Институт права, социального управления и безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт права, социального управления и безопасности



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра теории и истории государства и права

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Работу выполнил

студент группы З-40.05.01-61

________________И.Ш. Тагиев

Научный руководитель:

К.ю.н., доцент

________________А.С. Орлов

Заведующий кафедрой:

К.ю.н., доцент

_____________________________

(решение о допуске)

________________М.А. Мокшина

«___»___________ 2020 г.

Ижевск – 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………….………………….…………………………………….….….….3

Глава 1. Теоретико-правовые основы функционирования системы обеспечения национальной безопасности…………...……………………………………….......6

§1. Понятие и правовое регулирование системы обеспечения национальной безопасности................................................................…....... 6

§2. Система принципов обеспечения национальной безопасности….…..16

 

Глава 2. Принцип разделения властей как элемент системы обеспечения национальной безопасности……………………………………………..…...…....26

§1. Законодательное закрепление принципа разделения властей……..…26

§2. Реализация принципа разделения властей…..………………………....46

 

Заключение…………………………………………………………………….........56

Список литературы……………………………………………………………..…..59

 


ВВЕДЕНИЕ

Принцип разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на момент написания работы представлен неоднозначно, в правовых актах отсутствует строгое закрепление механизма его реализации.

Особенностью системы обеспечения национальной безопасности является деятельность в условиях быстро меняющихся обстоятельств, нередко граничащих с чрезвычайным положением, государственной тайны действий на опережение для подавления откровенно враждебных сил, необходимости быстрой мобилизации ресурсов и консолидации всего общества для преодоления внешних и внутренних угроз.

На протяжении всей истории эта особенность, объективно неотменяемая, была основой аргументации, рычагом, для перерождения государств                       в авторитарные режимы, со всеми последствиями эскалирующей борьбы за удержание власти лицами, потерявшими связь с реальностью и с народом.

Принцип разделения властей как инструмент в руках общества для балансирования интересов и контроля от злоупотреблений властью показал свою работоспособность (в той мере, в какой обеспечена прозрачность намерений лиц, представляющих интересы органов власти, их имущество, движение денежных средств и тому подобное). Но этот принцип предполагает множество дополнительных согласовательных процедур, замедляющих принятие решений и отменяющих уже принятые. Что является критически важным в современном динамичном мире, когда счет ведется порой на минуты.

Как сохранить принцип разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности без ущерба для скорости принятия решений?           Где границы системы обеспечения национальной безопасности, за пределами которых можно говорить о замедляющей и ненужной громоздкости системы и о высоких рисках злоупотребления ею? Что в реализации принципа разделения властей является существенным, а что является пережитком прошлого и от чего можно отказаться для ускорения согласовательных процедур?

        В правовой доктрине уделяется много внимания по отдельности исследованию принципа разделения властей и обеспечению национальной безопасности в разных областях. Но вопросы применения принципа разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности остаются недостаточно разработанными.

Целью настоящей работы является комплексное исследование применения принципа разделения властей, понимания его содержания, практики реализации и путей развития в современном праве, в нормативно-правовых актах о системе обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с вышеизложенной целью были определены задачи:

– провести анализ законодательства о системе обеспечения национальной безопасности, принципов положенных в её основу;

– провести анализ законодательства на предмет закрепления принципа разделения властей;

– исследовать трудности реализации принципа разделения властей;

– исследовать судебную практику по вопросу разделения властей;

– найти современные решения для реализации принципа разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с формированием и реализацией принципа разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, закрепляющие содержание принципа разделения властей, правоприменительная практика, а также теоретические взгляды ученых, касающиеся вопросов темы исследования.

 Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные юридические методы. В процессе написания работы были применены такие методы, как анализ, синтез, дедукция, аналогия, функциональный и структурный методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы специальные юридические методы: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой.

Теоретической базой настоящей работы являются научные труды отечественных юристов. Среди них можно выделить работы Ю.И. Авдеева, Р.С. Болдырева, М.Ф. Гацко, М.Ю. Зеленкова, И.Б. Кардашовой, Т.В. Кикоть-Глуходедовой, А.Ю. Мамычева, А.Н. Кришталюка, А.Г. Кравченко, А.И. Овчинникова, А.А. Прохожевой, С.Ю. Чапчикова, А.В. Шободоевой и других.      

Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 30.05.2001              N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении", Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении", Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О безопасности", Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и другие, связанные с исследуемой проблематикой.

     Научная новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка комплексного исследования вопроса сохранения и развития в современных условиях, правового закрепления и реализации на практике принципа разделения властей в системе обеспечения национальной безопасности.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия – страна с многовековой историей и традицией. Сменив несколько форм правления, двигаясь по пути демократизации и развития института разделения властей, мы пришли к существующему устройству государства,            к существующей системе обеспечения национальной безопасности. Но и мир не стоял на месте. Он становился всё более динамичным, создающим вызовы, которые охватывают на всё большую глубину все стороны жизни государства и общества. В ответ на эти вызовы система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации совершенствуется, меняет существующие правовые механизмы, находясь в постоянном поиске новых решений.

Легальные определения в области национальной безопасности до сих пор не совершенны, используют понятия смешанно и бессистемно, что затрудняет их восприятие и способность отличать одни объективные явления от других. Схема 1 «Системный смысл понятий в пространстве вероятность-ущерб, вероятность-польза» могла бы лечь в основу легальных определений базовых понятий, используемых в Стратегии НБ РФ.

Границы системы обеспечения национальной безопасности – важное понятие, определение которого необходимо для понимания объективных причин возникновения и снижения вероятности произвола органами, действующими под предлогом обеспечения национальной безопасности.

Системность принципов обеспечения национальной безопасности возникает, когда элементы системы способны действовать согласованно, без образования иерархии. Иначе принципы, представленные сильными субъектами, подавляют те, что представлены слабыми. Новый термин «субъект принципа» (должность или орган, представляющий и отстаивающий определенный принцип при принятии управленческого решения) должен помочь осознать, что необходимо, чтобы принципы оставались принципами,               а не просто имели высокий приоритет в иерархии правовых норм при их толковании правоприменителями. 

К сожалению, принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации обладают пока ещё малой системностью. Работа ответственных за принципы субъектов выстроена так, что стадия согласования до принятия решения практически отсутствует или имитируется, носит императивный характер, что искажает объективную картину важных факторов, создает опасные скрытые напряжения. Это поднимает вопрос о необходимости совершенствования правовых норм, на основе которых осуществляется работа субъектов принципов обеспечения национальной безопасности.

Принцип разделения властей в Российской Федерации имеет законодательное закрепление и развитую нормативно-правовую базу,                     позволяющую выделить три ветви (законодательную, исполнительную и судебную) и пять уровней власти («наивысшего» – Президента и помогающих ему государственных органов, «федерального», «субъектов РФ», «местного самоуправления» и «народа РФ»). Разделение властей существенно отличается от разделения функций, способностью власти гибко работать со всеми сигналами из среды. Разделение властей отличается и от многовластия наличием взаимных связей. Между элементами системы власти в Российской Федерации существуют институты взаимного контроля, представительства и согласования интересов. Однако, оптимальный баланс сил, как по ветвям, так и по уровням власти, пока ещё не достигнут.

Большое значение в строительстве государства имеет личность Президента Российской Федерации, вынужденно несущего на себе бремя распределителя ролей, компенсирующего отсутствие согласованности на системном уровне личной вовлеченностью в каждую проблему в стране. Исторический опыт и траектория развития нашей страны и мира позволяют предположить, какие требования к государственному устройству будет предъявлять будущее. Это надёжность и быстродействие. Для этого потребуется большая системность в нормативно-правовых актах, современные программно-технические средства и целенаправленная политика государства.

Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении дел взвешивает полномочия как трех ветвей власти, так и пяти уровней власти, показывая их объективное существование и практическую значимость. При этом обеспечение национальной безопасности требует всестороннего подхода к решению задач повышения надежности и быстродействия существующих институтов, создания новых, современных, форм взаимодействия органов ветвей и уровней власти в Российской Федерации.

Выявленные проблемы в системе обеспечения национальной безопасности, в системе принципов обеспечения национальной безопасности, в законодательном закреплении и реализации принципа разделения властей ставят вопрос о необходимости более целостного подхода при создании нормативно-правовых актов в области национальной безопасности. Для повышения системности в работе всех органов и устранения двусмысленности и неполноты в нормативно-правовых актах представляется необходимым разработать и принять федеральный конституционный закон «Кодекс о Национальной Безопасности Российской Федерации» (КоНБ РФ).

 

    

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные источники

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // СПС КонсультантПлюс

6. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" // СПС КонсультантПлюс

7. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СПС КонсультантПлюс

8. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СПС КонсультантПлюс

9. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СПС КонсультантПлюс

10. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СПС КонсультантПлюс

11. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СПС КонсультантПлюс

12. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 24.03.2020) // СПС КонсультантПлюс

13. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 06.02.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

14. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"  // СПС КонсультантПлюс

15. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

16. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.04.2020) // СПС КонсультантПлюс

17. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

18. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об Общественной палате Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

19. Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"                       (ред. от 7 мая 2013 г.) // СПС КонсультантПлюс

20. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС КонсультантПлюс

21. Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС КонсультантПлюс

22. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // СПС КонсультантПлюс

23. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // СПС КонсультантПлюс

24. Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС КонсультантПлюс

25. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" // СПС КонсультантПлюс

26. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" // СПС КонсультантПлюс

27. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602 "О Государственном совете Российской Федерации" (ред. от 22.11.2016)// СПС КонсультантПлюс

28. Указ Президента РФ от 04.08.2006 N 842 (ред. от 23.05.2013) "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам" // СПС КонсультантПлюс

29. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

30. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 05.06.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // СПС КонсультантПлюс

31. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 02.04.2020) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // СПС КонсультантПлюс

32. Постановление Правительства РФ от 27.05.2019 N 668 (ред. от 31.10.2019) "Об утверждении Положения об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

33. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" // СПС КонсультантПлюс

34. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (ред. от 03.12.2018) "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» // СПС КонсультантПлюс

35. Устав города Москвы [Электронный ресурс] / Режим доступа: свободный,                           url: https://duma.mos.ru/ru/0/page/ustav-goroda-moskvyi (Дата обращения 04.06.2020 г.)

36. Устав Санкт-Петербурга (с изменениями на 11 июля 2019 года) [Электронный ресурс] / Режим доступа: свободный, url: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/8308279 (Дата обращения 04.06.2020 г.)

37. Устав города Севастополя (Принят Законодательным Собранием города Севастополя 11 апреля 2014 г.) Режим доступа: свободный, url: https://constitution.garant.ru/region/ustav_sevastopol/ (Дата обращения 04.06.2020 г.)

38. "Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик" (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // СПС КонсультантПлюс

39. "Устав Коммунистической партии Советского Союза" (утв. XXVIII съездом КПСС) // СПС КонсультантПлюс


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.034 с.)