Историческая роль казачества в истории страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая роль казачества в истории страны



28 июля 2019

267 дочитываний

3 мин.

413 просмотров. Уникальные посетители страницы.

267 дочитываний, 65%. Пользователи, дочитавшие до конца.

3 мин. Среднее время дочитывания публикации.


История России неразрывно связана с казачеством. Вольные воины степных окраин Руси, защищавшие ее от набегов кочевников, постепенно сформировались в воинское сословие и внесли свой вклад в создание государства российского.

Казачьи поселения стояли на самых опасных рубежах страны, и это наложило отпечаток на их жизнь, быт. Казаки не только надежно охраняли границы государства, но и стали первыми цивилизаторами многих неосвоенных регионов.

Ни один другой народ не знал подобного явления. Свойства русских характеров закаляло Дикое Поле. Этот характер в полной мере проявился и на просторах Сибири.

Не зря исторические документы того времени (в частности, царские грамоты) называли казаков «оберегателями земли русской».

Слава русского оружия на всех полях сражений неразделима с казацкой доблестью. И военные походы, и пограничная служба уходят корнями в историю российского казачества. К примеру, русская полковая разведка сформировалась, в основном, вобрав в себя древние традиции пластунов.

Уже во время Первой Мировой войны на фронтах действуют целые соединения воинов-пластунов.

 

Говоря о боевых качествах казачьего воинского сословия, достаточно сказать, что ни в одном источнике не зафиксировано ни одного казака-дезертира.

Зато сколько примеров личной доблести, героизма, основанных, прежде всего, на силе Духа воинов-казаков. Хотя, конечно, и по части воинского искусства (владение оружием, умению управляться с конем) у них было чему поучиться.

Еще во времена Ивана Грозного казаки отличились в знаменитой битве при Молодях, которая во многом решила судьбу русского государства. Можно сказать с уверенностью, что ни одна война, ни одно серьезное сражение не обошлось без участия казаков.

Что же касается создания самого российского государства, то следует помнить, что именно казаки были первопроходцами, освоившими множество новых земель от Черного моря до Тихого океана.

 

Роль казачества в освоении новых территорий вообще сложно переоценить, можно с полным правом сказать, что страна прирастала, благодаря казакам – как их ратным подвигам, так и умению обживать новые земли и налаживать на них чрезвычайно эффективную систему хозяйствования.

 

Послужили Отечеству казаки и на дипломатическом поприще, поскольку они были первыми посредниками в международных отношениях Руси со странами Востока. Их умение уживаться в мире с другими народами, обогащая как свою культуру, так и культуру своих соседей, сыграло тут не последнюю роль.

Общественно-политическая система самоуправления, которая возникла в казацкой среде, тоже является уникальным социальным явлением и этот опыт бесценен для России. Ведь он вобрал в себя древние традиции Копного и Вечевого права, хотя и дополнил их многими уникальными чертами.

По определению историка О.И.Копаниной, казачье сословие до 1917 г.

«являлось одним из видов поселенных войск, сочетавшим военно-пограничные и территориально-милиционные функции с временной службой в регулярной армии и ведением хозяйства на льготных условиях». За этими сухими определениями – судьбы сотен тысяч людей, чья жизнь была неразрывно связана с этими «поселенными войсками».

Надо сказать, государство во многом способствовало образованию таких поселений.

Так, казаки обладали многими передаваемыми по наследству правами, закрепленными в имперском законодательстве.

Конечно, наряду с правами определялись и обязанности.

В период XVI – первой половины XVII вв. казачьи территории были фактически независимыми. Вернее сказать, эта независимость была им дарована взамен на выполнение целого ряда добровольно взятых на себя обязательств перед государством.

После упрочения границ Российской империи происходит «сосредоточение и консолидация казачьих общностей, оформление их в войсковые образования».

Происходит это, начиная со второй половины XVII века, в это время государство было особенно заинтересованно в создании на своих границах мощного защитного рубежа.

В приграничных поселениях-станицах проявились многие особенности казачества. Ведь сам уклад жизни казаков предполагал несение военной службы.

Добавим, что казаки не платили никаких налогов, мало того, им было предоставлено право беспошлинной торговли на своей территории.

Впрочем, казачья вольница сочеталась с очень жесткой дисциплиной.

Помимо несения службы на приграничных землях, «казаки выставляли на срочную службу казачьи полки, отдельные сотни и артиллерийские казачьи батареи, которые несли службу наряду с регулярными частями российской армии в ее составе». (О.И. Копанина).

Еще одна важная особенность казачества – это общинное землевладение.

То есть, земля принадлежала всей казачьей Общине, и на ней действовали свои законы, своя традиция, свои, выработанные в течение нескольких столетий правила.

 

Именно на этих территориях сохранились древние принципы истинного народовластия, некогда принятые в славянских Общинах.

Равенство, товарищество, выборность и сменяемость казачьей верхушки, веротерпимость – все это были черты уникальной общности, вобравшей в себя многие славные традиции Предков.

Роль казачества в развитии воинского дела не ограничивается только участием во всех войнах и сражениях, которые вела Россия.

Можно с полным основанием сказать, что история российского казачества стала историей России. И эту связь нельзя разорвать.

 

Историк казачества А.В. Сопов подчеркивает:

"За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Хабарова, Дежнева позволяют сказать, что у России (…) была эпоха великих географических открытий."

 

Перечислять вклад казаков в российскую историю можно долго. В самые трудные годы они были надеждой и опорой страны. И они, как никто другой, сохранили древние воинские и общинные традиции славян, как и другие традиции.

В которых раскрывается Душа русского человека. В завершение нельзя не вспомнить слова великого Льва Толстого, написавшего в 1870 году:

«Вся история России сделана казаками».

РОЛЬ КАЗАЧЕСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ  

Четверг, 22 Января 2009 г. 08:49 + в цитатник


Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.
Казачество в 20 веке
В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.
На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.
Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.014 с.)