Налоговые и другие уполномоченные органы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговые и другие уполномоченные органы



НК РФ, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и некоторые другие законы и нормативные правовые акты устанавливают основные правомочия, права и обязанности государственных органов по проведению налогового контроля. К таким уполномоченным органам относятся: налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы и органы внутренних дел.

 

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в отдельных случаях — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему иных обязательных платежей (ст. 30 НК РФ). Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции, осуществляют свои функции и взаимодействуют с другими государственными (муниципальными) органами путем реализации предусмотренных НК РФ и другими нормативными актами РФ полномочий. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба (ФНС) России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган по налоговому контролю и надзору) и её территориальные подразделения, в том числе: межрегиональные налоговые инспекции ФНС России, управления ФНС России по субъектам Федерации, налоговые инспекции и межрайонные налоговые инспекции.

 

Для осуществления налогового контроля налоговые органы наделены широкими правами. В соответствии с НК РФ (ст. 31) и другими правовыми актами налоговые органы вправе:

 

1) требовать от налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента документы по установленным формам и (или) форматах в электронном виде, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;

2) проводить налоговые проверки в установленном порядке;

3) производить выемку документов у налогоплательщика (плательщика сборов) и налогового агента при проведении налоговых проверок, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов и в иных случаях, связанных с исполнением ими налогового законодательства, а также в связи с налоговой проверкой;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на их имущество в установленном порядке;

6) осматривать любые используемые налогоплательщиком производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях:

— отказа налогоплательщика допустить должностных лип налогового органа к осмотру помещений и территорий, используемых им для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения,

— непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,

— отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения и ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, проценты и штрафы с организаций;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, процентов и штрафов и их перечисления в бюджетную систему РФ;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лип, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) ходатайствовать об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):

— о взыскании недоимок, пени и штрафов с лиц, допустивших налоговые нарушения,

— о возмещении ущерба, причиненного государству (муниципальному образованию) неправомерными действиями банков по списанию средств со счетов налогоплательщиков после принятия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимок, задолженности по пеням и штрафам с налогоплательщиков,

— о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите,

— в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия этих решений законодательству о налогах и сборах. Формы и форматы документов, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий, порядок заполнения и представления документов в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти и уполномоченным органом по налоговому контролю и надзору.

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

 

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

 

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

 

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

 

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

 

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

 

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

 

проверки целевого использования налоговых льгот;

 

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

71. Виды налоговых правонарушений.

Виды налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ:

 

· нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)

· нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ)

· непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) (ст. 119 НК РФ).

· нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 НК РФ)

· представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 Н РФ).

· грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)

· неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ)

· сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ)

· невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)

· несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ)

· непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)

· неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ)

· неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128 НК РФ)

· отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ)

· неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ)

· нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ)

· неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 129.3 НК РФ)

· неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ)

72. Ответственность за налоговые нарушения: административная, уголовная.

Налоговое правонарушение — это несоблюдение норм налогового права лицом, у которого имеются определенные обязательства по уплате налогов. Действующий НК РФ определяет исчерпывающий перечень таких нарушений (гл. 16 НК РФ).Ф

Описание налоговых правонарушений и ответственности за их совершение содержится в статьях, содержащихся в гл. 15 КоАП РФ. При этом к административной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, могут быть привлечены только должностные лица, которые нарушили закон в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Физлица (в том числе имеющие статус ИП) к административной ответственности за налоговые правонарушения по ст. 15.4–15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).

2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.

3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.016 с.)