Психология общения: экспериментально-практические аспекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология общения: экспериментально-практические аспекты



Психология общения: экспериментально-практические аспекты

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов педагогических специальностей

 

Автор-составитель Пичугина А.Н.

 

Нижний Новгород

2007

 

 

Психология общения: экспериментально-практические аспекты. Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей.

Учебно-методическое пособие. Н.Новгород: НГПУ. – 2007. 59 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено студентам I-VI курсов общих факультетов по направлению «050000 – образование и педагогика», преподавателям и организаторам учебного процесса.

 В данном учебно-методическом пособии предлагается содержание семинарских и практических занятий по разделам курса «Социальная психология» - «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности» с описанием основных методов исследования. Представлены вопросы для проверки усвоения знаний и список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения.

 

Составитель: кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии НГПУ А.Н. Пичугина

 

 

Рецензент: доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей психологией НГПУ Т.Н. Князева

 

Содержание

 

Введение Составление социально-психологического портрета личности как субъекта общения………………………………………………...…………………............... 3
Тест на определение самооценки. Самооценка по Будасси……………….. 4
Методика исследования ценностных ориентаций (модификация Е.Б. Фаталовой)……………………………………………………………………. 5
Проективная методика исследования личности «Рисование кружков»…... 6
Шкала Адлера. Исследование самооценки способом шкалирования. Определение уровня притязаний……………………………………………. 9
Моторная проба Шварцландера. Исследование уровня притязаний……… 11
УСК (Уровень субъективного контроля, локус-контроль)………………… 13
Общение. Классификация………………………………………….………….. 18
Речевое общение. Построение речевого высказывания……...…………….. 20
Невербальная коммуникация. Язык жестов………………………………… 34
Межличностное пространство или дистанция в общении………………… 37
Конфликты в общении. Стратегии поведения в конфликтах. Сетка Томаса – Килменна…………………………………………………………… 39

 

 

Введение

При изучении курса «Социальная психология» особо важным представляется изучение разделов посвященных общению – «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности». Особое значение изучения данных разделов курса обусловлено тем, что в ходе его происходит развитие социально-психологической компетентности будущих педагогов - эффективного педагогического общения.

    Общение выступает в качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений. В результате общения формируется личность, ее социально-психологические особенности, вместе с тем особенности личности, уровень ее социальной адаптации влияет на ход общения и взаимодействия личности с другими людьми, в результате, которого происходят изменения различной степени сложности.

    В данном учебно-методическом пособии предлагается примерное содержание семинарских и практических занятий по разделам курса «Социальная психология» - «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности».

Данное учебно-методическое пособие состоит из введения, двух разделов и списка рекомендуемой литературы.

В первом разделе «Социально-психологические закономерности общения» дается понятие о видах общения, значении эмоций в общении, рассматриваются правила построения речевых высказываний, способствующих пониманию в общении, предлагаются упражнения направленные на обучение правильного формулирования речевых высказываний; дается представление о языке жестов, личном пространстве и дистанции в общении; представление о конфликтах в общении и стратегиях выхода из конфликтных ситуаций. В ходе этих занятий студенты обучаются правильно формулировать речевые высказывания, передавать свои эмоции собеседнику и принимать его эмоции и чувства, устанавливать контакты с окружающими, анализировать причины поведения собеседника, причины конфликтов в общении и пути выхода из них, обучаются основам ненасильственной коммуникации.

       Во втором разделе пособия «Составление социально-психологического портрета личности как субъекта общения» предлагаются методики направленные на исследование самооценки, ценностных ориентаций личности, уровня притязаний и уровня субъективного контроля, рассматривается их взаимосвязь с эффективностью общения.

    В конце пособия приводится список рекомендуемой для самостоятельного изучения студентами литературы. 

 

Ход занятия.

Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью.

 

Виды общения.

Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств.

По содержанию:

Материальное общение - обмен предметами и продуктами деятельности.

Кондиционное общение - обмен психическим или физиологическим состоянием: люди оказывают друг на друга влияние, например, чтобы поднять / испортить настроение и т.д.

Мотивационное общение - обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями и т.д.: например, один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло / исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-нибудь сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.

Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По целям:

Биологическое общение - необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.

По средствам:

Непосредственное общение - осуществляется с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

Опосредованное общение - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (символы, печать, радио, телевидение и т.д.)

Прямое общение - предлагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения: например, телесные контакты друг с другом, беседа при непосредственном присутствии двух или более членов данного процесса.

Косвенное общение - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди или средства связи.

Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, языка в качестве средства общения. Оно осуществляется при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Многим из высших животных - собакам, обезьянам, дельфинам - дана способность невербального общения.

Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. В целом, оно богаче по своим возможностям, в отличие от невербального общения.

 

Вопросы:

1. Что такое общение:

- процесс взаимодействия между людьми;

-установление контактов между людьми и между животными с различными целями;

- средство от скуки.

2. С какими функциями общения человек сталкивается чаще всего в повседневной жизни?

3. Какой вид общения чаще других встречается между деловыми партнерами?

 

Ход занятия.

При реализации коммуникативной функции общения происходит передача информации. Вербально информация передается при помощи речи. Речевое высказывание имеет значение и смысл. В процессе общения смыслы могут не совпадать, что вызывает появление смысловых барьеров в общении, препятствующих пониманию. Для преодоления смысловых барьеров важно уметь правильно слушать собеседника и правильно формулировать свою мысль, точно выстраивать речевое высказывание. В этом может помочь технология толерантного общения, техника "Я-высказывания" и "Формула сведенных мостов".

 

Схема «Я-высказывания» содержит три блока: ситуация (событие) – реакция (чувство, эмоция + потребность) – предполагаемый исход (свое объяснение причин данной ситуации, предложение, просьба).

 

- Безоценочное описание ситуации, вызывающей напряжение, констатация факта, наблюдение свободное от интерпретации (когда я задумываюсь над.., если я вижу, что.., в случае, когда я сталкиваюсь с тем, как...).

- Точное название своего чувства, эмоции, переживания в этой ситуации (я чувствую, как…, мне неприятно, что…, у меня возникает беспокойство…). Открытое выражение потребности, связанной с этим чувством (мне хотелось бы успокоиться… перестать волноваться по этому поводу…).

- Называние собственного понимания причин этого напряжения, чувства, конфликтной ситуации. Свое предложение выхода из данной ситуации. Ясное выражение просьбы. При формулировании просьбы важно соблюдать три ее правила:

1. просьба – это не приказ;

2. просьба должна быть конкретной;

3. просьба должна быть позитивной (не содержать частицу «не»)

Осознание своих чувств в напряженной ситуации и их выражение в форме «Я-высказывания» позволяет конструктивно изменить не только собственное отношение к ситуации, но и отношение собеседника, партнера. «Я-высказывание» снимает чувство обвинения и необходимости защиты или оправдания, направляя усилия на совместный поиск выхода из ситуации. Оно позволяет выдвинуть и отстоять свою позицию, сказать «нет» и остаться после этого партнерами, коллегами, сохранить деловые отношения. Оно приводит к конструктивному развитию и разрешению конфликта.

«Я-высказывание» позволяет передать собеседнику свое отношение без требований. Описание ситуации без оценки собеседнику сложнее опровергнуть. Объективность помогает собеседнику увидеть свои действия со стороны. При информировании собеседника о своих эмоциях и чувствах – он узнает о том воздействии, которые оказали его поступки. Большинство людей обижают окружающих нецеленаправленно и при этом могут не осознавать той реакции, которую вызывают их поступки у окружающих. Цель «Я-высказывания» - это не вежливость или мягкость, а ясность и простота. Оно позволяет выстраивать фразы, не задевая чувств собеседника.

 

Рекомендуемые упражнения.

Переформулирование «Ты-высказывания» в «Я-высказывание», после четкого различения его признаков от «Ты-высказывания», составлении ситуаций из собственного опыта и попыток нового их осмысления для построения «Я-высказывания».

Цели:

1. Научиться правильно формулировать свое отношение к ситуации.

2. Научиться озвучивать свои чувства.

 

Формула толерантного общения (схема достойного выхода из напряженной ситуации приводящего к конструктивному разрешению конфликта) - это «сведение разрушенных мостов общения» в цепочке (ситуация-чувство-причина-выход):

- Начать разговор с конкретного случая, точного описания той ситуации, которая вас задела.

- Выразить свои чувства в той ситуации или тем поведением по отношению к вам.

- Высказать, как бы вам хотелось, чтобы поступали в подобных случаях.

- Сообщить о том, как вы поведете себя в измененной ситуации.

Задание: прочитать приведенные ниже «Ты-высказывания» и «Я-высказывания». Переформулировать «Ты-высказывания» в «Я-высказывания»

«Ты-высказывание» содержит оценку, вызывает сопротивление и психическую защиту «Я-высказывание» Не содержит оценки, информирует другого о моем отношении, моем видении ситуации, как правило, психических защит не вызывает.
1 Ты не прав. Я считаю иначе.
2 Ты меня обижаешь. Мне обидно.
3 Ты совсем не думаешь о будущем. Я волнуюсь о твоем будущем. Кем ты хочешь стать?
4 У тебя только дискотеки на уме. Я тревожусь, когда тебя нет дома ночью.
5 Ты меня не любишь. Мне бы хотелось, чтобы ты больше времени проводил со мной.
6 Ты думаешь только о себе.  
7 Ты действуешь мне на нервы.  
8 Ты ни с кем не считаешься, твоя музыка всех достала.  
9 Ты одеваешься как пугало.  
10 Ты меня бесишь.  

 

 

Вопросы:

1. В чем отличие «Я-высказывания» от «Ты-высказывания»?

2. Чем значение отличается от смысла?

3. Каким образом нарушается общение за счет говорящего?

 

 

Ход занятия.

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать.

За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы важно увидеть настроение, желание, помыслы вашего партнера. Задача изучения личности как раз и заключается в видении и обобщении указанных проявлений. Чтобы на основе полученной информации постичь характер человека и установить взаимосвязь черт его личности.

Чтобы постичь характер человека, нужно обладать некоторыми методическими приемами изучения личности, доступными каждому интересующемуся этой проблемой.

 

Открытость.

Среди многих жестов, выражающих ее, назовем открытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед: "Что Вы от меня хотите?!"

Другой характерный жест - расстегнутая куртка (пиджак и т.д.). Человек, доверяющий Вам, расстегнет, а то и снимет ее в Вашем присутствии. Не застегивайтесь - и ваши взаимные цели будут достигнуты легче!

Кластер жестов "идем вместе": люди сидят, расстегнувшись, не скрещивая рук и ног, сдвинувшись к партнеру через разделяющий стол.

Защита.

Характерный жест - скрещенные на груди руки. Этот жест оказывает сильное влияние на других. В группе из четырех человек и более вы можете повлиять на всех них, скрестив руки. В итоге коммуникация нарушается.

Другой часто встречающийся жест - скрещенные ноги. Люди, скрестившие ноги, - это те, кто оказывает вам наибольшее соперничество, и поэтому они требуют усиленного внимания. Если же при этом скрещены и руки - перед вами действительный противник. Если женщина, скрестив ноги, покачивает верхней - ей наскучила ситуация.

Оценка.

Самые ошибочно интерпретируемые жесты - это те, которые мы называем жестами оценки, те, что связаны с задумчивостью, размышлениями.

Кластер жестов "критической оценки": подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта. если это сопровождается наклоном тела от партнера, то тон оценки циничный, негативный.

Жест "рука у щеки", означает, что человек находится в состоянии размышления о чем-то.

Наклон головы набок - связан с заинтересованностью.

Почесывание подбородка - размышление, идет процесс принятия решения.

Жесты с очками. Один из негативных - взгляд поверх очков: "Ну что там еще?" Другие жесты - средство выиграть время: тщательное протирание стекол и т.д.

Жест "захватывание носа в щепоть", соединенный с закрыванием глаз, говорит о большой сосредоточенности над принимаемым решением.

Подозрение и скрытность.

Все жесты, передающие подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение имеют общий смысл: негативный.

Жесты, относящиеся к этому типу часто связаны с левой рукой. Например, у американцев поднятый большой палец правой руки означает "хорошо", а мизинец левой - "плохо".

Типичный кластер жестов - сложенные руки, отклонения тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, - это отворачивание тела в сторону, в силуэт, потирание носа, взгляд сбоку, ступни или все тело повернуто по направлению к выходу.

Сигналы глаз.

Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. Если при общении с одними людьми вы чувствуете себя уютно, то с другими вы чувствуете себя неуютно и недоверчиво. Это, главным образом, связано с тем, как они смотрят на вас, от длительности их взгляда, и от того, как долго они могут выдерживать ваш взгляд.

Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее, чем 1/3 часть всего времени общения. Если взгляд человека встречается с вашими глазами более 2/3 времени, это может означать одно из двух: первое, он или она считают вас очень интересным или привлекательным, в этом случае зрачки глаз будут расширены; во-вторых, он или она настроены враждебно по отношению к вам и невербально посылают вызов; в этом случае зрачки будут сужены.

Деловой взгляд.

Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз другого человека, вы сможете контролировать ход переговоров при помощи взгляда.

Социальный взгляд.

Если ваш собеседник опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта.

Интимный взгляд.

Этот взгляд проходит через линию глаз и опускается ниже подбородка на другие части тела собеседника. При тесном общении этот треугольник опускается от глаз до груди, а при отдаленном - от глаз до промежности. Мужчины и женщины при помощи этого взгляда показывают свою заинтересованность к человеку, а если он тоже заинтересован, то он ответит тем же взглядом.

Взгляд искоса.

Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

Ладони и передаваемая с их помощью информация.

Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник - это понаблюдать за положением его ладоней. Когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Этот жест подскажет вам, что собеседник говорит в данный момент правду.

Если правильно использовать силу ладони, то она может придать человеку больше авторитета и возможности командовать другими.

Существует три основных командных жеста ладони: положение ладони вверх (доверительный жест), положение ладони вниз (оттенок начальственности) и положение указывающего перста (агрессивное положение ладони).

Некоторые жесты рук и кистей рук.

Потирание ладоней - с помощью данного жеста люди невербально передают свои положительные ожидания.

Потирание большого пальца об указательный или о кончики других пальцев - применяется обычно для обозначения и ожидания поступления денег в качестве оплаты.

Сцепленные пальцы рук - часто этот жест означает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение.

Шпилеобразное положение рук - обозначает уверенную или "всезнающую позицию". Этот жест часто применяют люди управляющего звена.

Закладывание рук за спину - считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Жест "руки в замок за спиной" отличается от жеста "закладывание рук за спину с захватом запястья", который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине.

Акцентирование больших пальцев рук - говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Однако этот жест (как и многие другие) нужно рассматривать в совокупности с другими жестами, т.к. открытые пальцы являются положительным сигналом.

 

Вопросы:

1. Перечислить возможные жесты защиты.

2. Можно ли однозначно интерпретировать язык жестов?

 

Ход занятия.

Межличностное пространство - это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем ближе отношения, тем меньше расстояние.

Обсуждение: рекомендуется обсудить возможные факторы, влияющие на выбор дистанции в процессе общения.

Выбор оптимальной дистанции в процессе общения зависит от следующих показателей: возраста, пола, статуса, психологических особенностей, национальности, степени знакомства.

Отрицательно сказывается на общении как чрезмерно близкое, так и чрезмерно удаленное расположение. Если большая дистанция, то человек может воспринять, что он неприятен партнеру, или же он может посчитать партнера высокомерным.

На сегодняшний день общепринятой можно назвать следующую классификацию:

До 0,5 метра - интимное расстояние - соответствует интимным, близким отношениям (или - спорт, танец).

От 0,5 до 1,2 метра - межличностное расстояние - разговор друзей с соприкосновением и без него.

От 1,2 до 3,7 метра - неформальные социальные и деловые переговоры (верхний предел соответствует более формальным требованиям).

От 3,7 и более - публичное расстояние.

 

Правильно выбранная дистанция задает тон дальнейшему общению. Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов. Чем ближе находятся люди, тем короче и реже их взаимные взгляды. Находясь на удалении, они дольше смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания в разговоре.

 

Часто в жизни встречаются ситуации, когда общение происходит через стол (например, при трудоустройстве, сдаче экзаменов). Поэтому необходимо учитывать такие компоненты как угол, под которым партнеры предпочитают воспринимать друг друга и ориентация - это расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения "лицом к лицу" до положения "спина к спине".

 

Рекомендуемые упражнения:

Цели: осознание важности пространства в общении;

установление влияния пространственного расположения партнеров на процесс коммуникации.

 

Правила:

1. Группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя сбоку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении - при удалении.

2. Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему.

 

Обсуждение: какие испытываем ощущения? Почему неприятно то или иное положение участников группы по отношению к человеку? Где возникают ситуации, когда нарушается личное пространство людей?

 

Вопросы:

1. Что такое межличностное пространство, личное пространство, межличностная дистанция - в чем сходство, в чем отличие?

2. Как определить, что мы нарушаем чьё-либо личное пространство?

 

Ход занятия.

В межличностных отношениях неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями.

Уильям Линкольн (президент американской ассоциации конфликтологов): "...Конфликт - это опасение (понимание) хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона или стороны".

Бытовое определение конфликта - это ссора. Но всегда ли это так: чем эти понятия отличаются на поведенческом уровне, всегда ли конфликты сопровождаются криками, взаимными обвинениями?

Конфликт - это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций.

Ход занятия.

В целом, каждый человек хочет получить от жизни радость, испытать удовольствие, добиться успеха, найти свое место в социуме. Именно состояние успеха делает жизнь человека полной, насыщенной, интересной, а внутренним показателем успеха является ощущение счастья. Для того, чтобы добиться успеха в жизни, важно суметь адаптироваться в окружающей социальной среде.

Основными показателями социально-психологической адаптации считают:

Адекватную систему отношений и общения с окружающими;

Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;

Эмоциональную уравновешенность;

Установки на успешное взаимодействие;

Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

Адекватный уровень притязаний;

Мотивацию достижения успеха;

Умение строить жизненные перспективы и т.д.

В связи с этим система диагностических методов составления социально-психологического портрета личности должна быть выстроена таким образом, чтобы она обеспечивала наиболее полное выявление уровня ее адаптированности.

Для этого, прежде всего, необходимо определить, насколько адекватно учащийся оценивает себя. Конечно, сама адекватная самооценка ещё не залог успеха в общении, однако, если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации. Также важной причиной, ведущей к трудности адаптации молодежи на социальном уровне, является проблема, возникающая при определении смысла жизни и формировании жизненных целей и планов. Для диагностирования этого затруднения можно использовать методику исследования ценностных ориентаций, тесты на определение уровня и адекватности притязаний и самооценки, исследование чувства собственной недостаточности.

Самооценку также можно измерить с помощью теста "Самооценка по Будасси", шкал А.Адлера и проективной методики «Рисование кружков».

Опросник УСК.

 

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:

 

+3 2 1 1 2 3-

 

+3 - полностью согласен; +2 – согласен; +1 -   скорее согласен, чем не согласен; - 1 - скорее не согласен, чем согласен; -2 -  не согласен; -3 не согласен полностью.

 

1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться к друг другу.

3. Болезнь - дало случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит везения.

6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективно, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.  

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13.Думаю, что правильный образ жизни может помочь больше здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16 Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало  зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если уж очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

28. На подрастающее поколение влияет так немало разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, лени и мало зависело от везения или невезения.

 

 

 

пол_______ возраст__________ профессия_______________________ дата___________

 

Вопросы:

1. В чем заключаются особенности составления социально-психологического портрета личности?

2. Что определяет социально-психологическую адаптацию?

3. Как связаны между собой самооценка, уровень притязаний и уровень субъективного контроля?

4. Как самооценка, уровень притязаний и уровень субъективного контроля влияют на характер общения индивида и поведения в социуме?

 

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Аллан Пиз. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам. М.: "АЙ КЬЮ", 1996.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2003.

3.  Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

4.  Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

5. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.

6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 198 с.

7.  Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2002.

8.  Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.

9.  Крысько В.Г Социальная психология. – М., 2003.

10.  Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Учебное пособие для высшего управленческого персонала. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.

11.  Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. 17 с.

12.  Майерс Д. Социальная психология. – М., 2002.

13.  Немов Р.С. Психология. М "ВЛАДОС", 98г. т. 1.

14.  Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.

15.  Райс Ф. Психология подросткового возраста - СПб. Питер Пресс 1997. - (Серия "Мастера психологии").

16.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

17.  Скотт Д.Г. «Конфликты, Пути их преодоления». Киев: Внешторгиздат, 1991

18.  Цатуров В.Н. Технологии толерантности в поликультурном образовании // Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. 2004 г.

 

 

Психология общения: экспериментально-практические аспекты

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов педагогических специальностей

 

Автор-составитель Пичугина А.Н.

 

Нижний Новгород

2007

 

 

Психология общения: экспериментально-практические аспекты. Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей.

Учебно-методическое пособие. Н.Новгород: НГПУ. – 2007. 59 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено студентам I-VI курсов общих факультетов по направлению «050000 – образование и педагогика», преподавателям и организаторам учебного процесса.

 В данном учебно-методическом пособии предлагается содержание семинарских и практических занятий по разделам курса «Социальная психология» - «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности» с описанием основных методов исследования. Представлены вопросы для проверки усвоения знаний и список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения.

 

Составитель: кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии НГПУ А.Н. Пичугина

 

 

Рецензент: доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей психологией НГПУ Т.Н. Князева

 

Содержание

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.183 с.)