II . Психологическое изучение пополнения в воинской части. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Психологическое изучение пополнения в воинской части.



После проведения профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредственно в воинской части. В полку работу по изучению пополнения организует командир воинской части. С этой целью он издает приказ «Об организации приема и изучения пополнения». В приказе определяются:

- состав администрации пункта приема и распределения пополнения;

- состав нештатного подразделения, группы проф. психологического отбора;

- сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекаемыми к изучению пополнения;

- время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирования) личного состава;

- система сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;

- порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

Кроме того, командир лично организует работу должностных лиц полка (бригады) по подготовке материальной базы для приема пополнения, а также инструктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения.

Перед прибытием в часть молодого пополнения психолог полка совместно с заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава. В ходе занятия раскрываются сущность и признаки проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих. Психолог согласует с начальником штаба порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представление личного состава), утверждает график тестирования пополнения, а также согласует с начальником медслужбы полка (бригады) порядок взаимодействия при изучении пополнения.

Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема молодого пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о военнослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным формам девиантного поведения. Такое изучение должно учитывать результаты ППО, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации воинской части.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе ППО, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы ППО определяется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи. На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав нештатной группы ППО освобождается от исполнения обязанностей по штатным должностям.

По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы ППО представляет командиру:

- заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределении прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение или повышение профессиональной пригодности на одну ступень);

- список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомендации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе относительно проведения с ними индивидуальной работы.

Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Такими факторами и, соответственно, косвенными признаками НПН являются:

- психические заболевания у родителей и близких родственников;

- перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;

- наблюдение в психоневрологическом диспансере;

- ночное недержание мочи;

- воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;

- чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;

- наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;

- приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;

- ранее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др.

Формы проявления НПН многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности (Таблица 2).

Таблица 2. Основные формы проявления и харак-ные признаки нервно-псих. неустойчивости

Основные сферы проявления НПН Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
Психомоторика Плохая координация движений; повышенный тремор, тик; неловкость, угловатость движений; напряженность, вычурность движений и поз.
Познавательно-мыслительная деятельность Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый словарный запас, примитивность суждений); низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ставить жизненные цели,поверхностность мышления); эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоречиям.
Темперамент Повышенная эмоциональность (сензитивность); высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость; импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость); низкая или чрезмерная (суетливость, несобранность, вялость, апатичность, замкнутость); ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность); резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекаемость).
Мотивация Внушаемость, склонность к подражательству; эгоистическая направленность интересов, иждивенчество; низкий самоконтроль; импульсивность влечений; чрезмерное стремление к доминированию; агрессивность; неустойчивость интересов, привязанностей.
Нарушения в процессе деятельности Низкая эффективность деятельности; аварийность, травматизм по вине военнослужащего; быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность; заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий.
Нарушения дисциплинарных и социальных норм Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений; нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов и поручений; сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи; случаи суицидальных действий; склонность к нечестности, воровству; уклонения от воинской службы.
Нарушения межличностных отношений Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам; конфликтность, озлобленность, грубость; изолированность в группе; пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям; подозрительность, мнительность, недоверчивость; неспособность противостоять влиянию окружающих; излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность; обидчивость; претензии на исключитель-ность, потребность во всеобщем внимании, восхищении.
Предпатологические и патологические нарушения Общая вялость; повышенная утомляемость; нарушения сна, снохождение; частые головные боли, головокружения, обмороки, потери сознания; судорожные припадки; энурез; сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца; чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи; фиксированность на состоянии здоровья; резкое побледнение или покраснение кожных покровов; нарушения ритма дыхания при волнении; склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию; замедленный темп действий; демонстративные суицидальные попытки, членовредительство; снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогичность, вязкость мышления. 

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия как в период прибытия молодого пополнения в часть, дальнейшей их адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), так и в период последующего прохождения военной службы.

Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, а также отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем классам воинских специальностей направляются на дополнительное освидетельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций подлежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части. При этом военнослужащие с резко выраженными признаками НПН нуждаются в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе.

В отношении военнослужащих с умеренно выраженными признаками НПН принимается решение об ограниченном использовании их по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).

Лица, в отношении которых по результатам ППО вынесено заключение «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразделения обслуживания.

Заполненные карты ППО хранятся в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке и по подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

Итоги изучения пополнения отражаются психологом в донесении о результатах социально-психологического изучения пополнения, направляемом командиру полка и начальнику вышестоящего органа воспитательной работы.

В содержании донесения отражаются следующие вопросы:

- на чем сосредотачивались основные усилия психологической работы в период приема и распределения пополнения;

- выводы из итогов работы по изучению пополнения (подтверждаются цифровыми показателями);

- социально-психологическая характеристика пополнения (анализ основных социально-демографических и психологических данных, основные выводы, тенденции улучшения (ухудшения) качественного состава пополнения);

- количество военнослужащих, отправленных на медицинское обследование и в дальнейшем уволенных с военной службы (причины);

- общие выводы и прогноз процесса адаптации пополнения к условиям военной службы;

- предложения по совершенствованию работы по социально-психологическому изучению пополнения  

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир полка (бригады) подводит итоги изучения прибывшего пополнения и издает приказы:

- о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям;

- о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службе.

III. Углубленное изучение проводится с учетом данных, полученных на предыдущем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обнаружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя с врачом части и офицерами подразделений.

IV. Последующее изучение личного состава осуществляется офицерами подразделений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.

Материалы углубленного и последующего изучения (в папках на каждого военнослужащего) хранятся в рабочем кабинете психолога полка. Срок хранения – не менее 2 лет. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты ППО пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

Для выполнения задачи психологического изучения личного состава психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих.

Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Основными методами, используемыми психологами, являются:

- анализ документов (биографический метод);

- опрос (анкетирование, беседа);

- наблюдение;

- тестирование.

Анализ доументов – это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем.К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора и учетно-послужные карточки, различные справки, отзывы о военнослужащих, дневники, письма, фотографии. Их изучение и анализ позволяют:

- выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;

- выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера.

Предметом изучения являются:

- социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

- особенности непосредственного социального окружения – в семье, школе,производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

- содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации;

- основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью опроса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование.

Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

- анкеты, основанные на самооценке тех, кого опрашивают;

- анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

- анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.

Беседа – один из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контакта с ним. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку активно используется метод групповой беседы.

Основными диагностическими блоками необходимой информации о военнослужащем могут и должны быть следующие сведения:

- биографические данные;

- состав, условия жизни членов семьи;

- ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом;

- время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;

- увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверстниками;

- нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т.п.);

- перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т.п.;

- наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, отношение к трудностям армейской жизни;

- отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкретной воинской специальностью;

- успешность освоения программы общевойсковой подготовки;

- участие в общественной жизни подразделения;

- взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.

Дополнительными по отношению к содержательным компонентам и очень важными признаками, характеризующими личность военнослужащего являются: поза, внешний вид во время беседы, речь, оценка себя, настроение, воспитанность, такт, откровенность, сообразительность, уверенность, взволнованность, агрессивность, чувствительность и пр.

Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого строится индивидуальная работа с военнослужащими и вырабатываются рекомендации командирам и начальникам. Обобщение содержания индивидуальных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию об их лидерах, данные об их направленности, влиятельности, взаимосвязях.

Следует помнить, что беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Во-первых, до начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию, в том числе результаты изучения документов.

Во-вторых, необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора – они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана.

При умелом ее проведении командир может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания военнослужащего, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах.

Всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершение беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

Метод наблюдения – один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие качества в/с, социально-психолог. особенности в. коллектива.

Нередко для повышения эффективности наблюдения создаются ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить.

При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. По их характеру судят об отношении человека к военной службе, о сформированности у него моральных, индивидуально-психологических и других качеств, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы.

Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого, наблюдение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих: направленности личности, организаторских, педагогических, коммуникативных, эмоциональных, волевых и других качеств.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию.

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы: карточки, протоколы, дневники наблюдения. Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом информации, полученной с помощью других методов (Таблица 3).

Таблица 3. Систематизация данных наблюдени я

№ п / п Ситуации наблюдения Выявляемые признаки
1. Учебные занятия Уровень общей подготовки, знаний, умений, навыков степень старания и усердия в/с, сплоченность коллек тива, его направленность на овладение воинским мастерством.
2. Перерывы между занятиями, час отдыха Тематика разговоров, лидеры и их мнения их влияние на окружающих, точки зрения в/с.
3. Выполнение хозяйственных работ Отношение к труду, фактические лидеры, взаимоот-ношения между в/с в процессе деятельности, дисциплинированность, товарищеская взаимовыручка, сплоченность коллектива.
4. Развод и смена караула несение службы во внутреннем наряде Степень подготовленности в/с, уровень их знаний, умений, настрой на выполнение служебных обязанностей.
5. Вечерняя поверка Дисциплина строя, реакция военнослужащих на служебные нагрузки и их распределение с последующей проверкой их справедливости.
6. Конфликтные ситуации Зачинщики и причины конфликта, его динамика и развязка, роли и манера поведения его участников.
7. Помывка в бане, мед. обследование Особенности строения тела, внешнего вида, наличие ушибов, ссадин, следов от инъекций, татуировок.

К изучению военнослужащего методом наблюдения привлекаются самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.

Тест – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы, с заранее определенной надежностью и валидностью. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: социальные, возрастные и т.п. Индивидуальный показатель теста соотносится с его нормой. Тесты классифицируются по нескольким основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: форма, содержание и цель психологического тестирования.   

По содержанию тесты делятся на:

- тесты интеллекта – предназначенные для выявления и хар-ки интеллекта человека

- тесты достижений – используются для оценки того, в какой степени испытуемый в/с владеет конкретными знаниями, навыками умственных действий и умениями, необходимыми для решения разнообразных задач воинской деятельности;

- тесты способностей – направлены на выявление качеств, которые как профессионально важные определяют успешность овладения конкретным видом деятельности (сенсорные, моторные – по видам психических функций; технические и профессионализированные – математические, художественные и другие способности – по видам деятельности);

- групповые тесты – применяются для диагностики групповых психических процессов – уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы «давления» группы на её членов и др.;

- личностные тесты – предназначены для изучения различных аспектов личности: мотивации, интересов, ценностных ориентаций, характера, эмоционального склада и др.;

- проективные техники – служат для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Проекция основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности. Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности военнослужащего. Применение проективных методик (например, тест свободных словесных ассоциаций, методика незаконченных предложений, тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест, методика Роршаха и др.) требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.

Тестирование получило достаточно широкое применение в практике работы войскового психолога.

Выбор конкретной методики зависит от цели, объекта и условий исследования, профессиональной подготовленности психолога, материально-технического оснащения. Кроме представленных методов изучения военнослужащих, психологом воинской части могут применяться и другие методы исследования.

Таким образом, для изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих существует достаточно широкий арсенал методов. Обязанность командира использовать их в целях качественного управления своим подразделением (частью), поддержания твердого уставного порядка, воинской дисциплины, учитывая при этом, что каждая категория военнослужащих имеет свои индивидуально-психологические особенности.

В современных Вооруженных Силах РФ проходят службу несколько категорий военнослужащих. При работе с ними командиру необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности подчиненных. Если при руководстве подразделениями, укомплектованными военнослужащими-призывниками, у командиров и начальников, как правило, вопросов не возникает, то с такими категориями военнослужащих, как контрактники и военнослужащие-женщины, некоторые командиры и начальники начали работать совсем недавно.

 Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, сегодня стали не только неотъемлемым элементом каждого воинского коллектива, но и во многих случаях составляют его костяк, фундамент.

 Для того чтобы правильно строить работу с контрактниками, нужно установить, что побудило каждого из них пойти на службу. Причем важна не столько конкретная причина такого шага, сколько его мотивы.

 Определив, что же привело человека в войска, командир (начальник) будет знать, на кого в коллективе можно с уверенностью опереться, сможет правильно строить свою работу по преломлению, локализации негативных моментов и созданию позитивной мотивации на службу у всего воинского коллектива.

 Всех в/с, проходящих службу на контрактной основе, как правило, разделяют на две категории. К одной относят контрактников, призванных военкоматом. Ко второй - тех, которые были набраны из числа в/с, проходящих службу по призыву. Эти различия очень часто носят принципиальный, сущностной характер при выборе мероприятий воспитательной работы и порядка их проведения.

 Социально-психологические особенности контрактников, проходивших службу по призыву.

 Как показывает войсковая практика, в работе с данной категорией в/с у командиров возникает гораздо меньше трудностей и хлопот. Они обычно подобраны непосредственно из числа л/с подразделения в соответствии с морально-деловыми качествами, проявленными в период службы по призыву. Однако для командования не должен остаться без внимания тот факт, что во время самоутверждения в новой для них роли в/с-контрактника не исключены различного рода срывы, порой связанные с нарушениями воинской дисциплины. Причина такого поведения кроется в том, что они могут неадекватно воспринимать сложившуюся ситуацию. С одной стороны, контрактники этой категории осваивают и стремятся полностью реализовать предоставленные им права и привилегии, с другой – невполне осознают возросшую степень ответственности и увеличение объема требований по отношению к ним. В период их становления закономерны конфликты новоиспеченных контрактников с в/с, которые вместе с ними проходили службу по призыву. В их поведении могут встречаться две крайности: либо стремление резко возвыситься над теми, с кем еще вчера были в дружеских отношениях, либо наоборот - используя свой новый статус, оказать бывшим сослуживцам различного рода услуги, противоречащие требованиям устава.

 Социально-психологические особенности контрактников, призванных через военкомат.

 В этой категории встречаются военнослужащие, как проходившие службу по призыву в соответствующих родах или видах войск (а потому не нуждающиеся в продолжительной адаптации к службе в подразделении, легко усваивающие специфику своей штатной должности), так и те, кто впервые столкнулся с жизнью данного вида Вооруженных Сил. Последним особенно необходима помощь в период их становления как военнослужащих. В целом это уже сложившиеся личности с устоявшимися жизненными взглядами, имеющие свое мнение, свою позицию. Командиру нужно быть готовым к тому, что с появлением в воинском коллективе контрактников возникают конфликтные ситуации, с которыми ему ранее не приходилось иметь дело.

 Следующая категория в/с, особенности которой следует рассмотреть подробнее – в/с-женщины. По уровню мотивации к военной службе их можно разделить на три группы.

 1. В/с-женщины, ориентированные на долговременную перспективу службы в армии, поскольку относятся к военной службе как лучшей возможности для личностной самореализации. Им присуши высокие идеалы самоотверженного служения Родине. Они стараются образцово выполнить свои обязанности, стойко переносят тяготы и лишения военной службы, стремятся к повышению квалификации и к профессиональному росту.

 2. Военнослужащие-женщины, имеющие прагматическую ориентацию на удовлетворение, прежде всего, материальных и в какой-то мере духовных потребностей. Как правило, они довольны своей военной специальностью и материальным благополучием, легко адаптируются в коллективе (умеют завоевывать авторитет и уважение со стороны командования и сослуживцев). Обычно они считают занимаемую должность «потолком» своей карьеры.

 3. Наиболее трудная для понимания категория военнослужащих-женщин - это те, кто по существу являются «случайными людьми» в армии. Они готовы в любой момент расторгнуть контракт, как только представится возможность получать где-то в другом месте более высокое материальное обеспечение.

 Командиру (начальнику) по отношению к женщине-подчиненной приходится вносить коррективы в стиль своего руководства, сложившегося у него по опыту работы в мужском коллективе. При этом важно способствовать взаимопониманию в общении, настраивая подчиненную на объективную оценку полученного задания, поведения сослуживцев, действий командного состава и т.п. Если нервно-эмоциональный срыв предотвратить не удалось, то руководителю не следует принимать поспешных решений. Лишь тогда, когда подчиненная успокоится, можно дать соответствующие оценки и распоряжения. При постановке задач важно учитывать не только опыт, подготовленность, общее состояние здоровья, но и временные периоды снижения работоспособности у военнослужащих-женщин.

 Помня об их повышенной способности к детализации предмета своего внимания, нужно избегать общих рассуждений, излагать задачу как можно более конкретно. Абстрактное и рациональное мышление мужчины, как правило, входит в противоречие с иррационально-чувственным мышлением женщины.

 Правило взаимопонимания начальника-мужчины и подчиненной женщины гласит: «Прежде чем убеждать в важности и необходим мости каких-либо действий, постарайтесь вызвать положительный настрой на общение (искренняя забота о бытовых проблемах, слова поддержки и внимания, не помешает и комплимент)». Во взаимоотношениях с военнослужащими-женщинами нельзя быть чересчур официальным. Создавая доброжелательную атмосферу общения, важно уметь выдерживать четкую социально- психологическую дистанцию.

 При организации индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими-женщинами важно стимулировать процесс личностного самосовершенствования и положительного самоутверждения своего «Я» в нормативной социально-психологической роли. При этом в качестве ориентировочной основы действий для опоры на положительное в самой себе могут быть использованы такие качества, как: обаяние, женственность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, привычка к порядку, душевная доброта, выносливость, старательность, настойчивость.

Серди негативных качеств, нуждающихся в подавлении в процессе самовоспитания, можно назвать: несдержанность, бестактность, грубость, чехарду настроений, мелочность, зависимость, ранимость, болтливость, склонность к сплетням, слабую стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях, неопрятность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.071 с.)