Социально-гуманитарный характер современного туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-гуманитарный характер современного туризма



Международная туристская общественность все больше заботится о развитии туризма в социально-гуманитарном русле. В этих целях на 13-й сессии ВТО, проходившей в Сантьяго в конце сентября 1999 г., был принят новый международный этический Кодекс туризма. Его цель - направить в правильное русло развития туристскую отрасль в новом, XXI, веке и способствовать увеличению потоков туристов.

Кодекс имеет рекомендательный характер и состоит из 10 статей, касающихся различных аспектов туристской деятельности. Он предназначен не только для специалистов туристского бизнеса, но и для государственных структур, средств массовой информации, а также для самих туристов.

Кодекс принят на базе ранее существовавшего (принятого за 15 лет до этого) этического кодекса и представляет собой синтез различных ранее опубликованных международных туристских документов и деклараций. В нем особенно подчеркнут строгий запрет на сексуальную эксплуатацию детей и несовершеннолетних.

В Кодексе отмечено, что в первую очередь развитие туристской инфраструктуры должно способствовать экономическому, социальному и культурному процветанию местного населения. Развитие туристской отрасли и строительство туристских объектов не должны негативно сказываться на состоянии окружающей среды. Государственные структуры должны со своей стороны обеспечивать безопасность туристов и применять суровые меры против всякой агрессии в адрес путешествующих, угроз и возможных похищений.

«Туризм давно играет серьезную роль в развитии общества в целом. В ближайшие годы его влияние может заметно усилиться», - заявил президент ВТО Франческо Франжиалли на 13-й сессии ВТО. Однако, как считают в ВТО, бурное развитие этой отрасли может иметь одновременно и положительные, и негативные последствия. Создание дополнительных рабочих мест и содействие сбыту ремесленных товаров - настоящие достижения в туристской отрасли. В то же время бурное развитие туристской инфраструктуры может негативно сказаться на состоянии окружающей среды, а стремление принимающих стран добиться того, чтобы иностранные туристы чувствовали себя за границей, «как дома», привести к стандартизации культур.

В Кодексе специально отмечено, что рекомендуется не допускать стандартизации ремесленной и сувенирной продукции. Туристам должно быть интересно. Новые места это новые открытия. И стандартные сувениры могут негативно снивелировать процесс впечатлений и познаний.

Международный туристский бизнес

Межрегиональная конкуренция

С середины прошлого века мировая экономика все активнее превращается в единое поле конкурентного взаимодействия, на котором в качестве субъектов конкуренции выступают не только транснациональные компании, но и страны, их объединения и отдельные регионы. На фоне процессов глобализации наблюдается обострение пространственной конкуренции как на межгосударственном, так и межрегиональном уровнях.
Придерживаясь иерархичности понятия региона, межрегиональная конкуренция может быть рассмотрена на нескольких уровнях: как конкуренция между регионами одной страны, как конкуренция регионов одной страны с регионами другой, как конкуренция макрорегионов, то есть объединений ряда стран.
Регион, как субъект конкурентных отношений, стал рассматриваться сравнительно недавно. Первоначально регион представлялся как «поляризованное пространство», воплощающее собой систему взаимосвязей между центром и окружающей средой. Использовался такой термин как «программный регион», то есть регион, как территория, в отношении которой принимаются решения и программы с целью ее преобразования и развития. Данный подход отражен в концепции Ж. Будевиля.
Некоторое осознание экономической субъектности региона в рамках национальной экономики связано с публикациями В.Н. Богачева, рассматривавшего регион как особый субъект хозяйства, имеющего задачи по корректировке решений, принимаемых предприятиями по критерию их индивидуальной прибыли, а также развития региональной инфраструктуры с целью регулирования уровня издержек по всей совокупности предприятий региона. 1
Современный российский регионалист А. Гранберг предлагает рассматривать регион как «квазигосударство» или как «квазикорпорация». 2 Сущность модели региона как «квазифирмы» заключается в применении к региону ряда подходов, характеризующих его поведение как фирму. Так, регион должен не только производить ряд общественных благ, но и формировать нужную среду, привлекать и создавать ресурсы, обеспечивая их эффективное размещение. Данный подход предусматривает глобальную ориентированность региона, поскольку в него заложена идея глобальной конкуренции в необходимости поиска внутренних сил для развития. Концепция региона как «квазигосударства» не противоречит экономической теории федерализма, согласно которой региональные власти ответственны за развитие региона и предоставление общественных благ его жителям.
Впервые наиболее четко в российской регионалистике авторами монографии «Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты» была сформулирована концепция региона как самостоятельного субъекта хозяйствования и конкуренции. 3 Согласно данной концепции предлагается рассматривать регион в качестве стратегического игрока, вступающего во взаимодействие с другими регионами по ряду направлений, стремящегося сформировать конкурентоспособную среду, соответствующую целям его долгосрочного развития. Взаимодействие регионов осуществляется по поводу: ограниченных ресурсов, на которые они претендуют; объема потребительского спроса; участия в территориальном разделении труда; влияния на центр и в международных экономических отношениях.
Предпосылки межрегиональной конкуренции в России, в отличие от развитых стран, появились сравнительно недавно. Произошедшие трансформации в российской экономике и политическом устройстве, а также глобализационные процессы повлияли на положение российских регионов и изменили их роль в национальной и мировой экономиках. Российские регионы в новых условиях вынуждены становиться самостоятельными экономическими субъектами, конкурирующими как в национальной, так и в международной экономической среде по широкому кругу позиций. Межрегиональные конкурентные отношения подвержены искажению в результате действия ряда факторов:

1. инерционности экономического развития регионов;

2. действия мультипликаторов пространственного неравенства;

3.  различной степени участия во внешнеэкономических отношениях;

4.  дезинтеграционных процессов на территории страны;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.007 с.)