Структура психологического изучения военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура психологического изучения военнослужащих



Этап Решаемые задачи Субъекты Место Периодичность
Профессиональ-ный психологический отбор Определение уровня проф. пригодности человека к про-хождению в. службы по определенной специаль-ности и обучению в ВУЗе. Группа ППО призывной комиссии Военный комиссариат При поступлении на военную службу и в ВУЗ.
Первичное изучение Получение первичной информации о личности в/с (оценка психического здоровья, адаптационного потенциала). Выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости. Должностные лица, психолог Пункт приема молодого пополнения При прибытии военнослужащего в воинскую часть в течение первого месяца.
Углубленное изучение Целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний Психолог, медицинский работник Кабинет для психологи-ческого консульти-рования При самостоятель-ном обращении в/с к психологу. При выявлении у в/с нервно-псих. неустойчивости. При направлении в/с должностными лицами к психологу в/ч.
Последующее изучение Определение уровня психол готовности в/с к учебно-боевой и служебной деятель-ности. Подбор кандидатов на должности младших коман-диров. Оценка динамики профессионализма и соот-ветствия в/с требованиям профессии и специальности. Командиры, офицеры органов воспитательной работы, психолог. В подразделении, на занятиях, карауле. В процессе повседневной жизнедеятельности в течение всего периода службы.

Профессиональный психологический отбор является составной частью военно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ориентацию, военную профессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов работы имеет свои задачи и содержание(рис.1).

         

 

 


                               

 

Рисунок 1. Состав действий по осуществлению профессионального психологического отбора

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

 - анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

 - классификацию и описание военных профессий и специальностей;

 - научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;

 - составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.

Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) являются:

- оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в военном ВУЗе и осуществления конкретного вида воинской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;

- вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соединениях, ВУЗах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призывных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет включения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из подгрупп:

- социально-психологического изучения;

- психологического и психофизиологического обследования;

- изучения специальных способностей.

В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:

- начальник группы – заместитель командира воинской части по воспитательной работе;

- заместитель начальника группы – психолог воинской части;

- помощники начальника группы – наиболее подготовленные офицеры органов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воинской части;

- технические работники (сержанты, солдаты).

Проведение ППО включает оценку:

- уровня развития познавательных психических процессов;

- адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;

- уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;

- основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональной направленности.

Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных способностей человека.Требования к общим и специальным способностям определяются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профилем ВУЗа.

 Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).

Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характеристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узоры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).

Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспитания и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессиональной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих заключений:

 а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория);

 б) рекомендуется (2-я категория);

 в) рекомендуется условно (3-я категория);

 г) не рекомендуется (4-я категория).

С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессиональной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:

- приемная комиссия - о возможности обучения кандидата в военном учебном заведении;

- призывная комиссия - об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.

Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в следующих документах, направляемых в воинские части:

 - личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территориальных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов);

- карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и решение о предназначении, вынесенное призывной комиссией).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.009 с.)