Экономические функции государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические функции государства



Экономические функции государства Формы реализации
1. Обеспечение устойчивого поступательного экономического развития, смягчение действия экономических кризисов Проведение антициклической, структурной, антиинфляционной, финансовой и денежно-кредитной политики
2. Обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормального функционирования Осуществление антимонопольной, монетарной, антиинфляционной политики
3. Определение правил поведения хозяйствующих субъектов на рынке Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства
4. Заполнение свободных от рынка хозяйственных зон Финансирование из госбюджета развития фундаментальной науки, из местных бюджетов развития коммунального хозяйства, общественного транспорта и т. п.
5. Обеспечение неотъемлемых прав человека и более справедливого распределения доходов в обществе Осуществление фискальной, социальной политики  
6. Сохранение окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов Установление государством определенных норм, ограничений и запретов
7. Регулирование внешнеэкономических отношений с другими странами Заключение различных международных соглашений, введение квот и таможенных пошлин и т. п.

Свои экономические функции государство выполняет посредством целой системы государственного регулирования экономики, которая представляет собой совокупность различных форм и методов воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем современной экономики, неподвластных рынку.

Основными формами государственного регулирования экономики в настоящее время являются:

- государственная собственность и государственное предпринимательство;

- государственные заказы;

- образование государственных финансов и осуществление финансовой политики государства;

- регулирование денежно-кредитных отношений и проведение монетарной, антиинфляционной и инвестиционной политики;

- организация государственного прогнозирования, программирования и планирования социально-экономического развития;

- осуществление государственной социальной политики;

- регулирование внешнеэкономических связей.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными методами, которые подразделяются на две большие группы: экономические и административные. В современной экономике государство пользуется преимущественно экономическими методами, которые имеют стимулирующий (или сдерживающий) характер, применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития экономики. Экономические методы регулирования экономики осуществляются путем косвенного воздействия на экономические процессы посредством инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Однако в определенных ситуациях экономических методов явно недостаточно для обеспечения нормального развития экономики и общества, поэтому государство должно использовать строго ограничительные или даже запретительные, т. е. административные, методы прямого воздействия.

Основными направлениями эффективного использования экономических методов государственного регулирования экономики являются:

- стимулирование устойчивого экономического роста;

- осуществление антициклического регулирования и структурной перестройки экономики;

- проведение антиинфляционной политики;

- проведение государственной политики занятости населения;

- развитие внешнеэкономических связей с другими странами.

Основными направлениями эффективного использования административных методов государственного регулирования экономики являются:

- осуществление прямого контроля над монопольными рынками;

- обеспечение экономической безопасности производства через установление жестких норм и запрещение некоторых видов производства;

- определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни население (минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий по безработице);

- защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений (квоты, таможенные пошлины, запрет на ввоз и вывоз определенных товаров).

Государство обычно использует весь арсенал форм и методов государственного регулирования экономики. Их сочетание и приоритеты определяются той конкретной экономической ситуацией, которая складывается в каждой стране в определенный период времени.

Следует особо отметить, что государство не произвольно в своих действиях. Оно должно учитывать следующие требования конкурентного рынка, которые определяют возможности и границы государственного регулирования экономики:

1. Должны быть исключены действия государства, подрывающие внутренние связи рыночного механизма, в частности: государственное установление цен на все товары и услуги, централизованное жесткое планирование, полное распределение и перераспределение экономических ресурсов в экономике.

2. Методы государственного воздействия на экономику должны носить в основном косвенный (экономический) характер, что не исключает в отдельных случаях использование мер административного воздействия.

3. Применение «внешних» регуляторов не должно приводить к ослаблению рыночных стимулов, особенно путем чрезмерного перераспределения доходов.

4. Необходимо максимально учитывать действие каждого используемого государством регулятора на различные стороны экономического развития (нет идеальных регуляторов; создавая положительный эффект в одном направлении, государственный регулятор может привести к отрицательному эффекту в другом направлении).

5. Государство должно исходить в своих действиях прежде всего из своих финансовых возможностей, иначе, увеличивая бюджетный дефицит и государственный долг, оно будет способствовать ухудшению экономической ситуации.

 

Основные понятия и категории

Роль «ночного сторожа»; «laissez faire – laissez passer». Общественные блага. Внешние эффекты. Государственное воздействие на экономику. «Кейнсианская революция». Эффективный спрос. Огосударствление экономики. Неоконсервативное направление. Эффективное предложение. Экономические функции государства. Система государственного регулирования экономики. Формы и методы (экономические и административные), возможности и границы государственного регулирования экономики.

 

Т е м а 5

Госбюджет и налоги

 

5.1. Финансы и финансовая система. Государственные финансы, их функции и структура.

5.2. Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема сбалансированности госбюджета в современной экономической теории и практике. Государственный долг. Управление государственным долгом.

5.3. Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные налоги. Налоговая система и ее особенности в современной России. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

5.4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: цели, виды, инструменты. Политика встроенных стабилизаторов экономики (автоматическая). Дискреционная фискальная политика. Особенности фискальной политики в современной России

 

5.1. Финансы и финансовая система.
Государственные финансы, их функции и структура

Финансы характеризуют процессы создания, распределения и использования фондов денежных средств. Отношения, возникающие между экономическими агентами в процессе движения этих фондов денежных средств, называются финансовыми. Финансовые отношения очень многообразны и включают:

- отношения государства с предприятиями и организациями (обязательные платежи, налоги, ассигнования из бюджета, дотации, субсидии и т. п.);

- отношения между самими предприятиями и организациями (финансовые расчеты между поставщиками и потребителями, штрафные санкции, неустойки, вознаграждения и пр.);

- отношения государства с населением (налоговые платежи, социальные выплаты и льготы, государственные займы и пр.);

- отношения между государствами (внешние займы, кредиты, экономическая помощь).

В процессе формирования, распределения и использования финансов складывается следующая финансовая система:

1) финансы частных предприятий, организаций, различных фондов, которые необходимы им для организации своей деятельности;

2) государственные финансы, которые формируются путем перераспределения государством национального дохода страны в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций.

Функции государственных финансов:

- обеспечение существования государства и выполнение им своих функций в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;

- распределительная функция заключается в воздействии государства на формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, на фонды накопления и потребления и т. п., т. е. на перераспределение национального дохода;

- стимулирующая функция реализуется посредством воздействия государства через финансовую систему на социально-эконо-мическое развитие страны с целью ускорения НТП, проведения структурной перестройки экономики, повышения или сдерживания хозяйственной активности;

- контрольная функция осуществляется по двум направлениям:

а) для анализа деятельности государственных предприятий и служб;

б) для проверки выполнения финансовых обязательств частным сектором (государственные ревизоры, государственные налоговые службы) в формах контроля:

- за правильностью уплаты налогов;

- за формами использования льготного налогообложения;

- за сроками поступлений налогов.

Структура государственных финансов:

1. Бюджеты разных уровней (консолидированный бюджет):

– государственный бюджет;

– бюджеты субъектов РФ;

– местные бюджеты разного уровня (районные, городские).

2. Специальные государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

Бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды государства называются бюджетом расширенного правительства и представляет собой бюджетную систему страны.

3. Финансы государственных предприятий и организаций.

Источники формирования государственных доходов:

- внутренние – это национальный доход страны, в процессе перераспределения поступающий в бюджеты и специальные государственные внебюджетные фонды, а также национальное богатство страны (продажа золото-валютного запаса, государственных предприятий или определенного пакета их акций и т. п.), созданные внутри страны;

- внешние – это национальный доход других государств (внешние займы) или национальное богатство других стран (финансовое ограбление, обычно во время войн).

Методы формирования государственных доходов:

1) основной – взимание налогов (80–90 % государственных доходов);

2) государственные займы;

3) эмиссия бумажных денег (сеньораж). Эмиссия используется, когда на рынке ссудного капитала складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов. Эмиссия – крайний и нежелательный способ формирования государственных доходов, так как приводит к инфляции спроса.

Государственные расходы связаны с осуществлением государством своих политических и экономических функций.

Структура государственных расходов:

1) государственный бюджет (70 % расходов государства);

2) местные бюджеты. Основная часть их расходов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством;

3) специальные внебюджетные фонды осуществляют расходы по социальному, медицинскому, пенсионному страхованию и пр.;

4) финансы государственных предприятий:

а) текущие расходы;

б) инвестиции.

 

5.2. Государственный бюджет: доходы и расходы.
Проблема сбалансированности госбюджета в современной
экономической теории и практике. Государственный долг.
Управление государственным долгом

Центральным звеном государственных финансов является государственный бюджет, который выполняет три функции:

1) распределительную (перераспределяет НД);

2) воспроизводственную (через бюджет государство воздействует на различные стороны хозяйственной жизни, стимулируя или сдерживая развитие экономики);

3) социальную (через госбюджет государство осуществляет социальную политику).

После утверждения главным законодательным органом страны (в РФ Государственной думой) государственный бюджет принимает силу закона.

Госбюджет состоит из двух частей:

- доходной, которая отражает поступающие денежные средства;

- расходной, которая отражает направления использования бюджетных средств.

Соотношение между доходной (Д) и расходной (Р) частями бюджета могут быть разным:

1) Д = Р – сбалансированный бюджет;

2) Д > Р – излишек (профицит) бюджета;

3) Д < Р – дефицит бюджета. Дефицитное состояние бюджета, особенно длительное время, негативно воздействует на социально-экономическое развитие страны, так как порождает и увеличивает государственный долг, приводит к необходимости увеличения налогов, стимулирует инфляцию, взвинчивает ссудный процент, снижает темпы экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест и т. д.

В экономической теории сложились три концептуальных подхода к проблеме сбалансированности государственного бюджета:

1) ежегодно сбалансированный бюджет (неоклассики и неоконсерваторы, в том числе монетаристы);

2) бюджет должен балансироваться на циклической основе (кейнсианцы) с целью осуществления антициклического регулирования экономики. В период спада государство уменьшает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета; в ходе подъема, наоборот, вызывая этим излишек бюджета. В целом же бюджет в цикле становится сбалансированным.

3) функциональные финансы. Государственные финансы должны обеспечить сбалансированность экономики, а не бюджета.

Однако практика доказала правильность первого подхода. Дефициты бюджетов во многих странах стали хроническими и все возрастающими, что привело к образованию и возрастанию государственного долга, который требовал все больших государственных финансовых средств для своего обслуживания, отвлекая необходимые средства для социально-экономического развития страны, также постоянно стимулируя инфляцию и приводя ко многим другим негативным для развития экономики и общества последствиям. Осознавая это многие страны постарались снизить дефициты своих бюджетов и даже выйти на профицитное состояние бюджетов.

В России с 2000 по 2008 гг. госбюджет принимался и исполнялся с профицитом. В 2009–2011 гг. российский бюджет будет дефицитным, что обусловлено экономическим кризисом и падением цен на топливно-сырьевые товары.

Дефицит госбюджета приводит к образованию государственного долга, который представляет собой сумму накопленных за определенное время бюджетных дефицитов, и необходимости управления этим долгом.

Государственный долг состоит из двух частей: внешний долг и внутренний долг.

Управление государственным долгом включает в себя совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий займов, определением курсов облигаций и т. д.

Классификация займов по различным критериям:

1) по месту размещения: внутренние и внешние;

2) по праву эмиссии: займы центрального правительства и займы местных органов власти;

3) по срокам погашения: текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные;

4) по методам размещения: добровольные и принудительные;

5) по доходности: процентные и лотерейные.

Погашение займов является важной составляющей управления государственным долгом и осуществляется в следующих формах:

1) рефинансирование – выпуск новых займов в целях рассчитаться с держателями облигаций старых займов;

2) конверсия – изменение размеров номинального процента (обычно уменьшение) в целях снижения государственных расходов, связанных с выплатой процента по долгу. Она может осуществляться в трех формах:

- принудительная, когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой;

- добровольная, когда кредитор имеет право согласиться на новые условия либо получить данную государству в долг сумму обратно;

- факультативную, когда кредитор имеет право согласиться или отказаться от изменений условий займа;

3) банкротство – аннулирование займа или отказ государства от его уплаты из-за отсутствия средств.

Как внешний, так и внутренний долг для страны является тяжким бременем. Внешний долг вынуждает отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, идти на экономические и политические уступки кредиторам. Внутренний долг для своего обслуживания заставляет отвлекать значительные средства госбюджета, повышать ставки налогов, что снижает вложения в НИОКР, инвестиции, значительно уменьшает социальные расходы государства и усиливает социальную напряженность в обществе. Выступая как конкурент на финансовом рынке, государство путем увеличения своих заимствований поднимает ставку процента и вытесняет частных заемщиков (эффект вытеснения).

 

5.3. Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги.
Пропорциональные, прогрессивные налоги.
Налоговая система и ее особенности в современной России.
Принципы налогообложения. Кривая Лаффера

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налоги выполняют следующие функции:

- фискальную с целью обеспечения государства финансовыми средствами для выполнения им своих многочисленных функций;

- регулирующую с целью государственного регулирования развития экономики: осуществления антициклического регулирования, проведения структурных изменений, стимулирования НИОКР и т. д. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы и освобождения;

- социальную с целью частичного выравнивания доходов отдельных социальных групп путем перераспределения доходов в обществе (одним из способов является прогрессивное налогообложение) и через формирование специальных государственных внебюджетных фондов (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения).

Виды налогов:

I. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги:

- прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорционально их платежеспособности, устанавливаются непосредственно на доход или имущество и считаются наиболее справедливыми. К ним относятся: налог с доходов физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество, налог на землю, налог на операции с ценными бумагами и др.;

- косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товара или тарифа. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают, фактическим плательщиком налога становится покупатель. Косвенными налогами являются: НДС (налог на добавленную стоимость), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог и др.

В развитых странах основные поступления в государственный бюджет приходятся на прямые налоги, в России – на косвенные налоги и поступления от внешнеэкономической деятельности.

II. По использованию различают общие и специальные налоги:

- общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;

- специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение (например, дорожный налог).

III. По уровню налогообложения, в зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги. Некоторые налоги, например налог на прибыль предприятий, НДС поступают во все бюджеты в определенных долях.

IV. По интенсивности обложения различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и фиксированные налоги.

Налоговая система страны включает совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы построения и взимания налогов, т. е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

- субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

- носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.);

- ставка налога – величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (твердые ставки или в процентах).

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя), которую платит налогоплательщик, зависит прежде всего от налогооблагаемой базы и налоговой ставки. Налоговая база – это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка – это размер, в котором взимается налог.

Взаимосвязь между ставкой налога и поступлениями налогов в бюджет иллюстрируется в теории экономики кривой Лаффера (рис. 5.1). Американский экономист А. Лаффер был сторонником теории эффективного предложения и считал, что государство должно стимулировать не совокупный спрос, а совокупное предложение путем понижения налогов, прежде всего на прибыль предприятий.

Рис. 5.1 Кривая Лаффера

Налоговая система России, основы которой закреплены в Налоговом кодексе РФ, имеет свои особенности:

1) трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Федерации, местные налоги;

2) основные налоговые поступления осуществляются не за счет прямых, а за счет косвенных налогов;

3) в 2000-х гг. осуществлялось значительное реформирование налоговой системы, в том числе отмена значительного числа старых и введение новых налогов, изменение ставок налогов.

Основные принципы налогообложения сформулировал еще А. Смит, и они нашли отражение в современных принципах налогообложения:

1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика;

2) каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать установленные законодательством налоги;

3) система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

4) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптироваться к изменениям;

5) налоговая система должна обеспечивать перераспределение национального дохода и быть эффективным инструментом государственной экономической политики (регулирующая и стимулирующая функции налогов).

 

5.4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
государства: цели, виды, инструменты.
Политика встроенных стабилизаторов экономики
(автоматическая). Дискреционная фискальная политика.
Особенности фискальной политики в современной России

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей (антициклического регулирования экономики, обеспечения высокой занятости населения, сдерживания инфляции и др.). Она определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства и главные источники покрытия государственных расходов.

Различают два вида фискальной политики: автоматическую, т. е. политику встроенных стабилизаторов экономики, и дискреционную.

Под автоматическими (встроенными) стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации (экономической конъюнктуры). Такими встроенными стабилизаторами экономики являются налоги и социальные трансферты (пособия по безработице, социальные выплаты населению). В период подъемов в экономике налоговые поступления увеличиваются в силу роста доходов, и, соответственно, уменьшаются размеры социальных трансфертов. В периоды кризисов, наоборот, налоговые поступления снижаются, а социальные трансферты растут. Таким образом, их соотношение в периоды подъема сдерживает рост совокупного спроса, а в периоды спада увеличивает, что стабилизирует экономическую ситуацию. Фактором осуществления автоматической политики является изменение экономической конъюнктуры.

Под дискреционной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. Она осуществляется:

1) прямыми методами, т. е. методами бюджетного регулирования на основе изменения величины государственных расходов (государственных инвестиций, субсидий и дотаций отдельным предприятиям, государственных закупок товаров и услуг, государственных социальных выплат – трансфертов);

2) косвенными методами:

а) методами налоговой политики (изменение видов и ставок налогов, предоставление налоговых льгот и освобождений, изменения необлагаемой суммы доходов);

б) на основе политики ускоренной амортизации (снижение или освобождение от уплаты налогов части прибыли, перераспределяемой в амортизационный фонд для проведения ускоренной амортизации и замены основного капитала на более совершенную технику).

Различают два вида дискреционной фискальной политики:

- фискальную экспансию, которая проводится с целью стимулирования хозяйственной активности и выводу экономики из экономического кризиса или из депрессии. Она осуществляется путем увеличения государственных расходов и уменьшения налогов, проведения политики ускоренной амортизации;

- финансовую рестрикцию, которая проводится в периоды подъемов с целью снижения уровня и темпов инфляции, для чего государство увеличивает налоги и сокращает государственные расходы, что ведет к сдерживанию совокупного спроса.

Фискальная политика государства является важной составной частью общей экономической политики государства и имеет особенности в каждой стране в каждый период времени.

Особенности фискальной политики в современной России:

1. Как часть общей экономической политики, она нацелена на обеспечение устойчивого и ускоренного социально-экономического развития страны, преодоление, сокращение существенного разрыва между Россией и развитыми странами мира, снижения ее значительной зависимости от внешних факторов. Ближайшие цели – выход из экономического кризиса и недопущение массовой бедности населения.

2. В 2000-х гг. достигнута финансовая стабилизация на основе сбалансированности государственного бюджета. С 2000 по 2008 гг. российский бюджет планировался и исполнялся с профицитом.
В 2002 г. был создан Стабилизационный фонд (планировался в 500 млрд руб.) для недопущения дефицита бюджета.

3. В 2000-х гг. осуществлена значительная налоговая реформа. Были отменены, изменены и уменьшены многие особо значимые налоги:

- отменен налог с продаж;

- стал пропорциональным и был значительно уменьшен налог на доходы физических лиц (до 13 %);

- был уменьшен налог на прибыль предприятий (с 36,5 до 24, затем до 20 %) и НДС (с 20 до 18 %).

Все это привело к значительному уменьшению налогового бремени как с предпринимательского сектора, так и с населения.

4. В последние пять лет значительно были увеличены социальные расходы государства, которые ранее были резко сокращены с целью преодоления дефицита бюджета.

5. С 2008 г. осуществлен переход на среднесрочное (трехлетнее) планирование государственных финансов.

Все эти меры привели к значительному повышению эффективности фискальной политики в России.

Однако, мировой экономический кризис, который во второй половине 2008 г. захватил Россию, вызвал необходимость значительной корректировки фискальной политики государства.

 

Основные понятия и категории

Финансы; финансовая система. Финансы частных предприятий, организаций, различных фондов. Государственные финансы: функции и структура. Консолидированный бюджет: государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Бюджет расширенного правительства. Бюджетная система страны. Источники и методы формирования государственных доходов. Структура государственных расходов. Государственный бюджет: функции и структура. Сбалансированный госбюджет. Профицит и дефицит госбюджета. Государственный долг. Управление государственным долгом. Государственные займы. Рефинансирование. Конверсия. Банкротство. Налоги: функции и виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и фиксированные налоги. Налоговая система. Налоговое бремя. Налоговая база. Налоговая ставка. Кривая Лаффера. Основные принципы налогообложения. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства. Виды фискальной политики государства: автоматическая политика встроенных стабилизаторов экономики и дискреционная политика. Методы дискреционной фискальной политики: прямые и косвенные. Виды дискреционной фискальной политики: фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Т е м а 6

Деньги и кредит

6.1. Деньги: виды (товарные, бумажные, кредитные) и функции.

6.2. Современные формы денег, их структура и функции. Современные денежные системы и их основные составляющие. Денежные агрегаты.

6.3. Сущность, функции, формы и роль кредита в современной экономике. Принципы кредитования. Организационная структура современной кредитной и банковской системы. Функции ЦБ и коммерческих банков. Роль ЦБ и коммерческих банков в увеличении денежной массы.

6.4. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: цели, виды, инструменты.

 

6.1. Деньги: виды (товарные, бумажные, кредитные)
и функции

Деньги явились закономерным результатом развития товарного обмена. Вначале обмен осуществлялся на бартерной (натуральной) основе, когда один товар непосредственно обменивался на другой товар по формуле Т–Т. Но для осуществления бартерного обмена необходимо было выполнение определенного условия: чтобы совпадали желания у владельцев одного и другого товара иметь именно тот товар, который желает продать его партнер. Это существенно усложняло обмен и одновременно способствовало выделению из всех товаров одного или нескольких наиболее удобных товаров для выполнения роли посредника при обмене.

В истории известно немало образцов таких посредников. У некоторых народов товарами-эквивалентами выступали скот, ракушки, соль, табак, кожа, вино, рыба. В древности на части территории России имели хождение «меховые» деньги, они назывались «кунами» (от меха куницы). А деньги в виде кожи обращались в отдельных районах страны чуть ли не до петровских времен.

Постепенно роль денег как посредников в обмене перешла к металлам (медь, бронза, железо), сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н. э. – в форме чеканных монет. Эти металлы расширяли сферу действия и стабилизировались, превращаясь тем самым все более в подлинные деньги в их современном понимании. Обмен осуществлялся уже по формуле Т–Д–Т, т. е. наряду с товарами стали обращаться и деньги. Таким образом, товарный (натуральный) обмен превратился в товарное обращение.

По мере увеличения общественного богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за благородными металлами (серебром, золотом), которые в силу своей редкости, высокой ценности при малом объеме, однородности, делимости и других полезных свойств были обречены играть роль денежного материала и стали основой денежного обращения в течение длительного периода человеческой истории.

Деньги, таким образом, первоначально представляли собой товар, который выделился из всей товарной массы для выполнения особой общественной роли – служить всеобщим эквивалентом стоимости (ценности) всех других товаров. Поэтому такие деньги называли товарными (полноценными) деньгами, которые не только измеряли стоимость других товаров, но имели и свою ценность (стоимость).

Товарные деньги выполняли пять основных функций:

1) являлись мерой стоимости всех других товаров;

2) служили средством обращения;

3) использовались как средство платежа для оплаты налогов, получения и возврата кредита, выплаты зарплаты и пр. При этом передвижение денег не сопровождалось одновременным передвижением товаров;

4) служили средством накопления, сбережения стоимости, богатства, образования сокровищ;

5) выполняли функцию мировых денег, выступая как всеобщее покупательное или платежное средство в мировых расчетах и являясь воплощением всеобщего богатства.

Наряду с золотом (полноценными деньгами) стали использоваться и бумажные деньги. Впервые они появились в Китае в ХIII в.,
а в ХVII–ХVIII вв. получили широкое распространение в Западной Европе. В России бумажные деньги впервые были выпущены
при Екатерине II в 1769 г. под наименованием ассигнаций на сумму 1 млн руб.

В отличие от золотых денег, которые имели собственную ценность (стоимость), бумажные деньги представляли собой символические деньги, их стоимость или покупательная способность превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании.

Сначала бумажные деньги выступали «заменителями» золотых, имели определенный курс и разменивались на золотые. Постепенно размен бумажных денег на золото ограничивался, а затем был окончательно прекращен (в России в 1914 г.), а в обращении остались только бумажные деньги и разменные монеты.

Бумажные деньги выпускались в виде банкнот (банковских билетов) и казначейских билетов. Первоначально банкноты выпускались всеми банками, впоследствии они приобрели силу законного и единственного платежного средства с принудительно устанавливаемым государством курсом, т. е. стали национальными, декретными деньгами. Их выпуск (эмиссию) осуществляет в настоящее время только Центральный банк.

Казначе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.103 с.)