Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Э-37 Русский язык и культура речи от 28.05.20. Сдать 30.05.20.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Э-37 Русский язык и культура речи от 28.05.20. Сдать 30.05.20. Тема: «Принципы русской пунктуации». Цель урока: Рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматическим признакам. Ход урока. Сегодня мы… · Выясним, на основе каких принципов строится русская пунктуация · Попытаемся выделить самый главный принцип. · Поймём, зачем нам знать принципы русской пунктуации.
Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления. В современном русском языке 10 знаков препинания: Точка (.) Вопросительный знак (?) Восклицательный знак (!) Многоточие (…) Запятая (,) Точка с запятой (;) Двоеточие (:) Тире (-) Кавычки («») Скобки (). Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста. Знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения. - Но прежде, чем поговорим о принципах, вспомним, какую роль выполняют знаки препинания в письменной речи. Три функции знаков препинания: завершения, выделения, разделения частей предложения; -Попробуем убедиться в том, что без знаков препинания невозможно понять содержимое текста Проведем лингвистический эксперимент: Классная работа: прочитайте текст и выполните задания. (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!) Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13) По Д.Гранину «Мой лейтенант» - Что затрудняет чтение? Как исправить сложившуюся ситуацию? - Чем вы будете руководствоваться при расстановке знаков препинания? - Расставьте знаки препинания, объясните функцию каждого. - Назовите цифры знаков завершения. Какие знаки завершения использовали? - Назовите цифры разделительных знаков. Что они разделяют? При выполнении данного задания мы руководствовались не только функциями знаков препинания, но и принципами русской пунктуации. Давайте вспомним эти принципы. -Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. На уроках русского языка мы уже говорили о принципах русской орфографии. То есть, об основных законах, на которые опирается эта область науки. Это морфемный, фонетический, традиционный, дифференцирующий принципы. Как известно, любое правило орфографии можно объяснить тем или иным принципом. Вообще, принцип в языке – это такое универсальное «потому что». Объяснение, как именно и почему именно так работает какое-либо правило. И если бы никаких принципов в пунктуации не было – мы бы просто ставили знаки препинания там, где мы захотим. Однако пунктуация – весьма принципиальная дама! И первый принцип, на который нужно обратить внимание – это структурный. Его ещё называют синтаксическим. Звучит он примерно так: употребление знаков препинания зависит от строения предложения. То есть пунктуация зависит от синтаксиса! Эту истину мы уже и сами знаем. Как это работает? Вот предложение Начался новый учебный год Вернее, пока что это незаконченное высказывание. А если мы хотим его закончить и оформить – нам понадобится знак препинания. Мы должны поставить что-нибудь в конце предложения. Например, точку. Можно добавить к первому высказыванию второе – Начался новый учебный год и ученики пошли в школу. Теперь получается, что в этом предложении две части – такова его структура. И мы должны отметить это: нужно отделить две части друг от друга. Сделаем это при помощи запятой. А если вместо одного сказуемого у нас вдруг три? Пошли, побежали, полетели в школу. Начался новый учебный год и ученики пошли побежали полетели в школу. Теперь строение предложения изменилось – у нас есть однородные сказуемые. И они ничем не отделяются друг от друга. Нужно их разделить. Мы для этого тоже используем запятые. Ещё раз немного изменим структуру предложения. Начался новый учебный год, и ученики искренне радуясь пошли в школу. Теперь у нас в предложение как будто вставлена какая-то лишняя деталь. На самом деле так и есть – у нас тут деепричастный оборот. Без выделения запятыми он нарушает строение предложения. Значит, придётся его выделить. А если вот так: Начался новый учебный год весело сказала Маша. Получается, что у нас здесь есть речь. И её тоже нужно как-то выделить из структуры всего предложения. Поэтому мы выделяем её кавычками. Части предложения разделяем запятой. И добавляем тире, чтобы указать на речь автора. Итак, структурный принцип довольно строг. При попытке выставить знаки препинания только там, где делаются паузы, он мигом напоминает нам, что есть синтаксис, есть строение предложения. И если мы забудем о нем, нам несдобровать. Структурный, или синтаксический, принцип является основным для русского языка. Он олицетворяет собой главный закон, который действует в языке. Знаки, которые требуются по этому принципу, обычно обязательны. Они не могут быть авторскими. И все основные правила пунктуации, которые мы будем изучать, в большинстве своём основаны именно на структурном принципе. Но почему бы не построить всю пунктуацию только по этому принципу? Потому что в речи есть ещё и смысл. Сравним два предложения: Твоё сочинение должно быть уже на моем столе. Твоё сочинение, должно быть, уже на моем столе. В первом предложении совсем необязательно ставить запятые. Но как только мы их поставили, смысл изменился. Значит, постановка этих знаков препинания продиктована смыслом. Так что в языке есть ещё и смысловой принцип. Иногда его ещё называют логическим. Его можно сформулировать так: знаки препинания ставятся в соответствии с оттенками смысла. Иногда именно знак препинания может указывать нам на определённый смысл в предложении. А по грамматическому принципу знак здесь можно и не ставить. Посмотрим на предложение С нами поедет Игорь, мой друг и Евгений. Кажется, что мы говорим о трёх людях. А если мы поставим запятую после слова друг? Тогда слова «мой друг» сразу же начинают относиться к Игорю. И получается, что с нами едет уже двое. Так сколько же человек с нами отправляется? Это зависит от запятой и от того смысла, который нужен. Вот предложение: Я сделал задание, так как меня попросили. То есть, меня попросили, поэтому я и сделал задание. А если мы переставим запятую всего лишь на одно слово? Я сделал задание так, как меня попросили. Теперь речь уже о том, что нам были даны какие-то конкретные инструкции, и мы выполнили задание именно так, как нужно. Я не пришёл, потому что заболел. Заболел, поэтому не пришёл. Если мы передвинем запятую на одно слово, получится немного другая интонация и другой смысл: Я не пришёл потому, что заболел. То есть, не пришёл именно из-за болезни, а не из-за чего-то ещё. Из-за несоблюдения смыслового принципа можно сделать нелепую ошибку. Вот предложение: Кот стоял на трёх лапах, а четвертой передней лапой пытался достать сосиску. По структурному принципу тут запятые не требуются. Но что обозначает это – четвертой передней лапой? Что-то многовато у кота передних лап! А вот если мы поставим после слова четвертой запятую, то лап окажется столько, сколько нужно. Смысловой принцип допускает авторские знаки препинания. Например, у Максима Горького есть такое предложение: «Я – видел небо». Тире между подлежащим и сказуемым совершенно не нужно. Но автор решил, что оно выражает дополнительные оттенки значения, и поставил его. Но не всегда даже и смысл может помочь. В конце любого предложения мы можем поставить точку, восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие. Структурный принцип нам здесь просто советует ставить знак препинания.
Смысловой принцип требует уточнить смысл. А уточнить его поможет интонация. Третий принцип в русском языке – интонационный. Он звучит так: знаки препинания ставятся в соответствии с интонацией. Заметим – знаки препинания далеко не всегда ставятся там, где делаются паузы при интонации. Но иногда все же ставятся. Благодаря интонационному принципу мы выбираем знак в конце предложения. Даже одно слово с разной интонацией превращается в совершенно разные предложения. То же самое с интонацией при обращении. Оно, как известно, может отделяться запятой или восклицательным знаком. При помощи разной интонации отображаются разные оттенки смысла. Вот три сложных предложения, части которых связаны при помощи разной интонации. В первом случае мы просто перечисляем события, поэтому ставим запятую. Во втором случае речь о том, что кто-то сел за парту, так как урок начался. А тире – это быстрая смена событий. Не успел человек сесть за парту, как начался урок. Есть ещё и так называемое интонационное тире. То есть, иногда тире ставится именно там, где нужна пауза. Там, где нужно обозначить дополнительную интонацию, привнести какие-то оттенки смысла. Разговаривать – долго он не мог. Человек долго не мог пользоваться речью. Разговаривать долго – он не мог. Человек мог пользоваться речью, но недолго. Какой вывод из этого мы можем сделать? Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и обозначая грамматические основы. (6 баллов, если выполнены все условия; если не выполнили одно условие -2балла, итд.). 1) Голос его звучал тихо но твёрдо глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)
Критерии: 9 – 13 б = 3 14 – 16 б = 4 17-18 б = 5 Менее 9 баллов - 2 Э-37 Русский язык и культура речи от 28.05.20. Сдать 30.05.20. Тема: «Принципы русской пунктуации». Цель урока: Рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматическим признакам. Ход урока. Сегодня мы… · Выясним, на основе каких принципов строится русская пунктуация · Попытаемся выделить самый главный принцип. · Поймём, зачем нам знать принципы русской пунктуации.
Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления. В современном русском языке 10 знаков препинания: Точка (.) Вопросительный знак (?) Восклицательный знак (!) Многоточие (…) Запятая (,) Точка с запятой (;) Двоеточие (:) Тире (-) Кавычки («») Скобки (). Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста. Знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения. - Но прежде, чем поговорим о принципах, вспомним, какую роль выполняют знаки препинания в письменной речи. Три функции знаков препинания: завершения, выделения, разделения частей предложения; -Попробуем убедиться в том, что без знаков препинания невозможно понять содержимое текста Проведем лингвистический эксперимент: Классная работа: прочитайте текст и выполните задания. (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!) Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13) По Д.Гранину «Мой лейтенант» - Что затрудняет чтение? Как исправить сложившуюся ситуацию? - Чем вы будете руководствоваться при расстановке знаков препинания? - Расставьте знаки препинания, объясните функцию каждого. - Назовите цифры знаков завершения. Какие знаки завершения использовали? - Назовите цифры разделительных знаков. Что они разделяют? При выполнении данного задания мы руководствовались не только функциями знаков препинания, но и принципами русской пунктуации. Давайте вспомним эти принципы. -Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. На уроках русского языка мы уже говорили о принципах русской орфографии. То есть, об основных законах, на которые опирается эта область науки. Это морфемный, фонетический, традиционный, дифференцирующий принципы. Как известно, любое правило орфографии можно объяснить тем или иным принципом. Вообще, принцип в языке – это такое универсальное «потому что». Объяснение, как именно и почему именно так работает какое-либо правило. И если бы никаких принципов в пунктуации не было – мы бы просто ставили знаки препинания там, где мы захотим. Однако пунктуация – весьма принципиальная дама! И первый принцип, на который нужно обратить внимание – это структурный. Его ещё называют синтаксическим. Звучит он примерно так: употребление знаков препинания зависит от строения предложения. То есть пунктуация зависит от синтаксиса! Эту истину мы уже и сами знаем. Как это работает? Вот предложение Начался новый учебный год Вернее, пока что это незаконченное высказывание. А если мы хотим его закончить и оформить – нам понадобится знак препинания. Мы должны поставить что-нибудь в конце предложения. Например, точку. Можно добавить к первому высказыванию второе – Начался новый учебный год и ученики пошли в школу. Теперь получается, что в этом предложении две части – такова его структура. И мы должны отметить это: нужно отделить две части друг от друга. Сделаем это при помощи запятой. А если вместо одного сказуемого у нас вдруг три? Пошли, побежали, полетели в школу. Начался новый учебный год и ученики пошли побежали полетели в школу. Теперь строение предложения изменилось – у нас есть однородные сказуемые. И они ничем не отделяются друг от друга. Нужно их разделить. Мы для этого тоже используем запятые. Ещё раз немного изменим структуру предложения. Начался новый учебный год, и ученики искренне радуясь пошли в школу. Теперь у нас в предложение как будто вставлена какая-то лишняя деталь. На самом деле так и есть – у нас тут деепричастный оборот. Без выделения запятыми он нарушает строение предложения. Значит, придётся его выделить. А если вот так: Начался новый учебный год весело сказала Маша. Получается, что у нас здесь есть речь. И её тоже нужно как-то выделить из структуры всего предложения. Поэтому мы выделяем её кавычками. Части предложения разделяем запятой. И добавляем тире, чтобы указать на речь автора. Итак, структурный принцип довольно строг. При попытке выставить знаки препинания только там, где делаются паузы, он мигом напоминает нам, что есть синтаксис, есть строение предложения. И если мы забудем о нем, нам несдобровать. Структурный, или синтаксический, принцип является основным для русского языка. Он олицетворяет собой главный закон, который действует в языке. Знаки, которые требуются по этому принципу, обычно обязательны. Они не могут быть авторскими. И все основные правила пунктуации, которые мы будем изучать, в большинстве своём основаны именно на структурном принципе. Но почему бы не построить всю пунктуацию только по этому принципу? Потому что в речи есть ещё и смысл. Сравним два предложения: Твоё сочинение должно быть уже на моем столе. Твоё сочинение, должно быть, уже на моем столе. В первом предложении совсем необязательно ставить запятые. Но как только мы их поставили, смысл изменился. Значит, постановка этих знаков препинания продиктована смыслом. Так что в языке есть ещё и смысловой принцип. Иногда его ещё называют логическим. Его можно сформулировать так: знаки препинания ставятся в соответствии с оттенками смысла. Иногда именно знак препинания может указывать нам на определённый смысл в предложении. А по грамматическому принципу знак здесь можно и не ставить. Посмотрим на предложение С нами поедет Игорь, мой друг и Евгений. Кажется, что мы говорим о трёх людях. А если мы поставим запятую после слова друг? Тогда слова «мой друг» сразу же начинают относиться к Игорю. И получается, что с нами едет уже двое. Так сколько же человек с нами отправляется? Это зависит от запятой и от того смысла, который нужен. Вот предложение: Я сделал задание, так как меня попросили. То есть, меня попросили, поэтому я и сделал задание. А если мы переставим запятую всего лишь на одно слово? Я сделал задание так, как меня попросили. Теперь речь уже о том, что нам были даны какие-то конкретные инструкции, и мы выполнили задание именно так, как нужно. Я не пришёл, потому что заболел. Заболел, поэтому не пришёл. Если мы передвинем запятую на одно слово, получится немного другая интонация и другой смысл: Я не пришёл потому, что заболел. То есть, не пришёл именно из-за болезни, а не из-за чего-то ещё. Из-за несоблюдения смыслового принципа можно сделать нелепую ошибку. Вот предложение: Кот стоял на трёх лапах, а четвертой передней лапой пытался достать сосиску. По структурному принципу тут запятые не требуются. Но что обозначает это – четвертой передней лапой? Что-то многовато у кота передних лап! А вот если мы поставим после слова четвертой запятую, то лап окажется столько, сколько нужно. Смысловой принцип допускает авторские знаки препинания. Например, у Максима Горького есть такое предложение: «Я – видел небо». Тире между подлежащим и сказуемым совершенно не нужно. Но автор решил, что оно выражает дополнительные оттенки значения, и поставил его. Но не всегда даже и смысл может помочь. В конце любого предложения мы можем поставить точку, восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие. Структурный принцип нам здесь просто советует ставить знак препинания.
Смысловой принцип требует уточнить смысл. А уточнить его поможет интонация. Третий принцип в русском языке – интонационный. Он звучит так: знаки препинания ставятся в соответствии с интонацией. Заметим – знаки препинания далеко не всегда ставятся там, где делаются паузы при интонации. Но иногда все же ставятся. Благодаря интонационному принципу мы выбираем знак в конце предложения. Даже одно слово с разной интонацией превращается в совершенно разные предложения. То же самое с интонацией при обращении. Оно, как известно, может отделяться запятой или восклицательным знаком. При помощи разной интонации отображаются разные оттенки смысла. Вот три сложных предложения, части которых связаны при помощи разной интонации. В первом случае мы просто перечисляем события, поэтому ставим запятую. Во втором случае речь о том, что кто-то сел за парту, так как урок начался. А тире – это быстрая смена событий. Не успел человек сесть за парту, как начался урок. Есть ещё и так называемое интонационное тире. То есть, иногда тире ставится именно там, где нужна пауза. Там, где нужно обозначить дополнительную интонацию, привнести какие-то оттенки смысла. Разговаривать – долго он не мог. Человек долго не мог пользоваться речью. Разговаривать долго – он не мог. Человек мог пользоваться речью, но недолго. Какой вывод из этого мы можем сделать?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.008 с.) |