Раздел 1. Социально-психологические закономерности общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Социально-психологические закономерности общения.



Классификация видов общения.

Цели занятия:

1. В результате беседы определить понятие "общение".

2. Сформировать представления об основных видах общения.

3. Сформировать умение определять реализуемую функцию общения в каждой конкретной ситуации.

 

Ход занятия.

Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью.

 

Виды общения.

Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств.

По содержанию:

Материальное общение - обмен предметами и продуктами деятельности.

Кондиционное общение - обмен психическим или физиологическим состоянием: люди оказывают друг на друга влияние, например, чтобы поднять / испортить настроение и т.д.

Мотивационное общение - обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями и т.д.: например, один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло / исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-нибудь сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.

Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По целям:

Биологическое общение - необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.

По средствам:

Непосредственное общение - осуществляется с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

Опосредованное общение - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (символы, печать, радио, телевидение и т.д.)

Прямое общение - предлагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения: например, телесные контакты друг с другом, беседа при непосредственном присутствии двух или более членов данного процесса.

Косвенное общение - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди или средства связи.

Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, языка в качестве средства общения. Оно осуществляется при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Многим из высших животных - собакам, обезьянам, дельфинам - дана способность невербального общения.

Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. В целом, оно богаче по своим возможностям, в отличие от невербального общения.

 

Вопросы:

1. Что такое общение:

- процесс взаимодействия между людьми;

-установление контактов между людьми и между животными с различными целями;

- средство от скуки.

2. С какими функциями общения человек сталкивается чаще всего в повседневной жизни?

3. Какой вид общения чаще других встречается между деловыми партнерами?

 

Речевое общение. Построение речевого высказывания.

Цели занятия:

1. Осознать необходимость соблюдения толерантности в общении.

2. Сформировать представления о значении осознания своих чувств в напряженных ситуациях.

3. Научиться формулировать «Я-высказывание».

 

Ход занятия.

При реализации коммуникативной функции общения происходит передача информации. Вербально информация передается при помощи речи. Речевое высказывание имеет значение и смысл. В процессе общения смыслы могут не совпадать, что вызывает появление смысловых барьеров в общении, препятствующих пониманию. Для преодоления смысловых барьеров важно уметь правильно слушать собеседника и правильно формулировать свою мысль, точно выстраивать речевое высказывание. В этом может помочь технология толерантного общения, техника "Я-высказывания" и "Формула сведенных мостов".

 

Схема «Я-высказывания» содержит три блока: ситуация (событие) – реакция (чувство, эмоция + потребность) – предполагаемый исход (свое объяснение причин данной ситуации, предложение, просьба).

 

- Безоценочное описание ситуации, вызывающей напряжение, констатация факта, наблюдение свободное от интерпретации (когда я задумываюсь над.., если я вижу, что.., в случае, когда я сталкиваюсь с тем, как...).

- Точное название своего чувства, эмоции, переживания в этой ситуации (я чувствую, как…, мне неприятно, что…, у меня возникает беспокойство…). Открытое выражение потребности, связанной с этим чувством (мне хотелось бы успокоиться… перестать волноваться по этому поводу…).

- Называние собственного понимания причин этого напряжения, чувства, конфликтной ситуации. Свое предложение выхода из данной ситуации. Ясное выражение просьбы. При формулировании просьбы важно соблюдать три ее правила:

1. просьба – это не приказ;

2. просьба должна быть конкретной;

3. просьба должна быть позитивной (не содержать частицу «не»)

Осознание своих чувств в напряженной ситуации и их выражение в форме «Я-высказывания» позволяет конструктивно изменить не только собственное отношение к ситуации, но и отношение собеседника, партнера. «Я-высказывание» снимает чувство обвинения и необходимости защиты или оправдания, направляя усилия на совместный поиск выхода из ситуации. Оно позволяет выдвинуть и отстоять свою позицию, сказать «нет» и остаться после этого партнерами, коллегами, сохранить деловые отношения. Оно приводит к конструктивному развитию и разрешению конфликта.

«Я-высказывание» позволяет передать собеседнику свое отношение без требований. Описание ситуации без оценки собеседнику сложнее опровергнуть. Объективность помогает собеседнику увидеть свои действия со стороны. При информировании собеседника о своих эмоциях и чувствах – он узнает о том воздействии, которые оказали его поступки. Большинство людей обижают окружающих нецеленаправленно и при этом могут не осознавать той реакции, которую вызывают их поступки у окружающих. Цель «Я-высказывания» - это не вежливость или мягкость, а ясность и простота. Оно позволяет выстраивать фразы, не задевая чувств собеседника.

 

Рекомендуемые упражнения.

Переформулирование «Ты-высказывания» в «Я-высказывание», после четкого различения его признаков от «Ты-высказывания», составлении ситуаций из собственного опыта и попыток нового их осмысления для построения «Я-высказывания».

Цели:

1. Научиться правильно формулировать свое отношение к ситуации.

2. Научиться озвучивать свои чувства.

 

Формула толерантного общения (схема достойного выхода из напряженной ситуации приводящего к конструктивному разрешению конфликта) - это «сведение разрушенных мостов общения» в цепочке (ситуация-чувство-причина-выход):

- Начать разговор с конкретного случая, точного описания той ситуации, которая вас задела.

- Выразить свои чувства в той ситуации или тем поведением по отношению к вам.

- Высказать, как бы вам хотелось, чтобы поступали в подобных случаях.

- Сообщить о том, как вы поведете себя в измененной ситуации.

Задание: прочитать приведенные ниже «Ты-высказывания» и «Я-высказывания». Переформулировать «Ты-высказывания» в «Я-высказывания»

«Ты-высказывание» содержит оценку, вызывает сопротивление и психическую защиту «Я-высказывание» Не содержит оценки, информирует другого о моем отношении, моем видении ситуации, как правило, психических защит не вызывает.
1 Ты не прав. Я считаю иначе.
2 Ты меня обижаешь. Мне обидно.
3 Ты совсем не думаешь о будущем. Я волнуюсь о твоем будущем. Кем ты хочешь стать?
4 У тебя только дискотеки на уме. Я тревожусь, когда тебя нет дома ночью.
5 Ты меня не любишь. Мне бы хотелось, чтобы ты больше времени проводил со мной.
6 Ты думаешь только о себе.  
7 Ты действуешь мне на нервы.  
8 Ты ни с кем не считаешься, твоя музыка всех достала.  
9 Ты одеваешься как пугало.  
10 Ты меня бесишь.  

 

 

Вопросы:

1. В чем отличие «Я-высказывания» от «Ты-высказывания»?

2. Чем значение отличается от смысла?

3. Каким образом нарушается общение за счет говорящего?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.008 с.)