Вопрос 28.Развитие конкурентной среды в России и конкурентоспособность отечественного производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 28.Развитие конкурентной среды в России и конкурентоспособность отечественного производства.



Поскольку конкуренция представляет собой основной элемент хозяйствования, то состояние конкурентной среды определяется степенью развития рыночной экономики. Трудности формирования рыночных отношений в России, просчеты в рыночных преобразованиях, их непредвиденные последствия определили создание своеобразной конкурентной среды.

Под конкурентной средой следует понимать совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, обеспечивающих равные возможности для всех участников рыночных отношений в их хозяйственной деятельности.

Наиболее ощутимые негативные последствия на формирование рыночных отношений и конкурентной среды в России оказали реформы, реализованные на основе концепции «шоковой терапии». Это была попытка быстрого создания современной модели рыночной экономики и соответствующей этой модели конкурентной среды.

Либерализация цен и открытие внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей в условиях государственной собственности на средства производства и господства монополий, сформировавшихся в нерыночной среде, привели к разрушению отечественного производства, инфляции, росту цен, снижению среднедушевого дохода населения России при резкой социальной дифференциации в доходах и потреблении.

В результате огромного потока импорта потребительских товаров российская продукция пищевой и легкой промышленности оказалась неконкурентоспособной на внутреннем рынке и в основном прекратила свое существование. Большинство предприятий пищевой и легкой промышленности оказались убыточными.

О том, как и кто проигрывает в рыночных условиях и теряет конкурентоспособность, — лучше всего можно проследить на ситуации с производством мяса птицы.

Сравнение затрат на производство 1 кг. российского и американского куриного бройлера позволяет заключить, что для достижения конкурентоспособности отечественного производства птицы нужны были почти 100-процентные таможенные пошлины на ввоз американских окорочков. Государство может противостоять процессу путем массированной поддержки отечественного производителя. Однако для этого требуются слишком большие затраты, которые были не под силу российскому госбюджету.

Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителем продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров.

Чем ниже средних будут индивидуальные затраты товара и выше его потребительские характеристики, тем выше уровень конкурентоспособности товаропроизводителя.

Пока конкурентные отношения и характеризующая их конкурентная среда складываются весьма трудно, причем неравнозначно по отраслям, секторам и регионам России.

В ходе перестройки 1986-1991 гг. вопросы антимонопольной политики и механизмов регулирования конкурентных отношений оказались вне внимания реформаторов, хотя как мировой опыт, так и научные зарубежные и отечественные исследования свидетельствовали о том, что суть рыночной экономики составляет конкурентная среда. Именно последняя и развивающаяся в ней конкуренция и составляют основной механизм саморазвития рыночных социально-экономических структур. С начала осуществления рыночных реформ можно выявить две взаимодействующие тенденции, определившие особенности формирования конкурентной среды в России.

Индекс конкурентоспособности для каждой страны рассчитывается как среднее взвешенное из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов, которые определяют степень конкурентоспособности страны и одновременно оказывают наибольшее воздействие и на долгосрочный экономический рост.

Это:

1. открытость;

2. финансы;

3. конкуренция;

4. технология;

5. инфраструктура;

6. менеджмент;

7. труд;

8. институциональная среда.

Последний из восьми факторов сопоставляет страны по степени надежности правовых и общественных институтов, включая гарантии исполняемости законов и защиту прав собственника. Каждый из названных факторов, в свою очередь, обобщает большое число показателей, характеризующих положение в соответствующей области. Так, фактор «технология» учитывает 29 отдельных показателей, «открытость» — 22 и т.д.

По сводному индексу конкурентоспособности Россия в 1997 г. заняла последнее место в общем ряду 53 исследованных стран. В разрезе 8 факторов и соответствующих им субиндексов, Россия также занимает одно из последних (49-52) мест. Только по фактору «труд» Россия заняла 36-е место, что отражает относительно более высокий уровень образования рабочей силы, а также благоприятное с точки зрения предпринимателей трудовое законодательство, в котором отсутствуют реальные рычаги воздействия работников на уровень оплаты труда.

Таким образом, конкурентоспособность предстает как чрезвычайно сложное, многофакторное, системное понятие. Как на уровне страны, так и на уровне отдельной фирмы достижение конкурентоспособности является результатом всесторонне продуманной, постоянно обновляемой целенаправленной политики.

Главным субъектом, формирующим конкурентную среду и обеспечивающим ее постоянное развитие в целях поддержания конкурентоспособности своих товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в условиях рыночных отношений вообще, а в переходной экономике в особенности, выступает государство.

 Вопрос 29. Экономическая природа и типы монополий. Монополии в экономики России.

Формы и виды монополий

Существует три основных вида монополий:

 

естественная
административная
экономическая.

Естественная монополия

Естественнаямонополия возникает в случаях, если спрос на данный товар удовлетворяется в лучшей степени одной-двумя фирмами. Это такие сферы рынка, как энергообеспечение, связь, телефонные услуги и т.п. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В этих отраслях производства обычно существует единое национальное предприятие, или же ограниченное количество производителей, что создает монопольное положение на рынке.
При отсутствии конкуренции деятельность естественных монополий значительно эффективнее, что связано с существенной экономией на масштабах производства. Фирмам-конкурентам сложно укрепиться на рынке, так как слишком высоки фиксированные издержки, которые терпит предприятие, например, при строительстве дорог или линий связи.
Продукция естественных монополий удовлетворяет важнейшие потребности населения, и ее нельзя заменить альтернативным товаром. Это влияет на снижение эластичности спроса, и спрос на продукцию или услуги, производимые естественными монополиями, практически не зависит от изменения цены. Например, при повышении цен на автомобили, люди могут отказаться от приобретения данного товара и воспользоваться общественным транспортом. Но при росте цен на электроэнергию спрос падать не будет.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Эти монополии появляются вследствие барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, геологи фирмы обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и фирма покупает права на земельный участок, где располагается это месторождение. Так, данное предприятие становится собственником, и его права защищены законом. Никто другой не сможет использовать данное месторождение; предприятие становится единственным в своем роде и приобретает монопольную власть. Однако государство может вмешиваться в деятельность такого монополиста.
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Например, крайне нерационально создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

 

Административная монополия

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. Она предоставляет отдельным фирмам абсолютное и исключительное право на выполнение определенного рода деятельности, а так же это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Обычно здесь группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего СССР являлась одной из наиболее монополизированных в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств.
Существование административных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано естественным монополизмом отдельных государственных предприятий и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль.
Монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Поэтому во всех развитых странах мира проводится политика регулирования деятельности монополий.

 

Экономическая монополия

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами. Экономические монополии образуются предпринимателями, сумевшими теми или иными способами завоевать монопольную власть на рынке. Основными путями достижения монопольного положения на рынке является успешное развитие предприятия, увеличение его масштабов, а также вследствие централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Таким образом, предприятие достигает огромных масштабов, что позволяет ему доминировать на рынке.
Многие экономисты считают образования монополий закономерными. Например, английский экономист А. Пигу настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”.1Она является логическим завершением стратегии предприятий. Сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей.2 Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Закон концентрации производства и капитала также является движущей силой действий предпринимателей в этом направлении. Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции и получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом несколько более крупных предприятий отделяются от массы средних и малых. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает необходимость прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Это приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил.

 

Типы монополий

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

Существует пять основных форм монополистических объединений. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
Картель — это объединение нескольких предприятий в одной сфере производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Еще один способ монополизации – корнер. Корнер был придуман еще в ХVI веке. Смысл этого метода состоит в том, что продавцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники соглашения получают повышенный доход.
Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки акций конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Появление монополий нарушает работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом, потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.


Монополии в экономике России


Особенности экономики России в конце XIX – начале ХХ вв.
От абсолютной монополии к конкурентному рынку
В Советском Союзе в 30-е годы рынок вырубили «до основания», а конкуренцию заменили товарищеским социалистическим соревнованием. Затем установилось господство государственной монополии, которая охватывала всю экономику страны.
Об экономике советского периода известный экономист Билимович писал: «Теперь двери наглухо захлопнуты, и государственная промышленность является монополией. Она защищена от всякой, даже потенциальной конкуренции и от всякого притока свободных сил. А потому она, с одной стороны, задыхается, а с другой стороны, деморализуется и бесконтрольно уродуется в угоду целям и прихотям коммунистической партии».
Об отличиях этой монополии от конкурентного рынка можно судить по таблицы, приведенной ниже8.
Естественно, что для перехода от абсолютной монополии к конкурентному рынку требуется, как показывает опыт многих стран, от 2 до 5—7 лет. Особенно этот период продолжителен в стране, где идет непрерывное падение производства, не развиты производство высококачественных предметов и сфера услуг, слабы традиции экономической демократии. Последние обстоятельства относятся к нашей стране.9
Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка

Абсолютная монополия Конкурентный рынок
Плановое распределение центром всех факторов производства и финансовых средств Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе
Строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи Свободное предпринимательство с установлением горизонтальных экономических связей
Централизованное установление строго фиксированных цен Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов
Нормированное сверху распределение продуктов Свободный выбор покупателями всех товаров
Монополия государства во внешней торговле Свобода внешнеэкономической деятельности
Абсолютная монополия государства на рынке Конкуренция всех товаровладельцев и покупателей


В Российской Федерации с января 1992 г. было провозглашено ускоренное движение к рынку. Однако за 1992—1997 гг. страна продвинулась к цивилизованному рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные явления. Однако в науке отрицательный результат — тоже результат поучительный. В настоящее время более четко, чем вначале, обозначились проблемы, которые предстоит решать.10


Антимонопольное регулирование
Важнейшим средством регулирования деятельности монополии является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации. Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.12
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

 

контроль над ценами;
контроль над слиянием компаний.

Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.13
Слияние компаний происходит вследствие приобретения одной фирмой акций другой. Правительство предпринимает меры против того, когда в результате объединения сходных компаний их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано в случае, если одна из фирм находится на грани банкротства.
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.14
и т.д.................

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.017 с.)