Стандартизация.порядок разработки, согласования и утверждения стандартов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартизация.порядок разработки, согласования и утверждения стандартов



Отраслевые стандарты разрабатываются на организационно-техническую деятельность, технические объекты, продукцию, работы (процессы) и услуги в соответствии с ГОСТ Р 1.4, а также на организацию работ по метрологическому обеспечению в ТЭКе.
3.1.1.2 Разработку отраслевых стандартов (далее - стандартов) осуществляют головные организации по стандартизации (ГОС - службы стандартизации научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций отраслей ТЭК, занимающиеся в определенной области деятельности не менее 20 лет и подтверждаемые Управлением научно-технического прогресса Минэнерго России) или технические комитеты (ТК) Госстандарта России, действующие в отраслях ТЭК в соответствии с программами по стандартизации, а также организации, выигравшие конкурс по НИОКР, организуемый Министерством энергетики Российской Федерации.
Допускается инициативная разработка стандартов организациями, входящими в число субъектов служб стандартизации ТЭК (творческими коллективами), выполняющими соответствующие требования.

3.1.1.5 Предусматривается следующий порядок разработки стандартов:
- 1 стадия - организация разработки стандарта;
- 2 стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция), рассылка на рассмотрение (отзыв), систематизация замечаний и предложений в виде сводки отзывов;
- 3 стадия - разработка окончательного проекта стандарта (вторая редакция), его согласование;
- 4 стадия - принятие (утверждение) проекта стандарта и его регистрация;
- 5 стадия - издание стандарта;
Примечание: допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку;
3.1.1.6 Функцию генерального заказчика на разработку отраслевых стандартов ТЭК, как правило, выполняет Управление научно-технического прогресса, а в отдельных случаях соответствующий Департамент (Управление) Минэнерго России. 3.1.5 Принятие (утверждение) стандарта
3.1.5.1 Разработчик представляет проект стандарта (окончательную редакцию) на принятие (утверждение) в Управление научно-технического прогресса Минэнерго России. Одновременно представляются следующие документы:
- проект приказа о принятии (утверждении) и введении в действие стандарта;
- пояснительная записка к окончательной редакции проекта стандарта;
- план мероприятий по внедрению стандарта;
- сводка отзывов на проект стандарта;
- протокол согласительного совещания (при наличии);
- копии писем, подтверждающих согласование проекта стандарта;
- перечень предприятий, которым рассылался проект (первая редакция) стандарта на отзыв;
3.1.5.2 Основополагающие и межотраслевые стандарты утверждает министр или его заместитель, а отраслевые - заместитель министра, курирующий эту отрасль. Одновременно утверждается план мероприятий по внедрению стандарта и устанавливается дата его введения в действие.
3.1.6 Регистрация и ввод в действие стандарта
3.1.6.1 Регистрация стандарта и присвоение ему обозначения производятся в соответствии с ОСТ 153-00.0-001-98.
3.1.6.2 Проект отраслевого стандарта вводится в действие приказом по Минэнерго России.

Необходимость согласования проекта основополагающих, межотраслевых и отраслевых РД со сторонними организациями определяют совместно заказчик и разработчик.
3.2.8 Разработчик представляет проект РД на утверждение в Управление научно-технического прогресса Минэнерго России, прикладывая следующие документы:
- проект приказа (распоряжения) Минэнерго России о принятии (утверждении) и введении в действие РД;
- пояснительную записку к окончательной редакции проекта РД;
- план мероприятий по внедрению РД;
- сводку отзывов на проект РД;
- перечень предприятий, которым рассылался проект РД на отзыв;

 

ТУ (технические условия)

— документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.

Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал и пр.) Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных или межгосударственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

Состав, построение и оформление технических условий должны соответствовать требованиям ГОСТов, входящих в систему ЕСКД.

Технические условия и стандарты в соответствии с законом о техническом регулировании не являются обязательными для выпуска продукции за исключением ряда видов продукции, например технических устройств, используемых на опасных производственных объектах[2].

На изделия машиностроения и приборостроения технические условия обозначают как и другие неосновные конструкторские документы по ГОСТ 2.201 (три группы знаков, разделенных точками, с кодом документа в конце):

· четырехзначный буквенный код организации-разработчика (или код, выделенный при централизованном присвоении обозначения);

· шестизначный цифровой код классификационной характеристики, присвоенный изделию и конструкторскому документу по ОКП;

· трехзначный цифровой порядковый регистрационный номер документа;

· код документа по ГОСТ 2.102 — «ТУ».

Согласно стандартам, действующим в России, технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности[1]:

· технические требования;

· требования безопасности;

· требования охраны окружающей среды;

· правила приемки;

· методы контроля;

· транспортирование и хранение;

· указания по эксплуатации;

· гарантии изготовителя.

Технические условия могут являться нормативным документом, на соответствие которому проводится сертификация продукции и получение сертификата соответствия. Также технические условия являются основным документом, необходимым для принятия решения уполномоченными службами Роспотребнадзора при санитарно-эпидемиологической оценке отечественной продукции.

Технические условия могут подлежать регистрации в Росстандарте, согласованию с Роспотребнадзором и, в отдельных, случаях — с пожарными службами, госпромнадзором и т. д.

С введением в действие 184-ФЗ "О техническом регулировании" в соответствии со статьей 13 документы в области стандартизации, объект Технические Условия не входит в перечень разрабатываемых нормативных документов в РФ.

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Ростехрегулирования России и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; "Стандартинформ" — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 350 ТК. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

 

Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии - Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.012 с.)