Раздел 1. Контроль и оценка результатов учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Контроль и оценка результатов учебной деятельности



Утверждено

решением научно-методического

совета Донецкого ИППО

протокол № 1 от 29.01.2015

 

Начальная школа

 

Методические рекомендации

 

к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе

 (переработанные и дополненные)

 

Данные рекомендации составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственным образовательным стандартом начального общего образования  2018 (приказ МОН ДНР № 665 от 25.07.2018), Инструкцией о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018г.).

 

Раздел 2. РУССКИЙ ЯЗЫК

ЯЗЫК

2.1.1. Объектами проверки и оценивания учебных достижений обучающихся по языку являются составляющие коммуникативной компетентности:

· опыт речевой деятельности (аудиативные умения, способность вести диалог, строить монологические связные высказывания в устной и письменной форме, умение выразительно читать и понимать смысл прочитанного);

· знания о языке и речи, языковые умения и навыки;

· орфографические и пунктуационные умения и навыки;

· графические навыки письма, техника, скорость письма, культура оформления письменных работ.

Аудирование (слушание и понимание прослушанного)

Проверку аудиативних умений рекомендуем осуществлять фронтально во 2-4 классах в конце II и IV четверти.

Проверяются умения: воспринимать на слух незнакомый текст и понимать во 2 классе элементы фактического содержания (кто? что? где? когда? как?), запоминать последовательность событий; в 3-4 классах - фактическое содержание, причинно-следственные связи, основную мысль высказывания, образные выражения.

Для проверки используется незнакомый текст художественного стиля и вопросы с вариантами ответов.

Объемы текстов для аудирования и требования к заданиям:

  Количество слов в тексте Требования к составлению тестовых заданий
2 класс 120-200 слов 4 вопроса с двумя вариантами ответов на каждый
3 класс 220-300 слов 6 вопросов с тремя вариантами ответов
4 класс 320-400 слов 6 вопросов с четырьмя вариантами ответов

 

Аудиативные умения (выполнение тестовых заданий) оцениваются по таким требованиям:

Отметка Характеристика результатов учебных достижений об уча ю щихся 2 класса
2 Обучающийся допускает 3-4 ошибки.
3 Обучающийся допускает 2 ошибки.
4 Обучающийся допускает 1 ошибку.
5 Обучающийся правильно отвечает на все вопросы.
  Характеристика результатов учебных достижений об уча ю щихся 3-4 классов
2 Обучающийся допускает 4-6 ошибок.
3 Обучающийся допускает 2-3 ошибки
4 Обучающийся допускает 1 ошибку.
5 Обучающийся правильно отвечает на все вопросы.

Чтение

Проверку сформированности умения читать в 1 классе целесообразно осуществлять индивидуально в конце учебного года на материале (готовит учитель), в котором использованы все буквы алфавита, слоги различных типов.

Во 2-4 классах сформированность читательских умений рекомендуется проверять на уроках литературного чтения не менее двух раз в год.

При оценке сформированности умения читать учитываются: способ чтения (слогами, целыми словами); правильность чтения; скорость, понимание прочитанного.

 

Таблиц а перевода тестового бал л а в оц е нку

Тестов ы й бал л 1-3 4-6 7-9 10-12
Отметка «2» «3» «4» «5»

 

Таблиц а перевода тестового бал л а в оц е нку

Тестов ы й бал л 1-3 4-6 7-9 10-12
Отметка «2» «3» «4» «5»

Промежуточная аттестация по русскому языку проводится с целью определения степени освоения обучающимися содержания по предмету за год (полугодие) и проводится в форме административных контрольных работ.


Л И ТЕРАТУРН О Е ЧТ ЕНИЕ

 

Ч тение вслух

Проверку развития навыка чтения вслух во 2-4 классах рекомендуем осуществлять индивидуально в процессе текущего и четвертн ого контроля. Контроль навыка чтения вслух осуществляет учитель.

Проверяются все качества навыка чтения вслух (правильность, способ, понимание, выразительность, темп).

Чтение вслух обеспечивается более сложным психофизиологическим механизмом, чем чтение молча. В нем, кроме зрительного, активно действуют речедвигательный, слуховой каналы, которые имеют влияние на полноту восприятия, запоминания, усвоения содержания прочитанного.

Учитывая это, не рекомендуется осуществлять контроль понимания прочитанного вслух на незнакомых текстах.

Проверку понимания учениками прочитанного вслух рекомендуется осуществлять в процессе текущего оценивания в течение года.

Контроль техники чтения вслух (правильность, способ, темп) проводится индивидуально. В зависимости от количества учеников в классе - в течение 2-х последних недель или одной предпоследней недели II четверти и IV четверти.

Для чтения ученику предлагают незнакомый художественный, научно-художественный текст, который в каждой возрастной группе отличается объемом, сложностью содержания, языком, построением предложений, шрифтом и т. д. В целях обеспечения равных условий проверки учитель выбирает для чтения один и тот же текст.

Особого внимания при проверке техники чтения требуют дети, которые имеют определенные психофизиологические особенности: естественную медлительность, заикание, плохое зрение. Данные психофизиологические особенности при осуществлении контроля не является основанием для снижения балльной оценки. Контроль за качеством чтения у таких детей осуществляется при текущем опросе.

Итоговый балл за сформированность навыка чтения вслух выводится с учетом техники чтения и понимания содержания прочитанного.

Показ ател и скорости ч тения вслух:

Клас с І - ІІ четверть ІІІ -IV четверть
1 -              20-30 сл/мин
2 35-45  сл/мин 50-60  сл/мин
3 65-70 сл/мин 75-80  сл/мин
4 80-85 сл/мин 90-95  сл/мин

 

Меньший и больший числовые показатели для каждого класса являются нормативными. Больший числовой показатель соответствует критериям высокого уровня, если обучающийся полноценно овладел другими качествами чтения.

 

Сформ иро ван но сть навыка ч тени я вс лух (правильн о сть, спос о б, темп) в III - IV четверти 2 клас са определяется такими требованиями:

Отметка Характеристика результатов учебных достижений об уча ю щихся
2 Обучающийся читает по слогам, допуская пропуск, перестановку букв и слогов, ошибки языкового характера, многочисленные ошибки в окончаниях, ударении слов. Темп чтения существенно ниже нормы (на 10 и более слов от меньшего нормативного числа).
3 Обучающийся читает словами и слогами. Чтение монотонное в темпе ниже  меньшего показателя нормы на 5-6 слов). Часто допускает ошибки в произношении, ударении слов.
4 Обучающийся читает словами, плавно, правильно, в темпе незначительно меньше нормы. Возможны отдельные ошибки в ударении слов, нескольких орфоэпических, речевых ошибок.
5 Обучающийся читает словами и группами слов, правильно, плавно, в темпе соответствующем большему показателю нормы, с соблюдением норм литературного произношения.

 

Ч тение мо лча

Уровень развития навыка чтения молча (технической и смысловой его сторон) в 3-4 классах рекомендуем проверять и оценивать (начиная с 3 класса, II I четверти) два раза в год.

Учитываются такие характеристики этого вида чтения: способ (наличие или отсутствие артикуляции - внешних речевых движений), понимание содержания прочитанного, темп чтения.

Контроль технической стороны навык а чтения молча (способ, темп) учитель может осуществлять во время проведения письменных (самостоятельной и контрольных) работ по предложенной ниже методике.

Сначала на материале текстов учитель проверяет техническую сторону чтения. Для этого предлагает ученикам взять в руки карандаши. По указанию учителя: «Начинаем читать!» - школьники углубляются в чтение. Через 2 минуты учитель говорит: «Остановитесь». Каждый из учеников ставит карандашом точку над словом, на котором он остановился. Далее ученики дочитывают (перечитывают) текст и выполняют предложенные задания.

В процессе проверки учитель устанавливает количество прочитанных слов каждым учеником (ученицей) за 2 минуты, которое делит на 2, и получает количество слов, прочитанных за 1 минуту.

Ученикам, у которых темп и способ чтения не соответствуют нормативным показателям, советуем снизить оценку не более чем на 1 балл.

Требования к оцен иванию опыта читательской деятельности обучающихся 3-4 клас сов

Отметка Характеристика результатов учебных достижений об уча ю щихся
2 Обучающийся описывает фактическое содержание произведения отдельными, не связанными между собой предложениями с опорой на план. Допускает многочисленные языковые, речевые, орфоэпические ошибки. Частично понимает значение большинства слов, словосочетаний в тексте.
3 Обучающийся связно, но недостаточно полно воспроизводит фактическое содержание произведения с опорой на план. Отчасти нарушает последовательность изложения. Допускает языковые и речевые ошибки. С помощью учителя различает отдельные литературные жанры (сказка, стихотворение), отдельные структурные элементы детской книги; приводит примеры 2-3 изученных произведений, затрудняясь в определении их авторской принадлежности; выражает (без аргументации) простейшие оценочные суждения о поведении, поступках персонажей («хороший», «плохой»).
4 Обучающийся в целом самостоятельно, связно, логично, последовательно пересказывает (с учетом вида изложения) содержание произведения, формулирует его тему, составляет план; выражает и частично аргументирует свое отношение к событиям, поступкам персонажей, опираясь на текстовый материал. Использует в речи авторские средства выразительности, отчасти неудачно заменяя их собственными. Есть единичные речевые ошибки. Умеет по перечисленным учителем признакам определить жанр произведения и привести 1-2 примера. Правильно приводит 4-5 примеров произведений, которые изучались. В общем, правильно ориентируется в структуре детской книги, хотя не всегда применяет полученные знания в практической деятельности. Требует усовершенствования умение находить учебно-познавательную информацию в изданиях справочного характера.
5 Обучающийся самостоятельно, связно, логично, полно пересказывает (с учетом вида изложения) содержание произведения, выделяя главное. При пересказе заменяет диалоги рассказом. Выражает и аргументирует свое отношение не только к событиям, но и к содержанию произведения в целом, удачно используя авторские средства выразительности при описании событий, поступков персонажей, описания природы и др. Самостоятельно определяет тему и основную мысль произведения. В отдельных случаях не точно понимает подтекст. Ориентируется в мире детских книг, различает и сравнивает их по жанрово-родовыми признаками, тематической направленности, авторской принадлежности. Самостоятельно владеет операционной стороной поиска учебно-познавательной информации в изданиях справочного характера; применяет знания, умения и навыки при изучении других школьных предметов.

 

Оц е нка

«2» «3» «4» «5»
Тестов ы й бал л (3 класс) 1-3 4-8 9-13 14-16
Тестов ы й бал л (4 класс) 1-5 6-10 11-16 17-19

 

Оценка знаний обучающихся за четверть ставится с учётом текущего оценивания опыта читательской деятельности, результатов оценивания навыка чтения вслух, текущего оценивания навыка чтения молча, качества заучивания наизусть стихотворений, отрывков из прозаических произведений, результатов выполнения итоговых контрольных работ.

Годовая оценка выставляется на основе оценок за  каждую четверть.

 


Раздел 3. УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

 

3.1. Оценивание учебных достижений по украинскому языку рекомендуем осуществлять согласно с основными целями обучения, предполагающими формирование коммуникативной компетентности с учетом интересов и возможностей учеников начальной школы.

Объектами проверки и оценки являются:

· речевые умения по аудированию, говорению, чтению, письму;

· сформированность определенного круга языковых знаний, умений и навыков, которые позволяют обучающимся овладевать устной и письменной формами украинской речи.

СВОДНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Учитель самостоятельно определяет место (дату) уроков контроля

№ п/п

Виды проверок

Требования к проверке и оценке навыков речевой деятельности

1. Аудирование (слушание и понимание текста)

Во 2-3 классах проверке подлежат умения слушать неторопливое интонационное оформленное чтение учителем (со скоростью 70 - 100 слов в минуту) незнакомого художественного текста и понимать его содержание (с 1-2 прослушивания).

Для проверки понимания прослушанного текста используется незнакомый художественный текст и вопросы тестового характера с вариантами ответов. Ученикам 2 класса предлагают 4 вопроса, закрытого типа, на которые можно ответить словами "да" - "нет". Ученикам 3 класса - 4 вопроса альтернативного типа, в формулировке которых содержатся варианты ответов.

  Количество слов в тексте Требования к составлению тестовых заданий
2 класс 80-120 слов 4 вопроса с двумя вариантами ответов на каждый ("да" - "нет")
3 класс 120-150 слов 4 вопроса альтернативного характера

 

Аудиативные умения (выполнение тестовых заданий) оцениваются по таким требованиям:

Отметка Характеристика результатов учебных достижений об уча ю щихся 2-3 классов
2 Обучающийся допускает 3-4 ошибки.
3 Обучающийся  допускает 2 ошибки.
4 Обучающийся допускает 1 ошибку.
5 Обучающийся правильно отвечает на все вопросы.

Требования к оцениванию монологической речи

Рекомендуем проверять умения: составлять (разыгрывать) диалог, устное изложение или устное сочинение.

При проверке навыка говорения небходимо учитывать степень самостоятельности работы обучающегося и  степень помощи учителя. Обучающимся, имеющим начальный или средний уровнь развития навыков диалогической речи целесообразно предлагать различные вспомогательные материалы: рисунки, отдельные реплики (подсказки), образцы диалога, план высказывания и т. п. Обучающиеся, которые достигли достаточного уровня, могут выполнять соответствующие задания с незначительной помощью учителя, высокого - самостоятельно.

Диалогическая речь

Единицами контроля являются умения:

· составлять и разыгрывать диалог в соответствии с предложенной ситуацией или ситуативным рисунком и целью высказывания (речевого задания);

· соблюдать правила речевого этикета;

· употреблять этикетную лексику и формы обращения;

· соблюдать нормы литературного языка (лексическая и грамматическая правильность); а также:

· ориентация на слушателя, с оответствие употребленн ых реплик-ответов содержани ю вопросов;

· м ера самостоятельности в ведении диалога;

· с оответствие количества реплик указанном у объем у.

Монологическая речь:

Единицами контроля являются:

- содержательность, последовательность (логика), четкость рассказ а;

- соответствие теме;

- лексическая, орфоэпическая и грамматическая правильность речи;

- ориентация на слушателя;

- соответствие объема рассказа указанным требованиям.

Чт ение

 Чтение вслух

Во 2 классе в конце IV четверти можно проверять умение правильно читать слова, предложения, небольшие тексты и понимать прочитанное. Ориентировочная скорость чтения - 25-30 слов в минуту.

При оценке сформированности умения читать во 2 классе учитываются: способ чтения (слогами, целыми словами); правильность чтения; скорость и понимание прочитанного.

В 3-4 классах целесообразно осуществлять текущую проверку умений обучающихся читать вслух с определённой скоростью, с соблюдением орфоэпических, фонологических и интонационных норм, логических пауз, с ориентацией на слушателей; понимать прочитанное.

При оценивании желательно учитывать умение определять жанры изученных произведений (сказку, стихотворение, рассказ и др.), тему и главную мысль произведения, его героев, умение находить образные слова и выражения и объяснять их значение.

Проверку рекомендуется осуществлять индивидуально. Объем текста определяется так, чтобы время его озвучивания учеником (с нормальной скоростью) было равно 1-2 минутам.

Клас с Скорость чтения вслух
3   40-50 слов в минуту  
4 50-65 слов в минуту

Письмо

 

Письмо как вид речевой деятельности предполагает умение правильно выразить свое мнение (передать, рассказать) в письменной форме, пользуясь графической системой языка, который является предметом изучения, соблюдая технику письма, правила правописания и умение правильно оформить письменную работу.

Умение владеть письмом как видом речевой деятельности предполагает умение построить высказывание в письменной форме - передать, рассказать об увиденном, о себе и своей семье, друзьях. Оно формируется на протяжении обучения в 3-4 классах.

Вид работы

  Спис ы ван ие Слухов о й диктант 2 25-30 слов - 3 30-40 слов 35-45 слов 4 40-50 слов 46-50 слов

 

Ориентировочные требования к оцен иванию списывани я

Раздел 4. МАТЕМАТИКА

 

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Отметка Характеристика учебных достижений обучающихся
2 Обучающийся затрудняется в ответах на большую часть поставленных вопросов;не может правильно решить задачу, делает грубые ошибки в вычислениях и не исправляет их даже с помощью учителя.

3

Обучающийся при выполнении арифметических действий допускает грубые ошибки, однако может исправить их с помощью учителя; правильно выполняет решение задачи только с помощью учителя.

4 Обучающийся в процессе вычислений допускает отдельные несущественные ошибки и сам их исправляет; в ходе решения арифметических задач дает краткие, иногда недостаточно точные пояснения при правильном решении задачи; допускает некоторые неточности в процессе практической деятельности по измерению и черчению; способен исправить допущенные неточности при  оказании незначительной помощи учителя; при оценивании практических заданий необходимо учитывать особенности развития мелкой моторики обучающихся.
5 Обучающийся дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы, правильно и достаточно быстро производит арифметические вычисления (в соответствии с требованиями программы); в процессе решения арифметических задач правильно анализирует данные условия задачи, самостоятельно составляет план решения, при выполнении решения поясняет свои действия, достаточно точно формулируя ответ на вопрос задачи; в ходе выполнения практических заданий по измерению и черчению правильно использует измерительные и чертежные инструменты, выполняет практические работы аккуратно и точно.

 

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Самостоятельная работа.

Носит обучающий характер. Цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях умениях и навыках. На выполнение самостоятельной работы отводится: 2 класс – 15-20 мин., 3-4 класс – 10-15 мин.

Оценивание самостоятельной работы:

Оценка «5» - если работа содержит не более 2 недочётов.

Оценка «4» - если выполнено не менее 75% объёма работы.

Оценка «3» - если выполнено не менее 50% объёма работы.

Оценка «2» - если выполнено менее 50% объёма работы.

 

 


Раздел 5. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(естествознание и обществознание)

Специфичность содержания предметной области "Окружающий мир" оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Объектами контроля в процессе обучения «Окружающему миру» есть:

- знания (в форме фактов, представлений, понятий) о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи и зависимости между ними;

- умение выполнять различные виды учебно-познавательных действий в отношении объектов природы и информации о них;

- умение применять специальные методы познания объектов природы (наблюдение, опыт, практическую работу и т.п.);

- умение выполнять практические действия с объектами природы;

- умение оценивать объекты природы, а также собственное поведение и поведение других людей среди природы;

- умение применять полученные знания и навыки в своей повседневной жизни;

- умение применять приобретенные знания и способы деятельности в измененных ситуациях;

- опыт осуществления способов деятельности в социальной сфере;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к различным видам деятельности, в частности учебной, гражданской.

Особенности организации контроля по "Окружающему миру"

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный устный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель готовит серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.)

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, умение выделить наиболее существенные признаки объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи.

При письменной проверке целесообразно использовать тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.; работы с индивидуальными карточками-заданиями: заполнение таблиц, изображение или дополнение схемы, диаграммы, выбор правильной даты и т.п. Задания должны быть дифференцированы по степени сложности, что позволит учесть индивидуальный темп развития каждого ребёнка.

Ещё одной формой письменного контроля являются графические работы. Они позволяют проверить осмысленность имеющихся знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

В процессе обучения на уроках «Окружающего мира» применяются различные виды контроля: текущий, периодический, промежуточный.

Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения обучающимися содержанием темы. Основная его функция - учебно-корректирующая. Этот вид контроля целесообразно использовать на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины.

Текущий контроль направлен на определение качества и уровень усвоения учебного содержания.

Отметки Характеристика учебных достижений обучающихся

2

Обучающийся воспроизводит незначительную часть учебного материала на уровне копирования образца, имеет элементарные представления и может дать ответ только по вспомогательным вопросам учителя, допуская неточности и ошибки, частично понимая воспроизведенное.

Наблюдает за выполнением практических работ, повторяет выводы о результатах наблюдений со значительными ошибками, не осознавая их сути.

3 Обучающийся с помощью учителя воспроизводит основной учебный материал, дает определение понятий, допуская ошибки и неточности, с помощью учителя устанавливает несложные связи между природными телами; обнаруживает существенные и несущественные признаки объектов, но имеет затруднения в логической последовательности при анализе объектов; сравнивает природные тела и явления по одному признаку и по наводящими вопросами учителя. При выполнении практических работ выполняет простые опыты по подробной инструкции учителя, умеет копировать образец выполнения определенных учебных действий.
4 Обучающийся достаточно полно воспроизводит учебный материал и применяет его в стандартных ситуациях; владеет способами деятельности по определенному алгоритму; отвечает на вопрос логично, но с отдельными неточностями; находит значение указанных терминов в справочной литературе; находит и систематизирует информацию по двум и более заданным источникам. Практические работы, исследования и наблюдения выполняет по инструкции с незначительной помощью учителя и правильно делает частичные выводы о результатах и способах выполнения работ; оценивает конкретные примеры поведения человека в природе, свою деятельность.
5 Обучающийся имеет системные, прочные знания о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейшей классификации; использует методы изучения природы, осознанно применяя их в стандартных и нестандартных ситуациях; использует естественно-научную лексику в устных сообщениях с применением иллюстративного материала, в письменных рассказах, выступлениях; способен организовать работу в группе и выполнять в ней отведенную роль; описывает собственные наблюдения или опыты, различает в них цель, условия проведения работы и полученные результаты; использует полученные знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни.

Фенологические наблюдения оцениваются вербально.

 Периодический контроль предусматривает проверку и оценку знаний обучающихся по одной или нескольким программным темам. Его цель - выявить и оценить качество усвоения системы естественных понятий, существенных связей и отношений между ними, умение учеников оперировать знаниями в определенных видах практической и учебно-познавательной деятельности.

В конце изучения программной темы (нескольких небольших по объему тем) рекомендуется проводить контрольную работу, состоящую из заданий различного уровня сложности.

Обращаем внимание, что уроки контроля по предмету «Окружающий мир» проводятся один раз в полугодие (во II и IV четвертях). Форму контроля (комбинированная или дифференцированная работа, тестовая работа) учитель определяет самостоятельно. В каждом классе предусмотрена разработка и презентация 2-х проектов, оценивание которых является обязательным.

Проектная деятельность

  II четверть IV четверть
1 класс Моя малая родина (фоторассказ о своей малой родине) Мой класс и моя школа. (фотоальбом о жизни класса и его презентация)
2 класс Красная книга. Возьмём под защиту. (составление Красной книги родного края) Страны мира (фоторассказ о разных странах и его презентация)
3 класс  Богатства, отданные людям (презентация проекта) Музей путешествий. (энциклопедия путешествий)
4 класс Имя на глобусе. Великие путешественники, имя которых осталось на карте мира (презентация проекта) Охрана природы в нашем крае. Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, экологические проекты в нашем крае. (фотоальбом и его презентация)

Отметка за год выставляется на основании четвертных отметок. Отметки обучающихся должны быть объективны и обоснованны, т.е. должны соответствовать текущей успеваемости ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, качество выполнения письменных, практических и других видов работ.

 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на отметки:

Ошибки:

· неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

· нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

· неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

· ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

· незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:

· отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

· ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

· неумение ориентироваться по карте, по плану;

· затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

· преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

· неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

· отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

· неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

· неточности при нахождении объекта на карте.

 

5.5. Требования к учебным достижениям обучающихся

О тметки Характеристика учебных достижений об уча ю щихся
2 Обучающийся различает объекты изучения среди других и выполняет отдельные учебные действия без осознания цели работы (по образцу, используя подробную инструкцию). Не проявляет интереса к содержанию деятельности.
3 Обучающийся воспроизводит учебного материал частично. Предпочитает конкретное перечисление фактов, действий, поступков; затрудняется аргументировать, делать выводы и обобщения. Испытывает трудности в усвоении абстрактных понятий. Избирательно реагирует на познавательный материал. Избегает интеллектуальных усилий в достижении результата.
4 Объем знаний обучающегося достаточно полный, он применяет их в стандартных ситуациях, стремится устанавливать связи и зависимости между отдельными явлениями, фактами, контролирует собственное поведение. Проявляет интерес к социальной тематике, инициирует различные проекты, но не всегда активен.
5 Обучающийся обладает глубокими знаниями по предмету, пользуется дополнительными источниками информации. Использует их для постановки и исследования проблем. Стремится к получению новых знаний, самостоятельно находит пути для достижения результата, стремится к успеху. Проявляет инициативу в реализации норм и правил поведения, побуждает к этому других. Умеет ставить познавательные цели, инициирует новые идеи, которые воплощает на практике.

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области "Окружающий мир" соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.122 с.)