Тема 1. Микроэкономика как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Микроэкономика как наука



Методические указания

к практическим занятиям по курсу "Микроэкономика"

для всех экономических направлений подготовки

 

 

Ростов-на-Дону

2013

УДК 330.1

Методические указания к практическим занятиям по курсу «Микроэкономика» для всех экономических направлений подготовки. ¾ Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2013. – 34 с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всех экономических направлений подготовки.

УДК 330.1

 

 

Составитель:

к.э.н., доцент О.А. Лыкова

  ассистент А.Г. Сапожникова

                                                                      Рецензент:

                                            д-р э.н. проф.

                                                     Е.О.Миргородская

 

 

Редактор М.А. Нестеренко

Темплан 2013 г. поз. 46.

Подписано в печать 12.02.2013. Формат 60Χ 84/16. Бумага писчая. Ризограф. Уч. - изд. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ

 


Редакционно-издательский центр

Ростовского государственного строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

 

© Ростовский государственный

строительный университет, 2013


 

Введение

 

Дисциплина "Микроэкономика" имеет целью формирование у студентов знаний о базовых характеристиках микроэкономики как науки, о принципах, законах и мотивах деятельности отдельных экономических субъектов и организаций в условиях ограниченности ресурсов с целью обеспечения их благосостояния, о механизмах экономических явлений в условиях различных рыночных структур, а также общих закономерностях экономики на микроуровне.

На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных единиц и хозяйственных субъектов, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь изучаются и анализируются цены отдельных товаров, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда.

Цель методических указаний состоит в том, чтобы помочь студентам, изучающим курс "Микроэкономика", применять на практике теоретические знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов других информационных источников; а также самостоятельно подготовиться к сдаче экзамена по курсу, выполнить курсовую работу, что должно способствовать выработке навыков к принятию собственных решений по проблемам экономического управления в реальном секторе экономики.

Следовательно, изучение дисциплины “Микроэкономика” формирует культуру экономического мышления, прививая способность оценивать текущие события экономической жизни, анализировать их и предвидеть последствия принимаемых сегодня решений.

Дисциплина "Микроэкономика" представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин профессионального цикла, например, «Макроэкономика», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Экономика предприятия».

 

 

Таблица 1

Наименование тем практических занятий по дисциплине «Микроэкономика»

 

№ тем заня-тий Наименование тем практических занятий Объем в часах, отводимый на изучение данной темы по видам обучения
1 2 4
П-1 Микроэкономика как наука 2
П-2 Общие основы экономического развития 2
П-3 Товарная форма общественного производства 2
П-4 Спрос, предложение, равновесная цена 6
П-5 Теория потребительского поведения 6
П-6 Производство экономических благ 2
П-7 Фирма: издержки производства и прибыль 6
П-8 Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции 4
П-9 Максимизация прибыли в условиях чистой монополии 4
П-10 Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции 2
П-11 Теория олигополии 3
П-12 Факторные рынки и факторные доходы. Рынок труда 4
П-13 Рынки капитала и земли 4
П-14 Общее равновесие и экономическая эффективность 2
П-15 Экономика информации, неопределенности и риска 2
П-16 Внерыночные воздействия и общественные блага 2
П-17 Теория общественного выбора 2

         ВСЕГО:

55

 

Наименование товаров

 

Куртки

Автомобили

Кассеты

Цена единицы продукции 1200 1000 75000 50000 50 30
Количество продаж 10 12 100 200 3000 4000
Тип эластичности

 

 

 

Коэффициент Эластичности

 

 

 

 

11. Если увеличение цены проезда на троллейбус с 10 до 12 рублей привело к росту перевозок на маршрутных такси на 30%, то это говорит о том, что проезд в троллейбусе и проезд в маршрутном такси как товары являются …

а) взаимозаменяющими с коэффициентом перекрестной эластичности +1,5;

б) взаимодополняющими с коэффициентом перекрестной эластичности -1,5;

в) взаимозаменяющими с коэффициентом перекрестной эластичности 2⁄3;

г) взаимодополняющими с коэффициентом перекрестной эластичности -2⁄3.

12. Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями: Qd = 620 - 25p,Qs = 100 + 105p. а) Определите параметры равновесия на рынке данного товара. б) Государство установило налог с продажи на ед. данного товара в размере 2,5 денежной ед. Определите, сколько потеряют при этом покупатели, сколько продавцы данного товара?

13.Функция предложения телевизоров описывается как Qs=4p-80, а спрос на них как Qd =320-p. Правительство устанавливает налог t=10 руб. на каждую единицу продаж. Определите: равновесную цену, равновесный объем продаж, излишек потребителя, излишек производителя, совокупную выгоду общества до и после налогообложения.

 

Задания:

1. Предельные издержки фирмы–совершенного конкурента заданы функцией: МС = 2q2-13q, а цена, по которой продается продукция, равна 15 руб. Определите, каков объем продаж фирмы, максимизирующей прибыль.

2. Цена продукции конкурентной фирмы равна 8. Издержки фирмы равны 15+Q2.. Найти равновесный выпуск и максимальную прибыль.

3. Общие издержки конкурентной фирмы заданы функцией: TC=10+4Q+Q2. Выгодно ли продолжать производство при цене, равной 6?

4. Издержки представительской фирмы в отрасли совершенной конкуренции определены как TC=2q3-12q2+24q. При цене 24 руб. за изделие определите размер прибыли, получаемой в краткосрочном периоде. При условии, что издержки краткосрочного периода становятся долгосрочными, определите уровень цен в отрасли.

5.Спрос на продукцию конкурентной фирмы QD =55 – Р, а предложения QS=2Р – 5. Если у одной из фирм отрасли восходящий участок кривой МС= 3Q+ 5, то при каких цене и объеме производства фирма максимизирует прибыль?

6. Функция общих издержек фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, представлена в виде: ТС = q3– 5q2 – 15q. Если цена установилась на уровне 12 руб. за единицу выпуска, какое решение об объеме производства примет фирма? Какую прибыль (убыток) она получит? При какой цене фирма будет вынуждена уйти из отрасли? В долгосрочном периоде рыночный спрос описывается зависимостью Qd = 2000 –100 Р. Как изменится количество фирм в отрасли, если изначально их было 300?

7. Функция общих издержек фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, представлена в виде: ТС = 10q3– 4q2 + 5q. Если цена установилась на уровне 6,6 руб. за единицу выпуска, какое решение об объеме производства примет фирма? Какую прибыль (убыток) она получит? При какой цене фирма будет вынуждена уйти из отрасли. В долгосрочном периоде рыночный спрос описывается зависимостьюQd = 530 – 50Р. Сколько фирм будет функционировать в отрасли в долгосрочном периоде?

8. В конкурентной отрасли действует 200 одинаковых фирм. TC каждой из них в короткий период = 16+ 2Q+ Q2. Функция рыночного спроса Q=2400/P. Найти функции предложения фирмы и отрасли и объем выпуска каждой фирмы и ее прибыль.

9. В конкурентной отрасли действуют 15 одинаковых фирм. TC= Q3 – 8Q2 + 49Q. Спрос составляет величину Q= 90 – 2P. Что произойдет в отрасли в долгосрочном периоде?

10. В конкурентной отрасли действует 5 фирм. Общие издержки фирмы равны Q3–4Q2+30Q. Функция отраслевого спроса Qd= 98–3Р. Что произойдет в отрасли в долгосрочном периоде?

11. На рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде TC=q3–14q2+59q. Определите, сколько фирм будет действовать на рынке в долгосрочном равновесии, если объем рыночного спроса зависит от цены как Q=590–10P.

 

Тема 11. Теория олигополии

1. Олигополия: понятие, признаки. Стратегическое поведение. Олигополистическое равновесие.

2. Модель Курно: характеристика и особенности.

3. Определение объема выпуска и цены олигополистом (ломаная кривая спроса, модель Бертрана, картельное соглашение), модель теории игр.

Задания:

1. Две фирмы производят медную проволоку с издержками, функцио­нальная зависимость которых от объемов производства выражена, соответственно, уравнениямиТС1 = 0,5q12+2q1 и ТС2 = 0,5 q22+4q2. Условия спроса представлены уравнением Qd = 50 – 0,5Р. Определите: 1) уравнения кривых реакции для каждой фирмы; 2) объем производства каждой фирмы; 3) рыночную цену.

2. Условия рыночного спроса выражены уравнением Qd=100–2p. На рынке действует две фирмы с равными предельными издержками (MC1=MC2=20). Найдите параметры рыночного равновесия в условиях дуополии Курно.

3. На рынке действуют фирма - ценовой лидер и ряд мелких фирм, составляющих конкурентное окружение. Функция издержек доминирующей фирмы имеет вид:TCL = 0,5qL2 – 2,5qL +18. Рыночный спрос задан функциейР = 45 – Qd. Фирмы конкурентного окружения могут предложить следующее количество продукции:qnocл= PL– 10. Определите: 1) объем производства доминирующей фирмы; 2) цену, которую она установит на рынке; 3) объем производства всей отрасли.

4. В модели дуополии Курно обратная функция спроса задана как Р=120–q. Предельные издержки обеих фирм на производство товара в условиях постоянной отдачи от масштаба одинаковы и равны 9. Определите: 1) выпуск каждой фирмы, отрасли в целом и рыночную цену на продукцию фирм, а также прибыль, если они действуют самостоятельно; 2) как изменятся эти величины, если предположить, что фирмам удалось договориться о сотрудничестве; 3) как изменятся параметры равновесия на рынке в условиях свободной конкуренции.

5.Рыночный спрос на товар задан функцией Q = 50 – 0,5 р, где Q – величина недельного отраслевого спроса, а р – цена единицы товара. Общие издержки любой фирмы отрасли заданы как ТСi = 4qi, где qi – недельный выпуск фирмы.  Найти рыночную цену, выпуск и прибыль фирм, если на рынке действуют 2 фирмы, которые ведут себя по Курно, по Бертрану.

Примерная тематика курсовых работ

1. Страховой рынок в России: проблемы страхования и развития.

2. Роль рынка рекламных услуг в экономике.

3. Земельный рынок: механизм функционирования и особенности формирования в России.

4. Рынок потребительских товаров и услуг в России: сущность и перспективы развития

5. Развитие институциональной среды на рынке труда

6. Формирование российского рынка рекламы.

7. Инфраструктура рынка, ее развитие в России.

8. Экономический и политический рынок: единство и различия

9. Особенности финансового поведения российского среднего класса в современных условиях.

10. «Демонстрационное» потребление: сущность феномена, формы проявления и факторы приверженности модели.

11. Стратегии рыночного поведения рационально действующего потребителя.

12. Поведение потребителей на рынке жилищного строительства.

13. Венчурное предпринимательство: роль в современной экономике и проблемы развития.

14. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.

15. Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России.

16. Интегрированные бизнес-группы в современной экономике России.

17. Государственные корпорации в российской экономике.

18.  Корпорация: понятие, экономическая природа и основные виды.

19. Государственно-частное партнерство: содержание и формы.

20.  Экономические цели фирмы и их отражение в стратегии бизнеса.

21. Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.

22. Роль рекламы в стратегии и тактике современной фирмы.

23. Особенности олигополии как доминирующей структуры современной рыночной экономики.

24. Особенности монополистической конкуренции и их проявления в российской экономике.

25. Ценовая дискриминация: понятие, формы и особенности использования.

26. Неценовая конкуренция в олигополистических отраслях экономики.

27. Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления.

28. Антимонопольное законодательство: опыт западных стран, процесс развития в России.

29. Государственное регулирование естественных монополий в России и за рубежом.

30. Модели государственного регулирования рыночной экономики.

31. Антимонопольная политика разных стран: анализ сравнительной эффективности.

32. Реформирование естественных монополий в Российской Федерации (на примере РАО ЕЭС и РЖД).

33. Экономический человек и рациональное экономическое поведение.

34. Асимметричная информация и ее значение для потребителей товаров и услуг.

35. Экономический и политический рынок: единство и различие.

36. Внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики факторы.

37. Положительные внешние эффекты и особенности индустриальной политики.

38. Проблемы обеспечения общественными благами в современной российской экономике: определение эффективного объема производства.

39. Экономика домашнего хозяйства как базисный элемент микроэкономического анализа.

40. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы: анализ влияния структуры рынка.

41. Затратное ценообразование и порождаемые им проблемы.

42. Трансфертное ценообразование: особенности и подходы к применению.

43. Постиндустриализм как феномен современной экономики.

44. «Новая экономика» как характеристика современной экономики.

45. Информационная экономика: понятие, характеристики, тенденции становления и развития.

46. Трансакционные издержки: понятие, оценка и механизм анализа.

47.  Экономика благосостояния.

48. Спекуляция и ее роль в экономике.

49. Теорема Коуза и борьба с загрязнением окружающей среды.

50. Политическая конкуренция: понятие и механизм реализации.

Рекомендуемая литература

1. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. – М., 2006.

2. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю.Микроэкономика: теория и российская практика. – М., 2008.

3. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник / коллектив авторов // под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – 6-е издание. – М.: КНОРУС, 2011.

4. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М., 2008.

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1997.

6. Экономика труда: учебник / под ред. Л.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М., 2003.

7. Экономическая теория: учебник для экономических вузов/ под ред. О.С. Белокрыловой – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

8. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2008.

Интернет - ресурсы

1. www.opec.ru

2. www.rbc.ru

3. www.bt.ru

4. www.expert.ru

5. www.kommersant.ru

Методические указания

к практическим занятиям по курсу "Микроэкономика"

для всех экономических направлений подготовки

 

 

Ростов-на-Дону

2013

УДК 330.1

Методические указания к практическим занятиям по курсу «Микроэкономика» для всех экономических направлений подготовки. ¾ Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2013. – 34 с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всех экономических направлений подготовки.

УДК 330.1

 

 

Составитель:

к.э.н., доцент О.А. Лыкова

  ассистент А.Г. Сапожникова

                                                                      Рецензент:

                                            д-р э.н. проф.

                                                     Е.О.Миргородская

 

 

Редактор М.А. Нестеренко

Темплан 2013 г. поз. 46.

Подписано в печать 12.02.2013. Формат 60Χ 84/16. Бумага писчая. Ризограф. Уч. - изд. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ

 


Редакционно-издательский центр

Ростовского государственного строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

 

© Ростовский государственный

строительный университет, 2013


 

Введение

 

Дисциплина "Микроэкономика" имеет целью формирование у студентов знаний о базовых характеристиках микроэкономики как науки, о принципах, законах и мотивах деятельности отдельных экономических субъектов и организаций в условиях ограниченности ресурсов с целью обеспечения их благосостояния, о механизмах экономических явлений в условиях различных рыночных структур, а также общих закономерностях экономики на микроуровне.

На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных единиц и хозяйственных субъектов, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь изучаются и анализируются цены отдельных товаров, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда.

Цель методических указаний состоит в том, чтобы помочь студентам, изучающим курс "Микроэкономика", применять на практике теоретические знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов других информационных источников; а также самостоятельно подготовиться к сдаче экзамена по курсу, выполнить курсовую работу, что должно способствовать выработке навыков к принятию собственных решений по проблемам экономического управления в реальном секторе экономики.

Следовательно, изучение дисциплины “Микроэкономика” формирует культуру экономического мышления, прививая способность оценивать текущие события экономической жизни, анализировать их и предвидеть последствия принимаемых сегодня решений.

Дисциплина "Микроэкономика" представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин профессионального цикла, например, «Макроэкономика», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Экономика предприятия».

 

 

Таблица 1

Наименование тем практических занятий по дисциплине «Микроэкономика»

 

№ тем заня-тий Наименование тем практических занятий Объем в часах, отводимый на изучение данной темы по видам обучения
1 2 4
П-1 Микроэкономика как наука 2
П-2 Общие основы экономического развития 2
П-3 Товарная форма общественного производства 2
П-4 Спрос, предложение, равновесная цена 6
П-5 Теория потребительского поведения 6
П-6 Производство экономических благ 2
П-7 Фирма: издержки производства и прибыль 6
П-8 Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции 4
П-9 Максимизация прибыли в условиях чистой монополии 4
П-10 Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции 2
П-11 Теория олигополии 3
П-12 Факторные рынки и факторные доходы. Рынок труда 4
П-13 Рынки капитала и земли 4
П-14 Общее равновесие и экономическая эффективность 2
П-15 Экономика информации, неопределенности и риска 2
П-16 Внерыночные воздействия и общественные блага 2
П-17 Теория общественного выбора 2

         ВСЕГО:

55

 

Тема 1. Микроэкономика как наука

1. Зарождение и развитие микроэкономики. Систематизация экономических наук и их структура.

2. Предмет, методы и функции микроэкономики. Экономическая политика и экономическая стратегия.

3. Экономические категории и законы. Система экономических законов.

Задания:

1.Заполните табл. 2 и 3:

 

Таблица 2.

Этапы развития экономической науки

Этапы экономической теории Основные экономические школы Даты Представители Характерные черты

Экономия

Начало экономики      
Схоластика      

Политическая

экономия

Меркантилисты      
Физиократы      
Классическая школа      
Марксистская политэкономия      

Экономикс

Неоклассики      
Кейнсианство      
Неокейнсианство      
Посткейнсианство      
Монетаризм      
Новая классическая экономика      
Институционализм      

 

Таблица 3

Методы экономической науки



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.28 (0.109 с.)