Антиинфляционное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антиинфляционное регулирование



 

Экономические и социальные последствия инфляции. Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям.

Инфляция противоречиво воздействует на экономический рост. Не­значительная инфляция – до 4 % в год – способна временно стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов и совокупного спроса, что создает для предпринимателей возможности расширения производства, вовлечения в производство незадействованных трудовых и материальных ресурсов. Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения безработицы.

Несоблюдение же этой меры приводит к далеко идущим негативным последствиям для экономики.

Во-первых, в ходе инфляции деформируется механизм рыночного ценообразования, обеспечивающий всех хозяйствующих субъектов информацией о величине экономических издержек производства и реализации тех или иных товаров, а также об изменении общественных потребностей в них.

Во-вторых, инфляция сокращает денежные накопления. Рост цен приводит к обесценению вкладов и понижению доходности сбережений. Сбережения приносят все меньший реальный доход. На определенном этапе темпы роста цен могут обогнать ставку процента и придать ей отрицательное значение.

В-третьих, утрата стимулов к денежным накоплениям нарушает фун­кционирование денежно-кредитной системы. Предоставление средств в кредит становится не выгодным для кредитора и выгодным для должника.

В-четвертых, инфляция негативно сказывается на инвестициях. Сокращение сбережений в обществе и свертывание долгосрочного кредитования производства ведет к сокращению капиталовложений. Свертывание инвестиций приводит к технико-технологической отсталости и росту издержек, что в свою очередь стимулирует инфляционные процессы в стране.

В-пятых, инфляция сказывается на состоянии государственных финансов. С одной стороны, финансируя дефицит бюджета путем увеличения денежной массы, государство облагает население специфическим инфляционным налогом. Используя возросшую денежную массу для оплаты приобретаемых товаров и услуг, правительство снижает реальную покупательную способность денег, находящихся на руках у людей.

С другой стороны, инфляция обесценивает налоговые поступления в бюджет, которые оказываются не в состоянии реально обеспечить растущие государственные расходы. Правительство вынуждено изыскивать для этого дополнительные средства, в том числе прибегать к эмиссии денег.

В-шестых, негативные последствия инфляции проявляются и в области внешнеэкономических отношений. Инфляция отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса страны, ведет к обесцениванию национальной валюты, создает проблемы погашения внешней задолженности. С ростом цен на национальном рынке происходит сокращение экспорта и рост импорта. Платежный баланс страны становится отрицательным.

В-седьмых, важным последствием инфляции является перераспределение дохода. С ростом цен снижается жизненный уровень основной массы населения в результате сокращения их реальных доходов. Однако различные социальные группы в разной степени несут потери от инфляции. В первую очередь от роста цен страдают лица, получающие фиксированные доходы, – пенсионеры, студенты, безработные. Лица с нефиксированными доходами могут выиграть от инфляции, так как у этой категории увеличение номинального дохода может опережать рост цен.

В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

Антиинфляционная политика. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. К методам антиинфляционного воздействия корректно относить ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений.

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая – антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая – антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

Первый компонент такой стратегии – уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика. Цель – регулирование прироста денежной массы, а методы – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим компонентом антиинфляционной стратегии – бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методами сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации могут быть: увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства.

Еще один блок антиинфляционной стратегии – защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Это методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанной не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления.

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различных блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционную политику, политику доходов и политику валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка. Это регулирование учетной ставки процента, регулирование нормы обязательных резервов, операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг).

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Она используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. К антиинфляционным мерам относятся:

1) длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, часто производимые в условиях монополии или олигополии;

2) добровольное регулирование доходов. Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т.е. на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны.

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.

К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы.

Суть денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути, поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

 

7.5 Монетаризм. Денежное (монетарное) правило

 

В течение последних десятилетий макроэкономическая теория является ареной соперничества двух крупных течений экономической мысли – кейнсианства и монетаризма. Монетаризм как течение экономической мысли раскрывает значительную роль денег в определении уровней экономической активности и цен. Виднейшим представителем теории монетаризма является нобелевский лауреат М. Фридмен, который считает, что инфляция есть исключительно денежное (монетарное) явление, обусловленное ростом денежной массы, находящейся в обращении.

Взгляды монетаристов и кейнсианцев на проблемы внутренней стабильности рыночной системы и роль в этом процессе государства противоположны в своей концептуальной основе, однако данные различия не всегда четко выражены в применяемых инструментах анализа. В противовес кейнсианской концепции, согласно которой система свободного рынка без активного государственного регулирования не способна стабилизировать экономику при полной занятости и отсутствии значительной инфляции, монетаризм предполагает, что рынки в достаточной степени конкурентны для обеспечения высокой степени макроэкономической стабильности. Монетаристы считают государственное регулирование фактором, сдерживающим частную инициативу и зачастую содержащим ошибки, дестабилизирующие экономику. Государство, осуществляя фискальную и денежно-кредитную политику, вызывает ту самую нестабиль­ность, противодействовать которой и призваны данные мероприятия.

В монетаризме важнейшим является уравнение денежного обмена – MV = Р Y. Его левая часть представляет собой величину расходов потребителей (совокупные расходы), правая – общую выручку продавцов от реализации товаров (совокупные доходы).

Согласно классической теории, скорость обращения денег определяется техническими и институциональными факторами – уровнем развития банковской системы, сложившимися привычками индивидов и т.д. Поэтому она стабильна в том смысле, что не зависит от количества денег, находящихся в обращении. Изменение их предложения приводит лишь к изменению уровня цен (принцип «нейтральности» денег), но не влияет ни на объемы национального выпуска, ни на скорость обращения денег. Влияние предложения денег на величину ставки банковского процента непредсказуемо.

Монетаристы также считают скорость обращения денег стабильной, так как ее колебания невелики и их можно предсказать, поскольку факторы, от которых зависит скорость обращения денег в экономике, изменяются постепенно. В качестве доказательства этой стабильности монетаристы отмечают стабильность отношения между номинальным объемом национального производства и денежной массой. По их мнению, спрос на деньги не зависит от их предложения, а определяется уровнем номинального объема выпуска. Рынок в процессе установления денежного равновесия приводит к равенству величины спроса на деньги и их предложения, что обеспечивает стабильность соотношения денежной массы и номинального объема выпуска:

 

где  V – скорость обращения денег;

Р – средний уровень цен;

Y – Номинальный объем национального производства;

М – денежная масса.

 

Стабильность скорости обращения денег означает, что предложение денег является важнейшим фактором, определяющим номинальный объем национального производства, уровень цен и занятости. Следовательно, с монетаристских позиций, денежно-кредитная политика государства является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования. Значение же фискальной политики как средства стабилизации экономики и перераспределения ресурсов оценивается монетаристами невысоко.

Денежно-кредитная политика, по мнению монетаристов, в краткосрочном периоде может влиять на реальный уровень национального производства и занятости, но в долгосрочном периоде воздействует лишь на уровень цен, поэтому центральный банк должен стабилизировать не величину ставки процента (это ошибочная цель), а темпы роста денежного предложения. Экономическая нестабильность порождается скорее неправильной денежно-кредитной политикой, нежели внутренней нестабильностью рыночной системы.

Государственное вмешательство в экономику, по мнению монетаристов, во многих случаях неизбежно, но оно должно создавать условия для свободного и стабильного функционирования рыночных механизмов на основе проведения рациональной долгосрочной макроэкономической политики.

В монетаристской концепции денежно-кредитная политика является «грозным оружием», поскольку определяет уровень экономической активности в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. Поэтому монетаристы выступают за законодательное установление монетарного правила, согласно которому ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема национального производства. Другими словами, если в среднем за год прирост валового национального продукта в реальном выражении составит 3–5 %, то и денежная масса в экономике (предложение денег) должна увеличиться в указанных пределах. Меньший ее прирост приведет к нехватке денег, а возможно, к дефляции и возникновению безработицы; больший – вызовет инфляцию. Законодательное установление монетарного правила устранит причины нестабильности в экономике, тенденции к спаду или инфляции будут носить временный (краткосрочный) характер.

Монетарное правило связывает увеличение денежной массы с ростом реального объема выпуска (рис. 7.5). Повышение совокупного спроса от AD 1 до AD 2 должно соответствовать увеличению совокупного предложения от AS 1 до AS 2, благодаря чему уровень цен не изменится.

 

 

Рисунок 7.5 – Монетарное правило в модели совокупного спроса и совокупного

Предложения

 

Монетаристы отвергают фискальную политику как средство макроэкономической стабилизации. Ее безрезультативность они связывают с эффектом вытеснения (замещения) частных инвестиций государственными. Когда правительство в период экономического спада идет на бюджетный дефицит, а величина денежной массы в обращении не изменяется, государственные займы приводят к росту спроса на деньги и, соответственно, росту процентной ставки, что негативно сказывается на объеме частных инвестиций – он уменьшается. (Кейнсианцы не отрицают существования эффекта вытеснения, но считают его незначительным.) Когда же бюджетный дефицит покрывается выпуском новых денег, эффект вытеснения не наблюдается, но в этом случае рост экономической активности есть результат не фискальной, а денежно-кредитной политики.

 

7.6 Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера

 

В 1970-е гг. в странах с развитой рыночной экономикой получили развитие процессы стагфляции. Проблема одновременного роста инфляции и безработицы не поддавалась решению с позиций регулирования совокупного спроса, наблюдалось снижение эффективности государственного вмешательства в экономику.

Представители теории экономики предложения идеализируют рыночный механизм, его способность эффективно размещать и использовать производственные ресурсы. Главная причина, по которой национальная экономика может оказаться в состоянии спада, по их мнению, заключается в отсутствии стимулов к труду, накоплению сбережений и инвестициям.

Основное внимание теория предложения уделяет тем факторам, которые препятствуют расширению совокупного предложения и эффективному использованию ресурсов. К важнейшим из них относятся высокие ставки налогообложения. С позиций кейнсианской теории, большие налоги являются инструментом сдерживающей фискальной политики. С точки зрения сторонников теории предложения, высокие ставки налогообложения вызывают рост издержек производства и цен, сокращают предложение производственных ресурсов и реальный объем национального производства, увеличивают безработицу.

Прежде всего высокие подоходные налоги снижают стимулы к эффективному труду, поскольку теряется его привлекательность в сравнении с досугом, и часть людей, не удовлетворенных своими реальными доходами, предпочитают оставаться безработными. Ослаблению желания незанятых искать работу способствует и система государственного социального обеспечения: рост пособий по безработице, увеличение периода времени, в течение которого они выплачиваются. Все это отрицательно сказывается на предложении труда.

Под воздействием высоких налогов снижаются привлекательность инвестиций и желание делать сбережения. Так, большие налоги на доходы от сбережений (проценты и дивиденды) ведут к свертыванию сбережений и увеличению текущего потребления. В результате уменьшается предложение ссудного капитала, растет процентная ставка, что обусловливает сокращение инвестиций и замедление темпов экономического роста. Уменьшению объема сбережений, по мнению сторонников экономической теории предложения, способствует и социальная политика государства, предусматривающая крупные социальные выплаты работникам после их выхода на пенсию. Рассчитывая на государственную поддержку в будущем, они снижают долю сбережений и увеличивают объем текущего потребления в своих доходах.

Замедление инвестиционных процессов может быть следствием высоких налогов и на прибыль корпораций: уменьшаются выплачиваемые акционерам дивиденды, падает спрос на ценные бумаги, снижается привлекательность заемных средств. Сокращение объема инвестиций частных фирм также связано с существованием бюджетного дефицита. Превышение государственных расходов над доходами сопровождается эффектом вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным.

Сторонники теории экономики предложения выступили с идеей уменьшения «прогрессивности» личного подоходного налога. Данная мера, по их мнению, способна подтолкнуть семьи с высокими доходами к увеличению сбережений, изменить предпочтения работников в пользу занятости и расширить таким образом предложение труда.

Уменьшение «прогрессивности» налогообложения населения отвечало принципу социальной справедливости, так как нельзя «наказывать» высокими налогами людей, выполняющих высокооплачиваемую работу.

Решающую роль в формировании экономической теории предложения сыграли взгляды американского экономиста А. Лаффера. Он обосновал идею о том, что более низкие ставки налогов создадут дополнительные стимулы к работе, накоплению сбережений и инвестициям, к инновациям и принятию деловых рисков и обеспечат тем самым существенный рост национального производства. Кроме того, снижение налоговых ставок не обязательно приводит к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, поскольку одновременно сокращаются масштабы уклонений и неплатежей налогов. Графически кривая Лаффера (LC) обычно изображается следующим образом (рис. 7.6).

 

 

Рисунок 7.6 ­ Кривая Лаффера

 

Кривая LC показывает зависимость налоговых поступлений (Т) в бюджет от размера усредненной ставки налога (t), отражая идею о возможности сохранения или даже увеличения этих поступлений путем снижения налоговых ставок, находящихся в запретительной области. При нулевой (t = 0) и стопроцентной (t = 1) ставках налога налоговые поступления будут равны нулю. По мере повышения налоговой ставки от 0 до tmax налоговые доходы растут, при tmax достигают своего максимального значения, а затем начинают сокращаться. Область налоговых ставок от 0 до tmax называют нормальной, а от tmax до 1 – запретительной.

Взгляды создателей экономической теории предложения и в настоящее время оцениваются экономистами по-разному. Трудность практического применения кривой Лаффера связана с необходимостью точного определения точки нахождения на ней экономики. Например, для американской экономики начала 1980-х гг. этого сделано не было.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Покажите на рисунке совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах?

2. Что такое инфляции и основные ее виды?

3. Как связь между инфляцией и безработицей в краткосрочном и долгосрочном периодах?

4. Покажите на рисунке кривые Филлипса.

5. К каким негативным последствиям в экономике приводит инфляция?

6. Назовите стратегические и тактические цели антиинфляционного регулирования?

7. В чем суть теории монетаризма и какой вид имеет основное уравнение монетаризма?

8. Назовите основные положения экономической теории предложения?

9. Покажите кривую Лаффера.

 

Тестовые задания по теме

 

Менее всего от непредвиденной инфляции пострадают:

а) те, кто получает фиксированный номинальный доход;

б) те, кто имеет денежные сбережения;

в) те, кто стал должником, когда цены были ниже;

г) те, у кого номинальный доход растет, но медленнее, чем растут цены.

 

2. Инфляция – это:

а) общий рост цен;

б) общий рост производства;

в) общий спад цен.

 

3. В период ускоряющейся инфляции процентная ставка:

а) падает, потому что падает цена денег;

б) падает, потому что падает уровень занятости;

в) растет, потому что падает цена денег;

г) не меняется.

 

4. Согласно кейнсианской теории уровень заработной платы и цены в краткосрочном периоде являются:

а) жесткими;

б) гибкими;

в) цены жесткими, а заработная плата гибкой;

г) цены гибкие, а заработная плата жесткой.

 

5. Кривая Филипса фиксирует связь между уровнем инфляции и:

а) предложением денег;

б) уровнем безработицы;

в) уровнем процента;

г) реальной ставкой процента.

 

6. Реальный доход:

а) количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального (денежного) дохода;

б) реальный объем производства продукции, который экономика в состоянии произвести при полном использовании ресурсов;

в) колебания экономической конъюнктуры в течение года, не связанные с экономическим циклом, а вызванные сезонными колебаниями экономической активности.

 

7. Какие из перечисленных факторов не имеют отношения к инфляции издержек?

а) рост процентной ставки.

б) рост производства и занятости.

в) рост цен на сырье и энергоносители.

г) рост или снижение совокупного предложения.

д) рост заработной платы.

 

8. Что из перечисленного не имеет отношения к инфляции спроса?

а) рост государственных заказов, в том числе военных.

б) увеличение спроса на средства производства, если производственные мощности полностью загружены.

в) рост заработной платы и как следствие — повышение покупательной способности населения.

г) смещение кривой совокупного спроса вправо.

д) смещение кривой совокупного спроса влево.

 

9. Один из эффектов неожиданной инфляции состоит в том, что богатство перераспределяется:

а) от заемщиков к кредиторам;

б) от кредиторов к заемщикам;

в) от молодых людей к старым;

г) от государства к фирмам.

 

Задачи по теме

 

1. На основании данных рассчитайте инфляционный налог и его изменение в абсолютном и относительном выражении, если: темп инфляции предшествующего периода составляет 62% в год; наличность составляет величину 3,5 трл. ден. ед.; депозиты – 15 трл. ден. ед.; номинальная процентная ставка 38 % годовых. В пекущем периоде инфляция составляет 80% и номинальная процентная ставка – 44%.

 

Решение:

Определим инфляционный налог по формуле:

IT = П × С + Д × (П - I),

где IT – инфляционный налог;

П – темп инфляции;

С – величина наличности в обращении;

Д – объём депозитов в банке и наличие процентной ставки;

I – номинальная процентная ставка.

 

IT(предшествующего периода) = 0,62 × 3,5 + 15 × (0,62 – 0,38) = 6,22 (трл. ден. ед.).

IT (текущего периода) = 0,8 × 3,5 + 15 × (0,8 – 0,44) = 8,2 (трл. ден. ед.).

 

2. Индекс цен текущего года 140 %, а базового 120 %. Рассчитайте темп инфляции и укажите ее вид.

3. Определите покупательную способность (FV) 70000 тыс. ден. ед.(PV) через 3 года (n) при темпе инфляции 60 % (i) в год.

4. На основании следующих данных рассчитайте инфляционный налог. Темп инфляции составляет 35% в год; наличность семьи составляет величину 2000 ден. ед., сумма вклада в банке-3000 ден. ед., номинальная процентная ставка-15% годовых.

Тема 8 СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

 

 

8.1 Стабилизационная политика. Особенности государственной

политики занятости

 

Любая национальная экономика находится в постоянном движении, ее пропорции и взаимосвязи изменяются и преобразуются как в пространстве, так и во времени. В этих условиях макроэкономическое равновесие рассматривается как желаемое состояние, как тенденция, идеал, к которому стремится экономика в процессе постоянных от него отклонений.

В качестве сущностных форм проявления макроэкономического неравновесия выступают несоответствия между совокупным спросом и совокупным предложением, между сбережениями и инвестициями, между государственными доходами и расходами и т.п. А его функциональные формы представлены процессами, способными затормозить достижение основных стратегических целей развития национальной экономики, а именно: циклическими спадами национального производства, безработицей, инфляцией.

Комплекс мероприятий макроэкономического регулирован и направленный на стабилизацию экономики, реализуется в ходе осуществления стабилизационной политики государства в направлении достижения полной занятости и потенциально возможного выпуска продукции. Рецептов государственного регулятивного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Вместе с тем общие принципы воздействия на экономическую активность можно свести к следующим положениям: в условиях спада необходимо осуществлять комплекс мер по оживлению активности, т.е. проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема – сдерживающую, страхующую экономику от сильного «перегрева».

Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его регулирования. Субъектом таких действий становится государство. Для этого оно проводит специальную политику занятости, означающую систему принципов и мер, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения и предотвращение безработицы.

На основе Закона о занятости населения принципами государственной политики в области занятости в Республике Беларусь признаны:

1) обеспечение равных возможностей в трудоустройстве для всех трудоспособных граждан;

2) обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

3) предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

4) содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

5) принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

6) участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

7) международное сотрудничество в решении проблем занятости.

В соответствии с основными принципами разработана и одобрена правительством Республики Беларусь Программа занятости населения, направленная на практическую реализацию политики занятости. Ее главной целью провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости граждан Республики Беларусь. Осуществление этой цели предусматривает решение следующих задач:

• оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;

• материальная поддержка незанятого населения профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения;

• бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;

• содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест;

• развитие республиканской службы занятости, обеспечивающей компьютеризованный учет спроса и предложения рабочей силы в разрезе категорий граждан.

Программа занятости строится с конкретизацией по годам. Основные ее ориентиры исходят из реальных явлений, происходящих в сфере занятости населения Республики Беларусь. В связи с этим Программой предусмотрено:

• реальное оказание помощи в трудоустройстве;

• направление на подготовку и переподготовку с выплатой стипендий;

• оказание материальной помощи по безработице.

Кроме того, для трудоустройства лиц, не способных конкурировать на равных на рынке труда (инвалиды, молодежь и т. п.), Программа предусматривает создание на предприятиях и в организациях рабочих мест с частичной компенсацией затрат из средств государственной службы занятости. Сюда же относится создание специализированных малых предприятий для инвалидов, а также для молодежи при службе занятости.

Государственные программы содействия и субсидирования занятости начиная с 80-х гг. не являются редкостью и для стран с развитой рыночной экономикой. Как правило, они принимаются на основе социального партнерства государства, предпринимателей и профсоюзов. Основными способами финансового стимулирования работодателей к участию в увеличении занятости служат:

• возврат части налогов;

• установление льгот по налогам на прибыль;

• предоставление льготных кредитов и т. п.

Так, в Великобритании для стимулирования перераспределения работников из сферы услуг в обрабатывающую промышленность был введен «селективный налог на занятость»: в обрабатывающей промышленности при увеличении там занятых часть суммы налога на занятость возвращалась, а в сфере услуг и банковской системе нет. В США начиная с 1978 г. по решению Конгресса тем предпринимателям, которые нанимали людей, длительно не работавших, делалась налоговая скидки в размере 4,5 тыс. дол. в год за каждого принятого на работу на срок не менее двух лет. В Японии действуют свыше 10 видов государственных субсидий. Они выделяются обычно на два года. Так, региональные субсидии предназначены для тех регионов, где уровень безработицы на 1/2 выше, чем в целом по стране. Отраслевые субсидии предназначены для поддержки не благополучных по складывающейся конъюнктуре отраслей данного региона.

Основными задачами государственной политики на период 2011-2015 гг. в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

- создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

- стимулирование роста занятости в сфере услуг;

- создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

- повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

- формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

- создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

Основная цель – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

 

8.2. Безработица. Типы безработицы. Полная занятость

 

Наряду с занятостью в жизни существует и незанятость. Она может быть двух основных видов: добровольная и вынужденная. В свою очередь, вынужденная незанятость также различается: скажем, одно дело, если человек потерял трудоспособность в результате болезни и вынужден не работать, и совсем другое, если гражданин трудоспособен, но не имеет работы. Вынужденно не занятые, имеющие такие основные признаки, как: 1) трудоспособный возраст; 2) наличие трудоспособности; 3) вынужденная незанятость; 4) наличие желания трудиться; 5) отсутствие подходящей работы; 6) регистрация в Государственной службе занятости, относятся к безработным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.15 с.)