Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «внутренняя политика николая 1. Общественное движение во второй четверти 19 века»

Поиск

Тема: «Внутренняя политика Николая 1. Общественное движение во второй четверти 19 века»

Тип урока: проблемно-диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

· формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

· формирование навыков преобразования информации;

· формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;

· развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

· развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Назовите два первых изменения, которые ввел Николай1.

Почему указ об обязанных крестьянах был шагом назад?

Напишите каково значение реформы Канкрина.

Поясните понятие «официальная народность»

Кто был сторонником теории «официальной народности»?

Общественное движение во второй четверти XIX в.

П.Я. Чаадаев.

     В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликова­но «Философическое письмо» Петра Чаадаева. После разгрома декабристов Чаадаев впал в глубокий пессимизм, считая, что вся­кое революционное движение пагубно для России, которую спа­сет лишь сближение с католическим Западом.

      Он полагал, что корень всего зла в том, что русские восприня­ли образование не из того источника, откуда его воспринял За­пад. В первом «Философическом письме» П.Я. Чаадаев писал, что Россия заимствовала первые семена нравственного просвещения у растленной, презираемой народами Западной Византии, и «в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места».

      Николай 1 приказал уволить цензора, пропустившего статью в печать, запретить журнал «Телескоп» и сослать его редактора Н. И. Надеждина. О самой статье император сказал, что «содержание оной - смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умали­шенного». Чаадаев был подвергнут домашнему аресту с предписа­нием лучшим московским медикам ежедневно проводить освиде­тельствование физического состояния Чаадаева как душевноболь­ного.

       Но и в русском просвещенном обществе далеко не все относи­лись с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали фор­мироваться два идейных течения - западников и славянофилов.

                         Западники и славянофилы.

          В конце 30-х гг. XIX в. два главных идеолога славянофильства - А С. Хомяков и И. В. Киреевский _ выступили со своеобразными литературными манифестами «О ста­ром и новом» АС.Хомяков и «В ответ А.С.Хомякову» И.В.Кире­евский). Они послужили началом словесных баталий, разгоревших­ся в московских салонах. Со стороны славянофилов в развернувшейся воине выступили братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев.

           Противниками славянофилов были западники - историк Т. Н. Грановский, юрист К.Д. Кавелин, литераторы и публицисты В. П. Боткин, М. Н. Катков, А.Д. Галахов. Примыкали к ним А. И. Гер­цен и В. Г. Белинский.

         В основе философии славянофилов лежала теория о конфликте России и Запада. И.В.Киреевский писал, что для жизни западного человека характерно стремление создать внешние удобные формы жизни. При этом слабые подавляются более сильными, а это, в свою очередь, ведет к революциям и анархии. Подобного не мог­ло быть в допетровской Руси, где духовная сущность личности определялась стремлением к общему благу. По мнению И. В. Ки­реевского, человек принадлежал миру, а мир - ему. Эта общ­ность не исключала внутренних смут, для защиты от которых люди создали государственный аппарат. Государство было необходимо и для организации отражения внешних нашествий.

         Один из идеологов славянофильства К. С. Аксаков писал, что на Западе государство создавалось в виде завоевания, а на Руси оно явилось результатом мирного призвания правителей. И по­тому в основе Русского государства лежали мир и согласие. Пе­редав государству власть, народ полностью отказался от полити­ческих прав, сохранив духовную свободу, т. е. свободу высказы­вать власти собственное мнение, что отразилось в деятельности земских соборов.

           В случае сохранения подобного положения Московская Русь продолжала бы приближаться к своему конечному идеалу - «об­ществу христианскому». Петр 1 повел Россию по европейскому направлению, решив дать ей западное просвещение, для кото­рого здесь не было почвы. Новшества, внедренные Петром, вос­приняли лишь высшие сословия. Народ сохранил верность своим началам и не принял «отвлеченного знания», далекого от реаль­ной жизни. Петровские реформы разорвали связь государства с землей. И теперь государство стало вмешиваться во внутреннюю жизнь народа, доведя его до положения рабов. Для того чтобы вернуть нормальное положение вещей, говорили славянофилы, высшему сословию надлежит восстановить духовную связь с на­родом.

          В отличие от славянофилов западники считали, что именно Петр 1 вдохнул душу в умирающее тело России и лишь его деяния положили начало русской истории. Даже деспотизм, пришедший в русскую жизнь с Петром 1, западники считали лишь побочным результатом.

           Заслуга Петра I - движение во всемирную историю. Реформы его - начало исторического развития России, которое было за­держано, но не остановлено в правление Николая I. От Петра I идет начало движения за освобождение личности и за создание государства и общества, обеспечивающих эту свободу. В результате петровских реформ общество было разделено на высшее сосло­вие, приобщавшееся к формам европейского бытия, и народ, на который правительство смотрело как на стадо. Даже в XIX в. сто­летии, считали западники, народ не способен принять активного участия в историческом процессе.

         И для западников, и для славянофилов было характерно стрем­ление к отмене крепостного права путем реформ. Однако в Рос­сии к тому времени появлялись общественные движения, гото­вые вести страну по революционному пути.

                                 Первые русские социалисты.

       Выдающийся литературный кри­тик В. Г. Белинский стал одним из первых в России пропагандис­тов учения социалистов. Белинский призывал к народной рево­люции, желая сам принять в ней участие. В 1846 г. вышла книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Пись­мо Белинского к Гоголю по поводу этого произведения разош­лось по России с многочисленными вставками, отражающими самые радикальные взгляды. В письме говорилось, что Россия представляет собой «ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми», где «нет, не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

            Наиболее активно занимались распространением этого письма члены кружка М.В.Буташевича-Петрашевского в Петербурге. На собраниях кружка обсуждались доклады, в которых раскрывались теории французских социалистов. У некоторых членов кружка воз­никла идея организации вооруженного восстания. Н. А. Спешнев составил «Проект обязательной подписки для членов Тайного общества», главным пунктом которого было участие в восстании. В 1849 г. большая часть членов кружка была арестована и заключе­на в Петропавловскую крепость. Суд приговорил 21 человека к расстрелу, замененному каторгой.

          Наиболее последовательный проводник социалистических идей, А. И. Герцен (1812 - 1870) в своих философских взглядах прошел путь от идеалиста до материалиста. В 1847 г. Герцен уехал за грани­цу. Запад привлек его своими, как казалось ему, демократически­ми традициями. Однако там его ждало разочарование. Революци­онные события 1848 г. породили у Герцена скептическое отноше­ние к западному обществу и его перспективам. Идеалом для него стала русская сельская община, которую он считал зачатком со­циалистического переустройства всего общества.

        В августе 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал Воль­ную русскую типографию. Здесь стали печататься альманах «По­лярная Звезда» (1855 -1869) и газета «Колокол» (1857 -1867) пер­вые бесцензурные издания, переправлявшиеся из-за границы в Россию.

Вопросы к параграфу:

Тема: «Внутренняя политика Николая 1. Общественное движение во второй четверти 19 века»

Тип урока: проблемно-диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

· формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

· формирование навыков преобразования информации;

· формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;

· развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

· развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.93.167 (0.008 с.)