В 1926 г. деревня именовалась Усть-Пожег. Здесь было 35 дворов, 131 житель (55 муж., 76 жен.). В 1939 г.— село Мамыли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В 1926 г. деревня именовалась Усть-Пожег. Здесь было 35 дворов, 131 житель (55 муж., 76 жен.). В 1939 г.— село Мамыли.



 В 1970 году здесь жил 71 человек; в 1979 г.— 67 человек; в 1989 г.— 45 человек (23 муж., 22 жен.), из них 46% русские, 46% коми.

 

Граница между землями с преимущественным коми и русским населением прошла по деревне Мамыль на Печоре. Хотя, конечно, строгого разграничения нет — постоянно шла взаимная ассимиляция, плюс еще прибавлялась небольшая примесь югорских народов — ханты и манси. Интересно, что нынешняя территория коми началась заселяться русскими еще в XII веке, и они могли бы полностью ассимилировать коми (т.к. русских было больше). Но начался так называемый "малый ледниковый период", климат стал совсем непригоден для основного занятия русских — сельского хозяйства. Как коми, так и русские страдали от особенно сильных холодов в XVI — начале XVII вв. Лишь в XVIII-XIX вв. стало теплее, и движение в бассейн Печоры продолжилось. К этому времени и коми стали заниматься сельским хозяйством, а значит — активнее формировать постоянные поселения.

1855 год.«…Усть-Сысольское земство самое богатое во всей империи. Полумиллионный бюджет составляют доходы от казны и собственно от земства. Около 470 тысяч из них – поступления от казны за лесные операции, преимущественно из Печорского края. Таким образом, Печорский край вносит 94% бюджета. …Край, покрывающий почти весь бюджет земства нищенствует, далеко отставая в развитии от остальной части Усть-Сысольского уезда, от соседних уездов – Чердынского Пермской губернии и Печорского Архангельской губернии. Троицко-Печорская, Савиноборская, Щугорская волости отрезаны от остальной части уезда Печора 134-верстным малопроходимым пространством, состоящим из множества болот и топей, речек и речушек, лесных озер.

От самого же Печорского погоста (Троицко-Печорска) на север до Щугора, на юг до Усть-Илыча и далее до Мамылей и Якши дороги тоже нет. Нет в этой части Печоры, называемой Вологодской, телеграфа. Нет ярмарки. Нет и пароходного движения. Хотели наладить перевозку почты на моторных лодках, но мотор на лодках «Лебедь» и «Слава» так и не завелся. И почта осталась тихоходной, санно-лошадной, а часто и пешей, тогда как в Архангельской Печоре уж с 1895 года пароходное движение. Почта и грузы в Печорском уезде доставляются пароходами Норицына. С прошлого века имеется в Усть-Цильме, а с 1901 года и в Ижме, и на юге, в Чердынском уезде, в Пермской Печоре имеются телеграф и телефон. По Каме пароходы снуют».

 

Жители Мамыля были православными, верующими людьми. В 1880-х годах в деревне Усть-Илыч была построена Церковь во имя Святого Иоанна Предтечи (Иоанно-Предтеченская), к приходу которой была закреплена и деревня Пожег (Мамыль).

Лихолетья гражданской войны

 «…Власть Советов шла в наши края с большим опозданием». (Цитируется  по статье Н. Урюпина «Трудный год»)

В историю гражданской войны в Коми крае селу Троицко-Печорск было предначертано вписать едва ли не самые трагические страницы. Именно оно в феврале 1919 года стало центром крупнейшего на севере антибольшевистского восстания. Здесь же после мятежа достиг апогея «белый террор»: по приблизительным подсчетам, в Троицко-Печорске и в соседних населенных пунктах было казнено около 200 большевиков, активистов советской власти и красноармейцев.

 Тринадцать месяцев территория нашего района находилась под властью белых. Военная ситуация на верхней Печоре в начале 1919 года для красных была критической. 31 января отряд колчаковцев занял Якшу, затем продвинулся до Мамыля и задерживается здесь, готовясь к наступлению на Троицко-Печорск.

Из рассказа пионеров 1966 года Знаменской Средней школы: «Пионеры нашей дружины 5 - 7 классов ходили в Мамыль на место боевых сражений во время Гражданской войны. Мы внимательно слушали всё, о чём рассказывал Девятков Константин Изосимович и возложили венок на братскую могилу. Сражений в Мамыле не было, там помещался штаб белогвардейцев и то три дня. Но и за это время они успели внушить страх населению. Они отбирали у них хлеб, продовольствия и люди боялись выходить на улицу. И вот вечером 29 января белогвардейцы привезли с Порогов (село около п. Комсомольск) двух красноармейцев. Один был привязан к хвосту лошади и на полном скаку тащился за ней 15 км. Что с ними делали дальше, местные жители не видели, а под утро их расстреляли. Белогвардейцы целый день караулили тела, чтобы жители не взяли, но мамыльцы ночью тайком похоронили. У одного из них фамилия Пономарёв, другого ещё не выяснили». Из воспоминаний уроженца деревни Мамыль Семяшкина Александра Тихоновича 1952 года рождения: «Я был тогда школьником, учился в старших классах.  Приехала машина с Комсомольска. Нас, несколько мальчишек, помогали выкапывать могилу. Когда доставали останки красногвардейцев помню, что у одного из них была пробита лопатка. Останки переложили в ящики и увезли». Ниже деревни Мамыль, на высоком берегу был установлен обелиск в память павших красноармейцев.

 

Вхождение 6 марта 1920 года в Троицко-Печорск  красноармейского гарнизона ознаменовало завершение на территории Коми края гражданской войны. Хотя еще до 1922 года в печорских лесах и припечорской тундре бродили разрозненные группы белогвардейцев, пытавшихся оказать сопротивление советской власти. Но их дни были уже сочтены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.004 с.)