Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические механизмы аутотренинга↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Физиологические механизмы аутотренинга
Курсовая работа
Студент 2 курса (211 группы) по специальности «Лечебное дело»
Научный руководитель: Золотухина А. Ю., к.б.н., доцент
Тамбов − 2021
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………... ……..3 Глава I. Литературный обзор ………………………...……….………………...5 1.1. Аутогенная тренировка……………………..…………………………5 1.2. Самовнушение……………………………..………………………….12 1.3. Сочетание аутогенной тренировки с музыкотерапией.……..….…..14 1.4. Аутогенная тренировка и сходные с ней методы…………..………15 1.5. Межполушарная асимметрия………………………………….…….18 1.6. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции……………………………………………………...…20 1.7. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации…………………………………………………………….23 Глава II. Методика исследования............................................................ 28 Глава III. Результаты и их обсуждение....................................................37 Выводы........................................................................................................ 53 Литература...................................................................................................54
Введение В нейрофизиологии и нейропсихологии хорошо известна реальность центрального, в том числе психического (сознательного), контроля периферической сенсорной информации. Однако внутренние, интимные нейропсихологические механизмы этого контроля и тончайшая регуляция функций в системе обратной связи по-прежнему являются проблемами, частично решенными в теоретическом плане, но мало исследованными практически. Это в полной мере относится и к психотерапии, механизмы которой, как справедливо отмечает L. Chertok [1963], в целом еще очень мало изучены. Аутогенная тренировка не составляет исключения. Действительно, в настоящее время известны десятки методов психотерапии, более узок перечень установленных и предполагаемых факторов, обусловливающих их лечебное действие, но сама сущность этого действия пока в значительной степени остается гипотетической, что создает существенные трудности, возникающие при сравнении различных форм и методов психотерапии. С чем же связана в таком случае широкая и все возрастающая популярность аутогенной тренировки? Достигаемые с помощью аутогенной тренировки саморегуляция эмоционально-вегетативных функций, оптимизация состояний покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организма и личности позволяют использовать метод не только в клинической практике, но и в области авиационной и космической медицины, общей и военной педагогике, при подготовке спортсменов, обучении и профессиональной адаптации специалистов операторского профиля, деятельность которых связана с воздействием экстремальных факторов труда и обитания, моделировании различных состояний человека, в том числе — в сценическом актерском искусстве, а также в ряде других профессий [Рагулин А. П., 1971].
В особый раздел медицины в настоящее время выделяются тесно связанные с аутогенной тренировкой проблемы биотокового управления и адаптивного поведения [Лобзин В. С. 1986]. Однако основным является профилактическое, психогигиеническое и психотерапевтическое применение аутогенной тренировки. Общепринятое противопоставление «функционального» и «органического» весьма условно; различия между ними в значительной степени носят количественный характер, а стадии органических изменений, за исключением острых травматических повреждений, всегда предшествуют функциональные. Основное же отличие состоит в том, что на современном этапе развития медицинской науки только стадия функциональных изменений может рассматриваться как полностью обратимая. Именно это обусловливает наблюдаемое в последние годы повышение интереса специалистов к методам донозологической функциональной диагностики.Слово, в силу заложенного в нём смысла, глубоко влияет на психику человека, воздействуя через неё на весь организм. Аутотренинг же помогает значительно усилить действие слова [В. С. Лобзин М. М. Решетников., 1980]. Целью моей работы являлось изучение особенностей влияния аутогенной тренировки на психофизиологические показатели. Глава I Литературный обзор Аутогенная тренировка Аутогенная (от греч. autos - сам и genos - возникающий) тренировка - метод самовнушения, предложенный немецким психотерапевтом J.Schultz в 1932 г. При этом методе первоначально путем самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле и таким образом достигается состояние мышечного расслабления - релаксации. Затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма. J.Schultz [1956] обратил внимание на то, что у гипнотизируемых обычно возникает ощущение тяжести и тепла в теле. Первое связано с ослаблением тонуса стенок кровеносных сосудов. Отсюда родилась мысль вызывать состояние аутогипноза путем самовнушения ощущений тяжести в теле. В дальнейшем при разработке метода этим автором были использованы некоторые приемы индийских йогов.
Это метод психогигиены, разновидность самовнушения, основанный на максимальном мышечном и духовном расслаблении, позволяющий снять напряжение, освободиться от стрессового напряжения. С помощью аутогенной тренировки практически каждый человек может научиться осознанно, расслаблять и напрягать мышцы, сосредоточивать внимание, регулировать эмоциональное состояние, управлять вегетативной нервной системой, внушать желаемые модели поведения. Основная часть аутотренинга — активные словесные формулы самовнушения [D. Muller-Hegemann., 1961]. В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето - сосудистой сфере, повышению эффективности лечения. На протяжении всей истории медицины в мышлении врачей и пациентов укоренилась мысль, что болезнь – это результат преимущественно внешних воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. реактивность организма. Т.о. теория будущего – это теория внутренних механизмов адаптационного реагирования и управления этими процессами [Шипош К. 1980]. Сегодня уже доказано, что многие физиологические процессы подвержены выраженному психологическому влиянию, но механизмы этого воздействия пока еще гипотетичны [Бурно М. Е., 1975]. Достигаемые с помощью АТ саморегуляции эмоционально – вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организмам позволили использовать в разнообразных отраслях медицины. С АТ связаны проблемы управления и адаптации поведения [Лобзин В. С., 1986]. Аутогенная тренировка в настоящее время стала основным методом психотерапии в Германии. С горячей поддержкой ее выступили Kretshmer, Muller-Hegemann, Kleinsorge, Klumbies, Binder и др. [Muller-Hegemann, Kleinsorge H., Klumbies G., 1957,1959]. В СССР она впервые стала систематически изучаться с 1957 г. [А. М. Свядощ, А. С. Ромен., 1968, 1966] и сейчас все шире и шире используется во многих клиниках России. В СССР она впервые стала систематически изучаться с 1957 г. [Свядощ А. М., Ромен А. С. 1982]. Ей посвящено около 4000 публикаций, в том числе семитомное руководство "Autogenis therapy" под ред. W. Luthe [Luthe W. 1970], монография А.С. Ромена [Ромена А. С. 1963], А. Г. Панова, Г. С. Беляева, В. С. Лобзина и И.А. Копыловой [Панов А. Г, Беляев Г. С., Лобзин В. С, Копылова И.А; Под ред. В. С. Лобзина.-1980], глава в "Руководство по психотерапии" под ред. Е. В. Рожнова [Рожнов В. Е. 1966] и др. В состояние релаксации, характеризующейся легкой сонливостью, человек легко может перейти ко сну. Исследование электрической активности головного мозга [О. П. Барановская, А. С. Ромен и А. М. Свядощ, 1961] показало, что в начале релаксации отчетливо выступает альфа-ритм. В дальнейшем в одних случаях отмечается снижение электрической активности мозга, в других — появление медленных волн различной частоты (от 2 до 7 в секунду) и амплитуды (от 25 до 100 мкВ). Они были либо единичными, либо следовали целыми сериями, появляясь периодически. Во время самовнушений (вызывания представлений тепла) отмечалась депрессия фонового ритма, главным образом в начале самовнушений. У некоторых испытуемых в состоянии покоя и релаксации, а также во время самовнушений каких-либо изменений на электроэнцефалограмме по сравнению с бодрствованием обнаружить не удавалось.
Диффузный характер изменений электрической активности, как во время релаксации, так и в момент самовнушений говорит в пользу зависимости их от тонигенных влияний ретикулярной формации. Релаксация, уменьшая поток интероцептавных импульсов, ведет к снижению реактивности гипоталамуса и тем самым к уменьшению эмоциональной возбудимости [Ромен А. С. 1963]. Некоторые данные говорят, что состояние покоя и релаксации является гипнотическим фазовым. Отсюда понятна повышенная в нем внушаемость. Особую силу в этом состоянии приобретают и самовнушения [Ромен А. С., 1970]. Рис. 1 Каталептический мост, вызванный самовнушением [А. М. Свядощ и А. С. Ромен, 1966]. Особенностью релаксации является то, что она вызвана самовнушением и что при ней гипнотическое состояние может быть избирательным по направленности, благодаря чему возможен контроль за своими переживаниями и осуществление дальнейших самовнушений [Свядощ А.М., 1974]. В клинике были проведены следующие опыты [А. С. Ромен, 1970]: 100 здоровым испытуемым (в большинстве студентам), ранее не занимавшимся аутогенной тренировкой, было предложено сесть в удобной позе, закрыть глаза и мысленно внушать себе (представлять), что их рука стала теплой. В результате 83 из них отметили, что у них действительно появилось ощущение тепла в руке. Однако когда измерили температуру кожи, то оказалось, что у 97 из 100 температура кисти сколько-нибудь существенно не изменилась (колебание в пределах 0,1—0,2°). Лишь у троих (2 актеров-профессионалов и 1 актера-любителя) она изменилась на 0,5—0,8°. Тогда 50 здоровых лиц из числа тех, которым не удалось произвольно изменить температуру кожи, были подвергнуты в течение 1—4 месяцев аутогенной тренировке. После этого 40 из 50 смогли за несколько десятков секунд путем соответствующего самовнушения повысить или понизить у себя температуру кожи кисти на 0,3—0,4°.
Причем 30 из них — более чем на 0,6°. Иначе говоря, они научились произвольно влиять на тонус кровеносных сосудов. Выработанную способность произвольного влияния на температуру кожи у ряда испытуемых удавалось обнаружить даже через год после прекращения аутогенной тренировки. Возможность произвольного изменения температуры кожи на несколько градусов с помощью аутогенной тренировки отмечают также Schultz [1979], И. К. Мировский [1967]. В другой серии опытов [А. С. Ромен., 1966] 15 студентов — членов студенческого научного кружка и 2 врачей, овладевших техникой аутогенной тренировки и никогда ранее не гипнотизировавшихся, внушая себе, что тело их напряглось, научились вызывать у себя резкую мышечную каталепсию. При этом наступало сужение сознания, появлялось ощущение невесомости тела и оно свободно удерживалось на весу с опорой на две точки — пятки и затылок, образуя каталептический мост (рис. 1). У них же при самовнушении «рука ничего не чувствует», «рука не моя» возникала анестезия, при которой можно было безболезненно проколоть кожную складку. Путем аутогенной тренировки можно резко повысить способность к визуализации представлений. В состоянии релаксации, как отмечает Schultz [1979], иногда удается вызывать и гипермнезию. Так, описываемые им испытуемые могли полностью вспомнить стихотворения, которые учили в детстве, в то время как перед этим в бодрствующем состоянии им удавалось вспомнить лишь 1—2 строчки этого стихотворения. Запоминание иностранных слов в состоянии релаксации, вызванной аутогенной тренировкой, как с их визуализацией, так и без таковой иногда протекает несколько успешнее (на 20—30%), иногда же менее успешно, чем в бодрствующем состоянии [Л. М. Ицигсон, А. С. Ромен, А. М. Свядощ 1967]. Э. Г. Рейдер и С. С. Либих отмечали, что из 14 школьников, находившихся в состоянии релаксации, вызванной аутогенной тренировкой, которым был 75 раз прочитан текст на незнакомом им языке, смогли воспроизвести 2 строки текста 13, а из 14 учеников контрольной группы — ни один [Рейдер Э.Г, Либих С. С., 1978]. В исследованиях [Свядощ. А. М, Ромен А. С, 1966, 1967] было показано, что при помощи аутогенной тренировки можно научиться погружать себя в аутогипнотическое состояние, во время которого путем самовнушения вызывать автоматическую речь (глоссолалию) и автоматическое письмо (внушая себе: «моя рука пишет сама собой, без моего участия»), влиять на скорость восприятия во время простой реакции. При этом в состоянии релаксации скорость восприятия уменьшалась, время простой реакции увеличивалось, изменялась длительность следовых образов. При самовнушении повышенного внимания скорость восприятия возрастала, время простой реакции укорачивалось. Быстрый переход из одного поясного времени в другое вызывает необходимость перестройки циклических ритмов организма (ритма сна — бодрствования, приема пищи, физиологических отправлений). Лица, овладевшие техникой аутогенной тренировки, могут путем самовнушения значительно ускорять и облегчать перестройку этих циклических процессов [Ромен А. С., 1970].
При помощи аутогенной тренировки можно научиться, как показывают наблюдения, просыпаться в строго заданное время. Иногда удается путем самовнушения выработать «сторожевой пункт» во время естественного сна, обеспечивающий возможность восприятия речи. Во время аутогенной тренировки могут возникать деперсонализационные переживания [Свядощ А. М., 1982]. Так, например, одновременно с чувством тяжести может возникнуть ощущение увеличения размеров руки, при самовнушении теплоты — ощущение чуждости или отсутствия конечности, иногда ее увеличения, в состоянии каталепсии — чувство невесомости тела. В генезе деперсонализационных переживаний, по всей вероятности, имеет значение изменение интероцептивных ощущений, связанных с мышечным расслаблением, изменением сосудистого тонуса и анальгезией, возникающих на фоне гипнотического фазового состояния [Ромен А. С. 1968]. Широко распространено мнение, что АТ - отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния. Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов сохраняются всю жизнь. Активный характер АТ выгодно отличает ее от гипноза, в котором пациент пассивен, а лечебный эффект часто сопровождается чувством зависимости от врача. Любой из методов психотерапии всегда включает два компонента: интеллектуальный (пользуясь Павловской терминологией — второй сигнальный), связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный, содержанием которого является масса факторов, воспринимаемых первой сигнальной,— выражение лица, тембр и интонация голоса, характер и особенности жестов. Уже младенцы воспринимают их глубокий, также информационный, смысл — отношение. Без возникновения специфической связи между врачом и пациентом, без эмпатии со стороны первого и симпатии второго эффективность психотерапии, как правило, весьма незначительна [Шипош К., Томка И., 1976]. Начиная с 50-х годов интерес к методу неуклонно возрастает. Миллионы людей сегодня с успехом применяют этот метод. IV Всесоюзным съездом невропатологов и психиатров АГТ была включена в комплексную психотерапию. Две значительные области применения метода – клиническая и психогигиеническая. За годы накоплен значительный клинический материал действенности АГТ [Лобзин В. С., 1986]. Наиболее эффективен метод при лечении неврозов, функциональных расстройств, заболеваний, связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляцией. АГТ способствует снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием АТ улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности больного, более продуктивно осуществляется органическое лечение [Бурно М. Е. 1975]. Лечебное действие А. т., наряду с Многолетний клинический опыт и длительные наблюдения над здоровыми людьми позволяют с некоторой условностью выделить два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматический, при котором «отреагирование» осуществляется преимущественно во внутренней сфере, и социальный, когда разрядка эмоциогенных ситуаций, как правило, направлена во вне. Первый тип более социально приемлем, но менее «удобен», так как часто сопровождается перенапряжением психофизиологических процессов, обеспечивающих надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности [Свядощ А.М., 1982]. Рассматривая аутогенную тренировку как синтетический метод, по нашему мнению, можно выделить пять основных источников, с которыми в той или иной степени она связана и на основе которых сформировалась в ее современном виде: это практика использования самовнушения так называемой малой нансийской школой [E. Coue, 1929], эмпирические находки древнеиндийской системы йогов и исследования ощущений людей при гипнотическом внушении [I. Schultz, 1966], психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций, а также разъясняющая (рациональная) психотерапия [Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. 1977]. Самовнушение Наибольшее распространение среди методик самовнушения в начале века получила система французского аптекаря Эмиля Куэ [Куэ Э.1929], названная им «школой самообладания путём сознательного самовнушения». В 20-х годах «система Куэ» получила чрезвычайно широкое распространение, что нашло свое отражение в художественной литературе того времени. В частности, Дж. Голсуорси, описывая состояние потрясенного невзгодами Форсайта, отмечает, что он для лечения применяет «метод Куэ».В основных правилах своей «системы» Куэ неоднократно подчеркивал, что самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий. «Если вы сознательно внушаете себе что-либо, делайте это совсем естественно, совсем просто, с убеждением и особенно без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дурного характера, бывает столь успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий», — писал Куэ. И., далее: «Если некоторые не добиваются удовлетворительного результата с помощью самовнушения, это или потому, что не доверяют себе, или, чаще, потому, что совершают усилия. Чтобы добиться результата, совершенно необходимо отсутствие усилий. Ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна остаться в стороне. Должно прибегать лишь к воображению» [Е. Coue., 1929]. Позднее мы увидим, как эти представления Куэ были использованы I. Schultz [I. Schultz.,1979]. Популярность самовнушения по Куэ — Бодуэну была широкой, но кратковременной. В нашей стране «куэизм» подвергался обоснованной критике со стороны ведущих психотерапевтов, прежде всего в связис тем, что им игнорировались нозологические особенности заболевания и личность больного, что создавало условия для обычного шарлатанства и компрометировало метод. В качестве позитивных аспектов работ Куэ и его последователей следует отметить поиски и пропагандирование активных методов психотерапии и корригирующего самовнушения. Куэ также была впервые показана целесообразность положительного взамен негативного содержания формул самовнушения (например, «Я здоров» вместо «Я не болен»). Метод самовнушения, в общем, был положительно оценен В. М. Бехтеревым, развивавшим принципы тренировки и обучения в психотерапии. В наши дни самовнушение, освобожденное от методологических недостатков «куэизма», многими авторами успешно применяется в качестве самостоятельного лечебного приема, в том числе входит во все современные модификации аутогенной тренировки. Говоря о терапии самовнушением, необходимо подчеркнуть особую роль второсигнальных раздражителей в регуляции функций организма человека, которая была убедительно показана выдающимися представителями отечественной физиологии и неврологии — И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым, К. И. Платоновым [Сеченов И. М., Платонов К. И., Бехтеревым В. М., 1962, 1961, 1911]. К их работам мы еще вернемся при изложении физиологических и психологических основ и механизмов аутогенной тренировки. Межполушарная асимметрия Левое полушарие (у правшей) — это семиотическая система, осуществляющая обработку знаковой информации: речи, в том числе и внутренней речи, письма, цифр и т. д. Правое полушарие реализует мышление на уровне чувственных образов: эмоции, которые трудно выразить вербально, яркие бессловесные сны, восприятие музыки и т. п. Характерным чувством, целиком относящимся к правому полушарию, является хорошо знакомое специалистам и особенно часто наблюдаемое у невротизированных и астенизированных больных ощущение «уже виденного», возникающее в совершенно новой для человека обстановке. Таким образом, интегративная деятельность мозга обеспечивается двумя системами: системой чувственного восприятия («правополушарная психика») и системой знакового описания внешнего мира в элементах естественного языка (левое полушарие). Их сочетанной деятельностью, по-видимому, можно объяснить выявляемую в огромном большинстве случаев двойственность человеческого сознания, а именно постоянное присутствие в деятельности и поведении рационального и интуитивного [Лобзин В.С. 1980]. Учитывая то, что интегративная деятельность мозга (психические функции) обеспечивается сочетанным функционированием обоих полушарий или чувственной и языковой системами, становится понятной выявляемая в ряде случаев более высокая эффективность модификаций аутогенной тренировки, формулы самовнушения при которых не только произносятся, но и образно представляются, что способствует включению в психотерапевтический процесс обоих уровней психической активности. Являясь филогенетически более старой, система чувственного (образного) восприятия, несомненно, играет огромную роль в психической деятельности человека [Бурно М.Е., 1975]. В то же время, за исключением аутогенной тренировки, она практически не используется в процессе психотерапевтического воздействия, чаще всего реализуемого на вербальном (левополушарном) уровне (гипноз, рациональная терапия и др.). Эти наши наблюдения подтверждают исследования М. Н. Валуевой [Валуева М. Н., 1967], которая показала, что реакция на мысленное воспроизведение образа всегда является более сильной и устойчивой, чем на словесное обозначение этого образа. С учетом проблем изучения механизмов аутогенной тренировки представляют существенный интерес и данные о том, что в период отдыха, снижения внешней активности наблюдается регистрируемое на электроэнцефалограмме снижение активности левого полушария и повышение активности правого, деятельность которого, как предполагается, связана и с формированием мотивационных установок. [Лобзин В.С. 1974]. Глава II Методика исследования В исследовании принимали добровольное участие 20 испытуемых (10 молодых мужчин и 10 молодых женщин) в возрасте от 22 до 24 лет. Это студенты института естествознания отделения биология. Для исследования изменений нейропсихологических показателей была использована речь. Речь данной аутогенной тренировки была составлена на основе методики нейролингвистического программирования (НЛП), также, с данной речью использовалась музыкальная композиция Robert Miles – Children (mix). Это ритмичная спокойная электронная музыка. Данная аутогенная тренировка была направлена на замедление сердечного ритма. «Вы слушаете звук моего голоса и можете начать расслабляться, ваши глаза начинают медленно закрываться, вы чувствуете, как ваша грудная клетка поднимается и опускается, вы вдыхаете и выдыхаете, и вам любопытно, чему вы можете научиться. Вы чувствуете температуру своих рук, биение своего сердца, ритм вашего дыхания, в то время как, вы слушаете мой голос, вы все большее и большее погружаетесь в состояние транса… Представьте себе, что вы находитесь на большом пушистом облаке, ваше тело становиться все более и более невесомым, но при этом вы не перестаете слышать мой голос, чувствовать свое сердцебиение, с каждым вдохом и выдохом вы все дальше и дальше погружаетесь в состояние транса… Ваше сердце начинает биться все медленнее и медленнее… Полушария вашего мозга начинают все лучше и лучше взаимодействовать друг с другом, кровь начинает все более и более интенсивнее двигаться по сосудам вашего мозга, все эти процессы сказываются на вашей умственной работоспособности, ваш мозг начинает работать все более и более интенсивней, но при этом ваше сердце все по прежнему начинает биться все медленнее и медленнее, оно работает само по себе, и не связано с возбуждением вашей нервной системы… Вы все еще продолжаете лежать на мягком пушистом облаке, вокруг вас много таких облаков, они заполняют красивое голубое небо, такое же безграничное, как ваше подсознание, вы все еще чувствуете свое дыхание, как грудная клетка поднимается вверх и вниз, как кровь пульсирует по венам и артериям все медленнее и медленнее… Но это не связано с вашей умственной работоспособностью, так как ваше подсознание знает, как следует работать, чтобы вы могли еще большему научиться, такому, что вы хотите сами для себя… Увеличивается и мозговая активность, вы это хорошо чувствуете, и я знаю, что вы сможете применить это как следует, чтобы получить оценку «отлично»… Вы чувствуете себе спокойнее, вам становится более уютнее… Пока вы сидите здесь… процессы, происходящие в вашем подсознании... заставляют биться ваше сердце... поддерживают ваше дыхание... заставляют кровь течь по вашим венам и делают еще сотни тысяч вещей, о которых даже не подозревает ваше сознание... Смысл этого в том, чтобы понять... что вы можете вполне положиться на процессы, протекающие в вашем подсознании... они оберегают вас. Когда вы идете по людной улице... и заняты своими мыслями... вы автоматически останавливаетесь, когда зажигается красный свет... и, несмотря на то, что вы вовлечены во внутреннюю деятельность, когда красный свет гаснет... вы знаете, что уже можно продолжать движение... Вы всегда можете положиться на процессы, протекающие в подсознании... когда делаете что-либо плодотворное... и полезное... если у вас есть внутреннее побуждение это делать. И на самом деле не важно, почему это не произошло в прошлом. Важно только понимать, что это возможно в будущем. И я не знаю, скоро ли вы поймете, что ваше подсознание уже приобрело необходимые знания, потому что совершенно неважно, знали вы или нет до того, как с чувством комфорта и безопасности продолжили процесс расслабления и позволили другой части своей личности научиться чему-то еще, что вы можете использовать, и что доставит вам радость, о том, что подсознание уже умеет это делать. Я говорю отчетливо, чтобы убедиться, что вы меня слышите… все происходящее внутри вас… И вы с радостью испытываете... эти особенные переживания... которые ваше подсознание... вам сейчас открывает... ощущение изумления... и приключения... когда вы входите... в новые состояния... обретая в этом переживании... чувство уверенности... в ваших способностях... и человеческой... гибкости... И выполнив это полностью... и глубоко... ваше подсознание медленно... с полным уважением... приводит вас обратно в это состояние... с чувством свежести и обновления... "Я начинаю теперь... считать назад... с десяти до одного... медленно... Когда я скажу "один"... ваши глаза откроются... и вы испытаете чувство... свежести... и будете совсем здесь…» Речь длилась 6 мин.Для наблюдения и выявления психофизиологических особенностей у испытуемых были использованы следующие методики: 1. Исследование динамики тревожности по шкале Спилберга. Шкала тревогиСпилберга принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Шкала состоит из двух субшкал, раздельно оценивающих тревожность как состояние (реактивная или ситуативная тревожность) (пункты 1 – 20) и тревожность как устойчивую характеристику данного человека (пункты 21 – 40) Задание выполняется на заранее приготовленных бланках. Тест на реактивную тревогу проводили до и после дежурства, тест на личную тревожность – один раз независимо от дежурства. Пункты первой субшкалы ориентируют человека на описание своего состояния в данный момент, а пункты второй – на описание привычного самоощущения. Ответы «вовсе нет», пожалуй», «верно» и «совершенно верно» кодируются соответственно как 1,2,3,4. По каждой из субшкал имеются «прямые» пункты (более высокий балл по этим пунктам отражает более высокий уровень тревожности) и «обратные» (более высокий балл по этим пунктам отражает более низкий уровень тревожности). Подсчет баллов производится раздельно для оценки тревоги как состояния (ТС) и тревоги как черты личности (ЛТ). Для этого предпринимались следующие шаги. 1. Подсчитывается сумма Е1 для «прямых» пунктов (пункты 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14,17, 18 по субшкале ТС и пункты 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 37, 38, 40 по субшкале ЛТ). 2. подсчитываем сумму баллов Е2 для «обратных» пунктов (пункты 1, 2,5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 по субшкале ТС и пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39 по субшкале ЛТ). 3. Из суммы Е1 вычитается сумма Е2 и к полученной разнице прибавляется постоянная величина (для субшкалы ТС + 50, для субшкалы ЛТ + 35). ТС = Е1 – Е2 + 50, Где Е1 – сумма обведенных цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14,17, 18; Е2 - сумма обведенных цифр на бланке по пунктам 1, 2,5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. ЛТ = Е1 – Е2 + 35, Где Е1 - сумма обведенных цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 37, 38, 40; Е2 - сумма обведенных цифр на бланке по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. По каждой из субшкал итоговый балл может варьировать от 20 до 80. Использовали следующие подходы к интерпретации результатов по каждой из субшкал: итоговый балл до 30 – низкая тревожность; 31- 45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.
Числовой квадрат. Стимульным материалом является таблица с 25-ю ячейками, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущено. Рядом с таблицей имеется полный числовой ряд. Испытуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в таблице. Время выполнения задания – 1,5 мин. Обработка полученных данных состоит в определении следующих показателей внимания. Точность выполнения задания (С) вычисляется по формуле: С = m: n ·100%, где m – количество правильно отмеченных элементов, n – количество элементов, которые необходимо отметить. Уровень переключаемости внимания (D) вычисляется по формуле: D = p: n ·100%, где p – количество ошибочно отмеченных элементов. Концентрация внимания (К) вычисляется по формуле: K = (m - q - p): n ·100%, где q – количество пропущенных элементов. Принята следующая система качественной оценки концентрации внимания в зависимости от величины этого показателя: очень хорошая – 81 – 100%, хорошая – 61 - 80%, средняя – 41- 60%,плохая – 21-40%,очень плохая – 0-21%. Глава III Таблица 1. Динамика показателей реактивной и личной тревожности по Спилбергу-Ханину у мужчин.
По результатам тестирования установлено, что среднее значение уровня личной тревожности в группе до аутотренинга у юношей (таб.1) составляет 38 ± 9,32 балл, что соответствует умеренному уровню тревожности. Максимальное значение личной тревожности составляет 52 баллов (высокий уровень), минимальное – 31 балл (умеренный). Высокий уровень тревожности наблюдается у 1 испытуемого, умеренный – у 5-и. У женщин (таб.2) эти показатели ниже мужских, среднее значение составляет 31,3 ± 6,55(умеренный), max значение 41балл, min- 22. Показатели варьируют незначительно, изменяясь от умеренного до низкого уровня. Таблица 2. Динамика показателей реактивной и личной тревожности по Спилбергу-Ханину у женщин.
Анализируя динамику реактивной тревожности в группе испытуемых, отмечаем тенденцию снижения реактивной тревожности от начала к концу влияния аутотренинга. Так, среднее значение уровня тревожности до влияния составляет у юношей 42,42 ± 9,92 балла (умеренный) и 38,3 ± 5,38 у женщин, при этом максимальная величина (юноши) соответствует 48 баллов (высокое), а минимальная – 23 (низкая) и максимальная(женщин) - 47 и минимальная - 32баллов, следовательно до аутотренинга этот показатель варьирует значительно: от высокого уровня тревожности – до низкого. Рис.1.Динамика изменений показателей по Шкале Спилберга у мужчин до и после аутотренинга. (ЛТ – личностная тревожность, РС - реактивная тревожность)
Рис.2. Динамика изменений показателей по Шкале Спилберга у женщин до и после аутотренинга. (ЛТ – личностная тревожность, РС - реактивная тревожность)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.229 (0.02 с.) |