Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Духовная культура первобытного общества
1. Причины появления религиозных верований в первобытном обществе и понятие религии. 2. Формы первобытных верований: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, культ предков. 3. Причины возникновения культа богов. 4. Система религиозно-нравственных запретов (табу) и шаманизм. 5. Возникновение первобытного искусства и его характер. 6. Развитие знаний о природе и зарождение письменности.
Обязательная литература Всемирная история [Электронный ресурс]: Учебник / под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд. М.: Юнити-Дана. – 2011. –1 СD-ROM. Гернес, М. История первобытного человечества / М. Гернес. – М.: КРАСАНД, 2010. – 112 с. Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры / К.М. Тахтарев. – М.: КРАСАНД, 2010 – 192 с.
Дополнительная литература Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М.: Высшая школа, 1990. – 351 с.; URL: http://www.twirpx.com/file/227314/ (Дата обращения 15. 10. 12) Ларичев, В.Е. Прозрение / В. Е. Ларичев. – М.: Политиздат, 1990. – 222 с. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. – М.: Республика, 1999. – 385 с. Окладников, А.П. Утро искусства / А. П. Окладников. – М.: Искусство, 1967. – 60 с. Смирницкая, Е. В. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Е. В. Смирницкая. – М.: ННН, 1995. – 272 с. Ранние формы искусства / под ред. Е. М. Мелетинского. – М.: Искусство, 1972. – 480 с. Столяр, А.Д. Происхождение изобразительного искусства / А. Д. Столяр. – М.: Искусство, 1985. – 300 с. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989. – 572 с. Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Д. Д. Фрезер. – М.: Политиздат, 1980. – 831 с. Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд. – СПб.: Алетейя, 1997. – 221 с.
Методические указания Религия, в широком понимании, - вера в сверхъестественное. Необходимо дать характеристику корней религиозных верований: психических, социальных, гносеологических. Различные формы первобытных верований проиллюстрируйте конкретным материалом этнографических источников. Подумайте над тем, как первобытные верования отражаются в современных религиях. Попытайтесь проследить развитие религии от первобытных форм до возникновения культа богов и эволюцию искусства от конкретно-реалистической формы к абстрактной.
ТЕМА 4. ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ВАВИЛОНИИ
ПО «ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ» Занятие 1 1. Характеристика источников по истории Древнего Вавилона. 2. Хозяйственная жизнь Древневавилонского царства: а) особенности развития сельского хозяйства; б) уровень развития ремесла; в) торговля и ростовщичество.
Обязательная литература История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с. Законы Хаммурапи // http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm
Дополнительная литература Васильев, Л.С. История Востока: в 2 т / Л. С. Васильев. – 3-е изд. – М.: Высшая школа. – 2003. – 511 с. Дьяконов, И.М. Гражданское общество в древности / И. М. Дьяконов, В. А. Якобсон // Вестник древней истории. – 1998. – №1. – С. 22-30. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / пер. и коммент. под ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. – 1952. –№ 3. – С. 199-303. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / пер. и коммент. под ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. – 1952. –№ 4. – С. 206-311. История Древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989. – Кн. 1. – 470 с. История Древнего Востока: Материалы по историографии / сост. А.А. Вигасин. – М.: МГУ. – 1991. – 198 с. История Древнего Востока: Материалы по историографии / сост. А.А. Вигасин. – М.: МГУ. – 1991. – 198 с. Практикум по истории Древнего мира / под ред. И.С. Свенцицкой. – М.: Просвещение, 1989. – Вып. 1. – 139 с. Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. / под ред. М.И. Коростовцева. – 1980. – Ч. 1. – 328 с.
Методические указания При подготовке к занятию требуется внимательное чтение источника. При этом на отдельные карточки следует выписать соответствующие номера статей судебника с их кратким содержанием и собственными выводами. Необходимо постараться сгруппировать статьи по подвопросам, имея в виду, что многие статьи законов содержат материал по нескольким проблемам. При анализе сельского хозяйства необходимо ответить на такие вопросы: какое место оно занимало в экономике страны; какие сельскохозяйственные культуры, земледельческие работы, орудия труда, домашние животные и их эксплуатация упоминаются в источнике; как была устроена и функционировала система искусственного орошения. Нужно выделить категории основных производителей в сельском хозяйстве и их социальное положение. Для характеристики ремесла подобрать материал о ремесленных специальностях, организации ремесла, ремесленных изделиях, формах производства (на заказ или на рынок) и степени его развитости. На основании статьи 274 попытаться ответить на вопрос: чьи интересы защищает законодатель – ремесленников или нанимателей. При анализе торговли и ростовщичества нужно выделить категории торговцев, оценить взаимоотношения
между ними, проследить как осуществлялись расчеты и платежи, что было средством обмена и предметом торговли. В каких отраслях хозяйства действовали ростовщики, какими были условия ростовщических сделок, какова была прибыль ростовщиков и как относится законодатель к деятельности ростовщиков.
Занятие 2 1. Формы землевладения и землепользования. Роль общины. 2. Социальное деление вавилонского общества – «авелум» (человек) и «мушкенум». Категории свободного населения по роду деятельности. 3. Источники рабства и положение рабов. Обязательная литература См. занятие 1.
Дополнительная литература Илюшечкин, В.П. Эксплуатация и собственность в сословно-классовых обществах / В. П. Илюшечкин. – М.: Наука, 1990. – Дьяконов, И.М. Проблемы собственности: О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н.э. / И. М. Дьяконов // Вестник древней истории. – 1967. – № 4. С. 13-35. Дьяконов, И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности / И. М. Дьяконов // Вестник древний истории. – 1973. – № 4. – С. 3-29. Редер, Д.Г. К вопросу о юридическом положении рабов по Законам Хаммурапи // Древний Восток. Сборник статей / под ред. Кацнельсона. – М.: Наука, 1975. – Вып. 1. – С.230-245. Кошурников, С.Г. Городские старосты, градоправители и градоначальники: судопроизводство, царская администрация и община в старовавилонском Дильбате / С. Г. Кошурников // Вестник древней истории. – 1990. № 3. – С. 76-93. Методические указания При рассмотрении земельных отношений (ЗХ. §23, 27-56,65-66, 136, 165) необходимо уяснить, что характерной особенностью древневавилонского общества являлось длительное сохранение общины, а право собственности на землю было обусловлено членством в общине. Нужно выяснить: каким категориям населения принадлежала земля и на каких условиях (владения или собственности), имелись ли ограничения в распоряжении ею. В чем заключались особенности землевладения различных категорий служилых людей. Найти свидетельства существования общины в статьях, касающихся коллективной ответственности, выкупа воинов, семейных отношений. Подумать, почему материал об общинах в судебнике невелик. Чтобы правильно оценить положение рабов в Вавилоне (ЗХ. §7, 15-20, 113-119, 170-171, 175-176, 195-199, 215-227, 178-182) выделите различные категории рабов по их принадлежности (авилуму, храму, дворцу, мушкенуму), по способу, каким попали в рабство (пленный, купленный раб, раб-должник и т.д.). Разберитесь в правовом и имущественном положении различных категорий рабов. Ответьте на вопросы: чей труд – свободных или рабов был преобладающим в экономике; чем, главным образом, были заняты упоминаемые в судебнике рабы, возможен ли был переход из рабского состояния в свободное. Особо нужно выделить долговое рабство, подумав над тем, в чем заключаются особенности юридического положения попавших в долговую кабалу свободных людей, каким образом вмешивается законодатель в отношения должника и кредитора, почему он это делает. Сделайте вывод: дают ли законы Хаммурапи полное представление о рабстве в Вавилоне.
Занятие 3 1. Право и судопроизводство в Вавилоне. 2. Брачно-семейные отношения, семейное и наследственное право. 3. Деспотическая власть Хаммурапи и ее особенности. Обязательная литература См. занятие 1 и 2. Дополнительная литература См. занятие 1и 2. Дьяконов, И.М. Гражданское общество в древности / И. М. Дьяконов, В. А. Якобсон // Вестник древней истории. – 1998. – № 1. – С. 22-30.
Методические указания К первому вопросу подобрать из судебника следующий материал: способы установления истины в суде, учет умысла при определении наказания за совершенное преступление. Определить виды наказаний, размеры компенсации за причиненный ущерб. Отметить, какие пережитки родового права сохраняются в законах. При анализе семейного и наследственного права выяснить, как оформлялся брак, права супругов, положение детей в семье, порядок наследования. Была ли ограничена власть главы семьи по отношению к жене, детям; как оценить статьи судебника о женах-рабынях и их детях. В заключение дайте общую характеристику вавилонской семьи. Для характеристики деспотической власти царя Хаммурапи используйте, кроме статей судебника, Введение и Заключение к нему. Выясните, в чем выражалась монополия власти царя, обратив особое внимание на неотчуждаемые формы собственности, фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Рассмотрите сакрализацию власти и военные заслуги Хаммурапи.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.015 с.) |