Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура психологического изучения военнослужащих
|
|||
Этап | Решаемые задачи | Субъекты | Место | Периодичность |
Профессиональ-ный психологический отбор | Определение уровня проф. пригодности человека к про-хождению в. службы по определенной специаль-ности и обучению в ВУЗе. | Группа ППО призывной комиссии | Военный комиссариат | При поступлении на военную службу и в ВУЗ. |
Первичное изучение | Получение первичной информации о личности в/с (оценка психического здоровья, адаптационного потенциала). Выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости. | Должностные лица, психолог | Пункт приема молодого пополнения | При прибытии военнослужащего в воинскую часть в течение первого месяца. |
Углубленное изучение | Целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний | Психолог, медицинский работник | Кабинет для психологи-ческого консульти-рования | При самостоятель-ном обращении в/с к психологу. При выявлении у в/с нервно-псих. неустойчивости. При направлении в/с должностными лицами к психологу в/ч. |
Последующее изучение | Определение уровня психол готовности в/с к учебно-боевой и служебной деятель-ности. Подбор кандидатов на должности младших коман-диров. Оценка динамики профессионализма и соот-ветствия в/с требованиям профессии и специальности. | Командиры, офицеры органов воспитательной работы, психолог. | В подразделении, на занятиях, карауле. | В процессе повседневной жизнедеятельности в течение всего периода службы. |
Профессиональный психологический отбор является составной частью военно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ориентацию, военную профессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов работы имеет свои задачи и содержание(рис.1).
Рисунок 1. Состав действий по осуществлению профессионального психологического отбора
Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:
- анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;
|
- классификацию и описание военных профессий и специальностей;
- научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;
- составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.
Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.
Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.
Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.
Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.
|
Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) являются:
- оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в военном ВУЗе и осуществления конкретного вида воинской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;
- вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.
Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соединениях, ВУЗах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призывных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет включения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из подгрупп:
- социально-психологического изучения;
- психологического и психофизиологического обследования;
- изучения специальных способностей.
В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:
- начальник группы – заместитель командира воинской части по воспитательной работе;
- заместитель начальника группы – психолог воинской части;
- помощники начальника группы – наиболее подготовленные офицеры органов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воинской части;
- технические работники (сержанты, солдаты).
Проведение ППО включает оценку:
- уровня развития познавательных психических процессов;
- адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;
- уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;
- основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональной направленности.
Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных способностей человека.Требования к общим и специальным способностям определяются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профилем ВУЗа.
Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).
Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характеристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узоры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).
Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспитания и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессиональной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.
По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих заключений:
|
а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория);
б) рекомендуется (2-я категория);
в) рекомендуется условно (3-я категория);
г) не рекомендуется (4-я категория).
С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессиональной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:
- приемная комиссия - о возможности обучения кандидата в военном учебном заведении;
- призывная комиссия - об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.
Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в следующих документах, направляемых в воинские части:
- личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территориальных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов);
- карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и решение о предназначении, вынесенное призывной комиссией).
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.009 с.)