Лекция на тему: «Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция на тему: «Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций»



Лекция на тему: «Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций»

Что такое медиация? История вопроса. Служба школьной медиации.

Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

Экспериментальные программы медиации с использованием добровольцев-медиаторов начались в США в начале 1970-х в нескольких крупных городах. Они оказались настолько успешными, что сотни других программ были проведены по всей стране в следующие 2 десятилетия, и в настоящее время практика медиации широко распространена в Соединенных Штатах.

В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года.

Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Определяется сфера применения — урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров.

Помимо этой сферы применения медиации, существует совсем другое направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб примирения, членами которых становятся сами ученики школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. Благодаря этому в школах, где функционируют такие службы, повышается степень ответственности и коммуникативной компетентности среди обучающихся.

 

Подходы к разрешению конфликта.

Социологи разработали три подхода к разрешению конфликта.

1. С позиции силы: это разрешение конфликта за счет перевеса в силе одной из сторон. Это не только грубая физическая сила, но и психологическое давление, финансовая сила, военная, административный ресурс. Медиатор не может этим пользоваться, необходимо уйти от этого подхода. Медиатор должен понимать и должен восстанавливать баланс, сделать стороны равными. (В этом случае один выигрывает, другой проигрывает).

2. С позиции права – это разрешение конфликта на основе закона, нормативных актов, распоряжений, инструкций. (И в этом случае один участник конфликта выигрывает, а другой проигрывает). В медиации этот подход неприемлем.

В медиации участники конфликта называются «стороны» (не «жертва» и «обидчик»). Задача медиации – свести участников конфликта вместе, чтобы стороны договорились, их стимулировать, например «Давайте посмотрим, что будет, если мы сейчас не договоримся?»

3. С позиции интересов – это урегулирование конфликта на основе выявления интересов сторон и приведение сторон к взаимовыгодному соглашению.

Методы ведения переговоров.

 

Мягкий стиль Жесткий стиль Принципиальный метод
Участники - друзья Участники - соперники Участники, решающие проблему вместе
Цель - компромисс Цель - победа Цель – взаимовыгодный результат
Необходимо быть мягким по отношению к людям и к проблеме Необходимо быть жестким по отношению к людям и проблеме Отделяйте людей от проблемы. Необходимо быть мягким по отношению к людям, но жестким по отношению к проблеме.
Доверяйте окружающим Не доверяйте окружающим Продолжайте переговоры независимо от доверия
Легко меняйте свою позицию Жестко отстаивайте свою позицию Концентрируйтесь на интересах, а не на позициях
Предлагайте Угрожайте Анализируйте интересы
Не скрывайте свою подспудную мысль Скрывайте свою подспудную мысль Избегайте возникновения подспудной мысли
Ищите единственный вариант, устраивающий другую сторону Ищите единственный вариант, устраивающий вас Изобретайте взаимовыгодные варианты. Рассматривайте различные варианты решения, выбор сделайте позже
Поддавайтесь давлению Оказывайте давление Уступайте доводам, а не давлению
Стремитесь к компромиссу Настаивайте на своем Настаивайте на использовании объективных критериев
Пытайтесь избежать столкновения характеров Стремитесь победить в столкновении характеров Попытайтесь получить результат независимо от личных качеств

 

Переговорный процесс включает в себя следующие содержательные понятия:

потребности

интересы

позиции

проблема

предложения

 

Потребности.

Причиной конфликта является невозможность удовлетворить свои потребности.

Интерес: (Зачем? Почему?)

актуализированные потребности

индивидуализированные способы выражения потребностей

мотивы поведения

Для выявления интереса в переговорах необходимо ответить на вопрос — зачем, почему лицо принимает участие в переговорах?

Важно! Интересы не могут быть предметом переговоров, но предмет переговоров отражает интересы.

Позиция. Точка зрения, принцип, с помощью которого защищаются интересы. В переговорах необходимо «уйти» от позиций сторон, т.к. позиции не всегда отражают интересы.

Проблема. Это вопрос, который выдвинут для обсуждения в процессе переговоров и решение которого позволит удовлетворить интерес.

Для выявления проблемы необходимо ответить на вопрос - что обсуждать?

В ходе переговоров проблема может быть разбита на ряд конкретных вопросов, то есть пункты повестки дня.

Повестка дня должна быть:

безоценочной;

приниматься другой стороной

не содержать готовых решений

соответствовать интересам

Предложения.

высказывания сторон, которые содержат информацию о том, каким образом интересы могут быть удовлетворены и проблема решена;

способы решения сложившейся ситуации

Для выработки предложений в процессе переговоров необходимо ответить на вопрос - как решить сложившуюся проблемы?

Предложения могут (должны) быть:

финальное предложение

предложение отступления

последующие предложения

начальное предложение

Финальное предложение - предел максимальных уступок.

Предложение отступления - предупреждение участника о приближении к пределу возможных уступок.

Начальное предложение - наиболее выгодное для стороны предложение.

Соглашение.

должны быть удовлетворены все интересы

проверка на реалистичность

последствия невыполнения соглашения (санкции)

 

Принципы:

добровольность

независимость и беспристрастность (нейтральность)

равноправие и сотрудничество

конфиденциальность

 

Принцип конфиденциальности.

Принцип конфиденциальности - вся информация, относящаяся к процедуре медиации, не подлежит разглашению.

Конфиденциальность предполагает:

не разглашение информации третьим лицам (внешние отношения)

не разглашение информации в рамках процедуры медиации (внутренние отношения)

 

Информация, не подлежащая разглашению третьим лицам:

факт обращения к медиатору (организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации)

сведения, которые использовались в ходе проведения процедуры медиации (с момента начала и до окончания примирительной процедуры)

сведения, переданные медиатору до начала процедуры медиации (в ходе предварительных бесед)

Принцип конфиденциальности не распространяется на:

общеизвестные факты (известные широкому кругу лиц или которые можно получить путем обращения к общедоступным источникам)

сведения, использованные в примирительной процедуре, но получение которых возможно независимо от процедуры медиации

в случаях предусмотренных законом

в случаях, предусмотренных соглашением сторон

 

Субъекты, обязанные соблюдать принцип конфиденциальности:

стороны;

организации, осуществляющие деятельность по обеспечению процедуры медиации;

медиатор;

другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации.

 

Домашнее задание

/Работы нужно выслать до 6 мая/

Подберите правильное определение к терминам.

Конфликт

Медиация

Восстановительная медиация

Трансформирующая медиация

Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов) –

 

 

процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций. Обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации, включая предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

 

важнейшая составляющая в образовательной действительности, смысл которой состоит в создании системы отношений субъектной позиции семьи и проявлении активности как состояния, увеличения меры активности личности обучаемого, его индивидуальности, способной взаимодействовать и общаться с другими людьми.

 

естественный процесс, постоянно возникающий в жизни каждого человека. Конструктивное его разрешение возможно, если между сторонами происходит диалог, в ходе которого они высказывают друг другу свои претензии и переживания и принимают совместное решение о том, как разрешить ситуацию сейчас и не допустить её повторения потом.

 

процесс, в рамках которого с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

 

процесс, восстановления контактов между участниками, находящимися в близких отношениях, учениками класса, представителями родительского комитета в вопросе правильной регуляции взаимоотношений.

 

Лекция на тему: «Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.026 с.)