Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучить и законспектировать теоретический материал лекции.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С «25» мая 2020 г. по «30» мая 2020 г. ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть) Тема: Общие вопросы теории обучения детей с комплексными нарушениями развития Изучить и законспектировать теоретический материал лекции. Теоретико-методологические основы учения о сложной структуре аномального развития. Психика человека формируется и функционирует как единая сложная система, в которой все составляющие звенья теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. В основе рассматриваемых взглядов на психическое развитие ребенка, имеющего отклонения, лежат законы, описанные Л.С.Выготским. Согласно положению Л.С.Выготского, наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального нарушения вызывает не только изолированное выпадение одной функции, но и приводит к ряду взаимосвязанных отклонений, в результате чего складывается целостная картина атипичного, своеобразного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного биологическими факторами, и вторичных отклонений, сформировавшихся как следствие первичного. Важно выявить характер первичного дефекта и особенности его участия в образовании вторичных отклонений, которые в свою очередь определяют последующее своеобразие психического развития ребенка. Первостепенное значение имеет время возникновения дефекта. Ранняя патология обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений, нарушает весь ход психического развития ребенка. Например, глухота в раннем возрасте влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи в отличие от детей с поздней глухотой, имевших возможность речевого развития, ибо сохранный слух является непременным условием формирования речи. Значимым фактором, определяющим особенности психического развития ребенка, является степень выраженности нарушения: чем глубже и обширнее первичный дефект, тем тяжелее оказываются проявления вторичных и третичных отклонений. Структура развития любого ребенка, в том числе и имеющего отклонения в развитии, зависит от совокупности социальных факторов, от условий воспитания, в которых формируются его психика и личность. Неблагоприятные условия воспитания могут усилить патологические явления, и наоборот, положительное социальное воздействие может в определенной степени предупредить последствия первичного нарушения и способствовать преодолению уже возникших отклонений. Проблемы в развитии ребенка могут быть обусловлены множеством причин, которые необходимо рассматривать с различных позиций: o времени возникновения нарушения; o степени его выраженности; o характера и тяжести нарушения, вызванного как органическими (поражение ЦНС), так и функциональными (социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация и др.) причинами. Тема: Педагогические технологии воспитания и обучения детей с бисенсорными нарушениями (слуха и зрения) Изучить и законспектировать теоретический материал лекции. Начало формы В совместной деятельности у ребенка формируются образы предметов и действий, посредством которых систематически удовлетворяются его органические нужды. Это прежде всего предметы и действия, близко связанные с деятельностью по кормлению ребенка, с защитой от холода, с потребностью в движении, с выделительными функциями. Первоначальное обучение слепоглухонемых детей иногда по праву называют очеловечиванием. Это наиболее уникальная и специфичная область в тифлосурдопедагогике. Прежде всего сюда относится формирование образов. Формирование образов у слепоглухонемого ребенка происходит в совместной с воспитателем практической деятельности, ибо, как справедливо отмечает А. Н. Леонтьев, «для того чтобы в голове человека возник осязательный, зрительный или слуховой образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и этим предметом сложилось деятельное отношение. От процессов, реализующих это отношение, и зависит адекватность и степень полноты образа». Знакомство слепоглухонемого ребенка с каждым предметом обихода должно быть детальным и всесторонним. Затем ребенка учат узнавать знакомые ему предметы по характерным признакам, а с течением времени все больше ограничивают количество признаков, необходимых для узнавания предмета или явления. Таким образом, можно выработать у слепоглухонемого ребенка сигнальность восприятия предметов и явлений окружающего мира, чтобы одним прикосновением к предмету можно было узнать его. Накапливающиеся в сознании ребенка образы предметов и действий складываются в систему, которая постепенно начинает отражать все его совместные с воспитателем действия. Таким образом, в сознании ребенка находит отражение человеческая действительность, т. е. очеловеченное пространство, в котором он действует, и очеловеченное время, в котором эти действия располагаются в определенной последовательности. Конец формы Виды и организации коллективной деятельности слепоглухих детей. Общественно полезный труд охватывает разные стороны жизни воспитанников и преследует цели обслуживания не только отдельных групп, но коллектива в целом. К общественно полезному труду слепоглухонемых детей начинают приучать после того, как они освоят лексику, необходимую для обыденного общения в рамках индивидуального и коллективного самообслуживания. В основе общественно полезного труда слепоглухонемых лежат следующие принципы: 1) коллективизм, взаимопомощь и сотрудничество; 2) повседневность и систематичность; 3) развитие активности, инициативы и самостоятельности в труде; 4) постепенность в приобщении к труду, развитие интересов и склонностей слепоглухонемых воспитанников в труде; 5) организация многопланового труда для слепоглухонемых; Тотально слепоглухонемому ребенку доступны многие операции по общественно полезному труду, но не всегда он может самостоятельно закончить ту или иную операцию. В таких случаях опираются на взаимопомощь детей, дифференцируя эту взаимопомощь по характеру и степени дефектов. Основы развития у слепоглухонемого ребенка чувства сотрудничества закладываются с первых же дней его специального обучения. С первых дней слепоглухонемой ребенок привыкает к постоянному сотрудничеству со взрослыми и в этом сотрудничестве знакомится с разделением усилий. Система «воспитатель — воспитанник» характерна для периода первоначального обучения слепоглухонемого ребенка, когда закладываются основы человеческой психики. Весь период становления ребенка, в том числе и тотально слепоглухонемого, немыслим без сотрудничества и разделения труда в рамках самообслуживания. Переход от индивидуального самообслуживания к коллективному также происходит в сфере совместной разделенной деятельности, только более разносторонней и усложненной. Это все более укрепляет привычку к сотрудничеству, тягу к коллективу. В полную меру необходимость чувствовать рядом локоть товарища проявляется у слепоглухонемого в общественно полезном труде. Поэтому сфера общественно полезного труда особенно благоприятна для развития широкой коллективной деятельности, сопровождающейся сотрудничеством и взаимопомощью слепоглухонемых детей. Практика показывает, что в среде слепоглухонемых воспитанников еще в период коллективного самообслуживания стихийно формируются отношения бытовой взаимопомощи. Эти отношения с течением времени крепнут и обращаются в прочную дружбу, взаимопомощь и поддержку в различных жизненных ситуациях. Такие отношения следует всячески поддерживать, рассматривая их как зародыш будущих трудовых коллективов. Однако воспитатель должен постоянно держать в поле зрения жизнь этих объединений и устранять возможность возобладания в них негативных тенденций. Некоторым приемам взаимопомощи и сотрудничества слепоглухонемых детей обучают специально. При этом составляют пары или группы систематически сотрудничающих детей. Общественно полезный труд — это труд бескорыстный. Он не связан с выдачей денег на руки воспитанникам, не обращен на оперативное удовлетворение нужд отдельных воспитанников продуктами труда, а направлен на обеспечение потребностей всего коллектива. В сфере общественно полезного труда происходит разрыв между трудовыми усилиями и подкреплением: такого разрыва не было при индивидуальном и коллективном самообслуживании. Поэтому общественно полезный труд должен быть систематическим. Иначе нельзя добиться успешного формирования трудовых навыков, а главное, инициативы и самостоятельности в труде. Ведь выполнение операций по общественно полезному труду не приносит актуального подкрепления в виде удовлетворения личной нужды ребенка. Только через систематичность и повседневность общественно полезного труда в коллективе можно выработать у слепоглухонемого ребенка устойчивую привычку к труду и обратить ее в человеческую потребность. Самой благодатной базой, предопределяющей повседневность и систематичность труда, является уход за животными. Тотально слепоглухонемой ребенок не всегда может наблюдать за проявлением активности окружающих, не знает о существовании стимулов, побуждающих их к активности. Как уже говорилось, он может находиться в постоянном неведении относительно того, что день обычного человека состоит из постоянно чередующейся деятельности. Ведь слепоглухонемой в состоянии судить только о той деятельности, которая осуществляется при непосредственном контакте. Как только контакт нарушается, взрослый или зрячеслышащий сверстник исчезает из поля зрения слепоглухонемого. Поэтому слепоглухонемого ребенка специально обучают активности в бытовом труде. Ребенок поел — его привлекают к уборке посуды со стола. Пользуясь одеждой, он всегда должен содержать ее в порядке, вешать или складывать в определенное место. С самого начала работы со слепоглухонемым ребенком у него воспитывают стойкую привычку к порядку, которая, сделавшись потребностью, стала бы внутренним стимулом, одной из сторон его повседневной деятельности. Слепоглухонемой ребенок постоянно находится в системе поручений, заполняющих весь его день. Общественно полезный труд слепоглухонемых организуют по индивидуальным физическим нагрузкам с учетом медицинских рекомендаций, выдаваемых офтальмологом в письменном виде воспитателям на каждого слепоглухонемого воспитанника. Строгие меры по охране остаточного зрения слепоглухонемых детей вовсе не означают, что ребят следует полностью освободить от физических нагрузок, общественно полезного труда. Такие представления вредят работе с детьми. Слепоглухонемого нужно привлекать к посильному труду. Правильно организованный, с учетом допустимых индивидуальных физических нагрузок труд не только не вредит общему здоровью и остаточному зрению, а, наоборот, предохраняет слепоглухонемых воспитанников от детского травматизма. Большое значение в общем укреплении здоровья детей и их трудоспособности имеет строгое соблюдение режима дня и регулярное проведение дней здоровья. Вот как изложил свои впечатления от дня здоровья слепоглухонемой старшеклассник Юра Л.: «Кто говорит, что походы по лесу очень утомительны, тот или совсем никогда не бывал в походах, или знает о них понаслышке и составил себе очень неверное представление. Это нисколько не утомляет, а, скорее, наоборот, придает силы и бодрость. Ну, а лесные привалы! Это же дивный отдых! Придешь на полянку, скинешь рюкзак, расправишь затекшие плечи, и совсем станет хорошо. А тут новая интересная работа — собирать и рубить ветки для костра. На свежем воздухе это уже не труд, а отдых, зарядка бодрости и сил. Начало формы Конец формы ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У слепоглухонемого все восприятие мира переориентировано на осязание и отчасти обоняние. Слепоглухонемому доступен мир человеческих переживаний, их внешнее проявление во взаимоотношении с ним окружающих людей. Слепоглухонемой может осязательно воспринимать свежую траву, листья деревьев и цветы. Обоняние помогает этому восприятию, его эмоциональной окраске. Запахи, сопутствующие различным природным явлениям, часто приходят на помощь слепоглухонемому. Пахнет свежий белый снег, сочная зеленая трава, пахнет серая пыль, пахнут каждый по-своему красный помидор, свежий зеленый огурец и спелая желтая дыня. Хорошо, что природа проявляет себя не только цветом, восприятие которого недоступно слепоглухонемому, но и пестрой палитрой запахов, форм, структур. Надо только изощрить сохранные органы чувств, и можно будет улавливать, распознавать множество различных оттенков. С помощью осязания слепоглухонемые могут воспринимать скульптуру, тонко улавливать настроение, запечатленное автором в мимике, позах скульптурных произведений. Слепоглухонемого ребенка обучают восприятию скульптуры, предварительно научив его осязать и воспринимать объекты живой природы. Обучение начинается с регулярных уроков лепки, на которых воспитанников учат воссоздавать образы предметов и объектов природы, животных, людей, воспринятых с натуры. Уроки лепки позволяют не только формировать у слепоглухонемых навыки работы с пластилином, знакомить с ваянием, но и проводить коррекционную работу по представлениям об окружающем мире, выявлять степень адекватности имеющихся у них понятий о реальной действительности. В области ваяния слепоглухонемые могут достигать больших успехов. Произведения скульптуры должны быть повседневно доступны для слепоглухонемых учащихся. Поэтому в интерьере школы обязательно должна быть скульптура. Желательно, чтобы это были скульптурные группы, отражающие различную деятельность и взаимоотношения людей. Огромное воспитательное значение имеют экскурсии в музеи, где представлена скульптура. Широкие возможности для проникновения в мир прекрасного предоставляет слепоглухонемому художественная литература. Когда мы говорим о музыке, то предполагаем царство звуков, их гармонию и совсем забываем, что музыка — это и вибрация воздуха, возникающая при звучании инструмента, вибрация самого инструмента, пола, на котором он стоит Эстетика человеческих телодвижений также доступна слепоглухонемым. Под музыку слепоглухонемой может танцевать: вибрация пола от игры на фортепиано или рояле хорошо воспринимается подошвами ног, а вместе с вибрацией передается ритм и темп музыки. Ходят слепоглухонемые и в театр. Правда, прежде они знакомятся с содержанием постановки по книге. В театр их сопровождает переводчик, из пересказа и импровизации которого они узнают о содержании отдельных действий и актов.. Одним из средств эстетического воспитания могут быть театрализованные игры-импровизации с малой группой воспитанников. Здесь проигрываются эстетически оформленные актуальные моменты их коллективной жизни. Особенно важно, что такие игры-импровизации включают в себя пантомимические средства, воспринимающиеся детьми как выражение чувств, мыслей, утверждение коллективных ценностей и актуальныхпроблем. Из сказанного ясно, что область прекрасного многоаспектна для слепоглухонемых детей. Искусство формирует эмоциональный строй души, придает трудовому воспитанию творческую одухотворенность. Начала эстетического воспитания коренятся в общении слепоглухонемого ребенка с природой благодаря целостной, гармоничной связи ребенка со всем окружающим его в природе, в сопереживании всему растущему и живущему, без чего не могут формироваться чувства бескорыстия, доверчивости в общении с окружающими людьми. Отсутствие эстетических переживаний — причина душевной черствости, лени, общей апатии. Начало формы Конец формы ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Физическое воспитание слепоглухонемых детей — непременное условие их гармонического развития. Вместе с тем это одна из сложнейших проблем тифлосурдопедагогики. Известно, что двигательная активность тотально слепоглухонемых учащихся в среднем в 4,7 раза ниже, чем двигательная активность учащихся массовых школ. Двигательная инертность слепоглухонемых связана с боязнью самостоятельного передвижения, невозможностью принимать участие в популярных среди обычных сверстников подвижных играх. Физическое воспитание слепоглухонемых начинается в дошкольный период с преодоления боязни передвижения, с развития самостоятельной ориентировки и формирования двигательных навыков. Воспитатель ориентирует детей в комнате, где они живут, в классе, в котором учатся, в здании и во дворе школы; добивается, чтобы они самостоятельно находили дорогу. Уже в подготовительной группе слепоглухонемые воспитанники включаются в ежедневную коллективную утреннюю зарядку, а в период занятий активно участвуют в физкультпаузах. В начальных классах проводятся регулярные уроки физкультуры, куда включаются элементы лечебной гимнастики. На занятиях инструктор по физкультуре добивается четкого, согласованного выполнения движений всеми участниками. Для этого к каждому тотально слепоглухонемому учащемуся прикрепляется слабовидящий глухонемой, который посредством телесного контакта предоставляет тотально слепоглухонемому возможность подражать своим движениям. Началом и концом каждого упражнения может служить команда инструктора, подаваемая с помощью удара палкой по вибрирующему полу. Физическое воспитание слепоглухонемых детей — не только средство улучшения их соматического состояния, укрепления мышечной системы, но и средство компенсации и коррекции множественного дефекта. Для регулярных уроков физкультуры составляется специальная программа, учитывающая не только физические особенности слепоглухонемых, медицинские рекомендации, но и уровень языкового развития учащихся, с тем чтобы им можно было объяснить характер и назначение каждого упражнения, довести до сознания его пользу. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Тотальная слепоглухонемота, создавая особые условия формирования личности ребенка, не препятствует направленному обогащению его морально-этическими ценностями, выработанными человечеством.В случае тотальной слепоглухонемоты морально-этическое воздействие на ребенка сводится на начальном этапе к одному педагогу, затем — к группе детей, с которыми живет и учится воспитанник. Других каналов для восприятия морально-этических норм у него нет. Отсутствие помех, с одной стороны, упрощает дело воспитания, с другой — ограниченность чувственного опыта и скудость связей с внешним миром усложняют его. Поэтому слепоглухонемые учащиеся особенно нуждаются в специальном, целенаправленном и всестороннем морально-этическом воспитании, в котором ничего не должно быть забыто и оставлено без внимания. Необходимость специально организованного морально-этического воспитания слепоглухонемых связана с тем, что отсутствие каналов информации о поведении окружающих людей не позволяет детям усваивать самостоятельно по подражанию морально-этические нормы. Нравственность слепоглухонемого ребенка должна иметь прочную основу. Этой основой является коллективный труд, долг по отношению к коллективу и обществу в целом. Только тогда осуществляется эффективное нравственное воспитание слепоглухонемых, так как с позиций конкретного коллективного труда, его условий и требований возможно внедрять в сознание слепоглухонемого воспитанника морально-этические нормы и устранять вероятность нравственных аномалий. В условиях систематического коллективного труда можно выработать реальные морально-этические эталоны, сделать их критериями при оценке мотивов в поступках людей. Трудовые отношения сотрудничества и взаимопомощи создают благоприятную почву для морально-этического воспитания. Для тотально слепоглухонемого ребенка отсутствуют не только позитивные, но и негативные морально-этические эталоны. Их он тоже не в состоянии воспринимать по подражанию. Поэтому отклонения от нормы, наблюдающиеся у слепоглухонемых, носят специфический характер. Так, они могут издавать громкие крики, пугающие окружающих, делать гримасы, не соответствующие ситуации и их собственному настроению, совершать действия, считающиеся в обществе неприличными. К сожалению, несообразности в поведении слепоглухонемых часто становятся заметны лишь тогда, когда они попадают в общество обычных людей. В массе же подобных сверстников эти странности в поведении сглаживаются, и обслуживающий персонал, включая и педагогический, привыкает к ним и не проводит достаточной коррекционной работы. По мимике тотально слепоглухонемого бывает трудно судить о его настроении, отношении к окружающим. Слепоглухонемой должен крепко усвоить навыки опрятности. Общение слепоглухонемого ребенка с окружающими людьми значительно выигрывает от его привлекательного внешнего вида. И наоборот, неопрятность и неаккуратность сильно вредят социализации и адаптации слепоглухонемых в трудовых коллективах. Этика человеческих отношений формируется у слепоглухонемых прежде всего в зависимости от отношений, которые складываются у них с людьми близкого окружения. Огромная ответственность за нравственное воспитание лежит на тифлосурдопедагоге, так как в тот период, когда у слепоглухонемого ребенка закладываются основы нравственности, его представления о человеческих отношениях ограничены теми, которые устанавливаются в системе «воспитатель — воспитанник». Но если слепоглухонемой ребенок будет постоянно иметь лишь ограниченный кругом обучающих его специалистов позитивный опыт отношений между людьми, он окажется беззащитным в реальной жизни.. Необходимо знакомить слепоглухонемого с противоречиями реальной жизни, с ее теневыми сторонами, чтобы он имел о них представление и выработал стойкий иммунитет. Слепоглухонемых детей никогда не надо наказывать трудом. Наказание трудом — самый лучший способ привить к нему отвращение. Гораздо полезнее наказать отлучением от труда на короткий период. Для поддержания в детском коллективе слепоглухонемых высоконравственного климата необходимы поощрения. Поощрением может быть устная похвала воспитателя, учителя или представителя администрации. Поощрения выносят также пионерская и комсомольская организации. За выдающиеся успехи в учебе и труде воспитаннику можно вручить похвальную грамоту с надписями в брайлевском и плоскопечатном вариантах. О примерном воспитаннике может быть помещена заметка в стенгазету или выпущен листок-молния. Эффективным средством поощрения является стенд с вырезанными в профиль фотографиями лучших воспитанников. Даже тотально слепоглухонемые, ощупывая фотографии, узнают по профилю себя и изображенных товарищей. Они бывают чрезвычайно рады и горды таким поощрением. Необходимо вырабатывать у слепоглухонемых принятую в обществе манеру отношений между людьми, развивать в детях общительность, приветливость и дружелюбие к окружающим. Каждому слепоглухонемому должно быть присуще чувство человеческого достоинства. Один из важнейших факторов нравственного воспитания слепоглухонемых — ознакомление их с жизнью и деятельностью замечательных людей, имеющих различные дефекты и стойко их преодолевающих. УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Определяющая особенность всего учебно-воспитательного процесса состоит в его практической направленности. В содержание обучения в первую очередь входят знания, умения и навыки, необходимые для практической жизни. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста представлена разделами по формированию навыков самообслуживания, развитию коммуникации, ориентировке в пространстве, формированию элементарных математических представлений. В более старшем возрасте дети переходят к таким дисциплинам, как предметно-практическое обучение, математика, естествознание, русский язык, музыкально-ритмические занятия. Чрезвычайно важным в обучении слепоглухонемого ребенка является овладение им средствами общения. Первыми специальными средствами общения для него являются жесты. Жестами ребенок обозначает предметы, их функции, действия, элементы поведения. Овладение жестами — необходимый этап речевого развития ребенка. Следующий (за жестами) этап усвоения средств общения — формирование у ребенка словесной речи. Словесная речь в дактильной форме является надстройкой над жестовой речью, возникает внутри нее как ее вариант, а в дальнейшем развивается в самостоятельную и доминирующую форму речи. Происходит это таким путем. Жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто встречаемые в быту предметы, заменяются пальцевыми словами. Для ребенка эти обозначения также являются жестами, но только жестами другой конфигурации. Жестом ему показывается, что данный предмет можно обозначать по-другому. В дальнейшем он обозначает предмет, показанный ему, новым для него жестом, даже и не подозревая, что уже владеет словом, составленным из букв, так, как зрячеслышащий ребенок, научившийся говорить на втором году жизни, не знает, что он говорит побуквенными словами. Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не просто со слов, а со слов в системе связного смыслового текста. Смысловым контекстом первых слов являются жесты. Первые дактильные слова включены в рассказ, осуществляемый средствами мимики. Тут слова выступают на правах жестов. Лишь после усвоения нескольких десятков слов, обозначающих конкретные предметы, ребенку дается дактильный алфавит, которым практически он уже владеет. После дактильного алфавита ребенку можно дать любое слово, соотнеся его с соответствующим жестом и предметом. Заучивание букв дактильного алфавита имеет также огромное значение потому, что ребенок в процессе этого заучивания обучается восприятию дактильных букв с руки учителя. После прочного заучивания дактильного алфавита ребенку дается точечное (брайлевское) обозначение букв. Каждая брайлевская буква связывается с уже известным ребенку пальцевым обозначением буквы. Ответить на контрольные вопросы: 1. В чем заключается особенность дошкольного воспитания и обучения слепоглухого ребенка? 2. Перечислите виды коллективной деятельности слепоглухих детей. 3. Охарактеризуйте особенностиэстетического, физического, нравственного, умственного воспитание слепоглухих. Список литературы: 1. Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. — 208 с. http://pedlib.ru/Books/5/0346/5_0346-51.shtml 2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с. https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://prepod.nspu.ru/pluginfile.php/3943/mod_resource/content/0/111.pdf&ved=2ahUKEwjkkKuv5LToAhVJAhAIHaS8BwY4ChAWMAF6BAgGEAE&usg=AOvVaw24tJr_uQKNvD-jX29Kj0d6 3. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин; под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с. http://pedlib.ru/Books/3/0485/3_0485-1.shtml Выполненные задания направить по электронной почте до «30» мая 2020 г. С «25» мая 2020 г. по «30» мая 2020 г. ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть) Тема: Общие вопросы теории обучения детей с комплексными нарушениями развития Изучить и законспектировать теоретический материал лекции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.012 с.) |