, чье имя длиннее. Один кричит: «Мое!», другой: «Нет, мое!» Ругались, ругались и даже подрались. Понравилось ли вам, как спорили друзья? Почему? Как можно им помочь? Давайте мы поможем незадачливым друзьям решить их спор. Как узнать, чье имя длиннее? Правильно, разделить имена на слоги. Кто будет Зайчонком и поделит свое имя? Кто будет Бельчонком и поделит свое имя? Так что скажем по поводу длины имен? Д. Одинаковые. У. Помогли ли мы зверям решить их спор? Кто из вас, ребята, догадался, как надо правильно спорить? Ссоры или драки могут решить спор? Д. Нет. Итог занятия У. Чему вы сегодня научились на уроке? Кто вам помогал? Какие сказочные герои приходили на урок? Какой у нас был урок? Закончим мы его тоже необычно. У каждого из вас есть друг — очень близкий вам человек. Я думаю, ему будет приятно услышать добрые слова в свой адрес. Я пойду по классу и соберу эти добрые слова в волшебную шкатулку. Это будет самая дорогая вещь в нашем классе. Иногда мы будем открывать ее и повторять добрые слова о своих друзьях.
Тема 12. Учимся спорить
Задачи: формировать умение вести дискуссию; ввести критерии оценки: «ровно», «точно». Оборудование: знаки, тетрадь, линейка, простой карандаш, куклы «Буратино» и «Незнайка». ХОД ЗАНЯТИЯ Организационный момент Игра «Вот так!» Дети играют по известным им правилам. Учитель. Молодцы! Вы все работаете очень дружно. Значит, можно предложить вам задание: проверить работу Незнайки. Незнайка написал: «Теперь пора года весна. На красный свет можно переходить улицу. Груши растут на березе. Я живу в городе Минске. Слоны живут на севере». Дети знаками «+», «-» оценивают правильность высказываний.
Индивидуальная работа У. Жуки и гусеницы решили посоревноваться в беге. Им нужны абсолютно одинаковые беговые дорожки. Научимся их чертить. Учитель показывает, как работать с линейкой и карандашом, учит чертить отрезки. Дети делают несколько тренировочных отрезков. — Вам надо начертить дорожки длиной 7 см. Начертите 5 дорожек и выберите самую лучшую. Какой должна быть самая лучшая дорожка? Дети. Ровная, точная. У. Что значит ровная? Выберите самую ровную дорожку и поставьте возле нее «+». Что значит точная? Как проверить точность? Измерьте еще раз дорожки и выберите самую точную. Какой знак вы возле нее поставите? Создание проблемной ситуации Учитель разыгрывает сценку с Буратино и Незнайкой, которые, начертив дорожки для жуков и гусениц, затеяли ссору: — Забирай, Буратино, свои дорожки. Они неровные. — Неправда! Я их хорошо вымерил. — Нет, для жука ты сделал длиннее. — Нет, одинаковые! — Нет, длиннее! — Ты плохой судья! — А ты косой и слепой! У. Смогли ли наши герои договориться? Д. Нет, они стали обзывать друг друга. У. Почему это произошло? Д. Они забыли о взаимоуважении. У. Какое простое доказательство было в этой ситуации? Д. Линейка. Работа в парах Ученики обмениваются листочками и проверяют работу соседа. Если они согласны с оценкой, то рисуют кружок и ставят в него знак «+», если не согласны — «-». Пара договаривается, чья дорожка будет для гусениц, чья — для жуков. У. Скажите, пожалуйста, как вам удалось договориться и выбрать одинаковые дорожки? Кому пришлось поспорить? Кто поссорился во время этого спора? Почему? Кто не ссорился? Что вы для этого делали? Как вы доказывали? Можно ли было на глаз определить длину дорожек и сравнить их? Попробуйте разыграть сценку спора Буратино и Незнайки правильно, по-школьному. У кого получилось? Покажите всем. Танцевальная Физкультминутка «Давайте жить дружно» Итог занятия У. Кому сегодня было интересно на уроке? А кому было трудно? Как же так — некоторым детям было и интересно, и трудно? Разве так бывает? Действительно, в школе бывает трудно, но это все равно интересно для школьников. Чему вы научились сегодня на уроке?
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ? Советы родителям Делайте! Радуйтесь вашему ребенку. Внимательно слушайте вашего ребенка, когда он разговаривает с вами. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. Будьте терпеливы. Говорите медленно. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Чаще хвалите вашего ребенка. Поощряйте игры с другими детьми. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку. В семьях, где родители и дети дружат, чем-то занимаются вместе, проблемы поколений возникают гораздо реже.
Не делайте! Не перебивайте ребенка. Не принуждайте делать то, к чему он не готов. Не говорите, например: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя». Не критикуйте вашего ребенка в присутствии других людей. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений. Обращайтесь с ребенком так, как подсказывает родительское сердце.
Тема 13. Знак «Вопрос»
Задачи: дать детям возможность выхода из ситуации, когда чего-то не знаешь; формировать умение задавать вопросы по существу. Оборудование: изученные знаки, тетрадь «Солнышко», знаки вопроса для всех детей, игрушки — Знайки. ХОД ЗАНЯТИЯ Повторение школьных знаков Игра «Путаница» (с использованием знаков «+», «-») Учитель выполняет разные действия: указывая на ребенка, называет любое имя; произносит какое-то утверждение и др. Дети с помощью знаков показывают, согласны они с учителем или нет.
Игра «Покажи знак» Учитель. У нас в классе много правил. Так же, как водители автомашин должны знать и соблюдать правила дорожного движения, так и школьники должны знать и соблюдать школьные правила. Для каждого правила есть свой знак. Вы помните эти знаки? Учитель демонстрирует знаки, дети пантомимой показывают их значение К нам на урок сегодня пришли разные игрушки. Вот они. Что ж я говорю: «Разные?». Они все одинаковые! Вы удивлены? И все они уверяют, что их зовут одинаково: Знайка. Что значит такое имя? Дети. Знайка все знает. У. Вы им верите, ребята? А вы любите обманщиков? Так что нам делать? Может, выгнать их всех? А вдруг они правду говорят? Как же нам поступить? Д. Проверить их знания. У. Ну что ж, давайте устроим им экзамен. Я задам им вопросы, а вы внимательно слушайте и знаками покажите мне, правду ли они говорят. Знайки работают в группах, дети оценивают их ответы знаками-символами «Согласен», «Не согласен». Если в группе возникают разногласия, взрослый привлекает внимание всех детей к возникшему вопросу. Вопросы могут быть следующими: Какие фрукты вы знаете? Какие деревья вы знаете? Назовите домашних птиц. Назовите разные страны. Какие школьные предметы вы знаете? Со Знайками, не выдержавшими экзамен, дети поступают по своему усмотрению (отправляют назад или берут с собой, чтобы они всему научились). Игра «Я тоже» Дети встают в круг. Учитель кидает ребенку мяч и сообщает какую-то информацию о себе. Ребенок возвращает мяч и говорит: «Я тоже». Но учитель может сказать не только «Я люблю мороженое», но и «Мне сорок лет». Не надо заранее предупреждать детей, что с учителем не всегда надо соглашаться: пусть попавшему в подражательную ловушку самому будет смешно. Создание проблемной ситуации — С мячом очень весело попадать в ловушки. Это же все-таки игра. А вот на уроке в ловушки вам хотелось бы попадать? Почему? Что нужно, чтобы не ошибаться? Д. Быть внимательными. У. Давайте попробуем. Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них с помощью знаков [1] и [2]. Кто знает эту букву? [1] Где живет слон? [2] Сколько у нас в классе окон? [1] Сколько в классе групп? [2] Задавая один из следующих вопросов, учитель не показывает никакого знака. — Как называется животное, у которого есть хобот? В классе могут возникнуть шум или замешательство. — А в чем дело, ребята, почему вы по-разному отвечаете? Вы не знаете, как отвечать? Как же быть? Введение нового правила У. Скажите, а что вы делаете дома, если чего-то не знаете? А как вы думаете, в школе можно задавать вопросы или нет? Давайте попробуем. Учитель повторяет последний вопрос и просит детей задать ему встречный вопрос. В классе может возникнуть шум. — Ребята, это хорошо, что вы не стали делать ошибок, а спросили меня. Но получилось у вас как-то шумно. Может быть, воспользуемся подарками, которые нам прислали ученики лесной школы? Учитель достает знак «Вопрос» и дает всем детям карточки со знаком вопроса. Снова задается последний вопрос, и дети тренируются задавать вопросы молча — знаками. — Каждый раз, когда я буду видеть, что кто-то поднял этот знак, я буду спешить к вам на помощь. Физкультминутка «Карлики — великаны» У. Покажите, какие вы сейчас большие. А какие вы были раньше маленькие? Давайте поиграем в игру, в которой надо быть очень внимательными, потому что я буду вас запутывать. По сигналу «карлики» вы должны приседать, а по сигналу «великаны» — тянуться вверх. Учитель выполняет действия вместе с детьми, но вскоре начинает запутывать детей: говорит «карлики», а сам тянется вверх и т.д. Игра «Угадай-ка» Дети работают на с. 66 тетради «Солнышко». Учитель предлагает детям загадать всем вместе по картинке какой-нибудь предмет, но ему (учителю) об этом не сообщать. Угадывание заключается в следующем: надо задать как можно больше вопросов про этот предмет, чтобы быть уверенным в правильности отгадки. Например: этот предмет живой? Этот предмет едят? Под этим предметом прячутся от дождя? И т.д. После первого проигрывания учитель загадывает предмет, а дети отгадывают. Возможен вариант игры по группам, в парах. Итог занятия У. Кому понравился урок? Что нового вы узнали? Кто считает, что задавать вопросы на уроке очень важно? Почему? Кому трудно было задавать вопросы?
|