Психофизиология ощущений и восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиология ощущений и восприятия



 

Практическая работа № 1

Цель практической работы:

Изучение индивидуальных особенностей восприятия времени.

Ожидаемый результат:

Студенты приобретают компетенцию в определении восприятия времени и в психофизиологическом анализе полученных результатов.

Экспериментальный материал:

Секундомер.

 

Описание методики. Для эксперимента необходима тишина. Испытуемый сидит с закрытыми глазами. Левой рукой экспериментатор запускает секундомер и одновременно правой ударяет карандашом по столу, за которым сидит испытуемый. Следя за стрелкой секундомера, экспериментатор останавливает его через нужное время (3-15 сек.), ударив при этом карандашом второй раз.

Испытуемый должен оценить интервал между двумя ударами и в соответствии с ним запустить и остановить секундомер. Первые три пробы не учитываются.

Всего проводится 5 замеров.

Инструкция: "Определите промежуток времени между двумя ударами карандаша. Потом возьмите секундомер и, повернув его циферблатом вниз, нажмите два раза с тем же интервалом (и т.д.)".

Фиксация результатов: результаты эксперимента заносятся в таблицу.

Таблица

опыта Раздражитель (а) Показания испытуемого (в) Разность с = в - а
1. 2. 3. 4. 5. 3 15 5 12 8      

 

Обработка результатов: по результатам, зафиксированным в таблице подсчитываются:

· сумма раздражителей ;

· сумма разностей между показаниями испытуемого и раздражителем ;

· определяется точность восприятия времени в % по формуле:

 в %

 

Далее индивидуальный результат сравнивается с оценочной шкалой.

Шкала оценок

 

1 2 3 4 5
28 и более 17 - 27 6 - 16 2 - 5,5 1,5 и менее

 

Выво д: на основе сравнения собственных результатов со шкалой оценок делается вывод об уровне развития восприятия времени и его точности.

 

Практическая работа № 2

Цель практической работы:

Освоить методику изучения линейного глазомера.

Ожидаемый результат:

Студенты приобретают компетенцию в определении особенностей линейного глазомера и анализе ошибок индивидуального восприятия.

Экспериментальный материал:

Лист бумаги обычного формата, на котором нарисованы линии и окружность.

 

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

 

3. 4. 5.

______________

 

 

Описание методики: исследуемому предлагается выполнить ряд заданий без помощи измерительных инструментов согласно инструкции.

Инструкция:

1. Разделите первый отрезок на 4 равные части.

2. Разделите второй отрезок на 3 равные части.

3. На луче от точки вправо отложите отрезок длиной 4.5 см.

4. Отложите по всем осям длину отрезка 4, расположенного в правой нижней части листа 5.

5. Поставьте точку в центре окружности 3.

 

 

Фиксация результатов: определяется суммарная величина ошибок (в мм) в каждом задании.

Обработка результатов: полученные ошибки (в мм) по каждому заданию суммируются, и сумма сравнивается оценочной шкалой (см. ниже).

 

Шкала оценок

Оценка 1 2 3 4 5
Суммарная ошибка (мм) 38 и более 31 - 37 13 - 30 8 - 12 7 и менее

Выводы: на основе сравнения собственных результатов со шкальными оценками делается вывод об уровне развития линейного глазомера.

 

Практическая работа № 3

Цель практической работы:

Освоить методику изучения устойчивости внимания во время восприятия объекта.

Ожидаемый результат:

Студенты приобретают компетенцию в определении особенностей устойчивости внимания в процессе восприятия объекта.

Методика: Устойчивость внимания по Риссу в модификации Рея

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Инструкция: На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и записать соответствующую цифру, например (1 – 9). Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок.

При анализе следует учитывать:

· что преобладает: установка на скорость или точность работы,

· трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда;

· при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время, за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку /с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д./ это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.

Время, затрачиваемое на выполнение задания:

· 3мин. 30 сек. - отличный результат,

· 6-7 мин. - средний результат,

· от 13 мин. и выше - плохой результат.

В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.

 

Практическая работа № 3

Цель практической работы:

Освоить методику изучения устойчивости внимания во время восприятия объекта.

Ожидаемый результат:

Студенты приобретают компетенцию в определении особенностей устойчивости внимания в процессе восприятия объекта.

Методика: Устойчивость внимания по Риссу в модификации Рея

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Инструкция: На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и записать соответствующую цифру, например (1 – 9). Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок.

При анализе следует учитывать:

· что преобладает: установка на скорость или точность работы,

· трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда;

· при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время, за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку /с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д./ это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.

Время, затрачиваемое на выполнение задания:

· 3мин. 30 сек. - отличный результат,

· 6-7 мин. - средний результат,

· от 13 мин. и выше - плохой результат.

В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.012 с.)