Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематика практических занятий по новой и новейшей историиСтр 1 из 4Следующая ⇒
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ Для студентов 4 курса стационара, VII семестр
СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЮЦИЯ 1911-1913 ГОДОВ В КИТАЕ 1. Складывание революционной ситуации. 2. Сунь Ятсен и программа китайских революционеров. 3. Восстание в Учане. Революционные выступления в стране. 4. Политика Нанкинского правительства. 5. Причины установления и характер диктатуры Юань Шикая. 6. Характер и историческое значение Синьхайской революции.
Источники и литература Новая история стран Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ веков). М.,1995. С.242 (№ 12), 247-51 (№ 16-21). Синьхайская революция 1911-1913 годов в Китае: Сборник документов и материалов. М., 1968. Док. № 1,2,3,53,54,75,85,86,108,113,115. Хрестоматия по новой истории. Второй период. Пособие для учителя. М.,1993. С.168-175. Белов Е.А. Революция 1911-1913 годов в Китае. М.,1958. Березный Л.А. Об основных этапах революционного процесса в Китае в первой половине ХХ века //Новое в изучении Китая: история и историография. М.,1988. С.85-92. Века неравной борьбы. М.,1967. С.349-389, 431-449. Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен. М.,1979. С.102-196. История Китая: Учебник/Под ред. А.В.Меликсетова. 2-е изд. М.:Изд-во МГУ, 2002. С.365-380. Крымов А.Т. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае, 1900-1917 гг. М.,1972. Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае //Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.21. С.400-406. Ленин В.И. Обновленный Китай // Там же. Т.22. С.189-191. Ленин В.И. Борьба партий в Китае // Там же. Т.23. С.138-140. Никифоров В.Н. Первые китайские революционеры. М.,1980. С.89-109. Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая, 1894-1914 гг. М.,1980. Новая история Китая. М.,1972. Стабурова Е.Ю. О перспективах дальнейшего изучения Синьхайской революции // Новое в изучении Китая: история и историография. М.,1988. С.93-96. Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. М.,1986. С.58-89, 92-119. Тихвинский С.Л. Китай и всемирная история. М.,1987. С.66-103.
Методические рекомендации Главная задача студента – определить роль событий 1911-1913 годов в длительном революционном процессе в Китае. Изучая революционную ситуацию, предшествовавшую Синьхайской революции, нужно выделить её специфические особенности, охарактеризовать степень зрелости её объективного и субъективного факторов. Это даст ключ к пониманию характера и особенностей самой революции.
Предреволюционное движение в Китае 1905-1910 годов состояло из трех основных направлений: реформаторского, революционного-демократического и массового, народного. Характеризуя эти движения, особое внимание обратите на революционно-демократическое направление, его основные организации. Проанализируйте взгляды лидера этого движения Сунь Ятсена, дайте характеристику разработанной им программы, выделите её слабые и сильные стороны. При изучении революции обратите внимание на изменения в расстановке политических сил по ходу событий. Проанализируйте поведение разных социальных групп, либералов и революционеров во время восстания в Учане и других центрах, политику Нанкинского правительства. Выясните причины установления диктатуры Юань Шикая. Подумайте над вопросом, какие действия самого этого правительства открыли дорогу диктатуре, кому она была выгодна как в самом Китае, так и вне его. Познакомьтесь с анализом политической ситуации 1913 года, данной В.И.Лениным в работе «Борьба партий в Китае». Подводя итоги, определите историческое значение Синьхайской революции. Подумайте, решила ли она все те исторические задачи, которые стояли перед ней.
Методические указания Важный этап длительного революционного процесса в Китае был связан с событиями 1925-1927 годов. Для понимания их сути необходимо выяснить те задачи, которые продолжали объективно стоять перед китайским обществом после движения «4 мая 1919 года». Однако в начале 20-х годов появились новые варианты их решения в связи с началом деятельности двух основных политических партий – Гоминьдана и Компартии (КПК). Поэтому следует познакомиться с источниками, касающимися этих партий, и выяснить причины и условия их сближения, а затем и союза. При подготовке третьего вопроса обратите внимание на сочетание закономерности и случайности, породившее движение «30 мая». Определите его значение для революции, то есть для начала решения вопроса о политической власти на всей территории Китая. Рассматривая события Северного похода, сначала выясните причины его неизбежности. Особенно важно проанализировать разные его стороны: военную, политическую и социальную. Если две первые довольно легко поддаются анализу, то социальная сторона требует особого подхода. Нужно проанализировать по источникам состояние китайской деревни и дать оценку аграрной программы Гоминьдана и попыток её реализации. В этом большую помощь может оказать книга А.А.Писарева. Это позволит лучше понять причины переворота 1927 года.
В заключении нужно постараться определить характер революции, причины её незавершенности и историческое значение.
Методические указания Первой из азиатских стран, которой коснулся революционный процесс начала ХХ века, был Иран. Эта страна, превращенная в полуколонию Англии и царской России, переживала тяжелый внутренний кризис, углубленный политикой правившей тогда династии Каджаров. Студенту следует разобраться в сущности этого кризиса. Определите, в чем проявились признаки революционной ситуации в стране, какие задачи объективно стояли перед иранской революцией. Выделите и охарактеризуйте её основные этапы. Определите, какие общественные силы играли роль политического лидера. Проанализируйте деятельность меджлиса в 1906-1907 годах, характер принятой им конституции, общественные настроения. Проследите процесс размежевания в обществе и в меджлисе по важнейшим вопросам внутренней политики. Дайте оценку программе и деятельности муджахидов, а также роли энджуменов в революционном процессе. Обратите внимание на позицию и политическую роль мусульманского духовенства. Подумайте, какие силы и почему были заинтересованы в перевороте 1908 года. Дайте оценку событиям в Тебризе. Подумайте, почему именно там концентрировались самые радикальные политические силы. Выясните, кто сыграл главную роль в свержении диктатуры Мохаммед-Али шаха и кто воспользовался плодами этой победы. Проследите отношение меджлиса и энджуменов к деятельности иностранного капитала в Иране, подумайте, почему оказалось возможным прямое вмешательство Англии, России и США в дела страны, дайте оценку характеру этого вмешательства. Оцените итоги иранской революции: выясните, насколько были решены стоявшие перед ней задачи, какой опыт приобрел народ Ирана. Подумайте, чем отличалась по характеру иранская революция от буржуазных революций в Западной Европе XVII-XIX веков.
ЛИТЕРАТУРА Источники: см. перевод документов Британского министерства иностранных дел в кн.: The History of South East, South and East Asia: essays and Documents / Ed. by Khao Kay Kim:Kuala Lumpur, 1977. – p.136-154. Губер А.А. К вопросу об особенностях формирования классов и партий в колониальной Индонезии//Губер А.А. Избранные труды. М., 1976. Беленький А.Б. Идеология национально-освободительного движения в Индонезии 1917-1942 годов: Радикальный мелкобуржуазный национализм. М.,1978. С.75-95. Ионова А.И. «Мусульманский национализм» в современной Индонезии (1945-1965). М.,1972.С.10-29. Гусев М. Битва вокруг шариата (ЮВА).-//ААС. – 2003, № 6. Левин З. Наследие Мухаммеда Абдо // ААС. – 1992. - № 9.
Методические рекомендации В начале работы над темой вспомните, какое значение имела для Нидерландов Индонезия как колония, какие формы приобретало там освободительное движение в XIX веке, какие особенности сложились в общественной структуре этой колонии к началу ХХ века. Затем следует ознакомиться с общей политической обстановкой в Индонезии 20-30 годов, ролью мусульманских партий и организаций в её формировании.
При изучении документов британских дипломатов, разведчиков и их переписки с голландской колониальной администрацией следует помнить о предвзятом отношении этих лиц ко всему, что исходило от националистов Индонезии. Постарайтесь, привлекая научную литературу, выяснить, насколько реальной тогда была угроза голландскому присутствию в этой колонии. В тексте источников (путем их внутреннего сравнения и сопоставления с другими данными) постарайтесь найти ответ на вопрос, в чем были причины особого страха голландских чиновников и британских дипломатов перед деятельностью мусульманских организаций. ЛИТЕРАТУРА Общая Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха… Политизация ислама и исламизация политики. М.,1988. Еремеев Д. Возникновение ислама//ААС. 1991. № 1-3. Еремеев Д. Философские аспекты мусульманского мышления//ААС. 1991. № 5-6. Еремеев Д. Шариат – исламский кодекс права и морали//ААС. 1991. № 8. Малашенко М. Ислам в политике и политика в исламе//ААС. 1991. № 8. Фауд Закария. Могут ли исламисты остановить историю//ААС. 1992. № 7. «Круглый стол»: Ислам и экономическое развитие//ААС. 1993. № 3. Сагадеев А. Исламский фундаментализм: что же это такое?//ААС. 1994. № 6. Полонская Л. Современный мусульманский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития?//ААС. 1994. № 11. Малашенко А. Исламское возрождение: увиденное, но неоцененное//ААС. 1995. № 9. Угрожают ли России панисламизм и исламский фундаментализм//ААС. 1996. № 2. Борисов А. Современные исламские течения: цели, стратегия, тактика//ААС. 1997. № 10. Коргун Е. Исламский экстремизм у границ СНГ//ААС.1999. № 1 Васильев А. Исламский экстремизм как выражение кризиса мусульманской цивилизации//ААС. 2003. № 5. Сюкняйнен Л. Ислам против исламского экстремизма//ААС. 2003. № 2. Попов В. Исламский фактор в мировой политике//ААС. 2004. № 1. Юсупов Ш. Исмаилизм: в поисках истины//ААС. 2000. № 1. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.,2001. Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция - современное состояние, история и перспективы). М., 2001. По отдельным странам Ланда Р.Г. Исламисты уходят в подполье (Алжир)//ААС. 1992. № 9.
Долгов В. Алжир: надежда на возвращение мира//ААС. 2000. № 1. Спольников В., Миронов Л. «Вы узнаете, к кому придет наказание…»(Афганистан)//ААС. 1992. № 3. Спольников В., Миронов Л. Исламские фундаменталисты в борьбе за власть (Афганистан)//ААС. 1992. № 4. Арунова М. Афганистан: Трудный путь к миру. 2002. № 11. Набиев З., Арунова М. (Афганистан) Как создавалась цитадель мирового терроризма. 2002. № 8. Сикоев Р. Несостоявшийся всемирный халифат. 2002. № 10. Коргун В. Афганистан: Ислам и национальный вопрос. 2003. № 6. Старченков Г., Махкамов М. Таджикская трагедия: финал или антракт? 1993. № 11. Ниязи А. Таджикистан: Ислам и общество. 1996. № 7. Скляров Н. Иран: нелегкий выбор пути. 1994. № 8-9. Миронов Л., Тураджев В. Иран: Под знаменем ислама. Там же. Гушер А. Иран: Исламское государство в теории и на практике. 1999. № 2. Байба О. Саудовская Аравия: ваххабитский ислам и власть. 1993. № 1. Старченков Г. Турция: Агония лаицизма?1996. № 6. Киреев Н. Турция: Метаморфозы политического ислама. 2003. № 6. Линда П.Малик. Пакистан: Феномен «исламского возрождения». 1995. № 12. Плешов О. Пакистан: Ислам против ислама. 1997. № 8. Плешов О. Пакистан: Исламизация как фактор развития? 1999. № 9. Ганковский Ю. Пакистан: суннитско-шиитское противостояние. 1999. № 1. Плешов О. Пакистан: Ислам и политическая культура общества. 2003. № 2. Беляков В. Египет: Новая попытка создания фундаменталистской партии. 1996. № 9. Баглиев М. Египет: Уроки борьбы с экстремистским исламизмом. 2002. № 12. Ражбадинов М. Египет: От «Аль-Джихада» до «Аль-Каиды». 2003. № Гусев М. ЮВА: Синдром экстремистского фундаментализма и борьба с ним. 2002. № 10. Бибикова О. Кавказ-Центральная Азия: феномен ваххабизма. 1999. № 8. Зарипов М. Коран читают по-разному (Танзания). 1994. № 6.
ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ 1. Понятие «исламский фундаментализм» в современной отечественной научной литературе. 2. Политическая роль ислама в …(Афганистане, Иране, Саудовской Аравии, Алжире, Таджикистане и других странах). 3. Основные направления и методы деятельности исламских партий (на примере двух-трех организаций по выбору).
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ Подготовка студенческого доклада в жанре политического портрета предполагает выполнение ряда требований, предъявляемых к этой работе. Сбор материалов, освещающих жизнь выдающихся политических деятелей стран современного Востока, студент должен провести самостоятельно, используя приведенную ниже литературу как отправную точку. В начале следует ознакомиться с биографическими сведениями об интересующей вас личности, дать оценку среде формирования будущего политического деятеля – то есть обстановке в семье, учебном заведении, стране в целом. Надо обратить внимание, какие качества были воспитаны у будущего политика в юности, как начинали формироваться его взгляды. Затем следует охарактеризовать начало его политической деятельности: формирование программы, отражение политических взглядов на выборе «команды» и партийных симпатиях, даже на личной жизни. Особо следует остановиться на характеристике периода зрелой политической деятельности – внутри- и внешнеполитической ориентации, средств достижения цели, поведения в критических ситуациях. В конце следует обобщить достоинства и недостатки политического деятеля, выявить причины его успехов и неудач, определить его роль в истории страны.
Литература О них говорят (двадцать политических портретов). М.,1989. О них говорят (двадцать политических портретов). М.,1991.
Бовин А.,Делюсин Л. Политический кризис в Китае. М.,1968. Бурлацкий Ф. Мао Цзедун: «Наш коронный номер – это война, диктатура». М.,1976. Федоренко Н.Т. Сталин и Мао: беседы в Москве (1949-1950 гг. Воспоминания)//Проблемы Дальнего Востока. 1989. № 1. Федоренко Н.Т. Статья в газете «Правда». 1988. 23 октября. Делюсин Л. Личная жизнь Мао Цзедуна глазами его врача//ААС.1996. № 3. Делюсин Л. Каково место Мао Цзедуна в истории страны//ААС. 2001. № 2.
Белов Е. Чжоу Эньлай – первый премьер нового Китая//ААС. 1997. № 10. Тихвинский С.Л. Чжоу Эньлай//Вопросы истории. 1988. № 6.
Барач Д. Дэн Сяопин. М., 1989. Делюсин Л. Дэн Сяопин – революционер, маоист, реформатор//ААС. 1994. № 8-9.
Ганди М.К. Моя жизнь. М.,1969. Юрлова Е. Махатма Ганди – борец за социальную справедливость//ААС. 1999. № 12.
Ганди Индира. Статьи, речи, интервью. М., 1975. Ганди Индира. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления 1960-1982 гг. М., 1982. Горев А. Роса на лотосе. Индира Ганди: мечты и свершения. М.,1967.
Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Т.3. М.,1989. Неру Дж. Открытие Индии. В 2-х тт. М.,1989. Горев А. и др. Неру. М.,1980. Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. Т.1. М.,1989. Мартышин О.В. Политические взгляды Джавахарлала Неру. М.,1981. Литман А. Джавахарлал Неру (к 100-летию со дня рождения)//ААС. 1989. № 10. Челышев А. Джавахарлал Неру и Советский Союз//ААС. 1989. № 11,12. Шаститко П. Социализм Дж.Неру//ААС. 1994. № 6.
Афанасьев В. Южная Африка: Надежды на будущее//ААС. 1991. № 6. Осипов О. ЮАР: Друзья? Противники? – Там же. ЮАР-92 (серия статей)//ААС. 1993. № 6. Корочанцев В. «Путь к свободе бесконечен»//ААС. 1994. № 11.
Бовин А.Е. Начало восьмидесятых: Политические очерки. М.,1984. С.35-55 (материал об аятолле Хомейни). Беляев И. Хомейни: политический портрет//Литературная газета. 1988. № 2. Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим: события, люди, идеи. М.,1987. Иранская революция 1978-79 годов: Причины и уроки. М.,1989. Иран-94 (серия статей)//ААС. 1994. № 8-9.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ Для студентов 4 курса стационара, VII семестр
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.162 (0.065 с.) |