Воденисова Э. Г., Чугунова Т. Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воденисова Э. Г., Чугунова Т. Г.



История нового времени стран Западной Европы и Америки (XVII – первая половина XIX в.). Н. Новгород: НГПУ, 2011.- 26 с.

 

 

Отв. редактор: канд. ист. наук, доц. А. В. Хазина

Рецензент: канд. ист. наук, доц. И. В. Будцын

 

Учебно-методическое пособие для практических занятий к курсу новой истории стран Западной Европы и Америки (XVII- первая половина XIX в.) содержит перечень основных тем, предлагаемых к рассмотрению, вопросы по каждой из них, списки источников и литературы, задания для самопроверки, список экзаменационных вопросов.

Пособие предназначено для подготовки бакалавров и магистров дневного и заочного отделений исторического факультета.

 

 

© Воденисова Э. Г., Чугунова Т.Г., 2011

© НГПУ, 2011

                                 

Содержание

Введение. 4

Пояснительная записка. 4

Тематический план практических занятий. 6

Практические занятия. 8

Вопросы к коллоквиуму. 18

Организация самостоятельной работы студентов. 20

Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы 20

Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы

. 21

Методические рекомендации по выполнению заданий творческой самостоятельной работы.. 24

Вопросы к экзамену. 26

Вопросы к экзамену для дневного отделения (I семестр) 26

Вопросы к экзамену для дневного отделения (II семестр) 27

Вопросы к экзамену для заочного отделения. 28

 


Введение

Пояснительная записка

Практические занятия по истории нового времени стран Европы и Америки (ч. 1-2) преследуют несколько целей: 1) ознакомление с основными фактами, характеризующими социально-экономическое, политическое и духовное развитие стран Западной Европы и Америки в XVII- первой половине XIX в. 2) проверка самостоятельной работы студентов для более глубокого уяснения наиболее важных и сложных тем курса, 3) развитие навыков самостоятельного анализа исторических источников, что предполагает обязательную работу с текстами документов, из которых студенты должны извлечь всю возможную информацию, и лишь после этого делать самостоятельные выводы, 4) формирование навыков анализа позиций ученых, принадлежащих к различным историографическим направлениям.

Методические рекомендации

При изучении событий и явлений в истории стран Запада рекомендуется пользоваться в первую очередь методом сравнительного анализа, а также методами классификации, текстового анализа. Необходимо обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые обсуждаются учеными различных направлений. Подготовка к практическим занятиям по истории нового времени требует применения знаний, приобретенных при изучении предшествующих курсов всеобщей истории и других гуманитарных дисциплин (философии, социологии, политологии), использования современных политологических понятий и терминов.

Предлагаемая в пособии тематика докладов состоит из двух блоков: 1. Портреты политических деятелей, оказавших заметное влияние на историю своей страны, а может быть, и мировую. 2. Культура стран Западной Европы и Америки в ХVII – первой половине ХIХ в. На дневном отделении изучаются все предлагаемые темы (V – VI семестры). На заочном отделении изучаются следующие темы: 1 (занятие 1), 2, 3,4, 5 (занятие 1), 6. Студентам заочного отделения предлагается также список экзаменационных вопросов.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает тщательное изучение исторических источников с целью развития навыков самостоятельного анализа документального материала. Рекомендуемые списки монографической литературы достаточно обширны. Изучение хотя бы одной-двух работ по теме из этогосписка обязательно: это обогатит знания студента, даст дополнительную информацию по обсуждаемой теме, познакомит с различными точками зрения, существующими в исторической литературе. В эти списки литературы не включены учебники по новой истории стран Европы и Америки, различные издания «Всемирной истории», «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона, которые должны использоваться при работе над всеми темами. Помимо перечисленных видов деятельности самостоятельная работа предполагает подготовку реферативных выступлений, работу с интернет-сайтами, составление таблиц, словарей, кроссвордов, рецензирование литературы и другие. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.

Процесс изучения истории нового времени стран Западной Европы и Америки (XVII – первой половины XIX в.) направлен на формирование следующих компетенций: понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении профессиональных задач; анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике; характеризовать модели общественного развития; ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке; применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов.

    В результате изучения материала практических занятий студент должен знать:

· понятия и термины, характеризующие особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в XVII- первой половине XIX в. (капитализм, протекционизм, меркантилизм, банковская система, консерватизм, либерализм, электорат, плебисцит, конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика, федерализм и др.);

· духовно-идеологические понятия изучаемой эпохи: (Просвещение, деизм и др.);

· основные противоречия между государствами в рассматриваемый период;

· направления художественной культуры XVII-первой половины XIX в. (классицизм, барокко, сентиментализм, романтизм, реализм).

Студент должен уметь:

· давать социально-экономическую и политическую характеристику особенностей и тенденций исторического процесса в странах Запада в изучаемый период;

· определять национальные и социально-психологические, религиозные и демографические характеристики отдельных народов и государств;

· выражать и аргументировать свою собственную позицию в оценке духовно-идеологической атмосферы изучаемого периода, выяснять ее динамику и влияние на последующее развитие.

 

Тематический план практических занятий

№ п/п Тема занятия                                 Количество часов Самостоятельная работа
1 Конституционное строительство в Англии XVII века Занятие 1. Программа парламентской оппозиции в первой половине XVII в. Занятие 2. Варианты программ политического устройства Англии в 40-50 гг. XVII в. Занятие 3. Конституционное строительство в 1660-1689 гг.    
2  Аграрное законодательство Английской буржуазной революции XVII в.    
3 Конституционное строительство США в конце XVIII в.    
4 Аграрное законодательство Французской революции XVIII в..    
5 Конституции Французской революции конца XVIII века Занятие 1. Конституция 1791 г. Занятие 2. Конституции 1793 и 1795 гг.    
6 Формирование бонапартизма как политической системы во Франции в 1799-1814 гг.    
7 Югославянская проблема в XVIII – пер. пол. XIX в.    
8 Национальные проблемы и государственное строительство в империи Габсбургов в XIX в.    
9 Международные отношения в первой половине XIX века Занятие 1. Наполеоновские войны и международные отношения в Европе в 1803-1815 гг. Занятие 2. Система «Священного Союза»    
10 Борьба за расширение избирательного права в Великобритании в первой половине и середине XIX века    
11 Вопрос о рабстве и проблема федерализма в США в XIX в.    
12 Социалистическая идея и первый Интернационал    
  Коллоквиум    
  Итого    

                                          Практические занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.)