Стратегия развития новых мест туристского назначения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия развития новых мест туристского назначения



Целью данного параграфа являются определение и оценка мер, предпринятых в связи с поощрением развития новых туристских мест назначения в рамках гармоничного экономического и социального развития отдельных регионов, путем более сбалансированного распределения туристских потоков.

Местом назначения может быть какой-то участок, местность, регион или национальная территория. На коммерческом уровне туристские места назначения охватывают все зоны, посещаемые сезонно или круглогодично определенным количеством людей, чьи причины для поездок не ограничиваются лишь отдыхом. На практике туристское место назначения является цепью поездки «посетителя», туриста.

Причины и пути появления новых мест назначения. Места туристского назначения можно разделить на две категории в зависимости от принимающей способности. Одна из них включает крупные города и в состоянии принять большое количество посетителей без оказания вредного воздействия на данное место и не нарушая туристский облик. Если уровень служб, занимающихся приемом посетителей, и условия гигиены достаточно высоки, помехой росту числа посетителей является недостаточная вместимость средств размещения.

Существуют, однако, зоны, которые допускают лишь определенный уровень насыщения и имеют ограниченную возможность приема, даже если средства размещения можно расширить. Местами назначения такого рода являются, например, морские побережья или горные курорты, чьи возможности приема связаны с окружающей средой и определяются такими показателями, как размер пляжа или длина склонов, которые можно использовать для катания на лыжах. Если уровень насы-шечия превышен, это будет иметь негативные последствия для окружающей среды и общества, а в результате для посетителей что место назначения будет представлять меньшую привлекательность.

В данных обстоятельствах, когда достигнута степень насыщения, интенсивность процесса передвижений людей больше не возрастает, а некоторые потенциальные посетители отправляются в другие места, создавая благоприятные условия для появления новых мест назначения. Имеется возможность для роста спроса на поездки, что само по себе представляет источник появления новых мест назначения.

Интенсификация процесса передвижения людей. Рост и интенсификация процесса передвижения людей представляют важный стимул для появления новых мест назначения. Рост числа поездок происходит не только в регионах, дающих традиционно большое количество туристов и путешественников. Во всем мире также расширились зоны, откуда выезжает большое количество туристов, создавая, таким образом, туристские потоки, которые вызывают перераспределение в пространстве новых мест туристского назначения. Внутренний туризм играет важную роль в развитии зон, которые обладают высоким туристским потенциалом, но находятся вдалеке от традиционных рынков, превращая их в новые места туристского назначения.

Характер места туристского назначения. Географическое расположение. Географическое расположение представляет первый элемент в установлении характера места туристского назначения. Оно является главным компонентом места назначения и увязано с другими элементами в единое целое, которое составляет для посетителя образ места назначения. В ряде случаев географическое расположение само по себе является источником, сырьем для создания стимула к поездке (пляжи, горы, минеральные источники и т. д.).

Климат является одним из важных факторов (среднее количество солнечных дней в году, ежемесячная температура, осадки, ветер). Флора и фауна также вносят специфический вклад в привлекательность места туристского назначения. Наземные и подземные водные ресурсы имеют особое значение для функционирования туристского курорта при идеальных условиях. И последний элемент, который следует отметить, - расстояние места назначения от зон, поставляющих туристов.

Инфраструктура. Одной из основных задач инфраструктуры (дорог, шоссе, железных дорог, морского и воздушного транспорта, портов и аэропортов) является облегчение передвижения людей между зонами, поставляющими туристов, и местами назначения. Но инфраструктура включает также системы поставки, очистки, обработки использованной воды.

Другими относящимися к делу элементами инфраструктуры являются энергетические источники, передача и распределение энергии.

Общество, принимающее туристов. Характеристика общества, принимающего туристов, определяется в первую очередь демографическими факторами (возрастной и половой структурой, миграцией, ростом населения, видами деятельности и т. д.), которые важны при оценке людских ресурсов региона. Прежде всего необходимо учитывать экономическую деятельность общества (сельское хозяйство, промышленность, сектор услуг), а также воздействие этой деятельности на окружающую среду.

Цели развития новых мест назначения. Появление новых мест туристского назначения тесно связано с общей озабоченностью государств в отношении международных и национальных проблем, с которыми сталкивается современное общество. Некоторые из этих проблем носят особенно острый характер (например, резко выраженное неравенство между развитыми и развивающимися районами, безработица, расхищение природных ресурсов и т. д.).

В поисках решения этих проблем нельзя упускать из вида вклад, который может быть сделан в результате процесса передвижения людей и способности новых мест туристского назначения возрождать к жизни зоны, в которых они расположены. При определении новых мест туристского назначения следует учитывать первоочередность целей, т. е. создание новых рабочих мест, развитие отсталых районов, защиту окружающей среды.

Развитие районов экономической депрессии. Для того чтобы место туристского назначения играло положительную конкретную роль в развитии данного региона, особенно в долгосрочном плане, необходимо учесть три элемента:

- в районе, о котором идет речь, не должно быть другой сферы деятельности, которая была бы выгодной для него;
- развитие мест туристского назначения не должно создавать помехи стабильному функционированию существующих видов деятельности (например, сельскому хозяйству) и не должно наносить ущерб окружающей естественной или социально-культурной среде;
другие существующие секторы деятельности в данном районе не должны мешать созданию нового места туристского назначения.

Как логическое следствие сказанного выше проект развития должен хорошо сочетаться с экономической и социальной жизнью данного района. Поэтому существующие естественные, исторические и культурные факторы необходимо использовать разумно. Инфраструктуру, требуемую для места туристского назначения, следует организовать таким образом, чтобы позволить другим отраслям получить от нее выгоду, а также чтобы функционирование места туристского назначения вносило вклад в развитие существующих секторов и стимулировало создание других видов деятельности.

Создание рабочих мест с круглогодичной занятостью в новых местах назначения. Следует избегать создания новых мест назначения, ориентированных исключительно на проведение отпусков и досуга. В местах назначения такого рода занятость всегда будет носить сезонный характер. Места назначения, поездки в которые носят вынужденный характер (например, терминальные и оздоровительные курорты), имеют высокую вероятность круглогодичного действия. Они могут функционировать как результат сезонного оборота международной и отечественной клиентуры.

Основным преимуществом постоянного действия этих мест назначения является то, что создаются стабильные рабочие места для большого количества работающих по найму с очень разными квалификациями.

Еще одним путем создания постоянных рабочих мест является организация национальных и международных встреч, конференций, конгрессов, коллоквиумов, симпозиумов, круглых столов, деловых встреч и т. д.

Понижение насыщенности традиционных мест назначения путем распределения процесса передвижения людей. Традиционные места назначения в первую очередь испытывают на себе высокое давление в результате процесса передвижения людей в период сезона «пик». Чем большей известностью пользуется местность, тем выше ее насыщенность. Хотя люди стали более требовательны к качеству окружающей среды, многие все еще придают большее значение социальному престижу, связанному с известностью места, где они провели свои отпуска, чем качеству самого отпуска.

В качестве общей стратегии существуют два варианта действий в отношении передвижения людей. Первый состоит из действий в зонах, поставляющих туристов, где с помощью рекламы предпринимается попытка создать спрос на новые места назначения. Этот вариант особенно применим к местам назначения, расположенным в слаборазвитых зонах.

Вторым вариантом является создание мест назначения вдоль основных туристских маршрутов.

Этот наиболее непосредственный вариант воздействия на туристские потоки не исключает необходимости активной рекламной деятельности на туристских рынках. Характер нового места назначения, которое предназначено для понижения насыщенности в традиционном месте назначения, может быть аналогичен характеру традиционного места назначения, например создание новых лыжных трасс рядом с уже достигшими насыщенности зимними курортами.

Отклик на новые виды спроса. Все формы стратегии развития новых мест туристского назначения основываются на двух главных идеях:

а) модели, которые успешно реализовыва-лись в прошлом, не являются гарантией успеха нового места назначения;
б) новое место назначения следует развивать таким образом, чтобы оно могло гибко реагировать на изменения, которые могут произойти на рынке.

В основе этих двух идей лежит один и тот же фактор: постоянные перемены в спросе.

Таким образом, новые места назначения должны соответствовать переменам в спросе и мотивах поездок, которые традиционные места назначения не могут удовлетворить в достаточной степени; нужно делать упор на мотивах туристского, культурного характера, организации отдыха, желании отдельных лиц вновь открыть прелести сельской жизни, движении «обратно к природе» и т. д.

 

Модели развития мест туристского назначения (МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ РАЙОНОВ)

Управление туристским районом осуществляется в соответствии с планом его развития и представляет собой сложный процесс гармонизации отношений между человеком и окружающей средой.

Модель А. Осевое развитие исторических сил или культурных центров внутри зоны. Эта модель места туристского назначения основана на предположении, что основной упор будет сделан на состояние окружающей среды или культурное и художественное наследие, имеющееся в данном регионе. Если использовать эту модель, крайне необходимо наличие городов, исторических достопримечательностей. В данном случае основной осью развития новых мест назначения является создание инфраструктуры: широкой сети автомагистралей, железных дорог, аэропортов, телекоммуникаций и т. д. Целью этой инфраструктуры является обеспечение функциональной интеграции различных элементов, формирующих часть данной территории: сельских и городских поселений, прибрежных зон, сухопутных районов.

Районы проживания и отдыха должны быть расположены как в тех зонах, где проживает местное население, так и в центрах, отведенных для посетителей. При ведении нового строительства следует считаться с местным архитектурным стилем и вспомогательные постройки не должны быть слишком сконцентрированы. Основной принцип данной модели заключается в том, чтобы объединить постройки для посетителей с теми, которые предназначены для местного населения. Эта модель предполагает не создание нового места туристского назначения, а развитие сети достопримечательностей, представляющих интерес для туристов.

В связи с тем, что место назначения имеет многоцелевой характер, оно скорее всего сможет функционировать круглогодично. Это остановит отток местного сельского населения и будет стимулировать «воскрешение» древних ремесел, оживит исторические и культурные ресурсы, даст толчок усилиям по их реставрации и сохранению.

Модель Б. Развитие зоны, характеризующей новые центры интереса. Это вариант модели А в том плане, что в нем также предусматривается одновременное развитие всей зоны. Но в данном случае усилия, вкладываемые в развитие инфраструктуры, сопровождаются необходимостью строительства и оборудования ряда центров, представляющих интерес для путешественников.

Основным территориальным элементом является окружающая среда, развитием которой, как правило, до этого не занимались. Эта модель предполагает, что операции будут долгосрочными и крупномасштабными как в физическом, так и в финансовом плане. Именно поэтому основным предположением в стратегии развития, на котором основывается данная модель, является то, что будут учтены все возможные инвесторы и изысканы необходимые средства.

Искусственный элемент должен гармонично сочетаться с естественной окружающей средой при обеспечении того, чтобы эта среда использовалась наилучшим образом. Если речь идет о морском побережье, застройку следует планировать таким образом, чтобы не создавать барьер между морем и прибрежной зоной. Свободные пространства рекомендуется чередовать с застроенными. Их плотность должна зависеть от профиля территории и потребностей посетителей. Основные жилища отводятся населению данной зоны. Необходимо обеспечить рабочую зависимость между вновь построенными центрами и традиционно заселенными зонами с целью включения новых мест назначения в экономическую и социальную жизнь региона.

Модель В. Постепенное развитие крупной новой зоны в качестве противовеса существующим естественным районам привлечения туристов. Главным отличием этой модели является то, что она имеет протяженность во времени и ее область постепенно расширяется. Выбор площадок для новых мест назначения основывается на приближенности к крупнейшим центрам с большим количеством посетителей.

Развитие новых мест туристского назначения выступает противовесом чрезмерному развитию некоторых зон с естественными привлекающими факторами. Таким образом, новые места назначения с большим количеством привлекающих факторов будут неизбежно центрами, умеренными по своей насыщенности, но интегрированными в жизнь общества.

Модель Г. Развитие при слабой насыщенности и активных контактах «посетитель - местный житель». Этот вариант развития основывается на различных предпосылках для организации нового места туристского назначения. Выбирается зона, где отсутствуют городские центры и современная инфраструктура. Поскольку вероятность капиталовложений крайне мала, основными привлекающими факторами являются природа и гостеприимство местного населения.

В качестве места туристского назначения зона (туристская деревня) включает ряд сельских поселений, в которых размещение посетителей полностью интегрировано. Таким образом, деятельность местных жителей и туристов также интегрирована, что позволяет им лучше познакомиться друг с другом через прямой контакт. В частности, гости могут иметь возможность участвовать в основных видах занятости местных жителей (рыбная ловля, сельское хозяйство, ремесла и т. д.).

Прибыли, получаемые от туризма, дадут возможность побочного заработка местному населению в дополнение к их доходам от основных видов экономической деятельности, не заставляя их отказываться от обычных видов занятий или традиционного образа жизни.

Эта модель основана на принципе постепенного развития мест туристского назначения в целях избежания культурного потрясения, возникающего в результате присутствия широких масс туристов. Важно и то, что при этом традиционная деятельность местного населения продолжается, не прерываясь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.022 с.)