Спрос и факторы его определяющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и факторы его определяющие



Действия рынка обусловлены функционирование рыночного механизма.

Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция.

Спрос - желание и способность потребителя купить определенный объем товара. Это понятие двойственно, с одной стороны это желание, а с другой финансовая возможность.

Спрос имеет 2 стороны:

1) качественная – зависимость спроса от разнообразных потребностей и складывается под влиянием таких факторов, как (климатические условия, религиозная, национальная, социальная среда, и общеэкономический уровень развития общества);

2) количественная – всегда связана с деньгами. Спрос – платежеспособность населения. Спрос подкреплен платежной способностью населения (платежеспособный спрос).

На величину спроса влияет след факторы:

• ценовой фактор – цена товара,

• неценовой – доход потребителей, виды и предпочтения потребителей, наличие товаров заменителей (субститутов), наличие дополняющих товаров (комплиментов), количество покупателей данного товара (размер рынка), ожидание покупателей (инфляционные и дефицитные).

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный – это спрос отдельного покупателя на отдельный товар.

Рыночный спрос – это суммарный спрос всех покупателей на данный товар по определенной цены.

Индивидуальный и рыночный спрос имеют обратную зависимость от цены.

Различают зависимость спроса от ценовых и неценовых факторов.

 

Зависимость спроса от цены описывается функцией Qd=f(p). Qd – объем спроса, р – цена.

Функция спроса показывает то количество товара которое готовы купить потребители при данном уровне цен. Количество товаров, которое готовы купить потребители при данной цене называется объемом спроса. Функция спроса – кривая спроса.

Кривая спроса имеет нисходящую кривую D и показывает обратную зависимость объема спроса(Qd) от цены. Чем выше цена, тем меньше объем спроса. При понижении цены объем спроса увеличивается. Зависимость при которой объем спроса (покупок) обратно пропорционален уровню цены, называется законом спроса. Согласно закону спроса потребители при прочих равных условиях (неценовых факторов) будут тем больше покупать товаров, чем ниже их цена. Из этого закона есть исключения.

При изменение спроса происходит графическое изменение по кривой спроса. Следует различать: 1) движение по кривой спроса, 2) перемещение самой спроса.

 

 

Вопрос 17. Предложение. Факторы определяющие предложение.

 Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

Факторы, от которых зависит эластичность предложения:

· особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен)

· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)

· способность данного товара к длительному хранению

Факторы, приводящие к изменению предложения:

· изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения)

· изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары

· перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен — предложение (экономика) увеличивается)

· количество товаропроизводителей

· налоги и дотации (рост налогов ведет к росту затрат, что уменьшает предложение, и наоборот)

· природные условия (данный фактор особо значим для добывающих отраслей)

 

Вопрос 18.Эластичность спроса. Вопрос 19. Эластичность предложения. Вопрос 20. Перекрестная аластичность.

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· перекрестная эластичность спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Показывает отношение изменения значения функции Y в расчете на единицу относительного изменения аргумента Х. Независимые переменные: 1) цена данного товара 2) цены всех других товаров 3) доходы.

 

 Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрёстную эластичность по цене 2-х товаров.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

· Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

· Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар);

· Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность);

· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

· Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена. Существенно также и то, повышается или понижается цена: эластичность при этом может отличаться.

Товары с эластичным спросом по цене:

· Предметы роскоши: драгоценности, деликатесы

· Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета: мебель, бытовая техника

· Легкозаменяемые товары: мясо, фрукты

Товары с неэластичным спросом по цене:

· Предметы первой необходимости: лекарства, обувь, электричество и другие источники энергии

· Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета: карандаши, зубные щётки

· Труднозаменяемые товары: хлеб, электрические лампочки, бензин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.161.153 (0.007 с.)