Психодиагностическое обследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностическое обследование



Психодиагностическое обследование – это деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз.

 

Этапы психодиагностического обследования:

 

1.Предварительная подготовка.

- Различение клиента и заказчика.

- Формулирование цели обследования. Сложности формулирования у заказчика.

- Заключение соглашения.

- Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп.

- Отсутствие шумов, музыки, посторонних.

- Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.

 

2. Установление контакта и мотивация испытуемых.

- Атмосфера дружелюбия и делового подхода, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство.

- Мотивация может быть разной, основная цель – заинтересовать испытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходимости.

- Максимально полная инструкция. Отсекать лишние вопросы («спросите потом»).

- Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах.

 

3. Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно обследование).

 

4. Обработка, интерпретация и анализ данных. Диагноз и прогноз. Рекомендации.

 

5. Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования (заключение, отчет).

 

При планировании психодиагностического обследования необходимо  ответить на ряд вопросов:

1. Для чего нужно проводить обследование (что может дать это обследование).

2. Какое знание должно быть получено в результате проведенного обследования, глубина этого знания.

3. Как нужно диагностировать. Это вопрос о выборе средств и методов диагностики. Ответ на этот вопрос связан с факторами, определяющими включение методик в программу обследования.

 

Факторы, определяющие включение методик в программу обследования:

1. Направленность методики на диагностику именно тех особенностей, в изучении которых заинтересован диагност (предмет диагностики).

2. Качество психометрических показателей: валидности и надежности.

3. Пригодность методики для работы с конкретным контингентом и в конкретных условиях.

4. Трудоемкость в плане затрат на подготовку, проведение, обработку, интерпретацию результатов.

5. Уровень квалификации исследователя и вспомогательного персонала.

Психологический диагноз

Психологический диагноз – конечный результат деятельности диагноста, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

 

Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

 

Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:

1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности.  Л.С. Выготский отмечает, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

 

2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

 

3. Типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом.

 

Развернутый психологический диагноз предполагает:

1) изучение общего уровня психического развития человека;

2) исследование сбалансированности личностной структуры, а также преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;

3) выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических проблем;

4) выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам;

5) оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.006 с.)