Сущность понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»



Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Нерегулируемое накопившееся утомление ведет к переутомлению. Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы способствующее истощению, приводят к возникновению неврозов. Одна из самых острых проблем – ограничение двигательной активности детей. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движения. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать длительного сидения за партой.

Поэтому понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Также надо понимать, что человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Ведь здоровье зависит лишь на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды (экологии), и только на 10% - от деятельности системы здравоохранения. Остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия множеству факторов является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ).

К социальным принципам здорового образа жизни относятся:

эстетичность;

нравственность;

присутствие волевого начала;

способность к самоограничению.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.

Согласно Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; формирования навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепление здоровья.

Таким образом сущность здорового образа жизни является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

Концепция модернизации образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются.

Это важный показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.

Здоровье человека зависит:

- на 50% - от образа жизни,

- на 25% - от состояния окружающей среды,

- на 15% - от наследственной программы,

- на 10% - от возможностей медицины [8,c.46].

И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.

Учитывая сказанное, отметим, что здоровье-сберегающей организации учебного процесса.

I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: - Игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра).

- Драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов

- Подвижными играми на переменах

- Наглядности

- Занимательных упражнений

- Фантазирования

- Творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психо-эмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) Чередование различных видов учебной деятельности:

- опрос учащихся,

- письмо,

- чтение,

- слушание,

- рассказ,

- рассматривание наглядных пособий,

- ответы на вопросы,

- решение задач [2,c.65].

Норма 4-7 видов за урок.

б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

- метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).

- активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).

- методы, направленные на самопознание, саморазвитие (Интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) Проведение физкультурных минуток.

- расслабление кистей рук,

- массаж пальцев перед письмом,

- дыхательная гимнастика,

- предупреждение утомления глаз.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Требования:

Они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).

Проводится на начальном этапе утомления.

Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.

Для расслабления кисти рук.

Пример: “Капуста” Мы капусту рубим.

Мы капусту трем.

Мы капусту солим.

Мы капусту жмем.

Имитации действий.

Задача учителя научить писать, не напрягая руку. А значит сберечь силы.

Пример: Массаж пальцев перед письмом:

протирание ладошек,

“Скалка” - покатать ручку между ладонями;

покатать ручку между большим и указательным пальцем

“Игра на клавишах” (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).

Использование скороговорок с движениями руками в такт.

Пример: “Нашли ли лилию?”

Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются.

г) Работа по предупреждению утомления глаз.

д) Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

- “Хороший смех дарит здоровье”,

- мажорность урока,

- эмоциональная мотивация в начале урока,

- создание ситуации успеха [7,c.30].

IV. Экологическое пространство:

А) Проветривание помещений;

Б) наличие аквариума с рыбками,

В) озеленение кабинета,

Г) освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.

Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.

В озеленении класса помощь оказывают родители.

Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.

- Взаимосвязь с медицинскими работниками школы.

Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю медиков на родительские собрания.

- Час здоровья. Предмет входит в расписание. Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе.

Использование здоровье-сберегающие технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения [11,c.90].

Критерием ЗОТ является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.017 с.)