Физиологические механизмы аутотренинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические механизмы аутотренинга



Физиологические механизмы аутотренинга

 

Курсовая работа

 

Студент 2 курса (211 группы)

по специальности

«Лечебное дело»

 

Научный руководитель:

Золотухина А. Ю., к.б.н., доцент

 

 

Тамбов − 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………...  ……..3

Глава I. Литературный обзор ………………………...……….………………...5

1.1. Аутогенная тренировка……………………..…………………………5

1.2. Самовнушение……………………………..………………………….12

1.3. Сочетание аутогенной тренировки с музыкотерапией.……..….…..14

1.4. Аутогенная тренировка и сходные с ней методы…………..………15

1.5. Межполушарная асимметрия………………………………….…….18

1.6. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции……………………………………………………...…20

1.7. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации…………………………………………………………….23

Глава II. Методика исследования............................................................ 28

Глава III. Результаты и их обсуждение....................................................37

Выводы........................................................................................................ 53

Литература...................................................................................................54

 

Введение

В нейрофизиологии и нейропсихологии хорошо из­вестна реальность центрального, в том числе психи­ческого (сознательного), контроля периферической сенсорной информации. Однако внутренние, интимные нейропсихологические механизмы этого контроля и тончайшая регуляция функций в системе обратной связи по-прежнему являются проблемами, частично решенными в теоретическом плане, но мало исследо­ванными практически. Это в полной мере относится и к психотерапии, механизмы которой, как справедли­во отмечает L. Chertok  [1963], в целом еще очень мало изучены. Аутогенная тренировка не составляет исклю­чения.

Действительно, в настоящее время известны де­сятки методов психотерапии, более узок перечень установленных и предполагаемых факторов, обуслов­ливающих их лечебное действие, но сама сущность этого действия пока в значительной степени остается гипотетической, что создает существенные трудности, возникающие при сравнении различных форм и мето­дов психотерапии. С чем же связана в таком случае широкая и все возрастающая популярность аутоген­ной тренировки? Достигаемые с помощью аутогенной тренировки саморегуляция эмоционально-вегетативных функций, оптимизация состояний покоя и активности, повыше­ние возможностей реализации психофизиологических резервов организма и личности позволяют использо­вать метод не только в клинической практике, но и в области авиационной и космической медицины, об­щей и военной педагогике, при подготовке спортсме­нов, обучении и профессиональной адаптации специа­листов операторского профиля, деятельность которых связана с воздействием экстремальных факторов труда и обитания, моделировании различных состояний че­ловека, в том числе — в сценическом актерском искус­стве, а также в ряде других профессий [Рагулин А. П., 1971].

В особый раз­дел медицины в настоящее время выделяются тесно связанные с аутогенной тренировкой проблемы биото­кового управления и адаптивного поведения [Лобзин В. С. 1986]. Однако основным является профилактическое, психогигиениче­ское и психотерапевтическое применение аутогенной тренировки. Общепринятое противопоставление «функционального» и «органического» весьма услов­но; различия между ними в значительной степени но­сят количественный характер, а стадии органических изменений, за исключением острых травматических повреждений, всегда предшествуют функциональные. Основное же отличие состоит в том, что на современ­ном этапе развития медицинской науки только стадия функциональных изменений может рассматриваться как полностью обратимая. Именно это обусловливает наблюдаемое в последние годы повышение интереса специалистов к методам донозологической функцио­нальной диагностики.Слово, в силу заложенного в нём смысла, глубоко влияет на психику человека, воздействуя через неё на весь организм. Аутотренинг же помогает значительно усилить действие слова [В. С. Лобзин М. М. Решетников., 1980].

Целью моей работы являлось изучение особенностей влияния аутогенной тренировки на психофизиологические показатели.

Глава I

Литературный обзор

Аутогенная тренировка

Аутогенная (от греч. autos - сам и genos - возникающий) тренировка - метод самовнушения, предложенный немецким психотерапевтом J.Schultz в 1932 г. При этом методе первоначально путем самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле и таким образом достигается состояние мышечного расслабления - релаксации. Затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма. J.Schultz [1956] обратил внимание на то, что у гипнотизируемых обычно возникает ощущение тяжести и тепла в теле. Первое связано с ослаблением тонуса стенок кровеносных сосудов. Отсюда родилась мысль вызывать состояние аутогипноза путем самовнушения ощущений тяжести в теле. В дальнейшем при разработке метода этим автором были использованы некоторые приемы индийских йогов.

Это метод психогигиены, разновидность самовнушения, основанный на максимальном мышечном и духовном расслаблении, позволяющий снять напряжение, освободиться от стрессового напряжения. С помощью аутогенной тренировки практически каждый человек может научиться осознанно, расслаблять и напрягать мышцы, сосредоточивать внимание, регулировать эмоциональное состояние, управлять вегетативной нервной системой, внушать желаемые модели поведения. Основная часть аутотренинга — активные словесные формулы самовнушения [D. Muller-Hegemann., 1961].

В ней привлекают простота лечебных приемов, сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето - сосудистой сфере, повышению эффективности лечения.

На протяжении всей истории медицины в мышлении врачей и пациентов укоренилась мысль, что болезнь – это результат преимущественно внешних воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. реактивность организма. Т.о. теория будущего – это теория внутренних механизмов адаптационного реагирования и управления этими процессами [Шипош К. 1980].

Сегодня уже доказано, что многие физиологические процессы подвержены выраженному психологическому влиянию, но механизмы этого воздействия пока еще гипотетичны [Бурно М. Е., 1975].

Достигаемые с помощью АТ саморегуляции эмоционально – вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организмам позволили использовать в разнообразных отраслях медицины. С АТ связаны проблемы управления и адаптации поведения [Лобзин В. С., 1986].

Аутогенная тренировка в настоящее время стала ос­новным методом психотерапии в Германии. С горячей поддержкой ее выступили Kretshmer, Muller-Hegemann, Kleinsorge, Klumbies, Binder и др. [Muller-Hegemann, Kleinsorge H., Klumbies G., 1957,1959]. В СССР она впервые стала систематически изучаться с 1957 г. [А. М. Свядощ, А. С. Ромен., 1968, 1966] и сейчас все шире и шире используется во многих клиниках России.

В СССР она впервые стала систематически изучаться с 1957 г. [Свядощ А. М., Ромен А. С. 1982]. Ей посвящено около 4000 публикаций, в том числе семитомное руководство "Autogenis therapy" под ред. W. Luthe [Luthe W. 1970], монография А.С. Ромена [Ромена А. С. 1963], А. Г. Панова, Г. С. Беляева, В. С. Лобзина и И.А. Копыловой [Панов А. Г, Беляев Г. С., Лобзин В. С, Копылова И.А; Под ред. В. С. Лобзина.-1980], глава в "Руководство по психотерапии" под ред. Е. В. Рожнова [Рожнов В. Е. 1966] и др.

В состояние релаксации, ха­рактеризующейся легкой сонливостью, человек легко может перейти ко сну. Исследование электрической активно­сти головного мозга [О. П. Барановская, А. С. Ромен и А. М. Свядощ, 1961] показало, что в начале релаксации от­четливо выступает альфа-ритм. В дальнейшем в одних случаях отмечается снижение электрической активности мозга, в других — появление медленных волн различной частоты (от 2 до 7 в секунду) и амплитуды (от 25 до 100 мкВ). Они были либо единичными, либо следовали целыми сериями, появляясь периодически. Во время са­мовнушений (вызывания представлений тепла) отмеча­лась депрессия фонового ритма, главным образом в на­чале самовнушений. У некоторых испытуемых в состоя­нии покоя и релаксации, а также во время самовнуше­ний каких-либо изменений на электроэнцефалограмме по сравнению с бодрствованием обнаружить не удава­лось.

Диффузный характер изменений электрической активности, как во время релаксации, так и в момент само­внушений говорит в пользу зависимости их от тонигенных влияний ретикулярной формации. Релаксация, уменьшая поток интероцептавных импульсов, ведет к снижению реактивности гипоталамуса и тем самым к уменьшению эмоциональной возбудимости [Ромен А. С. 1963].

Некоторые данные говорят, что состояние по­коя и релаксации является гипнотическим фазовым. От­сюда понятна повышенная в нем внушаемость. Особую силу в этом состоянии приобретают и самовнушения [Ромен А. С., 1970].

Рис. 1 Каталептический мост, вызванный самовнушением [А. М. Свядощ и А. С. Ромен, 1966].

Особенностью релаксации является то, что она вызвана самовнушением и что при ней гипнотическое состояние может быть избирательным по направленности, благо­даря чему возможен контроль за своими переживания­ми и осуществление дальнейших самовнушений [Свядощ А.М., 1974].

В клинике были проведены следующие опыты  [А. С. Ромен, 1970]: 100 здоровым испытуемым (в боль­шинстве студентам), ранее не занимавшимся аутогенной тренировкой, было предложено сесть в удобной позе, за­крыть глаза и мысленно внушать себе (представлять), что их рука стала теплой. В результате 83 из них отметили, что у них действительно появилось ощущение тепла в руке. Однако когда измерили температуру кожи, то оказалось, что у 97 из 100 температура кисти сколь­ко-нибудь существенно не изменилась (колебание в пре­делах 0,1—0,2°). Лишь у троих (2 актеров-профессиона­лов и 1 актера-любителя) она изменилась на 0,5—0,8°. Тогда 50 здоровых лиц из числа тех, которым не удалось произвольно изменить температуру кожи, были подверг­нуты в течение 1—4 месяцев аутогенной тренировке. После этого 40 из 50 смогли за несколько десятков секунд путем соответствующего самовнушения повысить или понизить у себя температуру кожи кисти на 0,3—0,4°.

Причем 30 из них — более чем на 0,6°. Иначе говоря, они научились произвольно влиять на тонус кровеносных со­судов. Выработанную способность произвольного влия­ния на температуру кожи у ряда испытуемых удавалось обнаружить даже через год после прекращения аутоген­ной тренировки. Возможность произвольного изменения температуры кожи на несколько градусов с помощью аутогенной тренировки отмечают также Schultz [1979], И. К. Мировский [1967].

В другой серии опытов [А. С. Ромен., 1966] 15 сту­дентов — членов студенческого научного кружка и 2 вра­чей, овладевших техникой аутогенной тренировки и ни­когда ранее не гипнотизировавшихся, внушая себе, что тело их напряглось, научились вызывать у себя резкую мышечную каталепсию. При этом наступало сужение сознания, появлялось ощущение невесомости тела и оно свободно удерживалось на весу с опорой на две точки — пятки и затылок, образуя каталептический мост (рис. 1). У них же при самовнушении «рука ничего не чувствует», «рука не моя» возникала анестезия, при которой мож­но было безболезненно проколоть кожную складку.

Путем аутогенной тренировки можно резко повысить способность к визуализации представлений. В состоянии релаксации, как отмечает Schultz [1979], иногда удается вызывать и гипермнезию. Так, описываемые им испытуемые могли полностью вспомнить стихотворения, которые учи­ли в детстве, в то время как перед этим в бодрствующем состоянии им удавалось вспомнить лишь 1—2 строчки этого стихотворения. Запоминание иностранных слов в состоянии релаксации, вызванной аутогенной трени­ровкой, как с их визуализацией, так и без таковой ино­гда протекает несколько успешнее (на 20—30%), иногда же менее успешно, чем в бодрствующем состоянии [Л. М. Ицигсон, А. С. Ромен, А. М. Свядощ 1967].

 Э. Г. Рей­дер и С. С. Либих отмечали, что из 14 школьников, на­ходившихся в состоянии релаксации, вызванной аутогенной тренировкой, которым был 75 раз прочитан текст на незнакомом им языке, смогли воспроизвести 2 стро­ки текста 13, а из 14 учеников контрольной группы — ни один [Рей­дер Э.Г, Либих С. С., 1978].

В исследованиях [Свядощ. А. М, Ромен А. С, 1966, 1967]  было показано, что при помощи аутогенной тренировки можно научиться погружать себя в аутогипнотическое состояние, во время которого путем самовнушения вызы­вать автоматическую речь (глоссолалию) и автоматиче­ское письмо (внушая себе: «моя рука пишет сама собой, без моего участия»), влиять на скорость восприятия во время простой реакции. При этом в состоянии релакса­ции скорость восприятия уменьшалась, время простой реакции увеличивалось, изменялась длительность следо­вых образов. При самовнушении повышенного внимания скорость восприятия возрастала, время простой реакции укорачивалось. Быстрый переход из одного поясного времени в другое вызывает необходимость перестройки циклических ритмов организма (ритма сна — бодрство­вания, приема пищи, физиологических отправлений). Лица, овладевшие техникой аутогенной тренировки, могут путем самовнушения зна­чительно ускорять и облегчать перестройку этих цикли­ческих процессов [Ромен А. С., 1970].

При помощи аутогенной тренировки можно научиться, как показывают наблюдения, просыпаться в стро­го заданное время. Иногда удается путем самовнушения выработать «сторожевой пункт» во время естественного сна, обеспечивающий возможность восприятия речи. Во время аутогенной тренировки могут возникать деперсонализационные переживания [Свядощ А. М., 1982]. Так, например, одновременно с чувством тяжести может возникнуть ощущение увеличения размеров руки, при самовнушении теплоты — ощущение чуждости или от­сутствия конечности, иногда ее увеличения, в состоянии каталепсии — чувство невесомости тела. В генезе деперсонализационных переживаний, по всей вероятности, имеет значение изменение интероцептивных ощущений, связанных с мышечным расслаблением, изменением со­судистого тонуса и анальгезией, возникающих на фоне гипнотического фазового состояния [Ромен А. С. 1968].

Широко распространено мнение, что АТ - отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния. Метод активно включается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов сохраняются всю жизнь. Активный характер АТ выгодно отличает ее от гипноза, в котором пациент пассивен, а лечебный эффект часто сопровождается чувством зависимости от врача. Любой из методов психотерапии всегда включает два компонента: интеллектуальный (пользуясь Павловской терминологией — второй сигнальный), связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный, содержанием которого является масса факторов, воспринимаемых первой сигнальной,— выражение лица, тембр и интонация голоса, характер и особенности жестов. Уже младенцы воспринимают их глубокий, также информационный, смысл — отношение. Без возникновения специфической связи между врачом и пациентом, без эмпатии со стороны первого и симпатии второго эффективность психотерапии, как правило, весьма незначительна [Шипош К., Томка И., 1976].

Начиная с 50-х годов интерес к методу неуклонно возрастает. Миллионы людей сегодня с успехом применяют этот метод. IV Всесоюзным съездом невропатологов и психиатров АГТ была включена в комплексную психотерапию. Две значительные области применения метода – клиническая и психогигиеническая. За годы накоплен значительный клинический материал действенности АГТ [Лобзин В. С., 1986].

Наиболее эффективен метод при лечении неврозов, функциональных расстройств, заболеваний, связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляцией. АГТ способствует снижению нервно-эмоционального напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием АТ улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности больного, более продуктивно осуществляется органическое лечение [Бурно М. Е. 1975].

Лечебное действие А. т., наряду с
развитием в результате релаксации трофотропной реакции,
характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела
вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации
стрессового состояния, основано также на ослаблении активности
лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением
общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у
тренирующихся [Свядощ А.М., 1974].

Многолетний клинический опыт и длительные наблюдения над здоровыми людьми позволяют с некоторой условностью выделить два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы: психосоматический, при котором «отреагирование» осуществляется преимущественно во внутренней сфере, и социальный, когда разрядка эмоциогенных ситуаций, как правило, направлена во вне. Первый тип более социально приемлем, но менее «удобен», так как часто сопровождается перенапряжением психофизиологических процессов, обеспечивающих надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности [Свядощ А.М., 1982].

Рассматривая аутогенную тренировку как синтети­ческий метод, по нашему мнению, можно выделить пять основных источников, с которыми в той или иной степени она связана и на основе которых сфор­мировалась в ее современном виде: это практика ис­пользования самовнушения так называемой малой нансийской школой [E. Coue, 1929], эмпириче­ские находки древнеиндийской системы йогов и иссле­дования ощущений людей при гипнотическом внуше­нии [I. Schultz, 1966], психофизиологические иссле­дования нервно-мышечного компонента эмоций, а также разъясняющая (рациональная) пси­хотерапия [Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. 1977].

Самовнушение

Наибольшее распространение среди методик само­внушения в начале века получила система французско­го аптекаря Эмиля Куэ [Куэ Э.1929], названная им «школой само­обладания путём сознательного самовнушения». В 20-х годах «система Куэ» получила чрезвычайно ши­рокое распространение, что нашло свое отражение в художественной литературе того времени. В частно­сти, Дж. Голсуорси, описывая состояние потрясенного невзгодами Форсайта, отмечает, что он для лечения применяет «метод Куэ».В основных правилах своей «системы» Куэ неоднократно подчеркивал, что самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий. «Если вы сознательно внушаете себе что-либо, делайте это совсем естественно, совсем просто, с убеждением и особенно без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дурного характера, бывает столь успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий», — писал Куэ. И., далее: «Если некоторые не добиваются удовлетворительного результата с помощью самовнушения, это или потому, что не доверяют себе, или, чаще, потому, что совершают усилия. Чтобы добиться результата, совершенно необходимо отсутствие усилий. Ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна остаться в стороне. Должно прибегать лишь к воображению» [Е. Coue., 1929]. Позднее мы увидим, как эти представления Куэ были использованы I. Schultz [I. Schultz.,1979].

Популярность самовнушения по Куэ — Бодуэну бы­ла широкой, но кратковременной. В нашей стране «куэизм» подвергался обоснованной критике со сто­роны ведущих психотерапевтов, прежде всего в связис тем, что им игнорировались нозологические особен­ности заболевания и личность больного, что создава­ло условия для обычного шарлатанства и компроме­тировало метод. В качестве позитивных аспектов работ Куэ и его последователей следует отметить поиски и пропагандирование активных методов психотерапии и корриги­рующего самовнушения. Куэ также была впервые по­казана целесообразность положительного взамен нега­тивного содержания формул самовнушения (например, «Я здоров» вместо «Я не болен»). Метод самовнуше­ния, в общем, был положительно оценен В. М. Бехте­ревым, развивавшим принципы тренировки и обучения в психотерапии. В наши дни самовнушение, освобо­жденное от методологических недостатков «куэизма», многими авторами успешно применяется в качестве самостоятельного лечебного приема, в том числе вхо­дит во все современные модификации аутогенной тре­нировки. Говоря о терапии самовнушением, необходимо подчеркнуть особую роль второсигнальных раздражи­телей в регуляции функций организма человека, которая была убедительно показана выдающимися представи­телями отечественной физиологии и неврологии — И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым, К. И. Платоновым [Сеченов И. М., Платонов К. И., Бехтеревым В. М., 1962, 1961, 1911]. К их работам мы еще вернемся при изложении физиологи­ческих и психологических основ и механизмов ауто­генной тренировки.

Межполушарная асимметрия

Левое полушарие (у правшей) — это семиотическая система, осуществляющая обработку знаковой инфор­мации: речи, в том числе и внутренней речи, письма, цифр и т. д. Правое полушарие реализует мышление на уровне чувственных образов: эмоции, которые трудно выразить вербально, яркие бессловесные сны, восприятие музыки и т. п. Характерным чувством, це­ликом относящимся к правому полушарию, является хорошо знакомое специалистам и особенно часто на­блюдаемое у невротизированных и астенизированных больных ощущение «уже виденного», возникающее в совершенно новой для человека обстановке.

Таким образом, интегративная деятельность мозга обеспечивается двумя системами: системой чувственного вос­приятия («правополушарная психика») и системой знакового описания внешнего мира в элементах естественного языка (левое полушарие). Их сочетанной деятельностью, по-видимому, можно объяснить выяв­ляемую в огромном большинстве случаев двойст­венность человеческого сознания, а именно постоянное присутствие в деятельности и поведении рациональ­ного и интуитивного [Лобзин В.С. 1980].

Учитывая то, что интегративная деятельность мозга (психические функции) обеспечивается сочетанным функционированием обоих полушарий или чув­ственной и языковой системами, становится понятной выявляемая в ряде случаев более высокая эффектив­ность модификаций аутогенной тренировки, формулы самовнушения при которых не только произносятся, но и образно представляются, что способствует включе­нию в психотерапевтический процесс обоих уровней пси­хической активности.

Являясь филогенетически более старой, система чувственного (образного) восприятия, несомненно, играет огромную роль в психической дея­тельности человека [Бурно М.Е., 1975]. В то же время, за исключением аутогенной тренировки, она практически не исполь­зуется в процессе психотерапевтического воздействия, чаще всего реализуемого на вербальном (левополушарном) уровне (гипноз, рациональная терапия и др.). Эти наши наблюдения подтверждают исследования М. Н. Валуевой [Валуева М. Н., 1967], которая показала, что реакция на мыс­ленное воспроизведение образа всегда является более сильной и устойчивой, чем на словесное обозначение этого образа. С учетом проблем изучения механизмов аутогенной тренировки представляют существенный интерес и данные о том, что в период отдыха, сниже­ния внешней активности наблюдается регистрируемое на электроэнцефалограмме снижение активности лево­го полушария и повышение активности правого, дея­тельность которого, как предполагается, связана и с формированием мотивационных установок. [Лобзин В.С. 1974].

Глава II

Методика исследования

В исследовании принимали добровольное участие 20 испытуемых (10 молодых мужчин и 10 молодых женщин) в возрасте от 22 до 24 лет. Это студенты института естествознания отделения биология.

Для исследования изменений нейропсихологических показателей была использована речь.

Речь данной аутогенной тренировки была составлена на основе методики нейролингвистического программирования (НЛП), также, с данной речью использовалась музыкальная композиция Robert Miles – Children (mix). Это ритмичная спокойная электронная музыка. Данная аутогенная тренировка была направлена на замедление сердечного ритма.

       «Вы слушаете звук моего голоса и можете начать расслабляться, ваши глаза начинают медленно закрываться, вы чувствуете, как ваша грудная клетка поднимается и опускается, вы вдыхаете и выдыхаете, и вам любопытно, чему вы можете научиться. Вы чувствуете температуру своих рук, биение своего сердца, ритм вашего дыхания, в то время как, вы слушаете мой голос, вы все большее и большее погружаетесь в состояние транса… Представьте себе, что вы находитесь на большом пушистом облаке, ваше тело становиться все более и более невесомым, но при этом вы не перестаете слышать мой голос, чувствовать свое сердцебиение, с каждым вдохом и выдохом вы все дальше и дальше погружаетесь в состояние транса… Ваше сердце начинает биться все медленнее и медленнее… Полушария вашего мозга начинают все лучше и лучше взаимодействовать друг с другом, кровь начинает все более и более интенсивнее двигаться по сосудам вашего мозга, все эти процессы сказываются на вашей умственной работоспособности, ваш мозг начинает работать все более и более интенсивней, но при этом ваше сердце все по прежнему начинает биться все медленнее и медленнее, оно работает само по себе, и не связано с возбуждением вашей нервной системы… Вы все еще продолжаете лежать на мягком пушистом облаке, вокруг вас много таких облаков, они заполняют красивое голубое небо, такое же безграничное, как ваше подсознание, вы все еще чувствуете свое дыхание, как грудная клетка поднимается вверх и вниз, как кровь пульсирует по венам и артериям все медленнее и медленнее… Но это не связано с вашей умственной работоспособностью, так как ваше подсознание знает, как следует работать, чтобы вы могли еще большему научиться, такому, что вы хотите сами для себя… Увеличивается и мозговая активность, вы это хорошо чувствуете, и я знаю, что вы сможете применить это как следует, чтобы получить оценку «отлично»… Вы чувствуете себе спокойнее, вам становится более уютнее… Пока вы сидите здесь… процессы, происходящие в вашем подсознании... заставляют биться ваше сердце... поддерживают ваше дыхание... заставляют кровь течь по вашим венам и делают еще сотни тысяч вещей, о которых даже не подозревает ваше сознание... Смысл этого в том, чтобы понять... что вы можете вполне положиться на процессы, протекающие в вашем подсознании... они оберегают вас. Когда вы идете по людной улице... и заняты своими мыслями... вы автоматически останавливаетесь, когда зажигается красный свет... и, несмотря на то, что вы вовлечены во внутреннюю деятельность, когда красный свет гаснет... вы знаете, что уже можно продолжать движение... Вы всегда можете положиться на процессы, протекающие в подсознании... когда делаете что-либо плодотворное... и полезное... если у вас есть внутреннее побуждение это делать. И на самом деле не важно, почему это не произошло в прошлом. Важно только понимать, что это возможно в будущем. И я не знаю, скоро ли вы поймете, что ваше подсознание уже приобрело необходимые знания, потому что совершенно неважно, знали вы или нет до того, как с чувством комфорта и безопасности продолжили процесс расслабления и позволили другой части своей личности научиться чему-то еще, что вы можете использовать, и что доставит вам радость, о том, что подсознание уже умеет это делать. Я говорю отчетливо, чтобы убедиться, что вы меня слышите… все происходящее внутри вас… И вы с радостью испытываете... эти особенные переживания... которые ваше подсознание... вам сейчас открывает... ощущение изумления... и приключения... когда вы входите... в новые состояния... обретая в этом переживании... чувство уверенности... в ваших способностях... и человеческой... гибкости... И выполнив это полностью... и глубоко... ваше подсознание медленно... с полным уважением... приводит вас обратно в это состояние... с чувством свежести и обновления... "Я начинаю теперь... считать назад... с десяти до одного... медленно... Когда я скажу "один"... ваши глаза откроются... и вы испытаете чувство... свежести... и будете совсем здесь…» Речь длилась 6 мин.

Для наблюдения и выявления психофизиологических особенностей у испытуемых были использованы следующие методики:

  1. Исследование динамики тревожности по шкале Спилберга.

Шкала тревогиСпилберга принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Шкала состоит из двух субшкал, раздельно оценивающих тревожность как состояние (реактивная или ситуативная тревожность) (пункты 1 – 20) и тревожность как устойчивую характеристику данного человека (пункты 21 – 40)

Задание выполняется на заранее приготовленных бланках. Тест на реактивную тревогу проводили до и после дежурства, тест на личную тревожность – один раз независимо от дежурства.

Пункты первой субшкалы ориентируют человека на описание своего состояния в данный момент, а пункты второй – на описание привычного самоощущения. Ответы «вовсе нет», пожалуй», «верно» и «совершенно верно» кодируются соответственно как 1,2,3,4. По каждой из субшкал имеются «прямые» пункты (более высокий балл по этим пунктам отражает более высокий уровень тревожности) и «обратные» (более высокий балл по этим пунктам отражает более низкий уровень тревожности). Подсчет баллов производится раздельно для оценки тревоги как состояния (ТС) и тревоги как черты личности (ЛТ). Для этого предпринимались следующие шаги. 

1. Подсчитывается сумма Е1 для «прямых» пунктов (пункты 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14,17, 18 по субшкале ТС и пункты 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 37, 38, 40 по субшкале ЛТ).

2. подсчитываем сумму баллов Е2 для «обратных» пунктов (пункты 1, 2,5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 по субшкале ТС и пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39 по субшкале ЛТ).

3. Из суммы Е1 вычитается сумма Е2 и к полученной разнице прибавляется постоянная величина (для субшкалы ТС + 50, для субшкалы ЛТ + 35).

                           ТС = Е1 – Е2 + 50,

Где Е1 – сумма обведенных цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14,17, 18; Е2 - сумма обведенных цифр на бланке по пунктам 1, 2,5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

                           ЛТ = Е1 – Е2 + 35,

Где Е1 - сумма обведенных цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 37, 38, 40; Е2 - сумма обведенных цифр на бланке по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

По каждой из субшкал итоговый балл может варьировать от 20 до 80. Использовали следующие подходы к интерпретации результатов по каждой из субшкал: итоговый балл до 30 – низкая тревожность; 31- 45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.

 

Числовой квадрат.

Стимульным материалом является таблица с 25-ю ячейками, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущено. Рядом с таблицей имеется полный числовой ряд. Испытуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в таблице. Время выполнения задания – 1,5 мин.

Обработка полученных данных состоит в определении следующих показателей внимания.

Точность выполнения задания (С) вычисляется по формуле:

С = m: n ·100%,

где m – количество правильно отмеченных элементов, n – количество элементов, которые необходимо отметить.

Уровень переключаемости внимания (D) вычисляется по формуле:

D = p: n ·100%,

где p – количество ошибочно отмеченных элементов.

Концентрация внимания (К) вычисляется по формуле:

K = (m - q - p): n ·100%,

где q – количество пропущенных элементов.

           Принята следующая система качественной оценки концентрации внимания в зависимости от величины этого показателя: 

очень хорошая – 81 – 100%, хорошая – 61 - 80%, средняя – 41- 60%,плохая – 21-40%,очень плохая – 0-21%.

Глава III

Таблица 1. Динамика показателей реактивной и личной тревожности по Спилбергу-Ханину у мужчин.

№ п./п.

ЛТ

РТ

Д./АТ П./АТ Д./АТ П./АТ
баллы баллы баллы баллы
1 66 45 48 50
2 34 33 31 37
3 43 36 47 39
4 42 36 40 47
5 33 30 23 20
6 52 55 47 48
7 39 38 37 38
8 39 33 47 40
9 34 32 29 21
10 33 31 25 20
Χ 38 37 42,42 38,58
σ 9,32 11,09 9,92 7,32

По результатам тестирования установлено, что среднее значение уровня личной тревожности в группе до аутотренинга у юношей (таб.1) составляет 38 ± 9,32 балл, что соответствует умеренному уровню тревожности. Максимальное значение личной тревожности составляет 52 баллов (высокий уровень), минимальное – 31 балл (умеренный). Высокий уровень тревожности наблюдается у 1 испытуемого, умеренный – у 5-и. У женщин (таб.2) эти показатели ниже мужских, среднее значение составляет 31,3 ± 6,55(умеренный), max значение 41балл, min- 22. Показатели варьируют незначительно, изменяясь от умеренного до низкого уровня.

Таблица 2. Динамика показателей реактивной и личной тревожности по Спилбергу-Ханину у женщин.

№ п./п.

ЛТ

РТ

Д./АТ П./АТ Д./АТ

П./АТ

баллы баллы баллы

баллы

1 41 42 47 47  
2 40 37 39 35  
3 30 24 47 39  
4 37 38 33 34  
5 23 28 38 38  
6 31 23 40 47  
7 22 23 34 38  
8 33 26 39 36  
9 29 25 32 30  
10 27 24 34 32  
Χ 31,3 29 38,3 37,6  
σ 6,55 7,16 5,38 5,68  

    Анализируя динамику реактивной тревожности в группе испытуемых, отмечаем тенденцию снижения реактивной тревожности от начала к концу влияния аутотренинга. Так, среднее значение уровня тревожности до влияния составляет у юношей 42,42 ± 9,92  балла (умеренный) и 38,3 ± 5,38 у женщин, при этом максимальная величина (юноши) соответствует 48 баллов (высокое), а минимальная – 23 (низкая) и максимальная(женщин) - 47 и минимальная - 32баллов,  следовательно до аутотренинга этот показатель варьирует значительно: от высокого уровня тревожности – до низкого.

Рис.1.Динамика изменений показателей по Шкале Спилберга у мужчин до и после аутотренинга. (ЛТ – личностная тревожность, РС - реактивная тревожность)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.077 с.)