История и развитие туризма в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История и развитие туризма в России



История и развитие туризма в России

История туризма –временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.

Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Выделяются в основном следующие периоды:

1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма.

а) туризм в древности;

б) туризм во времена средневековья и Возрождения;

в) туризм в XVII и XVIII вв.

2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение специализированный предприятий по производству туристских услуг.

3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны – начало становления социального туризма

4. Туризм после второй мировой войны – современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Переходный период (с 1990г.)

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного периода:

1. переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

2.  формирование туристского рынка на основе новых законов;

3. использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;

4. изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)

5. невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

6. возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;

7. рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

Формы и методы развития туризма в России

Модели развития мест туристского назначения (МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ РАЙОНОВ)

Управление туристским районом осуществляется в соответствии с планом его развития и представляет собой сложный процесс гармонизации отношений между человеком и окружающей средой.

Модель А. Осевое развитие исторических сил или культурных центров внутри зоны. Эта модель места туристского назначения основана на предположении, что основной упор будет сделан на состояние окружающей среды или культурное и художественное наследие, имеющееся в данном регионе. Если использовать эту модель, крайне необходимо наличие городов, исторических достопримечательностей. В данном случае основной осью развития новых мест назначения является создание инфраструктуры: широкой сети автомагистралей, железных дорог, аэропортов, телекоммуникаций и т. д. Целью этой инфраструктуры является обеспечение функциональной интеграции различных элементов, формирующих часть данной территории: сельских и городских поселений, прибрежных зон, сухопутных районов.

Районы проживания и отдыха должны быть расположены как в тех зонах, где проживает местное население, так и в центрах, отведенных для посетителей. При ведении нового строительства следует считаться с местным архитектурным стилем и вспомогательные постройки не должны быть слишком сконцентрированы. Основной принцип данной модели заключается в том, чтобы объединить постройки для посетителей с теми, которые предназначены для местного населения. Эта модель предполагает не создание нового места туристского назначения, а развитие сети достопримечательностей, представляющих интерес для туристов.

В связи с тем, что место назначения имеет многоцелевой характер, оно скорее всего сможет функционировать круглогодично. Это остановит отток местного сельского населения и будет стимулировать «воскрешение» древних ремесел, оживит исторические и культурные ресурсы, даст толчок усилиям по их реставрации и сохранению.

Модель Б. Развитие зоны, характеризующей новые центры интереса. Это вариант модели А в том плане, что в нем также предусматривается одновременное развитие всей зоны. Но в данном случае усилия, вкладываемые в развитие инфраструктуры, сопровождаются необходимостью строительства и оборудования ряда центров, представляющих интерес для путешественников.

Основным территориальным элементом является окружающая среда, развитием которой, как правило, до этого не занимались. Эта модель предполагает, что операции будут долгосрочными и крупномасштабными как в физическом, так и в финансовом плане. Именно поэтому основным предположением в стратегии развития, на котором основывается данная модель, является то, что будут учтены все возможные инвесторы и изысканы необходимые средства.

Искусственный элемент должен гармонично сочетаться с естественной окружающей средой при обеспечении того, чтобы эта среда использовалась наилучшим образом. Если речь идет о морском побережье, застройку следует планировать таким образом, чтобы не создавать барьер между морем и прибрежной зоной. Свободные пространства рекомендуется чередовать с застроенными. Их плотность должна зависеть от профиля территории и потребностей посетителей. Основные жилища отводятся населению данной зоны. Необходимо обеспечить рабочую зависимость между вновь построенными центрами и традиционно заселенными зонами с целью включения новых мест назначения в экономическую и социальную жизнь региона.

Модель В. Постепенное развитие крупной новой зоны в качестве противовеса существующим естественным районам привлечения туристов. Главным отличием этой модели является то, что она имеет протяженность во времени и ее область постепенно расширяется. Выбор площадок для новых мест назначения основывается на приближенности к крупнейшим центрам с большим количеством посетителей.

Развитие новых мест туристского назначения выступает противовесом чрезмерному развитию некоторых зон с естественными привлекающими факторами. Таким образом, новые места назначения с большим количеством привлекающих факторов будут неизбежно центрами, умеренными по своей насыщенности, но интегрированными в жизнь общества.

Модель Г. Развитие при слабой насыщенности и активных контактах «посетитель - местный житель». Этот вариант развития основывается на различных предпосылках для организации нового места туристского назначения. Выбирается зона, где отсутствуют городские центры и современная инфраструктура. Поскольку вероятность капиталовложений крайне мала, основными привлекающими факторами являются природа и гостеприимство местного населения.

В качестве места туристского назначения зона (туристская деревня) включает ряд сельских поселений, в которых размещение посетителей полностью интегрировано. Таким образом, деятельность местных жителей и туристов также интегрирована, что позволяет им лучше познакомиться друг с другом через прямой контакт. В частности, гости могут иметь возможность участвовать в основных видах занятости местных жителей (рыбная ловля, сельское хозяйство, ремесла и т. д.).

Прибыли, получаемые от туризма, дадут возможность побочного заработка местному населению в дополнение к их доходам от основных видов экономической деятельности, не заставляя их отказываться от обычных видов занятий или традиционного образа жизни.

Эта модель основана на принципе постепенного развития мест туристского назначения в целях избежания культурного потрясения, возникающего в результате присутствия широких масс туристов. Важно и то, что при этом традиционная деятельность местного населения продолжается, не прерываясь.

 

Рынок туристических услуг

Межрегиональная конкуренция

С середины прошлого века мировая экономика все активнее превращается в единое поле конкурентного взаимодействия, на котором в качестве субъектов конкуренции выступают не только транснациональные компании, но и страны, их объединения и отдельные регионы. На фоне процессов глобализации наблюдается обострение пространственной конкуренции как на межгосударственном, так и межрегиональном уровнях.
Придерживаясь иерархичности понятия региона, межрегиональная конкуренция может быть рассмотрена на нескольких уровнях: как конкуренция между регионами одной страны, как конкуренция регионов одной страны с регионами другой, как конкуренция макрорегионов, то есть объединений ряда стран.
Регион, как субъект конкурентных отношений, стал рассматриваться сравнительно недавно. Первоначально регион представлялся как «поляризованное пространство», воплощающее собой систему взаимосвязей между центром и окружающей средой. Использовался такой термин как «программный регион», то есть регион, как территория, в отношении которой принимаются решения и программы с целью ее преобразования и развития. Данный подход отражен в концепции Ж. Будевиля.
Некоторое осознание экономической субъектности региона в рамках национальной экономики связано с публикациями В.Н. Богачева, рассматривавшего регион как особый субъект хозяйства, имеющего задачи по корректировке решений, принимаемых предприятиями по критерию их индивидуальной прибыли, а также развития региональной инфраструктуры с целью регулирования уровня издержек по всей совокупности предприятий региона. 1
Современный российский регионалист А. Гранберг предлагает рассматривать регион как «квазигосударство» или как «квазикорпорация». 2 Сущность модели региона как «квазифирмы» заключается в применении к региону ряда подходов, характеризующих его поведение как фирму. Так, регион должен не только производить ряд общественных благ, но и формировать нужную среду, привлекать и создавать ресурсы, обеспечивая их эффективное размещение. Данный подход предусматривает глобальную ориентированность региона, поскольку в него заложена идея глобальной конкуренции в необходимости поиска внутренних сил для развития. Концепция региона как «квазигосударства» не противоречит экономической теории федерализма, согласно которой региональные власти ответственны за развитие региона и предоставление общественных благ его жителям.
Впервые наиболее четко в российской регионалистике авторами монографии «Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты» была сформулирована концепция региона как самостоятельного субъекта хозяйствования и конкуренции. 3 Согласно данной концепции предлагается рассматривать регион в качестве стратегического игрока, вступающего во взаимодействие с другими регионами по ряду направлений, стремящегося сформировать конкурентоспособную среду, соответствующую целям его долгосрочного развития. Взаимодействие регионов осуществляется по поводу: ограниченных ресурсов, на которые они претендуют; объема потребительского спроса; участия в территориальном разделении труда; влияния на центр и в международных экономических отношениях.
Предпосылки межрегиональной конкуренции в России, в отличие от развитых стран, появились сравнительно недавно. Произошедшие трансформации в российской экономике и политическом устройстве, а также глобализационные процессы повлияли на положение российских регионов и изменили их роль в национальной и мировой экономиках. Российские регионы в новых условиях вынуждены становиться самостоятельными экономическими субъектами, конкурирующими как в национальной, так и в международной экономической среде по широкому кругу позиций. Межрегиональные конкурентные отношения подвержены искажению в результате действия ряда факторов:

1. инерционности экономического развития регионов;

2. действия мультипликаторов пространственного неравенства;

3.  различной степени участия во внешнеэкономических отношениях;

4.  дезинтеграционных процессов на территории страны;

 

Кодекс туризма

Структура тура

Тур – это комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, слуги гидов, гидов-переводчиков и другие услуги предоставляемые в зависимости от цели путешествия.

В туристском бизнесе различают 2 типа тура:

1. Инклюзив тур – это комплексная услуга, включающая в себя весь пакет тур услуг (размещение, питание, экскурсио

2. нная услуга, перевозки, а также дополнительные услуги)

3. Заказной тур – это набор отдельных тур услуг для отдельного клиента

Понятие и требование к качеству туристского продукта

Уровень качества продукта определяется как соответствие его свойств требованиям стандартов. Директивными установками для создания технологий в области управления качеством являются международные стандарты ИСО (МС ИСО) серии 9000, ориенти­рованные на установление идентичных норм к аналогичной про­дукции и услугам в мировом масштабе, в том числе в сфере ту­ризма. На государственном уровне законами и стандартами уста­навливаются требования, обеспечивающие:

1. безопасность жизни, здоровья потребителей туристских ус­луг:

2. сохранность имущества туристов;

3. предотвращение причинения вреда имуществу потребите­ля;

4. охрану окружающей среды;

5. соответствие туристской услуги функциональному назначе­нию, точности и своевременности исполнения.

Согласно ГОСТ 28681.0-90, туристская услуга — это «резуль­тат деятельности туристского предприятия по удовлетво­рению соответствующих потребностей туристов». Качество услуги определяется требованиями ст. 4 Закона Российской Феде­рации «О защите прав потребителей». По Закону продавец (изго­товитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (пере­дать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответст­вующий обязательным требованиям стандартов, условиям догово­ра, обычно предъявляемым требованиям, а также предоставить информацию о товарах (работах, услугах).

Правовое поле для разработки стандартов в области туризма определено в Законе Российской Федерации «О стандартизации». Требования данного Закона обязательны для всех субъектов хо­зяйственной деятельности независимо от форм собственности. За­кон предусматривает стандартизацию как деятельность по ус­тановлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:

1. безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2. качества продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

3. единства измерений;

4. экономии всех видов ресурсов.

Объект стандартизации — это продукция и процессы, которые неоднократно воспроизводятся и/или используются. По сути, стандарт определяет условия и методы, обеспечивающие по­казатели качества.

Деятельностью по стандартизации в России управляет Госу­дарственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Для разработки государственных стандартов создаются специ­альные технические комитеты (ТК), которые действуют на базе предприятий и организаций, специализирующихся на выпуске оп­ределенных видов продукции и обладающих в данной области на­иболее высоким научно-техническим потенциалом.

Требования к туристским услугам определены в ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Общие требо­вания». Согласно этому стандарту, туристская услуга должна со­ответствовать назначению, точно и своевременно исполняться, от­вечать требованиям комплексности, комфортности, эстетичности и др. Особые требования предъявляются к этичности обслуживаю­щего персонала.

ГОСТы на туристские услуги

Основополагающими стандартами в области производства и потребления туристского продукта являются:

1. ГОСТ 28681.0 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения», устанавливаю­щий основные виды туристско-экскурсионного обслуживания объ­ектов стандартизации;

2. ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определе­ния», устанавливающий термины и определения понятий в облас­ти стандартизации, сертификации и управления качеством в сфе­ре услуг, а также обязательную документацию по данной сфере работ;

3. ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий общественного питания», определяющий типы пред­приятий питания, требования к качеству услуг и их ассортименту;

4. ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу», определяющий критерии оценки обслуживающего персонала на предприятиях питания по уровню профессиональной подготовки и квалификации, способности к руководству (для административных работников), знания руко­водящих документов, относящихся к профессиональной деятель­ности.

Стандарты на продукцию и услуги предприятий туристской сферы устанавливают требования обеспечения безопастности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, факторы риска в туризме, классификацию объектов размещения и питания. Среди таких стандартов:

1. ГОСТ 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсан­тов»;

2. ГОСТ 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

 

Имидж туристской фирмы

Исследование рынка рекламы туристского предприятия для формирования позитивного имиджа
Реклама в туризме является одним из важнейших средств осуществления связи между производителем и потребителем туристских услуг. Отличительные черты рекламы в индустрии туризма определяются спецификой отрасли и ее товара туристских услуг.
Основными чертами туристской услуги являются:
- неосязаемость или нематериальный характер. Это означает, что туристическую услугу невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать или изучить до получения. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается. Он вынужден верить продавцу на слово. Вследствие этого со стороны потребителей обязательно присутствует элемент надежды и доверия к продавцу. В то же время неосязаемость услуг осложняет деятельность продавца. Продавец может лишь описать преимущества, которые получит покупатель после предоставления услуги, а сами услуги можно оценить только лишь после их выполнения. Отсюда следует, что основными понятиями в маркетинге услуг являются польза, выгода, которые получит клиент, обратившись за получением услуги. Неосязаемый характер услуг затрудняет процесс ценообразования и продвижения услуг на рынок.
Такая особенность туристского продукта определяет и специфику его рекламы. Здесь реклама несет большую ответственность за истинность и точность продвигаемых с ее помощью сообщений. Возникает необходимость использования зрительных, наглядных средств, возможно более полно отражающих туристские услуги. Поэтому в рекламе часто используются кино и фотоматериалы, картины, комплексность. На впечатление, которое останется у туриста после потребления тур продукта, влияет множество факторов, даже такие, как поведение горничной, официанта, представителя встречающей стороны. Это именно то, что отличает впечатление, остающееся после потребления тур продукта, от того впечатления, которое остается у кого бы то ни было после потребления любого другого продукта.
Реклама в определенных видах может стать спутником туристской услуги не только до, но и во время, и после ее оказания, что накладывает на нее особую ответственность и придает своеобразные черты, несвойственные рекламе других товаров и услуг. Поэтому большое внимание уделяется именно внутренней рекламе, оформлению интерьеров отдельных поставщиков услуг и т. д.

Туристские услуги, которые в отличие от традиционных товаров не имеют постоянного качества, вкуса и полезности, нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информационность и пропаганда.
Таким образом, туристский продукт представляет собой выраженную совокупность всех материальных и нематериальных элементов. Он не может быть предварительно подготовлен для клиента, воспринят и оценен за него. Следовательно, предприятия сферы туризма, которые хотели бы существовать на рынке, имеют неформальную задачу продавать «гостеприимство». Это затрудняет проблему продажи его услуг для потенциальных клиентов и в то же время повышает роль рекламы.
Реклама туристского (и любого другого) предприятия распадается на две части: рекламу потребностей и рекламу возможностей. При этом первая, хоть и гораздо меньшая по объему, играет отнюдь не менее значительную роль, чем вторая. Рассмотрим эти два направления.
Реклама потребностей туристской фирмы. Реклама потребностей -это вид рекламы, необходимый для информирования возможных партнеров о существовании фирмы и ее потребностях в чем-либо.
Основными объектами рекламы потребностей являются объявления о:
- привлечении фирмой посредников. Для туристской фирмы эта реклама жизненно необходима, поскольку без наличия и расширения посредников ее деятельность может быть значительно ограничена, что неминуемо приведет ее к краху. Тур оператор заинтересован в привлечении к распространению информации о себе и сотрудничестве с тур операторскими, кредитно-финансовыми, транспортными и иными организациями. Тур агент, являясь посредником между тур оператором и клиентом, просто не сможет работать без поиска все новых и новых тур операторов в соответствии с требованиями клиентов по поводу маршрутов, уровня их обслуживания и т. д.;
- найме на временную или постоянную работу работников, специалистов, обслуживающего персонала, обладающих определенными квалификацией и опытом. Сезонный характер деятельности многих фирм вынуждает их прибегать к найму рабочей силы на определенные сезоны, и без широкой информации об этом сложно будет подобрать достаточное количество квалифицированных кадров. Помимо временных работников требуются и постоянные, привлечение которых возникает в результате текучести кадров, расширения деятельности фирмы и т. д.;
- поиске каких-либо материально-технических ресурсов. Эти ресурсы могут быть как основными, так и оборотными средствами: пожелания туристской фирмы о покупке или аренде помещений под офисы или средства размещения туристов, подыскивание готовых к сотрудничеству владельцев пунктов проката туристского инвентаря, закупках мебели и т. д.;
- распродажах материально-технических ресурсов. Потребность в этих распродажах возникает в случаях, когда фирма производит реконструкцию или модернизацию действующих объектов, продает какое-то из своих предприятий, избавляется от излишков товарно-материальных ценностей и т.д.
Как правило, реклама потребностей носит чисто информационный характер, поэтому она может быть представлена в виде обычных объявлений в средствах массовой информации, расклеенных объявлений или рассылаемых по конкретным адресам специальных объявлений о продаже.
Реклама возможностей туристской фирмы. Реклама возможностей - вид рекламы, информирующий заинтересованные стороны о возможностях фирмы в области предоставления туристских услуг. Заинтересованными сторонами могут быть как юридические, так и физические лица.
Реклама возможностей обычно носит не только информационный характер. Она должна заинтересовать клиента, привлечь его, уверить в надежности и безопасности маршрута, гарантировать ему хорошее путешествие. Поэтому форма и каналы распространения такой рекламы оказываются гораздо шире и многограннее, чем в случаях рекламы потребностей.
В своей рекламной деятельности туристские фирмы используют следующие каналы распространения рекламы (носители рекламы): газетную продукцию, журналы, телевидение, радиорекламу, видео ролики, почтовые рассылки, выпускают сувенирную рекламную продукцию, размещают свои логотипы на различных товарах (футболках, кружках), выпускают календари, брелоки и ручки.
Особым видом рекламы являются туристские ярмарки, выставки, аукционы, лотереи, игры, фестивали, а также туристские рекламные мероприятия: семинары, симпозиумы, рекламные туристские туры и пр.
В России отмечается очень узкий диапазон используемых средств для туристской рекламы: около 50% пользуются услугами прессы, около 30% размещают свою рекламу на телевидении, 18% - на радио, остальные используют другие носители рекламы. Почти все фирмы практикуют прямую почтовую рекламу: рассылку буклетов, листовок, проспектов.

Автотранспорт в туризме

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:

1) организация автобусных путешествий;
2) организация путешествий на личном транспорте туристов;
3) прокат автомобилей

Автобусные путешествия. Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок

В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет «Евролиний» («Eurolincs»), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали общую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами и системой скидок. Сегодня «Eurolines» - одна из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, и в нее входят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. «Eurolines» стала работать и в Восточной Европе

Подписание Шенгенского соглашения дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5 %

Европейская конференция министров транспорта (1984 г.) выделяет три вида автобусного туризма:

1) поездки на рейсовых автобусах;
2) поездки на челночных автобусах;
3) специальные (чартерные) рейсы

В отдельную группу выделяются внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т. д.)
В соответствии с Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами (АСОР), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., для нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы используется контрольный документ (листы поездок), который должен находиться на борту автобуса

В Европе в законодательном порядке устанавливаются общие для всех требования безопасности при организации автобусных туров

Существует проект по ограничению скорости автобусов до 100 км/час. Это должно благотворно повлиять на окружающую среду, но может резко снизить конкурентоспособность автобусов по отношению к другим видам транспорта. Такие ограничения уже введены в большинстве западно-европейских стран, а также в некоторых восточно-европейских странах (например, в Хорватии)

Пока же туроператору, организующему автобусные туры, при планировании маршрутов в страны Европы необходимо учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах

Для совершения туристских поездок в страны Европы необходимо также оформление специальной страховки (помимо медицинской) - гак называемой зеленой карты (страхование автогражданской ответственности в пользу третьих лиц при виновности застрахаванного - International Motor Insurance Card)

В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых под туристские перевозки. Так, во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает 8 лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев. И хотя по закону таможенники стран Европейского союза и восточно-европейских стран не могут проверить состояние дорожного транспорта и продолжительность пребывания за рулем шофера, в случае больших сомнений они могут прибегнуть к помощи полиции и жандармерии, работающих на таможенном пункте

В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 должны быть обязательно оборудованы тахографами

Это требование относится ко всем транспортным средствам, участвующим в международных перевозках, в том числе и к российским. В случае его невыполнения эксплуатация автобуса будет запрещена.

Тахограф - это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, различные периоды труда и отдыха водителя. Записи производятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя

Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозку, договором на туристское обслуживание и ваучером

Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристским фирмам, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям (АТП) Министерства транспорта РФ

Как правило, российские фирмы работают с арендованными автобусами. С такими АТП туристская фирма заключает специальный договор на аренду автобуса под туристские перевозки

Путешествия с использованием личного транспорта туристов
Организация пакетного тура автомобильного путешествия включает весь набор услуг, за исключением транспортных. Однако специальную помощь в организации передвижения туристов по маршруту на своих автомобилях туристская фирма все же оказывает. Это отражается на специфике организации автомобильных туров

Самые распространенные для этого вида путешествий - поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам)

В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В развитых странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных прежде всего на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях

Процесс подготовки автопутешествия включает:
- разработку маршрута;
- разработку графика движения;
- оформление маршрутной документации.

Прокат автомобилей. Прокат (или аренда) автомобилей - весьма распространенная и востребованная услуга среди туристов, особенно на стационарных и курортных турах. В любом туристском или курортном центре работает множество автопрокатных контор - от крупных до самых маленьких. Ведущей фирмой по прокату автомашин в мире является фирма «HERTZ». Конкурирующая с ней «AVIS» в середине 90-х гг. была названа английским журналом «Institutional Investor» лучшей в мире фирмой, сдающей автомобили на прокат.

Железнодорожные путешествия

Железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения. Железные дороги исторически активно участвовали в развитии туристского движения

В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор» и др.), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:
- прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);
- обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);
- организацию специальных туристских поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки на железнодорожном транспорте)

Железнодорожное сообщение регулируется целым пакетом национальных и международных соглашений, конвенций и договоров. В России действуют: Устав железных дорог; Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам; ведомственные нормативные акты, издаваемые в периодических сборниках; Правила перевозок и тарифов; Соглашение о международном пассажирском сообщении; Единые пассажирские тарифы; инструкции по ведению коммерческой отчетности; Правила перевозок воинских пассажиров, багажа и грузов; Правила выдачи бесплатных билетов для проезда по железным дорогам и метрополитенам; Тарифное руководство; указатели маршрутов и сообщений

Главный орган, регулирующий железнодорожные перевозки в РФ, - это Министерство путей сообщения РФ (МПС)

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, которые, в свою очередь, подразделяются на пригородные, местные и дальние, и на внерепсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к туристским поездам.

Железнодорожные пассажирские тарифы - установленная плата за проезд пассажиров, перевозку грузов и багажа

Основные тарифы:

- прямая плацкарта - общий пассажирский вагон (стоимость проезда в вагоне с местами для сидения пассажирского поезда);
- доплаты за дополнительно предоставляемые услуги (за скорость, за проезд в вагонах и поездах вышеоплачиваемых категорий, за провоз багажа и грузобагажа)

Общий пассажирский тариф (прямая плацкарта) образован таким образом, что абсолютная стоимость проезда с увеличением дальности поездки растет, однако с увеличением расстояния стоимость одного пассажиро-километра снижается. Это предоставляет пассажирам, следующим на большие расстояния, существенную льготу в стоимости проезда

Специальные туристские поезда
Существует устоявшееся мнение, что любая железнодорожная поездка, тем более продолжительная, утомительна и неприятна. Трудно даже представить, что она может быть не просто вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшим путешествием. Однако эту истину уже давно осознали зарубежные турфирмы и операторы, предлагающие специализированные железнодорожные туры. Технологию их проведения западные специалисты довели практически до совершенства

Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на три самостоятельные категории:

- однодневные;
- непродолжительные (2-3 суток);
- многодневные (от 5 дней и более).

Железнодорожные путешествия - достаточно популярный вид отдыха за рубежом. Наиболее стойкими поклонниками этого вида туризма считаются немцы, англичане и швейцарцы. Причем если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешествовать по своим странам, то немцы исколесили всю Европу и даже добрались до России и Америки. Особым шиком среди германских туристов считаются паровозные путешествия. А самый популярный у всех без исключения любителей железнодорожного туризма - «Orient Express» («Восточный экспресс»), стилизованный под знаменитый состав начала
XX в.

На сегодня туристские маршруты пронизывают практически всю разветвленную железнодорожную сеть Западной Европы. Девиз операторов, специализирующихся на организации туров по железной дороге: «Мы пойдем везде, где есть рельсы».

В последние годы отмечается также рост интереса к железнодорожному туризму на Американском континенте, где лидируют три продолжительных маршрута: «Транс-Канада» (деся-тисуточный переезд из Ванкувера в Монреаль через Виннипег и Оттаву); «Транс-Америка» (12 суток из Вашингтона в Лос-Анджелес через Чарльстон, Новый Орлеан, Сан-Антонио, Эль-Пасо и др.); «Транс-Атлантика» (из Манагуа до



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.082 с.)