Мой край отеческий – моя глубинка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мой край отеческий – моя глубинка



Мой край отеческий – моя глубинка

История деревни Мамыль

 

 

Знаменка

2021

ББК 63.5

  Д36

 

 

Составитель:  И. А. Семихина, библиотекарь п. Знаменка

Редактор: Л.Г. Шахтарова

Компьютерная верстка: И. А. Семихина

Дизайн обложки, оформление: К.А. Никифорова

 

При подготовке материала использована  литературу по истории нашего края. воспоминания старожилов, материалы школьных альбомов по краеведению, фотографии личного архива уроженцев деревни: Афанасьевых Александра Герасимовича и Раисы Николаевны, Афанасьева Евгения Александровича, Семяшкиной (Афанасьевой) Екатерины Герасимовны, Афанасьевой Галины Герасимовны Лукашевой (Афанасьевой) Лидии Петровны, Киселёва Николая Ивановича, Лобановой Зинаиды Ивановны, Чечковой Валентины Алексеевны.  

 

В создании  проекта участвовала уроженка деревни Мамыль Афанасьева Галина Ивановна

 

 

      Мой край отеческий – моя глубинка: история деревни Мамыль / МБУК «Троицко-Печорская МЦБ», библиотека посёлка Знаменка; составитель И. А. Семихина. – Знаменка, 2021. - 55с.: фот.

 

 

Издание создано в рамках проекта «Летопись моей малой Родины» и включает исследовательскую работу  Ирины Анатольевны Семихиной, библиотекаря п. Знаменка.

Библиографическая энциклопедия  освещает историческое прошлое деревни Мамыль. Рассказывает о людях, внесших значительный вклад в развитие родного края.

©Составитель Семихина И. А. 

©Оформление МБУК «Троицко-Печорская МЦБ», 2021

     

Содержание

Введение ……………………………………………………………..4

Историческая справка ……………………………………………....4 - 5

Зарождение деревни …………………………………….…….…….5 - 7

Лихолетья гражданской войны ……………………….…….……...7 - 8

Развитие села в 20-30-е годы ……………………..……….………..8 - 9

Годы Великой Отечественной войны …………...…………..…........9  - 10

История школы ………………………………...……....…….....…....11 - 13

Развитие села после войны.…………..……………………...……….13 - 17

Деревня сегодня ……………………………………………..………..17

Заключение ………………………………………………......………..17

Использованная литература и источники …………………………...18

Приложения ……………………………………………..…….............19 - 61

 

Введение

Мы живем в сложное, но интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письме о памяти» написал: «...Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки». Действительно, пока в человеке жива память, в нем будет жить стремление к благим деяниям, желание увековечить то, что дорого и близко его сердцу. Эту простую истину следует помнить Только нужно не упустить момент и успеть расспросить и записать историю жизни людей, которые уже не слишком долго будут с нами на этой земле.

 

Историческая справка

 «… Селения по Илычу и его притокам до революции 1917 года относились к Усть-Сысольскому уезду Вологодской губернии. А селения по Верхней Печоре – к Пермской губернии Чердынского уезда. Граница между губерниями находилась в шести верстах ниже деревни Усть-Пожег (Мамыль) по реке Печоре. Она представляла собой просеку и называлась вологодской гранью. В 1918 году к Пермской губернии Чердынского уезда отошли и более северные территории – Щугорская, Савиноборская, Троицко-Печорская волости.

В августе 1921 года образована Коми автономная область, которая была разделена на 4 уезда: Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломский и Ижмо-Печорский. Кроме того, в состав области были переданы верхнепечорские (Троицко-Печорская, Савиноборская и Щугорская) волости Чердынского уезда Пермской губернии, которые вошли в Усть-Куломский уезд в июне 1922 года. Село Троицко-Печорск остался волостным центром, а в 1929 г. стал центром сельсовета.

В Троицко-Печорскую волость входили населенные пункты по Печоре (начиная от деревни Порог и ниже по течению) и поселения по реке Илыч.

В ноябре 1923 года образовалась Уральская область, включавшая Верхне-Камский, Кунгурский, Пермский и Саранпаульский округа. Селения верхней Печоры от Усть-Пожега (д. Мамыль) и выше по течению относились в то время к Ныробскому району Верхне-Камского округа Уральской области. Населенные пункты от Усть-Пожега до деревни Пачгино (включительно) принадлежали Курьинскому сельсовету. Поселения выше, (по Печоре и Унье), принадлежали Усть-Уньинскому сельсовету.

На основании июльских постановлений ВЦИК (от 01.07.1925 г., протокол №2, параграф 32), произведено установление новых границ между Уральской областью и областью Коми. В результате этого населенные пункты Уральской области – Якша и Мамыль (Курьинского сельсовета), а также пристань Усть-Еловка (Фадинского сельсовета) были переданы в Коми автономную область. С этого времени появился Якшинский сельсовет, который принадлежал Усть-Куломскому уезду Троицко-Печорской волости. В его состав входили: деревня Усть-Пожег, пристань Якша, деревня Порог, пристань Усть-Еловка (в устье реки Еловка Камского бассейна).

Остальные населенные пункты по верхней Печоре, начиная с деревни Волосницы и выше, остались в Уральской области и входили в состав Курьинского и Усть-Уньинского сельсоветов.

Десятого апреля 1931 года Президиум ВЦИК принял постановление “О границах между Уральской областью и автономной областью Коми” (сборник ука­зов, 1931 г., № 23, стр. 222), согласно кото­рому Курьинский и Уньинский сельсоветы должны быть перечислены из Уральской об­ласти в Автономную область Коми. С это­го времени начинается долголетняя тяжба между областями за эти населенные пунк­ты.

Телеграмма от 10.05.1934 г. со­общает председателю Коми облисполкома о том, что Уральский облисполком возражает на оба постанов­ления ВЦИК. В конце 1934 года появилась справка-ответ, в которой дается объяснение, почему Уралобласть не отдает верховья Печоры. Это было связано с развитием лесной промышленности, наличием железных руд, золота, угля, энергетических ресурсов и транспортных путей в этом районе. Од­ной из важнейших причин являлся проект водного соединения Камы с Печорой с ис­пользованием гидроэнергии. Он состоял из трех плотин со шлюзами, из которых одна планировалась на реке Колве, две плотины на Печоре: одна ниже устья реки Волосницы (32 м), вторая ниже устья реки Илыч (22 м) и водоудержательная плотина на водоразделе рек Молох-Нем. Кроме того, транс­портное значение Камско-Печорского соединения увеличива­лось бы тем, что водохранилище позволяло бы регулировать сток воды, уве­личивая глубины Камы и ее притоков до пределов, обеспечивающих транзит грузов, чего одним землечерпанием достигнуть, было бы трудно и дорого. Все эти обстоя­тельства для экономики Уралобласти были крайне важны.

20 октября 1935 года на заседании Прези­диума Российского ЦИК Советов (протокол № 26, пункт 7) приняли постановление об оставлении в составе Свердловской облас­ти верховьев Печоры и об отмене постанов­лений ВЦИК 1931-1932 гг., поскольку по истечении четырех лет передача не была оформлена, и Свердловск представил по этому вопросу основательные мотивы.

3 октября 1938 года Свердловская область была разделена на Пермскую и Свердловс­кую. Верхнепечорцы стали относиться к Пермской области. В период с 8 марта 1940 года по 2 октября 1957 года город Пермь назывался Молотов, а Пермская область – Молотовской.

В мае 1949 года Троицко-Печорский рай­совет на исполкоме решает: «Учитывая экономическое тяготение транспортных условий и ходатайство населения Курьинс­кого и Усть-Уньинского сельсоветов Ны­робского района Молотовской области, просить Президиум Верховного Совета Коми АССР выйти с ходатайством в Пре­зидиум Верховного Совета РСФСР о при­соединении вышеназванных сельсоветов к Троицко-Печорскому району Коми АССР».

24 декабря 1949 года вышел Указ Президи­ума Верховного Совета РСФСР о приеме в состав, Троицко-Печорского района верхо­вьев Печоры, который был утвержден на за­седании, исполкома Троицко-Печорского райсовета депутатов трудящихся от 14 ян­варя 1950 года. В Троицко-Печорский район вошли Курьинский и Усть-Уньинский сельсоветы. Ку­рьинский сельсовет в составе деревень: Во­лосница, Курья, Пачгино, деревня Кусково. Усть-Уньинский сельсовет: деревни Усть-Унья, Светлый Родник, Усть-Бёрдыш, Гарёвка, а так­же починки Шижим, Шижимская, Собинская Заостровка».

20 февраля 1931 года был образован Троицко-Печорский район с центром в Троицко-Печорске.

 

Зарождение деревни

Вниз по Печоре на левом ее берегу в 25 км от Якши и на расстоянии примерно 87 километров по прямой от поселка Троицко-Печорск на юго-восток расположена деревня Мамыль, Знаменский сельский Совет, Троицко-Печорский район.

 

Населённые пункты, как и люди, имеют возраст. Вот только если у человека он исчисляется годами, и 70 – 80 лет для него возраст преклонный, то для населённых пунктов несколько десятков лет – возраст детский. Деревня Мамыль имеет более почтенный возраст. Как и у многих селений у Мамыля есть свои неразгаданные тайны. Одна из них в том, что точный возраст этой деревни не известен.

Первое упоминание о деревне Усть-Пожег датируется 1802-1803 годами.

 

 «К началу XIX века верхнепечорские коми заселяли пространство от устья Северной Мылвы до устья реки Кожвы. (Цит. по: статье Н. Урюпина «Маршрутами истории»). Берега же Печоры (в пределах Вологодской губернии) выше Троицко-Печорска долгое время оставались незаселенными и служили промысловым районом для русских из пермской губернии, а также зауральских хантов и манси из Тобольской губернии.

«…до 1850 года северные населенные пункты Чердынского уезда принадлежали Ныробской волости. (Цит. по статье И. Сивохи «Как заселялись Верховья Печоры»). В 1850 году в северной части Чердынского уезда образовалась Корепинская волость… Затем одним из жителей деревни Тулпан, правившим должность волостного старшины, волостное правление было переведено в Тулпан. Тулпанская волость просуществовала до начала 20-х годов ХХ столетия. Волость делилась на общества. На Печоре их было 4: Усть-Уньинское, Пачгинское, Усть-Волосницкое и Усть-Пожеговское….»

В 1899 году писатель Николай Белдыцкий совершил путешествие в северную часть Чердынского уезда, «известную более под именем Тулпанской волости», и описал свои наблюдения в книге под названием «В Парме». В первой части своего труда писатель дает общую характеристику Тулпанской волости: «Дик и суров этот край. Дика и негостеприимна парма. Если мы взглянем на карту Тулпанской волости, то будем поражены ничтожным количеством деревенек, затерявшихся в этой неоглядной пустыне. И в самом деле, на всю громадную территорию приходится всего 26 селений, с общим количеством дворов в них – 261. Селения расположены исключительно по берегам более значительных рек: по Колве – 13 селений; по Унье – 3; по Печоре – 10. Во всех этих селениях обитает 1561 человек, из числа которых мужчин – 755 и женщин – 806».

Откуда пришли местные жители? На этот вопрос у Белдыцкого тоже есть ответ: «…обитатели Тулпанского края известны более под именем «верховцев», так как они населяют верховья рек Колвы и Печоры. Все они раскольники поморской секты. Собственно, край этот и колонизировался благодаря бежавшим сюда от преследований раскольникам. Дикие и мрачные, как их Родина, верховцы до сих пор избегали влияний цивилизации и старались держаться как можно далее от всего мирского…».

Вот что пишет Н. Белдыцкий про жителей деревни Мамыль: «… хотя жители Мамыля и русские, но благодаря постоянному общению со своими соседями, вологодскими зырянами, они значительно ассимилировались с последними и даже забыли свой природный язык».

Согласно топонимического словаря А.И. Туркина, деревня Мамыли впервые упоминается в 1840 году в дневнике промышленника В.Н. Латкина  побывавшего здесь в 1840 г. как деревня Пожег: «… Человеков ее зовут момылями … не от зырянского ли слова омыль (худой, дрянной) произошло это название? В деревне до шести домов». На карте Генерального штаба 1846 г. поселение обозначено как Усть-Пожег. В 1884-89 гг. в Мамылях числилось 14 домов-хозяйств. В 1909 году 21 хозяйство и 133 человека.

Местное предание говорит о том, что первым в этих местах поселился житель д. Пожег с верхней Вычегды. Поэтому и река, впадающая в Печору с правой стороны, получила название Пожег (Пожӧгъю) длиной 67 километров.Затем в этих местах, по преданию, обосновался беглый солдат по имени Афанасий, а по прозвищу Мамыль, и жителей деревни стали называть мамылями, а деревня получила сначала двойное название Пожег-Мамыль, позднее просто Мамыль. До недавнего времени здесь была известна только одна фамилия — Афанасьев, образованная, вероятно, от личного имени Афанасий.

Существует и другое предположение, что первый житель был выходцем из коми – пермяцкой деревни Мамыль.

Исследователь Л.Н. Жеребцов считает, что предки Афанасьевых были коми-пермяками.

Лихолетья гражданской войны

 «…Власть Советов шла в наши края с большим опозданием». (Цитируется  по статье Н. Урюпина «Трудный год»)

В историю гражданской войны в Коми крае селу Троицко-Печорск было предначертано вписать едва ли не самые трагические страницы. Именно оно в феврале 1919 года стало центром крупнейшего на севере антибольшевистского восстания. Здесь же после мятежа достиг апогея «белый террор»: по приблизительным подсчетам, в Троицко-Печорске и в соседних населенных пунктах было казнено около 200 большевиков, активистов советской власти и красноармейцев.

 Тринадцать месяцев территория нашего района находилась под властью белых. Военная ситуация на верхней Печоре в начале 1919 года для красных была критической. 31 января отряд колчаковцев занял Якшу, затем продвинулся до Мамыля и задерживается здесь, готовясь к наступлению на Троицко-Печорск.

Из рассказа пионеров 1966 года Знаменской Средней школы: «Пионеры нашей дружины 5 - 7 классов ходили в Мамыль на место боевых сражений во время Гражданской войны. Мы внимательно слушали всё, о чём рассказывал Девятков Константин Изосимович и возложили венок на братскую могилу. Сражений в Мамыле не было, там помещался штаб белогвардейцев и то три дня. Но и за это время они успели внушить страх населению. Они отбирали у них хлеб, продовольствия и люди боялись выходить на улицу. И вот вечером 29 января белогвардейцы привезли с Порогов (село около п. Комсомольск) двух красноармейцев. Один был привязан к хвосту лошади и на полном скаку тащился за ней 15 км. Что с ними делали дальше, местные жители не видели, а под утро их расстреляли. Белогвардейцы целый день караулили тела, чтобы жители не взяли, но мамыльцы ночью тайком похоронили. У одного из них фамилия Пономарёв, другого ещё не выяснили». Из воспоминаний уроженца деревни Мамыль Семяшкина Александра Тихоновича 1952 года рождения: «Я был тогда школьником, учился в старших классах.  Приехала машина с Комсомольска. Нас, несколько мальчишек, помогали выкапывать могилу. Когда доставали останки красногвардейцев помню, что у одного из них была пробита лопатка. Останки переложили в ящики и увезли». Ниже деревни Мамыль, на высоком берегу был установлен обелиск в память павших красноармейцев.

 

Вхождение 6 марта 1920 года в Троицко-Печорск  красноармейского гарнизона ознаменовало завершение на территории Коми края гражданской войны. Хотя еще до 1922 года в печорских лесах и припечорской тундре бродили разрозненные группы белогвардейцев, пытавшихся оказать сопротивление советской власти. Но их дни были уже сочтены.

История школы

Школы появились в Коми крае только в XIX столетии. В их организации были заинтересованы все слои населения – крестьяне, мещане, чиновники и купцы. В своих прошениях жители края писали: «Сознавая пользу учения и темноту неграмотности, желаем дать своим детям обучение».

Примечательно, что крестьяне видели необходимость не только в постижении азов грамоты и счёта, но и более углублённого образования.

 

Точная дата открытия школы в Мамыле не известна, но в 1924 году школа уже была. Учителя того времени, к сожалению, жители не помнят. Здание первой школы построил Афанасьев Василий Леонтьевич. Оно было двухэтажным. На первом этаже располагались кухня и ясельки, а на втором этаже была школа и жилая комната для учителя.  1938 году учителем был Григорий Трофимович, а в 1939 – Иван Иосифович Ганов.

Дети учились в местной школе только 4 года. Из воспоминаний Екатерины Герасимовны Семяшкиной: «Закончила 4 класса сельской школы, преподавал в которой Иван Иосифович Ганов.  В 1941-м отправили меня вместе с другими ребятишками учиться в Троицко-Печорск, в пятый класс. Жили по знакомым голодные, холодные. Школа наверху была не двухэтажная, а такая, как барак. Сентябрь-то учились, а в октябре  (или в ноябре, уже не помню, по реке уже лёд шёл) ушли домой. Со мной Рая Харитонова была, брат мой, у Розы брат, Тоня – у Гени сестра. Пошли мы берегом, дороги другой не было, из продуктов – только муки чуть-чуть у Тони. Прошли километров семь, до избушки, в ней ночевали, назавтра до Усть-Ляги. А потом ещё Километров восемь до Усть-Илыча, там тётка жила. Лёд на реке густо-густо, а мы кричим: «Перевезитеее! Перевезитеее!» Нашлись добрые люди. Тётка накормила нас, спать уложила. Утром обратно нас перевезли, пошли дальше по берегу, а там шиповник крупный, сладкий, до одной ягодки съедим. Темнеть стало, брат Евгений, да Лёша пошли в лес за дровами и сломали топор. А на лугах усть-илычских четыре или пять стогов стояло, мы дёргаем сено да в костёр, дёргаем да в костёр – тепло и светло. Сожгли весь стог. Уж ругали, поди, нас хозяева! Но ругай - не ругай, но мы-то не слышим! Добрались до избушки, там дед с бабой накормили нас мучной кашей, и – снова в путь. До Комсомольска ещё не дошли, а на встречу моя мама, да Раи мать. Нас искали… Больше я не училась».

Из рассказа Лукашевой (Афанасьевой) Лидии Петровны: «Я 4 класса училась в Мамыле у Герасима Николаевича. Училась и нянчилась с младшим братом Валентином. В 5 классе училась в Троицке. Жили на квартире. Помню, когда за мной брат Саша приехал. Представляете, на лошади от Мамыля до Троицка! В 7 классе училась в Якше. После школы в селе Ульяново Усть-Куломского района выучилась на агронома».

 

В годы войны школа в селе продолжала работать. С 1941 по 1946 год учителем работал Тырин Герасим Николаевич. 

(Из семейного архива В.Г. Тыриной – дочери Герасим Николаевич Тырин.)
     Уроженец Республики Коми Герасим Николаевич Тырин диплом учителя получил в 19 лет. В небольшой деревне Мамыль Троицко-Печорского района, куда был направлен на работу, ему пришлось вести уроки сразу в четырех классах начальной школы.  В 1940 году молодого учителя призвали в армию. Служить направили в Белоруссию, в часть, которая стояла под Брестом. Здесь он встретил войну. Как вспоминал Герасим Николаевич, тот страшный день 22 июня выдался особенно теплым, солнечным. Их взвод шел в баню. У всех было приподнятое настроение. И вдруг над головой появились немецкие самолеты. Крылатых машин со свастикой было так много, что даже небо от них почернело. Началась бомбежка. Беспрерывный огонь открыла по вражеским самолетам наша артиллерия.
      Враг наступал стремительно, уверенно. Трудно было необстрелянным бойцам противостоять натиску противника. Но они, плохо вооруженные, мужественно отбивали яростные атаки. В одном из таких неравных боев был тяжело ранен сослуживец Герасима рядовой Александр Политов. От большой потери крови он ослабел настолько, что и двигаться не мог. В суматохе отступления, казалось, никто не обращал на него внимания. Надежды на спасение практически не было. Неожиданно перед Александром возник невысокий паренек. «Все будет хорошо, Саня, - ободряюще улыбнулся, - ты только немного потерпи.» Герасим, а это был он, с трудом затащил довольно здорового, высокого парня на плащ-палатку и под шквалом пуль, рискуя быть убитым, поволок к своим. Вскоре раненого подхватили санитары. Самого Герасима тяжело ранило 12 июля 1941 года, когда в жарком бою он вел прицельный огонь по врагам. В азарте выполз из своего укрытия, маленького окопа. И тут его настигла вражеская пуля, раздробившая локтевой сустав правой руки. Герасим потерял много крови, долго лечился в госпитале, но на всю жизнь остался инвалидом. За проявленное мужество в первый месяц войны Герасим Николаевич был награжден медалью «За отвагу».
       …Военное прошлое напомнило о себе 35 лет спустя после Великой Победы. В одном из номеров областной газеты «Красного знамени» было опубликовано письмо жителя Новосибирска Александра Кирилловича Политова, того самого Сани, который, оказывается, долгое время разыскивал своего спасителя, не терял надежды встретиться с ним. Как же рад был весточке Герасим Николаевич! А родные искренне удивлялись: ведь муж, отец четверых детей никогда не рассказывал о том, что спас боевого товарища. Наверное, в том поступке не видел ничего необычного. А потом А. Политов приехал в гости. Встреча фронтовых друзей была трогательной и сердечной. И так запала в душу Александру Кирилловичу, что из далекой Сибири в Троицко-Печорск он приезжал еще раз. Мечтал съездить к другу и Герасим Николаевич. Но подвело здоровье. Он тяжело заболел и на 62-ом году жизни его не стало. Вся сознательная жизнь Г.Н. Тырина связана была с Троицко-Печорским районом. Это был удивительно трудолюбивый человек, с деловой хваткой, большими организаторскими способностями, неуемной энергией Его любили и уважали люди за простоту и скромность, честность и порядочность, за щедрую душу. У Герасима Николаевича много наград, но самой дорогой для родных остается уважение и добрая память о нем всех, кто знал его.

Жители деревни Мамыль – бывшие ученики Герасима Николаевича, до сих пор вспоминают своего учителя с теплом и уважением.

 

В 1947 году в село приехала Русанова Анна Дмитриевна.  Воспоминания Анны Дмитриевны, заслуженного работника народного хозяйства Коми АССР: «В 1944 году поступила в Сыктывкарское школь­ное педучилище. Через три года меня, молодую учительницу, ко­торой еще не было и восемнадцати, направили в Троицко-Печорский район.

В этом районе я работала 15 лет. Учительская работа началась в начальной школе в 130 километрах от райцентра вверх по Печо­ре. В школе работала одна с четырьмя классами, было 11 человек. Было очень трудное время. Хлеб продавали по карточкам по 700 грамм в день взрослым и по 200 грамм – детям, чьи родители ра­ботали в учреждениях.

Колхозники и их дети жили натуральным хозяйством. Какие культуры выращивали, тем и пользовались, а из колхоза на тру­додни выдавали  только ячмень. Одевались исключительно плохо: брюки из мешковины, сапоги из невыдубленной кожи (с шерстью).

В первое время было очень трудно работать в таких условиях. За 45 минут надо было дать знание учащимся четырех классов, а через год еще организовали нулевой класс. Стало 5 классов – 12-13 человек всего в школе. Дети недоедали, были случаи обморочного состояния. Приходилось обращаться в исполнительскую власть о выделении помощи в виде небольших денег и зерна.

Зерно, которое мы покупали, уборщица школы Мина Петровна Афанасьева молола на ручной мельнице и пекла колобки. Это было какое-то подспорье детям, которые нуждались в помощи.

Дети учились, прилежно вели себя. Мне приходилось много работать с детьми после уроков.

После трех лет работы в этой школе меня направили в Соколянскую начальную школу. В 1954 году отправили открывать школу в поселке Речной».

 

 После Русановой Анны Дмитриевны в Мамыль приехала работать учителем Мартюшова (Габова) Полина Ивановна.  

Из воспоминаний сестры Полины Ивановны, Лобановой Зинаиды Ивановны: «Мама наша рано замуж вышла, ей было 16 лет, а папа на 9 лет её старше. Нас у родителей было двенадцать, трое умерли маленькими, а девять остались. Полина была четвёртым ребёнком. Она уехала учиться в педучилище в 1941-м году, когда умерла мама. В то время Агнюша, старшая сестра, уже там со своей семьёй жила, она-то её и выучила, да и нам помогала. После учёбы Полина работала по распределению в Покче, потом уезжала на год к сестре на Украину. В Мамыль приехала после Украины. Здесь вышла замуж за Габова Виктора, не помню отчество, но очень хороший человек был, фельдшером работал в Мамыле. Утонул он. Очень жалко было. Плыл на лодке в Якшу по работе, надо было кого-то подменить, на перекате лодка перевернулась. С того времени этот перекат стали называть «Габовским». Позже Полина вышла замуж за фронтовика Девяткова Михаила Константиновича. Своих детей у неё не было, но они с Мишей воспитывали племянника Вову (сына, ныне покойной сестры Фаины). Полина работала в школе не долго. После того как школу закрыли, она стала работать воспитателем детского сада. После закрытия садика, работала секретарём в мамыльском сельском совете. Она умерла в 64 года 12 мая 1988 года».

 

Школа в Мамыле какое-то время, из-за недостаточного количества детей, была закрыта. В августе 1954 года в Мамыль по распределению после окончания Сыктывкарского педучилища приехала учительница Тренева Вера Александровна 1 сентября 1954 года двери школы для мамыльских ребятишек были вновь открыты.  Молодой учитель здесь обрела свою вторую Родину. В 1957 году вышла замуж за Афанасьева Владимира Андреевича и в 1958 году с мужем  построили свой дом.  В 1955 году открыли школу в п. Пожег (Знаменка) и Веру Александровну перевели на работу в Пожегскую начальную школу. Мамыльские школьники до 1957 года тоже учились в п. Пожег.  С 1 сентября 1957 года школа в Мамыле открылась и детей снова стала учить Вера Александровна. С 1 сентября 1969 года все школьники деревни Мамыль  стали учениками Знаменской средней школы в эту же школу была переведена и Вера Александровна. В Знаменской средней школе Вера Александровна работала по 1987 год. Сейчас она  живёт в Сыктывкаре.

Развитие села  после войны

  Из воспоминаний Афанасьевой Марии Андреевны: « После войнымужской силы  не хватало. Женщины деревни продолжали выполнять непосильную мужскую работу. Под руководством одного старика строили в колхозе скотный двор и в то же время работали доярками, телятницами и у каждого ещё  было своё подворье».

Из воспоминаний Афанасьевой Галины Герасимовны: «Пришлось работать с малых лет. Убирали урожай ржи, овощные культуры. Работали за трудодни. Раз в году в колхозе рассчитывались зерном, сеном, которого хватало ненадолго. Дальнейшую свою жизнь связала с животноводством. Работала телятницей, кормила овец, а их в стаде более 100 голов. Более 40 лет проработала дояркой. Тяжёлый это труд. Утром и вечером нужно было кормить и доить коров, а их в группе-20-25 голов. Потом пропускали молоко через сепаратор (вручную). Сливки, масло сдавали государству, обратом поили телят. Днём пасла стада коров или занималась сельхозработами (поливом капусты и др.) Зимой возила с реки воду в бочке для коров. Были случаи падежа скота от голода в военное время, пропадала скотина и на болотах. С 1981 года нахожусь на заслуженном отдыхе. Любовь к животным осталась на всю жизнь и до 2006 года держала в личном хозяйстве корову. Помогали сыновья».

 

Стоит сказать о том, что в социальном плане крестьяне были самой бесправной частью населения. Они не имели профсоюзов, были отключены от государственной пенсионной системы, отпуск по родам у женщин был 2 месяца. Правом на пенсию могли пользоваться только инвалиды войны и председатели колхозов, с 1956 года престарелые колхозники получили возможность получать пенсию по усмотрению артели в размере 10 трудодней и 50 рублей ежемесячно. В целом же, уровень жизни населения колхозников в Коми АССР в 1945 - 1953 годах неуклонно снижался. Многие колхозы балансировали на грани нищеты.

 

Из таблицы ниже видно, что доля колхозов, не распределявших продукты на трудодни, оставалась достаточно высокой. Особенно удручающая ситуация была в социальных учреждениях (школы, детские сады, которые колхозы сами содержали). Так в 1948 году в детских садах республики на 1 ребенка в день приходилось 100 грамм молока, а питание детей целиком состояло лишь из картофеля и хлеба.

 

 

Как бы не было тяжело, деревня Мамыль продолжала жить и развиваться. После войны председателем колхоза был Афанасьев Александр Иванович II  (второй, потому что был ещё один Афанасьев Александр Иванович. Он был первым.) Зоотехником работала Нестерова Екатерина. На лето привозили молодых коров (15-20 голов), своих колхозных коров было в два раза больше. Доярками были Афанасьева Галина Герасимовна, Афанасьева (Антошина) Роза Александровна, Ерошенко Зения Андреевна. Работа доярок была тяжёлая. Всё делали вручную. Сами доярки пилили, кололи  дрова, грели воду, поили и доили коров.

 

      50-е годы. Из армии возвращались молодые люди.  Председателем колхоза выбрали Афанасьева Александра Петровича, счетоводом – Афанасьева Владимира Андреевича, бригадиром – Афанасьева Анатолия Григорьевича.

     В 1953 году в село впервые привезли станцию (движок). Из воспоминаний Афанасьева Александра Герасимовича: «Движок сначала установили на берегу, в амбаре. Свет давали утром и вечером. Утром с 3 часов и до 9-ти, а вечером, учитывая световой день и до 22 часов. Иногда, если молодёжь попросит (в клубе танцы) и бригадир разрешит, чуть подольше. Работал на станции сначала Харитонов Василий Иванович, после него я и Афанасьев Владимир Андреевич. Работы в совхозе было много, и пахота, и сенокос, и силосование. Я был и пастухом и помощником конюха (конюх Киселёв Иван Андреевич). В деревне было 10 - 13 рабочих лошадей и жеребят 5 – 6. А звали как! Суховей, Буян, Звёздочка, Дивный, Ураган, Белка (в Знаменку её передали), Силачка, Сокол… Сено возили с Порогов на санях. Масса воза была 230, 300, а то и 500 кг.  Кормов надо было много. В совхозе держали 72 головы крупного рогатого скота, на лето ещё привозили молодых коров, плюс ещё телята свои были. Сеяли овёс, горох, скашивали его, закладывали в силосные ямы и на лошади утрамбовывали. В деревне былотри силосных ямы. Став старше, я работал механизатором. Техника была. Трактора: сороковка, двадцать пятка, ДТ-54. Косилки: роторная, косилка на двадцать пятку; конная грабилка. Деревня жила, трудилась».

В деревню приезжали молодые специалисты. В 1954 году в Мамыль приехала молодая фельдшер Сидорова Люция Васильевна. В этот же год  приехала и культработник Бурмантова (Афанасьева) Раиса Николаевна. Из воспоминаний Раисы Николаевны: «Приехала 3 сентября,  родом я с Волосницы, мне было 19 лет, совсем девчонка. Тут и осталась. В то время в деревне было много молодёжи. В клубе была киноустановка, приезжал Воронин с Якши, привозил движок и показывал фильмы, позже кинооператором работала Кияткина Магдалина Александровна. В деревне жили дружно, весело. Комсомольцы часто устраивали концерты, субботники. Привозили торф, делали горшочки из торфа, месили глину для изготовления кирпича…  Работы в деревне хватало всем (секретарём комсомольской ячейки был лесник – Бурмантов Григорий Афанасьевич). Вместе и трудились и отдыхали. Здесь вышла замуж, воспитали с мужем двоих детей. Когда родились дети, с клуба пришлось уйти, не могла по вечерам оставлять их. С 1959 года работала санитаркой в медпункте и по совместительству подрабатывала на складе продавцом. В 1970 году позвали продавцом в магазин от Троицко-Печорского райпо. С 19 октября приступила к работе. С годами людей в деревне  становилось всё меньше, и магазин в 1996 году закрыли. 26 лет проработала в нём, до закрытия».    

 

До 27 марта 1959 года Мамыль - село, центр сельского совета, затем - деревня. В 1956 году в состав Мамыльского сельского совета входило: село Мамыль (колхоз им. Ленина), деревня Порог, Пожегский лесопункт, лесной посёлок Тыбью, буровые, которые работали недалеко от Мамыля, Комсомольск (Джебол), посёлок Якша, лесной посёлок Якшинский.

 В 1959 году в Мамыле жили 133 человека, в 1970 - 71 человек, в 1979 - 67 человек, в 1989 - 45 человек; в 1992 г. - 23 человека, в 2000 - 19 человек в 9 хозяйствах,  в 2021 - 11 человек в 4 хозяйствах.

Председателем сельского совета с 1951 года была Остякова (Цыганкова) Мария Ивановна, а секретарём Афанасьев Леонид Александрович. После Марии Ивановны года два работал Афанасьев Василий Иванович, а потом приезжий Катаев (к сожалению, имя, отчество не известно), секретарём - Остякова (Цыганкова) Мария Ивановна. С 1956 года – председатель – Старцев (к сожалению, имя, отчество не известно), секретарь - Габова Полина Ивановна. Они работали, пока сельский совет не перевели в Знаменку.

 

С 1959 года раскинувшийся на  Мамыльских землях совхоз «Приуральский» имел молочно-овощное направление. На пахотных землях продолжали выращивать картофель, турнепс, капусту; сеяли овёс, горох, ячмень, рожь.

Десять лет был бригадиром в совхозе Афанасьев Леонид Александрович. Из воспоминаний Леонида Александровича: «Семья наша была большая: отец Александр Иванович, мама Анна Давыдовна, я был старшим сыном, после меня Егор, Христина, Таня, Рая, Витя. Все родились здесь. Без дела никто не сидел. С 6 лет помогал совхозу, помню, посадят на лошадь и рулю… После службы в армии учился в сельскохозяйственном техникуме, потом работал бригадиром в своей деревне, пока не перевели меня в Троицко-Печорск».

 Немало замечательных людей трудилось на полях, на фермах. В летний период при заготовке кормов большую помощь  оказывали молодёжь и дети.  Жители деревни Мамыль всегда жили как одна большая, дружная семья. Животноводы откармливали скот, сдавали мясо, молоко. Работали с утра до вечера, ведь в каждом доме было и своё хозяйство.

Из воспоминаний Семяшкиной Екатерины Герасимовны: «Бурёнку держали всю жизнь. Только недавно, «вывели». Раньше-то мы и кур держали, да не ели их, яйца только брали. Как-то у меня курочка вывела цыплят за домом. Однажды гляжу – ведёт выводок. К осени они выросли, но не очень большие. Я их тюк-тюк – а где держать-то? Чистила, палила и положила в шкаф. Всю зиму лежали, хотела выкинуть. А рядом дядя Коля жил, думаю, дай спрошу, будет ли кушать? «Конечно, буду!» - ответил. И забрал. Старые люди кур не ели – я думала, их вообще не едят. Сейчас бы сварила тех цыплят» - смеётся.

В деревне держали много лошадей. Они были большими помощники в сельском хозяйстве. Была конюшня а рядом большое помещение, где хранилось всё необходимое для того,  что бы запрячь лошадей. В деревне её называли конюховкой. Были умельцы по изготовлению телег, саней и жердин к ним, оглоблей, индивидуальных хомутов для каждой лошади...

Совхоз в своё время стал механизированным хозяйством.  Были трактора, плуги, сеялки, и другая сельскохозяйственная техника. Труд работников сельского хозяйства со временем был облегчён, появились доильные аппараты, водогрейка, сепаратор… Люди стали жить лучше, но работы в деревне не уменьшалось.

Воду домой сельчане всегда носили с реки на коромыслах. В 1973 году Афанасьев Владимир Андреевич решил выкопать колодец. На помощь позвал своего друга – Ткаченко Василия из посёлка Знаменка. Мамыльцы подхватили инициативу, подключились к строительству колодца. Один колодец был готов. Удобно и хорошо! Для строительства второго колодца уже совхоз выделил деньги. Руководителем строительства назначили Афанасьева Александра Герасимовича. Вот и второй колодец готов! Глубокий, вода чистая, вкусная и в любое время года холодная, освежающая. Жители до сих пользуются этим колодцем.

В деревне продолжал работать магазин, где долгое время, вплоть до закрытия, работала приветливая и доброжелательная Афанасьева Раиса Николаевна. Работала пекарня. Тесто для хлеба замешивалось в больших деревянных чанах вручную и выпекался в русских печах. Он был вкусный и душисты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.06 с.)