Стран западной Европы и Америки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стран западной Европы и Америки



Э. Г. Воденисова

Т. Г. Чугунова

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

(XVII – первая половина XIX в.)

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2011

УДК

ББК

 

Печатается по решению редакционно-издательского

совета НГПУ

 

Воденисова Э. Г., Чугунова Т. Г.

История нового времени стран Западной Европы и Америки (XVII – первая половина XIX в.). Н. Новгород: НГПУ, 2011.- 26 с.

 

 

Отв. редактор: канд. ист. наук, доц. А. В. Хазина

Рецензент: канд. ист. наук, доц. И. В. Будцын

 

Учебно-методическое пособие для практических занятий к курсу новой истории стран Западной Европы и Америки (XVII- первая половина XIX в.) содержит перечень основных тем, предлагаемых к рассмотрению, вопросы по каждой из них, списки источников и литературы, задания для самопроверки, список экзаменационных вопросов.

Пособие предназначено для подготовки бакалавров и магистров дневного и заочного отделений исторического факультета.

 

 

© Воденисова Э. Г., Чугунова Т.Г., 2011

© НГПУ, 2011

                                 

Содержание

Введение. 4

Пояснительная записка. 4

Тематический план практических занятий. 6

Практические занятия. 8

Вопросы к коллоквиуму. 18

Организация самостоятельной работы студентов. 20

Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы 20

Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы

. 21

Методические рекомендации по выполнению заданий творческой самостоятельной работы.. 24

Вопросы к экзамену. 26

Вопросы к экзамену для дневного отделения (I семестр) 26

Вопросы к экзамену для дневного отделения (II семестр) 27

Вопросы к экзамену для заочного отделения. 28

 


Введение

Пояснительная записка

Практические занятия по истории нового времени стран Европы и Америки (ч. 1-2) преследуют несколько целей: 1) ознакомление с основными фактами, характеризующими социально-экономическое, политическое и духовное развитие стран Западной Европы и Америки в XVII- первой половине XIX в. 2) проверка самостоятельной работы студентов для более глубокого уяснения наиболее важных и сложных тем курса, 3) развитие навыков самостоятельного анализа исторических источников, что предполагает обязательную работу с текстами документов, из которых студенты должны извлечь всю возможную информацию, и лишь после этого делать самостоятельные выводы, 4) формирование навыков анализа позиций ученых, принадлежащих к различным историографическим направлениям.

Методические рекомендации

При изучении событий и явлений в истории стран Запада рекомендуется пользоваться в первую очередь методом сравнительного анализа, а также методами классификации, текстового анализа. Необходимо обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые обсуждаются учеными различных направлений. Подготовка к практическим занятиям по истории нового времени требует применения знаний, приобретенных при изучении предшествующих курсов всеобщей истории и других гуманитарных дисциплин (философии, социологии, политологии), использования современных политологических понятий и терминов.

Предлагаемая в пособии тематика докладов состоит из двух блоков: 1. Портреты политических деятелей, оказавших заметное влияние на историю своей страны, а может быть, и мировую. 2. Культура стран Западной Европы и Америки в ХVII – первой половине ХIХ в. На дневном отделении изучаются все предлагаемые темы (V – VI семестры). На заочном отделении изучаются следующие темы: 1 (занятие 1), 2, 3,4, 5 (занятие 1), 6. Студентам заочного отделения предлагается также список экзаменационных вопросов.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает тщательное изучение исторических источников с целью развития навыков самостоятельного анализа документального материала. Рекомендуемые списки монографической литературы достаточно обширны. Изучение хотя бы одной-двух работ по теме из этогосписка обязательно: это обогатит знания студента, даст дополнительную информацию по обсуждаемой теме, познакомит с различными точками зрения, существующими в исторической литературе. В эти списки литературы не включены учебники по новой истории стран Европы и Америки, различные издания «Всемирной истории», «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона, которые должны использоваться при работе над всеми темами. Помимо перечисленных видов деятельности самостоятельная работа предполагает подготовку реферативных выступлений, работу с интернет-сайтами, составление таблиц, словарей, кроссвордов, рецензирование литературы и другие. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.

Процесс изучения истории нового времени стран Западной Европы и Америки (XVII – первой половины XIX в.) направлен на формирование следующих компетенций: понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении профессиональных задач; анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике; характеризовать модели общественного развития; ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке; применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов.

    В результате изучения материала практических занятий студент должен знать:

· понятия и термины, характеризующие особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в XVII- первой половине XIX в. (капитализм, протекционизм, меркантилизм, банковская система, консерватизм, либерализм, электорат, плебисцит, конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика, федерализм и др.);

· духовно-идеологические понятия изучаемой эпохи: (Просвещение, деизм и др.);

· основные противоречия между государствами в рассматриваемый период;

· направления художественной культуры XVII-первой половины XIX в. (классицизм, барокко, сентиментализм, романтизм, реализм).

Студент должен уметь:

· давать социально-экономическую и политическую характеристику особенностей и тенденций исторического процесса в странах Запада в изучаемый период;

· определять национальные и социально-психологические, религиозные и демографические характеристики отдельных народов и государств;

· выражать и аргументировать свою собственную позицию в оценке духовно-идеологической атмосферы изучаемого периода, выяснять ее динамику и влияние на последующее развитие.

 

Тематический план практических занятий

№ п/п Тема занятия                                 Количество часов Самостоятельная работа
1 Конституционное строительство в Англии XVII века Занятие 1. Программа парламентской оппозиции в первой половине XVII в. Занятие 2. Варианты программ политического устройства Англии в 40-50 гг. XVII в. Занятие 3. Конституционное строительство в 1660-1689 гг.    
2  Аграрное законодательство Английской буржуазной революции XVII в.    
3 Конституционное строительство США в конце XVIII в.    
4 Аграрное законодательство Французской революции XVIII в..    
5 Конституции Французской революции конца XVIII века Занятие 1. Конституция 1791 г. Занятие 2. Конституции 1793 и 1795 гг.    
6 Формирование бонапартизма как политической системы во Франции в 1799-1814 гг.    
7 Югославянская проблема в XVIII – пер. пол. XIX в.    
8 Национальные проблемы и государственное строительство в империи Габсбургов в XIX в.    
9 Международные отношения в первой половине XIX века Занятие 1. Наполеоновские войны и международные отношения в Европе в 1803-1815 гг. Занятие 2. Система «Священного Союза»    
10 Борьба за расширение избирательного права в Великобритании в первой половине и середине XIX века    
11 Вопрос о рабстве и проблема федерализма в США в XIX в.    
12 Социалистическая идея и первый Интернационал    
  Коллоквиум    
  Итого    

                                          Практические занятия

Вопросы к коллоквиуму

Тема 1. Латинская Америка в конце XVIII – первой половине XIX в.

1. Карта Латинской Америки к началу войны за независимость.

2. Этническая и социальная структура населения Латинской Америки в конце XVIII в.

3. Предпосылки войны за независимость.

4. Этапы войны за независимость и формирование самостоятельных государств в Латинской Америке.

 

Литература

Альперович М. С., Слезкин Л. Ю. История Латинской Америки. М., 1981. (или любое другое издание)

Альперович М. С., Слезкин Л. Ю. Новая история стран Латинской Америки. М., 1970.

История дипломатии. М., 1959. Т.1.

Латинская Америка. Энциклопедический словарь: В 2-х т. М., 1980.

Томас А. Б. История Латинской Америки. М., 1960.

 

Тема 2. Международные отношения во второй половине XVII – XVIII вв.

1. Политическая карта Европы после Тридцатилетней войны.

2. Борьба Франции за гегемонию в Европе во второй половине XVII в.

3. Война за испанское наследство и утрата Францией доминирующего положения в Европе.

4. Война за “испанское наследство”.

5. Семилетняя война и ее последствия.

6. Международные отношения в 60-90 гг. XVIII в. Восточный и польский вопросы.

Литература

Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1999.

История дипломатии. Т.1……

Поршнев Б. Ф. Франция. Английская революция и европейская политика в середине XVII в. М., 1970.

Приемышева А. В. Французская внешняя политика накануне «дипломатической революции 1756 г.» // Новая и новейшая история. №1. 2003. С. 60-79.

 

Кроссворд

Задание: составление кроссворда.

Цель: выполняя это задание, студент облегчает себе процесс усвоения определенных терминов и понятий изучаемого курса.

Методическая подсказка: выделите ключевые понятия и теоретические положения, которые будут заложены в основу создания модели кроссворда, выберите 10-15 слов для составления кроссворда, оформите составленный кроссворд на бумажном или электронном носителе, прорефлексируйте процесс решения поставленной задачи.

 

                                          Глоссарий

Задание: составление глоссария по теме.

Цель: составление словаря исторических терминов облегчит студенту освоение специальной литературы, поможет в пользовании научно-справочными изданиями, повысит культуру речи, даст необходимые навыки работы со словарем.

Методическая подсказка: проработайте информационный текст, выделите ключевые понятия темы, которые будут заложены в основу создания словаря, отберите 10-15 слов для словаря (по одной теме), дайте грамотное определение того или иного термина, оформите составленный глоссарий на бумажном или электронном носителе, прорефлексируйте процесс решения поставленной задачи.

 

                                Библиографический список

Задание: составление библиографического списка по теме дисциплины.

Цель: выполняя это задание, вы приобретете навыки оформления списка литературы в соответствии с требованиями библиографического описания, получите возможность применения данного вида работы в написании курсовых и дипломной работ.

Методическая подсказка: проработайте источники и литературу, в том числе и интернет-ресурсы, по изучаемой теме, отберите материал, в котором раскрываются проблемы семинарского занятия, оформите список в алфавитном порядке по ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.0.5-2008, прорефлексируйте процесс решения вами поставленной задачи.

Конспект

Задание: подберите из любого источника (учебного пособия, монографии, статьи) материал по вопросу темы практического занятия и законспектируйте его (составьте конспект).

3. Цель: выполняя это задание, вы получите опыт анализа основных научных и теоретических положений, сформируете навыки и умения их использовать при решении профессиональных задач. Конспектируя материал, вы сможете накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

4. Требования к выполнению: конспект должен содержать исходные данные источника, в нем должны найти отражение основные положения текста, объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста, на полях выпишите незнакомые понятия, термины, а также вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения, используйте разные цвета маркеров, чтобы подчеркнуть основную мысль и наиболее важные фрагменты текста, прорефлексируйте процесс решения поставленной задачи.

.

Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы

Таблица

Задание: составьте хронологическую (синхронистическую) таблицу

Цель: выполняя это задание, вы получите опыт теоретического анализа, сравнения и оценки, а также запоминания основных событий исторического процесса.

Методические рекомендации: составляя сравнительную и синхронистическую таблицы, выделите общие и отличительные признаки предмета рассмотрения. Хронологическая таблица должна содержать около 30 дат, но не любых, а отражающих наиболее значительные и характерные события того или иного периода новой истории. Выбор дат будет в первую очередь свидетельствовать о том, насколько глубоко изучен и продуман материал темы. Прорефлексируйте процесс решения поставленной задачи.

 

Примерный вид синхронистической таблицы по теме: «Политическая история Англии и Франции первой половины XIX в.

«Процесс объединения в Италии и Германии».

«Сравнительный анализ аграрного законодательства Английской революции XVII века и Французской революции XVIII века».

Сравнительный анализ аграрного законодательства Английской и Французской революций дает возможность составить представление о соотношении экономических и социальных факторов исторического развития в Новое время, определить ряд существенных причин более интенсивного развития экономики Великобритании по сравнению с французской, понять причины и формы социальной эволюции пережитой каждой из изучаемых стран в течение XVII-XIX вв. такой анализ предполагает учет того или иного исторического явления в соседних регионах оказывало влияние на общественное мнение изучаемой страны. Методика любого сравнения предполагает выделение ряда однопорядковых характеристик изучаемых явлений. При решении поставленных задач, необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Типы землевладения и землепользования в каждой из изучаемых стран накануне революции;

2) Механизм разрушения пережитков феодализма в аграрном секторе;

3) Формы и условия перехода земли в руки новых собственников;

4) Результаты проведенных мероприятий;

5) Социальные и экономические последствия аграрного законодательства в Англии и Франции.

Для более наглядного проведения анализа студенты составляют таблицу, в которую заносят данные, характеризующие английское законодательство и параллельно французское.

Основные положения для сравнения Англия Франция Вывод

 При работе над темой следует учитывать, что пути развития английского сельского хозяйства в конце XVII – первой половине XVIII в. привлекали внимание французской научной мысли этого времени, в частности исследователей, объединенных общим термином «физиократы». «Экономическая таблица» Ф. Кене в качестве наиболее экономически эффективного развития продуктивного сельского хозяйства предлагает по существу уже сложившуюся в Великобритании структуру: крупный собственник земли (дворянин) – арендатор, владеющий капиталами – наемные работники. Однако значительно большей привлекательностью и популярностью пользовались уравнительные идеи Ж. Ж. Руссо (создание республики мелких собственников), Г. Мабли с его коммунистическим идеалом, что в дальнейшем повлияло и на характер французского аграрного законодательства в конце XVIII в. Общими итогами аграрного законодательства во время английской и французской революций стало уничтожение пережитков феодальных форм собственности, утверждение прав полного частного собственника земли, ускорение процесса капитализации земледелия, однако темпы этих процессов были различны. Необходимо ответить, почему.

 

Источники и литература

Законодательство английской революции 1640-1660 гг. / Сост. Н. П. Дмитревский. М., Jl., 1946. С. 225-256; 249-253.

Архангельский С. И. Аграрное законодательство Английской революции 1640-1660 гг. М., Л., 1940. С. 255.

Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959. С. 536.

Документы по истории Великой французской революции XVIII в. М., 1992. Т. 2. С. 9-36, 105-112.

Молок А. И. Франция в период реставрации // История Франции. М., 1973. Т. 2. С. 253.

Лучицкий И. Крестьянство и крестьянская реформа во Франции во время революции // Книга для чтения по истории нового времени. М., 1912. Т. 3.. С. 405-408.

Манфред А. З. Великая французская революция. М., 1983. С. 31.

Годшо Ж. Современное состояние изучения французской революции в странах Западной Европы и США // Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции. 1970. М., 1972. С. 272-274.

Далин В. М. Историки Франции XIX-XX вв. М., 1981. С. 240-255.

 

Примерный вид хронологической таблицы

 

№ п/п Дата Событие Ссылка на источник

 

                                          Рецензия

Задание: составить рецензию на монографию.

Цель: выполняя это задание, вы познакомитесь с произведениями, знание которых поспособствует освоению программного материала, научитесь давать собственную оценку существующим точкам зрения в исторической литературе.

Методические рекомендации: составление рецензии должно быть выполнено по следующему плану:

План составления рецензии:

1.Библиографическое описание издания (выходные данные: ф. и. о. автора, название работы, место, год издания, количество страниц).

2. Структура аннотируемого произведения (количество и названия частей, разделов, глав).

3. Сведения об авторе (специалистом в какой области является, какие другие работы автора известны)

4. Основные задачи исследования.

5. Важнейшие источники, проанализированные в работе.

6. Использованная литература. С кем и по каким вопросам полемизирует автор?

7. Основные идеи автора и его выводы.

8. Оценка работы: а) для решения каких проблем могут быть использованы ее выводы? б) что нового дает работа по сравнению с материалом учебников и лекций? в) может ли ее материал быть использован в школьном преподавании? г) какие вопросы остались неясными?

9. Словарь научных терминов, встретившихся в рецензируемой работе.

10. Рецензия должна быть не менее 5 печатных страниц.

 

                                 Реферат

Задание: подготовить реферат по теме (разделу) дисциплины.

Цель: выполняя это задание, вы получите опыт анализа и обобщения теоретических положений, сжатого изложения конкретной темы, научитесь четко формулировать свои мысли, использовать приобретенные навыки и умения для написания более сложных работ (курсовой, дипломной).

Методические рекомендации к написанию реферата: принаписании реферата должно быть использовано не менее 3-х источников и 5-7 монографий (в т. ч. и в электронном виде), текст реферата должен отражать авторскую позицию по рассматриваемой проблеме.

Требования к оформлению реферата: реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, 2-3 главы, заключение, список источников и литературы, реферат должен быть выполнен на стандартных листах белой бумаги размером А 4 (210х297) в объеме до 20 страниц, шрифт: Times New Roman, размер шрифта – 14, расстояние между строк – 1,5 интервала, выравнивание текста по ширине, автоматический перенос слов; оформление текста по ГОСТ 2.105-95, библиографической записи по ГОСТ 7.1-2003.

 

  Методические рекомендации по выполнению заданий творческой самостоятельной работы

Проектная работа

Задание: выполнить проект на тему: «Западноевропейская культура XVIII – первой половины XIX в.».

Цель: выполняя это задание, вы приобретете навыки проведения микроисследования, получите удовлетворение от общения с однокурсниками в поиске ответов на самые важные вопросы изучаемой темы.

Методические рекомендации: на первом этапе выполнения проекта – ценностно-ориентационном – происходит формирование учебных групп из 2-3 человек с последующим закреплением роли и функции за каждым участником проекта, выстраивается алгоритм исследования заданной темы. На втором этапе – конструктивном – происходит выполнение проекта, осуществляется работа над иллюстрациями, схемами и таблицами. Запомните! Проект – это не реферат! В нем должно быть минимум текстовой информации и максимум – иллюстративной. Уместно использовать схемы, рисунки, таблицы, фотографии, и т. д. На третьем этапе – оценочно-рефлексивном – производится корректировка текста, рисунков и т.п., делается оформление проекта и дается оценка его участниками. Рекомендуется оформить проект в форме папки с титульным листом, с указанием списка использованной литературы и приложением документов. Требования к оформлению содержания и представлению материала проекта идентичны реферату. На данном этапе готовится доклад на защиту работы.

Презентативный этап подразумевает защиту проекта. В настоящее время все популярнее становятся мультимедиа презентации. Возможности мультимедиа представления сочетают в себе преимущества использования текстовой информации и интерактивного видео.

 

                                          Портфолио

  

Под учебным портфолио понимаетсяиндивидуально, персонально подобранная студентом совокупность разноплановых материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты в «продуктном» виде по дисциплине, а с другой – содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории студента.

Задание: выполните портфолиопо изучаемому курсу.

Цель: выполняя это задание, вы получите опыт оценочно-рефлексивной и проектной деятельности, сформируете навыки индивидуальной образовательной траектории, повысите собственную самооценку и профессиональный уровень подготовки.

Методические рекомендации: Самостоятельная работа студента по составлению портфолио осуществляется по этапам проектной деятельности, представленным выше, поскольку портфолио можно считать разновидностью проектной работы. Портфолио представляется на экзамен в отдельной папке. Учебное портфолио может содержать материалы по трем рубрикам.Первая рубрика «Коллектор» – это своего рода копилка материалов и информации, которая была использована в работе при изучении каждого раздела (или темы) курса «История нового времени стран Западной Европы и Америки». Материал рубрики оформляется на листах формата А 4 в форме таблицы, где первая колонка – перечень тем дисциплины, вторая – содержание информации файла. Требования к представлению материала идентичны реферату и проекту. В эту рубрику могут быть включены следующие документы (файлы): график перспективного планирования самостоятельной работы, технологическая карта самостоятельной работы,библиографический список, глоссарий. Вторая рубрика «Рабочие материалы» – это наличие теоретического материала, представленного в практических занятиях и лекциях, отчеты по контрольным работам, основные источники, изучаемые в курсе. Третья рубрика – «Достижения» содержит перечень индивидуальных достижений студента при изучении каждого раздела (или темы) курса.В данную рубрику могут быть включены следующие документы (файлы): Исследовательская проектная работа. Указывается тема проекта, дается аннотация работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.Участие в научных конференциях. Разработка кроссвордов и других игровых материалов. Материал предоставляется в оформленном виде преподавателю.

 

Рефлексия по всем видам самостоятельной деятельности должна отражать следующие показатели:

 

Хочу Знаю Умею Могу

.

Уважаемые студенты! Мы надеемся, что представленные методические рекомендации по выполнению уровневых заданий самостоятельной работы позволят вам расширить знания по истории нового времени стран Западной Европы и Америки (XVII- первая половина XIX в.), сформировать представления …. Данные рекомендации могут быть вам полезны и при освоении других дисциплин образовательной программы.

 

                       Вопросы к экзамену

 

    Вопросы к экзамену для дневного отделения (I семестр)

1. Понятие «новое время». Проблема генезиса капитализма.

2. Экономическое развитие Англии в конце XVI – нач. XVII в.

3. Социальная структура английского общества в нач. XVII в.

4. Идеологическая борьба в Англии в перв. пол. XVII в.

5. Политическая система и политическая борьба в Англии перв. трети XVII в.

6. Первый период Английской революции XVII в.

7. «Великая Ремонстрация»: структура, содержание.

8. Конституционные проекты левеллеров и индепендентов.

9. Первая гражданская война в Англии.

10. Вторая гражданская война в Англии.

11. Первая республика в Англии.

12. Внешняя политика Первой республики.

13. Протекторат Кромвеля. Система власти.

14. Аграрное законодательство Английской революции. Социально-экономические последствия.

15. Историография Английской революции.

16. Период Реставрации в Англии.

17. «Славная революция» в Англии.

18. Политические теории Просвещения.

19. Развитие политической системы Великобритании в XVIII в.

20. Война за испанское наследство.

21. Семилетняя война и ее последствия.

22. Экономическое развитие Великобритании в XVIII в. Промышленный переворот.

23. Французский абсолютизм во второй пол. XVII-XVIII вв.

24. Экономическое развитие и экономическая политика Франции во втор. пол. XVII-XVIII вв.

25. Идеологическая борьба во Франции в сер. XVIII в.

26. Франция накануне революции конца XVIII в. Проблема периодизации революции.

27. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

28. Первый этап Французской революции XVIII в.

29. Второй этап Французской революции XVIII в.

30. Французская конституция 1793 г.

31. Якобинская диктатура.

32. Термидорианский период Французской революции XVIII в.

33. Директория.

34. Историческое значение Французской революции XVIII в.

35. Современная французская историография революции XVIII в.

36. Аграрное законодательство Французской революции. Социально-экономические последствия.

37. Социально-экономическое развитие американских колоний Англии в XVIII в.

38. Идеологическое обоснование борьбы американских колоний Англии за независимость.

39. Второй континентальный конгресс и Декларация независимости США.

40. Ход войны за независимость США.

41. Конституция США. Принцип федерализма.

42. Франко-голландское соперничество в конце XVII- начале XVIII в.

43. Латинская Америка в XVII-XVIII вв.

44. Идеологическая доминанта культуры XVII-XVIII вв.

45. Просветительское понятие культуры.

46. Становление библиотечных систем в европейских странах XVII-XVIII вв.

47. Основные направления сферы досуга в европейских странах XVII-XVIII вв.

48. Основные художественные стили и направления в европейской культуре XVII-XVIII вв.

                       Портреты политических деятелей

Карл I; Людовик XIV; О. Кромвель; Кольбер; Людовик XV; Людовик XVI; Мазарини; Мирабо; Робеспьер; Дантон; Вашингтон; Франклин; Джефферсон; Вильгельм Оранский; Георг III; Гамильтон.

 

Вопросы к экзамену для дневного отделения (II семестр)

1. Формирование бонапартизма как политической системы.

2. Экономическая политика Наполеона Бонапарта.

3. Война Франции с Третьей коалицией.

4. Франция и Четвертая коалиция.

5. Континентальная блокада и Тильзитский мир.

6. Война Франции с Пятой коалицией.

7. Война в Европе в 1813-1815 гг.

8. Венский конгресс и его решения.

9. Священный союз.

10. Период реставрации во Франции. Революция 1830 г.

11. Период Июльской монархии во Франции.

12. Революция 1848 г. во Франции.

13. Вторая империя во Франции.

14. Политическая борьба в Англии в первой трети XIX в.

15. Парламентская реформа 1832 г.

16. Чартистское движение. Историография чартизма.

17. Политическая борьба в Англии в 50-60 гг. XIX в. Реформа 1867 г.

18. Объединение Германии. Создание Северогерманского союза.

19. Франко-германская война и создание Германской империи.

20. Объединение Италии.

21. Создание Австро-Венгрии.

22. Промышленная гегемония Великобритании.

23. Революция 1848 г. в Австрии.

24. Революция 1848 г. в Венгрии.

25. Этапы формирования двухпартийной системы США.

26. Социально-экономическое развитие США в пер. пол. XIX в.

27. Вопрос о рабстве и проблемы федерализма в середине XIX в.

28. Гражданская война в США.

29. Период реконструкции в США.

30. Революция 1848 г. в Германии.

31. Югославянская проблема в пер. пол. XIX в.

32. Романтизм в западноевропейском искусстве первой трети XIX в.

33. Реалистические тенденции в западноевропейском искусстве в сер. XIX в.

34. Война за независимость и образование самостоятельных государств в Латинской Америке.

35. Марксистское направление социалистической мысли в сер. XIX в.

36. Прудонизм.

37. Лассальянство и германское рабочее движение в сер. XIX в.

38. Тред-юнионизм и особенности рабочего движения в Великобритании.

39. Первый Интернационал.

40. Изменение политической карты мира в XVIII – первой пол. XIX в.

41. Изменение социальной структуры в странах Запада к сер. XIX в.

42. Основные итоги политического развития стран Запада в сер. XIX в.

 

                       Портреты политических деятелей

Э. Джексон; А. Линкольн; У. Ю. Гладстон; Б. Дизраэли; Наполеон Бонапарт; Луи Филипп Орлеанский.

 

                   Вопросы к экзамену для заочного отделения

1. Понятие «новое время». Проблема генезиса капитализма.

2. Предпосылки Английской революции XVII вв.

3. Первый период Английской революции XVII в. «Великая Ремонстрация»: структура, содержание.

4. Движение левеллеров. Динамика программы.

5. Первая гражданская война в Англии.

6. Провозглашение республики в Англии. Система управления.

7. Протекторат Кромвеля. Система власти.

8. Вторая гражданская война в Англии.

9. Аграрное законодательство Английской революции. Социально-экономические последствия.

10. Период Реставрации в Англии.

11. «Славная революция» в Англии.

12. Политические теории Просвещения.

13. Развитие политической системы Великобритании в XVIII в.

14. Экономическое развитие Великобритании в XVIII в. Промышленный переворот.

15. Развитие политической системы Великобритании в 1800 – 1870 гг.

16. Предпосылки Французской революции к. XVIII в. Проблема периодизации.

17. Первый этап Французской революции к. XVIII в.

18. Второй этап Французской революции. Жирондисты у власти.

19. Период Якобинской диктатуры.

20. Термидорианский период Французской революции к. XVIII в.

21. Директория.

22. Итоги и историческое значение французской революции к. XVIII в.

23. Аграрное законодательство Французской революции. Социально-экономические последствия.

24. Американские колонии Англии в середине XVIII в.

25. Второй континентальный конгресс и Декларация независимости США.

26. Ход войны за независимость США.

27. Конституция США. Принцип федерализма.

28. Формирование бонапартизма как политической системы.

29. Экономическая политика Наполеона Бонапарта.

30. Наполеоновские войны.

31. Венский конгресс и его решения.

32. Священный Союз.

33. Период реставрации во Франции. Революция 1830 г.

34. Период Июльской монархии во Франции.

35. Революция 1848 г. во Франции.

36. Вторая империя во Франции.

37. Этапы объединения Германии.

38. Объединение Италии.

39. Создание Австро-Венгрии.

40. Промышленная гегемония Великобритании.

41. Революция 1848 г. в Австрийской империи: причины, характер, ход.

42. Этапы формирования двухпартийной системы США.

43. Социально-экономическое развитие США в первой половине XIX в. Предпосылки гражданской войны.

44. Вопрос о рабстве и проблема федерализма в США в середине XIX в.

45. Гражданская война в США.

46. Период реконструкции в США.

47. Революция 1848 года в Италии.

48. Основные итоги исторического развития стран Запада в середине XIX в.     


 

                                                                                                                                                                                                                                              

Учебное издание

Воденисова Элеонора Григорьевна

Чугунова Татьяна Георгиевна

 

Э. Г. Воденисова

Т. Г. Чугунова

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

(XVII – первая половина XIX в.)

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2011

УДК

ББК

 

Печатается по решению редакционно-издательского

совета НГПУ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.233 с.)