Фгбоу впо «оренбургский государственный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фгбоу впо «оренбургский государственный



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И УПРАВЛЕНИЯ

С.А. Зубкова, Е.Н Карякина, Л.И. Рахматуллина, Е.Ю. Салынская

МИКРОЭКОНОМИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для самостоятельной работы

студентов экономического факультета

направления подготовки «Экономика» - 080100.62

Заочной формы обучения (ФГОС)

Высших учебных заведений

ОРЕНБУРГ

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ОГАУ

2012

УДК 330.101.542

ББК 65.01

З - 91

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Оренбургского государственного аграрного университета (председатель совета – доцент А.Г. Гончаров).

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании методической комиссии экономического факультета 15 июня 2012 года (протокол № 9). Председатель методической комиссии экономического факультета – доцент С.В. Хабарова.

 

Рецензенты:

д.э.н., профессор Г.М. Залозная

д.э.н., профессор О.Н. Безверхая

 

 

Зубкова, С.А.

З -91 Микроэкономика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов экономического факультета направления подготовки «Экономика» - 080100.62 заочной формы обучения (ФГОС) высших учебных заведений / Зубкова С.А., Карякина Е.Н., Рахматуллина Л.И., Салынская Е.Ю. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. – с. 126.

 

 

Учебно-методическое пособие соответствует требованиям ФГОС и предназначено для методического обеспечения самостоятельной работы студентов экономического факультета ОГАУ заочной формы обучения по изучению курса «Микроэкономика». Содержит вопросы для обсуждения и задания для практических занятий, вопросы для самоконтроля знаний, варианты заданий для контрольной работы, тестовые задания, список учебной и дополнительной литературы.

Учебно-методическое пособие является дополнением к рабочей тетради «Микроэкономика» - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012.

                                 © Зубкова С.А. 2012

                                                             © Издательский центр ОГАУ, 2012

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный учебный процесс ориентирует студентов на самостоятельное овладение знаниями. В плане освоения дисциплины «Микроэкономика» и приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, студент должен уметь:

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты, данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

- обладать способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;

- уметь оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Формированию компетенций студента способствуют различные виды практических работ. По своей тематике учебно-методическое пособие соответствует требованиям базового уровня стандартного курса по «Микроэкономике». Поэтому оно будет весьма полезным подспорьем для студентов, обучающихся на экономическом факультете заочной формы обучения ОГАУ.

Структурно пособие состоит из трех типов заданий. Один тип заданий – это аналитические задачи, которые иллюстрируют операционные возможности экономики и обеспечивают проверку усвоения аналитической составляющей курса «Микроэкономика». В результате достигается один важный результат – студент получает наглядное представление обо всех способах экономического анализа: вербальной, графической и аналитической моделях.

Другой тип заданий – контрольная работа, которая иллюстрирует операционные возможности экономики и обеспечивает проверку усвоения аналитической составляющей курса «Микроэкономика». В результате достигается еще один важный результат – студент получает наглядное представление обо всех способах экономического анализа: вербальной, графической и аналитической моделях.

Третий тип заданий – тестовые задания, которые ставят своей целью проверку знаний на основе сопоставлений. Тестовые задания представлены в закрытой форме, где предлагается 4-5 вариантов ответа, из которых только один правильный. Решение тестов помогает студенту лучше освоить тему, уточнить отдельные моменты изучаемых разделов, практически применить полученные знания.

Что касается содержательной стороны представленного в учебном пособии материала, то он подбирался таким образом, чтобы обеспечить реализацию, с одной стороны, обучающей функции, а с другой – функции контроля знаний. Поэтому отличительная особенность пособия заключается в том, что представленные в нем задания:

- охватывают все значимые вопросы каждой отдельной темы курса;

- обеспечивают проверку, как знания определяющих категорий, так и усвоения основных функциональных взаимосвязей;

- сформулированы таким образом, чтобы обеспечить контроль знаний по предыдущим темам.

 

 

ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ И ЗАДАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МОДУЛЬ 1.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ

1. Ресурсы производства и факторы производства. Ограниченность ресурсов.

2. Производство: сущность, структура, результаты, эффективность. Воспроизводство.

3. Сущность экономической системы. Типы и модели экономических систем.

4. Рынок: предпосылки становления и условия существования. Функции, структура, инфраструктура рынка.

5. Денежное обращение и денежная система. Закон денежного обращения.

 

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Студент платит 50 тыс. руб. за первый год обучения. Бросив учебу, он мог бы зарабатывать 40 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться не хватает ни сил, ни времени. Какова альтернативная стоимость обучения, если принять во внимание только первый год обучения?

Комментарий. 50 + 40 = 90 тыс. в год. Плата за обучение суммируется с недополученным доходом. Все вместе и дает полную цену обучения, т.е. упущенную выгоду, т.к. не учитываются никакие различия между вариантами, кроме ценовых.

 

2. Предположим, после окончания средней школы вы стоите перед выбором: начать трудовую жизнь или учиться в высшем учебном заведении. Если известно, что за весь период обучения затраты на питание составят 400 тыс. руб., затраты на оплату обучения – 200 тыс. руб.; совокупный доход от трудовой деятельности, который можно было бы получить за тот же период, равен 600 тыс. руб., то какими в данном случае будут альтернативные издержки получения высшего образования?

 

3. Выпускник школы имел возможность устроиться на работу помощником повара с зарплатой 1 000 руб. в месяц или помощником слесаря с зарплатой 1 200 руб. в месяц, но предпочел продолжить образование в колледже с платой за обучение 20 000 руб. в год и одновременно подрабатывать почтальоном за 500 руб. в месяц. Определите альтернативную стоимость его выбора.

 

4. Производственные возможности общества, в котором все имеющиеся ресурсы расходуются на производство двух товаров – мороженого и компакт-дисков, представлены в таблице.

МОДУЛЬ 2.

Практическое занятие 1

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ

1. Спрос и предложение. Их факторы.

2. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Последствия установления неравновесных цен. Механизм изменения рыночного равновесия.

3. Эластичность спроса и предложения.

4. Кардиналистская теория потребления: предпосылки, первый и второй законы Госсена, недостатки данной теории.

5. Ординалистская теория потребления: предпосылки, кривые безразличия и их свойства, предельная норма замещения, бюджетная линия, оптимум потребителя.

 

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

1. На рынке кваса в поселке Холодный ключ спрос предъявляют две группы потребителей – местные жители и отдыхающие. Функция спроса на квас местных жителей имеет вид qD 1 = 25 – p, а функция спроса отдыхающих - qD 2 = 15 – 0,5 p, где qD 1 и qD 2 - величины индивидуального спроса на квас (в литрах в день), а р – цена кваса (рублей за литр). Определите величину рыночного спроса при цене, равной 20 рублям.

 

2. В поселке Алхимик спрос на керосин формируют два типа потребителей: горожане, имеющие летние домики в поселке (100 человек), и жители, постоянно проживающие в поселке (200 человек). Известно, что функция спроса каждого потребителя первого типа имеет вид qD 1 = 50 – p, тогда как каждого потребителя второго типа - qD 2 = 60 – 2 p. Определите величину рыночного спроса при цене, равной 22 денежным единицам?

 

3. В Лапландии упряжки для оленей производят две фирмы. Их функции индивидуального предложения соответственно имеют вид qS 1 = -9 + 3 p и qS 2 = -25 + 5 p, где qS 1 и qS 2 - величины индивидуального предложения упряжек (штук), а р – цена упряжек (тысяч марок). Определите величину рыночного предложения при цене 6 тысяч марок за упряжку.

 

4. Имеются следующие данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированных грибов.

 

Практическое занятие 2

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ

1. Производственные факторы и производственная функция. Закон убывающей предельной производительности (отдачи).

2. Издержки производства и прибыль: бухгалтерский и экономический подходы

3. Издержки производства в краткосрочном периоде.

4. Издержки производства в долгосрочном периоде.

 

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

1. На основе данных рассчитайте средний и предельный продукт труда.

 

Динамика издержек фирмы

Q TC FC VC AC AFC А VC
1       150    
2 176       60  
3     18      
4 216          

 

8. Фирма «Бета» выпускает самолеты. При выпуске 19-ти самолетов средние издержки фирмы составляют 6 млн. фунтов. Выпуск 20-го самолета обойдется фирме в 26 млн. фунтов. Определите средние издержки фирмы при производстве 20-ти самолетов.

 

9. Предельные издержки при производстве десятой единицы продукции в месяц составляют 10 тыс. руб., а средние валовые издержки при производстве девятой единицы – 5 тыс. руб. Рассчитайте средние валовые издержки при объеме производства 10 ед. продукции в месяц.

 

10. Функция общих издержек фирмы «Аленушка» задана зависимостью ТС = Q2 + 100 Q + 300. Определите величину средних общих, средних постоянных и средних переменных издержек фирмы при объеме выпуска, равном 4 единицы.

 

11. Если функция общих издержек фирмы имеет следующий вид: ТС = Q2 + 16 Q + 45, то функция предельных издержек фирмы:

 

МОДУЛЬ 3.

ЦЕНА ОТРАСЛЕВОГО РАВНОВЕСИЯ

 

Практическое занятие 1

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ

1. Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. Случаи максимизации прибыли и минимизации убытков в краткосрочном периоде.

2. Монополия в условиях равновесия.

3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие монополистически конкурентной фирмы.

4. Олигополия и ее особенности. Модели олигополии.

 

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Если общие издержки производства описаны в таблице, то какой объем производства выберет фирма в условиях совершенной конкуренции при сложившейся цене одной ед. в 60 руб. и размере постоянных издержек 60 руб.?

 

Практическое занятие 2

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ

1. Особенности формирования цены на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Заработная плата как цена равновесия.

2. Спрос, предложение и равновесие на рынке капитала. Процент как равновесная цена капитала.

3. Рынок земельных ресурсов и его особенности. Рента как факторный доход. Цена земли.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Рыночный спрос на труд задан формулой LD = 70 – W, где LD – объем использования труда в тыс. человеко-часов, W – цена труда в д.е. за час. Рыночное предложение труда задано формулой LS = 4 W – 30. Государство устанавливает уровень минимальной заработной платы 30 д.е. за час. Определить влияние этой меры на состояние рынка труда. Вызовет ли она безработицу, и если да, то, какого масштаба?

 

2. Определите уровень заработной платы и объем предлагаемых услуг на рынке труда, если функция предложения труда описывается как LS = 10 + ½ W, а спроса на труд LD = 100 - W. Как изменится оплата труда, если в данной отрасли предложение контролируется профсоюзом?

 

3. Какова будет реальная ставка процента, если номинальная ставка равна 15%, а уровень инфляции 5%?

 

4. Чему будет равна дисконтированная стоимость дохода, если величина будущего дохода, который будет получен через два года, составляет 100 тыс. рублей, банковская ставка процента – 10%.

Комментарий: Текущая дисконтированная стоимость дохода рассчитывается по следующей формуле: Р V = FV / (1+ r) n , где Р V - текущая стоимость дохода, FV - будущая стоимость, r - ставка банковского процента, n - число лет.

Р V = 100000 / (1+0,1)2 = 82644,63 рубля

 

5. Владелец склада сдал его в бессрочную аренду с ежегодной рентой 110 тыс. руб. Ставка процента i = 10%. Чему равен дисконтированный доход?

 

6. Сдается дом стоимостью 50 млн. руб. в аренду. За год владелец получает 2,5 млн. руб. Каков ежегодный процент?

 

7. Три года назад коллекционер приобрел картину известного мастера. Он рассчитал, что ее сегодняшняя стоимость составляет 172 800 долл. Зная, что ежегодно картина дорожала на 20%, определите цену приобретения картины.

 

8. Спрос на землю описывается уравнением: QD = 1 000 – 50 R, где Q – площадь доступных участков земли (в га), R – ставка ренты (тыс. руб. за га). Площадь земельных угодий 700 га. Определите равновесную ставку ренты и цену одного гектара, если известно, что ставка процента равна 12%.

 

9. Участок земли площадью 100 га продается по цене 50 тыс. руб. за один гектар. Годовая процентная ставка составляет 10%. Какую ренту приносит участок земли в течение года?

 

МОДУЛЬ 4.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАССМОТРЕНИЮ

1. Общее равновесие и экономическая эффективность.

2. Природа внешних эффектов, формы их проявления и последствия.

3. Доходы населения, источники их формирования.

4. Измерение неравенства в распределении доходов.

 

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Действующие в городе две фирмы выбрасывают в атмосферу по 6 тонн в день загрязняющих веществ каждая. Городской совет решил сократить наполовину загрязняющее воздействие фирм. Какой из вариантов ограничения вредного воздействия – введение ограничения на выбросы или налог – обеспечит наиболее эффективное решение, если издержки сокращения на каждую тонну выбросов у одной фирмы составляют 700 руб. в день, а у второй фирмы – 300 руб. в день?

 

2. В небольшом королевстве проживает 10 человек, которых зовут: А, В, С, D, E, F, G, H, I, J. Их ежемесячный доход составляет соответственно 120; 300; 50; 250; 80; 500; 200; 600; 400; 350 крон. Что вы можете сказать о величине децильного коэффициента?

 

3. Домохозяйства расположены в порядке возрастания располагаемого дохода и разделены на четыре равные группы. Первая группа имеет 10% суммарного располагаемого дохода, вторая – 20%, третья – 30%, четвертая – 40%. Чему равен квартильный коэффициент?

 

4. Предположим, что первые 20% семей располагают 4,6% национального дохода страны. Доля следующих 20% семей составляет 10,8%. Третьи 20% семей имеют 16,9% дохода. Четвертая группа семей, составляющая 20% населения, потребляет 24% дохода. Наконец, на оставшиеся 20% семей приходится 43,7% национального дохода. Постройте кривую Лоренца и объясните, как с ее помощью можно проанализировать степень неравенства в доходах и рассчитать коэффициент Джини.

 

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ВАРИАНТ 1

 

I. Объясните, как формируется рынок труда и как он функционирует. Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли его развивать в России?

 

II. Домохозяйка Эмма Викторовна устроилась на высокооплачиваемую работу нотариуса. Она умеет прекрасно готовить и шить, но пригласила помощницу по домашнему хозяйству и стала пользоваться услугами ателье. Поясните в экономических терминах, обоснованы ли ее действия.

 

III. Данные об общей полезности различного количества шляп и яблок представлены в таблице.

Полезность шляп и яблок

Q шляп Т U шляп М U шляп Q яблок Т U яблок М U яблок
0 0   0 0  
1 100   1 50  
2 190   2 95  
3 270   3 135  
4 340   4 170  
5 400   5 200  
6 450   6 225  
7 490   7 245  
8 520   8 260  
9 540   9 270  
10 550   10 275  

Цена шляпы 2 долл. Цена яблок 1 долл. за килограмм. Доход 12 долл.

А) Подсчитайте предельную полезность указанных благ.

Б) Проиллюстрируйте полученными данными закон убывающей предельной полезности, сформулируйте этот закон.

В) Какое количество шляп и яблок купит рациональный потребитель в положении равновесия? Сформулируйте условия равновесия потребителя.

 

IV. Предприятие производит диски. Функция общих издержек в краткосрочном периоде имеет вид: ТС = 50 + 2 Q + 0,3 Q 2. Определите выражение для FC, VC, AFC, MC как функции от Q.

 

V. В микрорайоне есть 2 супермаркета: «Мир ниже нуля» и «+20». Первый с целью увеличения объема продаж снижает цену на 20%. Второй – каждому покупателю дает дополнительно 20% продукции бесплатно. Есть ли разница, где делать покупки, если изначально цены были одинаковы? Ответ поясните.

 

ВАРИАНТ 2

 

I. Дайте понятие производства. Что Вы понимаете под индивидуальным и общественным производством? Какова структура общественного производства? Определите общественное воспроизводство, его виды и стадии движения общественного продукта.

 

II. «В начале 1990-х годов в России, несмотря на существенное повышение цены батона хлеба, экономисты наблюдали существенный рост уровня потребления хлебных изделий». Каковы причины возникновения этой ситуации? Обоснуйте свою точку зрения.

 

III. В тайге работает бригада из восьми человек. Они заготавливают кедровые орехи и бруснику. Каждый день один человек может заготовить либо 20 кг орехов, либо 10 кг брусники. Начертите кривую производственных возможностей (КПВ) бригады.

Как изменится местоположение КПВ бригады, если каждый работник станет в день собирать на 1 кг брусники больше?

 

IV. Хозяин небольшой палатки Иван Пеньков мог бы сдать ее в аренду за 400 ден. ед. в месяц, но решил этого не делать и открыть в ней обувную мастерскую. Он нанял работника с ежемесячной оплатой в 200 ден. ед., закупил сырье и вспомогательные материалы на сумму в 300 ден. ед. в месяц, а сам решил выполнять функции бухгалтера, отказавшись от предложения одной из фирм занять эту должность с зарплатой 500 ден. ед. в месяц. Известно, что выручка мастерской составила 2 000 ден. ед. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль Ивана Пенькова. Следует ли Ивану Пенькову продолжать свое дело?

 

V. Михаил живет в Сорочинске, а работает в Оренбурге. Он ездит на работу на микроавтобусе, который идет 2 часа при цене билета 80 руб.

1) При каком уровне почасовой оплаты труда ему будет экономически выгоднее ездить на электричке, которая идет 3 часа при цене билета 40 руб.?

2) При какой почасовой зарплате он станет ездить на такси за 300 рублей, если на такси он может добраться до Оренбурга за 1,5 часа?

 

 

ВАРИАНТ 3

 

I. Опишите специфические черты рынка монополистической конкуренции. Что такое дифференциация продукта, и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции? Как можно с помощью большей дифференциации продуктов повысить конкурентоспособность российской промышленности?

 

II. Критически проанализируйте следующее высказывание: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Я лично могу полностью удовлетворить свои потребности: каждое утро за завтраком я выпиваю столько чашек кофе, сколько хочу!». Согласны ли Вы с приведенной позицией? Обоснуйте свой ответ.

 

III. Фирма «Фунтик», функционирующая на совершенно конкурентном рынке, выпускает в месяц 4 млн. изделий. Средние переменные издержки составляют 5 рублей, а средние постоянные – 1,5 рублей за изделие. Определите величину прибыли, которую получает фирма в месяц, если цена одного изделия равна 8 рублям.

 

IV. Издатель журнала понизил цену на свое издание с 50 до 45 руб. По старым ценам распродавался тираж 80 тыс. экз. Каков будет тираж журнала в новой ситуации, если известно, что коэффициент ценовой эластичности спроса при цене 50 руб. равен –3?

 

V. Робинзон и Пятница оказываются на необитаемом острове. Их основные занятия – собирать кокосы и ловить рыбу. Робинзон может за один час собрать 10 кокосов или поймать 2 рыбы. Пятница может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 кокосов. Как следует распределить обязанности между Робинзоном и Пятницей, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы производились эффективно? Сколько рыбы будет поймано и сколько кокосов собрано, если Робинзон и Пятница будут работать по 3 часа в день?

 

ВАРИАНТ 4

 

I. Объясните, почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике. Покажите общие черты и отличия между фирмой и предприятием. Назовите основные организационно-правовые формы предприятий в российской экономике. Какие из них кажутся вам наиболее важными для нашей страны?

 

II. Как изменятся равновесные цена и количество товара на рынке морских продуктов, если одновременно:

А) будет опубликована научная статья, утверждающая, что в рыбе содержится ртуть, ядовитая для человека;

Б) значительно понизятся цены на дизельное топливо? Поясните свой ответ и изобразите его графически.

 

III. Отец, мать и сын приехали на дачу собрать черную смородину и прополоть грядки. Поработать на участке они могут 6 часов. Отец собирает 5 л смородины в час, мать - 8 л/час, сын - 3 л/час. С прополкой грядок мать справляется за 2 часа, сын - за 7 часов, отец - за 6 часов. Как семье распределить работу, чтобы собрать как можно больше смородины, с обязательным условием успеть прополоть грядки. Сколько смородины будет собрано? Ответ обоснуйте.

 

IV. На рынке в условиях совершенной конкуренции действуют 10 фирм, общие издержки которых описываются одинаковыми функциями: ТС = Q 2 – 10 Q + 35. Рыночный спрос задан функцией: Q = 110 – Р. Найти равновесную цену и объем производства каждой из этих фирм.

 

V. Определите, с какого рода эластичностью спроса мы имеем дело в следующих примерах:

А) Потребитель покупает литр молока за 24 рубля, но при цене 23 рубля он покупает то же количество молока.

Б) За определенный период времени потребитель покупает 12 кг говядины по цене 160рублей за кг, а по цене 140 рублей за кг он покупает 13 кг говядины.

В) По цене 8 рублей за 1 кг было продано 10 000 кг апельсинов. После того, как цена была повышена до 10 рублей за 1 кг, оборот составил 100 000 рублей.

 

ВАРИАНТ 5

 

I. Раскройте сущность кардиналистской и ординалистской теорий потребительского поведения. Сформулируйте условие равновесия потребителя с точки зрения обоих подходов.

 

II. Чтобы купить масло дешевле, Вам необходимо отстоять длинную очередь. Если Вы все-таки решитесь ее отстоять, действительно ли Вы купите масло дешевле? Почему основная часть представителей очередей в магазинах – пенсионеры и неработающие женщины-домохозяйки?

 

III. Функция спроса на сухарики «Завтрак студента» в университетском буфете имеет вид Qd = 1 000 – 5 P, а функция предложения – Qs = 31 P – 80, где Qd - величина спроса (упаковок в день), Qs - величина спроса (упаковок в день), Р – цена упаковки (руб.).

А) Определите равновесную цену (Р E) и равновесный объем продаж сухариков (QE).

Б) Сколько денег ежедневно расходуют потребители на покупку сухариков?

IV. Рассчитайте средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC) и средние общие издержки (ATC) производства продукции фирмы на основе следующих данных (за год): расходы на сырье и материалы – 150 тыс. ден. ед.; расходы на освещение – 10 тыс. ден. ед.; транспортные расходы – 20 тыс. ден. ед.; расходы на оплату управленческого персонала – 70 тыс. ден. ед.; расходы на оплату труда производственных рабочих-сдельщиков – 200 тыс. ден. ед.; стоимость оборудования – 3 млн. ден. ед. со сроком службы 10 лет; аренда помещения – 10 тыс. ден. ед.; объем выпуска – 2,5 млн. шт. в год.

Определите объем прибыли, получаемой предприятием, если цена единицы продукции – 500 ден. ед.

 

V. Стоимость станка 2 000 ден. ед., нормативный срок службы – 10 лет. Рассчитайте величину амортизационных отчислений, которые накопятся через три года службы станка, линейным методом начисления амортизации.

 

ВАРИАНТ 6

 

I. Опишите особенности монополистического рынка. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы. Что такое ценовая дискриминация? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

 

II. Рост цен на хлеб в условиях либерализации цен в России с января 1992 г. не привел к уменьшению спроса на этот товар; более того, спрос на него даже повысился. Является ли это опровержением обратной зависимости между величиной спроса и ценой? Подсказка: Е. Гайдар, объясняя в Верховном Совете этот феномен, упомянул «эффект…» Какую фамилию назвал Е. Гайдар? Знаком ли Вам этот автор?

 

III. Греция обладает 100 ед. труда производительностью 1 л масла или 2 апельсина или их любая комбинация. У Мавритании 50 ед. труда производительностью 1 л масла или 1 апельсин или любая их линейная комбинация.

А) Определите их совместную КПВ (объединенную).

Б) Определите, доступно ли объединенной экономике производство 100 л масла и 125 апельсинов; если доступно, то каковы альтернативные издержки дополнительного 1 л масла?

В) Доступно ли объединенной экономике производство 50 л масла и 200 апельсинов. Если доступно, то каковы альтернативные издержки производства 200 апельсинов?

 

IV. Найдите функции предельных и средних издержек, а также определите максимум прибыли конкурентной фирмы, если ее общие затраты описываются функцией ТС = 1 600 + 100 Q + Q 2 (ден. ед.), а цена продукции равна 300 ден. ед.

V. Спрос на землю описывается функцией Qd = 1 800 – 3 R, где R - земельная рента за 1 га. Определите уровень земельной ренты, если предложение земли равно QS = 1 500. Какова цена 1 га земли, если ставка банковского процента i = 5%.

 

ВАРИАНТ 7

 

I. Что такое эластичность спроса? Как определяется коэффициент эластичности спроса по цене? Какие виды эластичности спроса Вы знаете, и о чем они свидетельствуют?

 

II. «Для того чтобы максимизировать удовольствие от потребления пищи, следует долгое время воздерживаться от нее, а затем, когда потребность сильно увеличится, удовлетворить ее, получив большее удовольствие». Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.

 

III. Функция предложения органайзеров описывается как QS = 3 P – 300, а спрос на них как Qd  = 900 – 3 P. Правительство устанавливает налог t = 10% к цене. Определить: равновесную цену (Ре) и равновесный объем продаж (Q е) до налогообложения, равновесную цену (Р′е) и равновесный объем продаж (Q ′е) после установления налога, налоговые поступления (Т).

 

IV. Спрос фирмы-монополиста описывается уравнением Qd = 52 – 2 P. Общие издержки ТС = 85 Q 2 - 10 Q. Определите максимизирующий прибыль объем производства и размер прибыли.

 

V. Информация о спросе на продукцию фирмы «Белоснежка», выпускающей корпусную мебель, и издержках фирмы при разных объемах производства, приведены в таблице. На основе имеющихся данных заполните пропуски в таблице:

Q, штук

Р, долл.

Выручка, долл

Издержки, долл.

Прибыль,

долл

ТС АС МС FC VC
0 150   50   - 50 0  
1 140   140          
2 130   200          
3 120   240          
4 110   280          
5 100   330          
6 90   420          
7 80   560          
8 70   720          
9 60   990          

Какой объем производства следует выбрать фирме, максимизирующей величину прибыли?

ВАРИАНТ 8

 

I. Дайте понятие монопольной власти. Каковы показатели уровня монопольной власти? Сравните степень монопольной власти в различных рыночных структурах (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).

 

II. Дайте свой комментарий и определите, какое из следующих заключений является позитивным, а какое нормативным.

«За последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции».

«Необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции».

 

III. На своем дачном садовом участке Вы выращиваете клубнику, обрабатывая участок 0,4 га в одиночку, Вы сбираете урожай – 40 кг. ягод. Если Вы привлечете к этому занятию жену, то урожай будет выше -78 кг. Работая вместе с женой и еще своим сыном, Вы получите 113 кг. А если кроме жены и ребенка на садовом участке вместе с Вами будет трудиться и теща, Вы соберете урожай 138 кг.

А) Составьте таблицу, отразив в ней количество единиц труда, динамику общего урожая и предельного продукта.

Б) Какой предельный (дополнительный) продукт Вы будете получать, используя каждый раз одну дополнительную единицу труда (своих родственников)?

В) Начертите график, показывающий динамику предельного продукта?

Г) Сформулируйте понятие закона убывающей доходности.

 

IV. На рынке снегоходов имеются две группы покупателей. Спрос первой группы описывается функцией qd 1 = 10 – P, второй - qd 2 = 17 – P. Предложение товара задано уравнением Qs = P – 3. Определите равновесную цену (Р E) и равновесный объем продаж на рынке снегоходов (QE).

 

V. Пять лет назад мистер Адамс купил коллекцию картин. Он рассчитал, что ее сегодняшняя стоимость составляет 176 234 долл. Зная, что ежегодно коллекция дорожала на 12%, определите, по какой цене мистер Адамс приобрел коллекцию.

 

ВАРИАНТ 9

 

I. Охарактеризуйте командно – административную и рыночную экономику. Каковы их достоинства и недостатки? Дайте сравнительную характеристику этих систем.

 

II. На Манхэттене круглосуточная стоянка часто стоит 20 долларов. В Атланте она, скорее всего, будет менее 5 долларов. Почему в различных городах США так сильно отличается плата за стоянку машин? Связана ли эта разница с большей жадностью владельцев автостоянок в Нью-Йорке? Ответ поясните.

 

III. Студент читает журналы и слушает музыку на CD. Цена журнала – 1,5 долл., а цена CD – 7,5 долл. Полезность оценивается в ютилях.

Полезность журналов и CD

Q

Журналы

CD



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.182 с.)