Виды общественного воспроизводства и характер экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды общественного воспроизводства и характер экономики



ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

Простое Расширенное Сокращающееся
1. ВВП не изменяется. 2. НД полностью идет на текущее потребление, нет накопления. 3. Чистые инвестиции = = 0 (валовые инвестиции = = амортизации) 1. ВВП увеличивается. 2. НД идет на текущее потребление и накопление. 3. Чистые инвестиции > 0 (валовые инвестиции > > амортизации) 1. ВВП уменьшается. 2. НД полностью идет на текущее потребление, которое уменьшается. 3. Чистые инвестиции < 0 (валовые инвестиции < < амортизации)

ХАРАКТЕР ЭКОНОМИКИ

Статичная Динамичная Кризисная

3.2. Экономический рост, его виды,
факторы и показатели

Для современной экономики развитых стран наиболее характерно динамичное состояние с расширенным воспроизводством, которое характеризуется экономическим ростом.

Экономический рост непосредственно выражается в динамике (количественном увеличении и качественном совершенствовании) факторов и, соответственно, результатов производства.

Значение экономического роста трудно переоценить, так как он обеспечивает возрастание материального изобилия, более полное удовлетворение растущих общественных потребностей, решение социально-экономических проблем как внутри страны, так и на международном уровне. Экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.

Экономический рост осуществляется за счет различных факторов, поэтому различают два вида экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный (недифференцированный) экономический рост достигается за счет простого количественного наращивания факторов производства без изменения их технического уровня, вследствие чего достигается рост объема национального производства во столько же раз, во сколько увеличиваются факторы производства.

Интенсивный экономический рост обеспечивается за счет качественного совершенствования факторов производства, поэтому он является дифференцированным. Факторами интенсивного экономического роста являются:

1) совершенствование техники и технологии;

2) повышение квалификации работников;

3) совершенствование организации труда и производства.

Действие факторов интенсивного экономического роста обеспечивает экономичность и высокую эффективность общественного производства.

Следует отметить следующее:

1. Не существует чисто экстенсивного или интенсивного экономического роста. В зависимости от того, какие факторы в большей степени обеспечивают экономический рост, говорят о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном экономическом росте. В настоящее время в развитых странах имеет место преимущественно интенсивный экономический рост.

2. Экстенсивный рост имеет свои естественные границы, связанные с ограниченностью экономических ресурсов, интенсивный рост безграничен.

Экстенсивный экономический рост выражается в росте только количественных показателей (темпы роста и прироста ВВП, ЧВП, НД).

Темпы роста (Тр) и прироста (Тпр) ВВП характеризуют динамику объема национального производства (ВВП) и отражают рост или сокращение реального сектора экономики:

,

где ВВПр1 – ВВП реальный текущего года; ВВПр0 – ВВП реальный базового года;

.

Если:

1. Тпр < 0, то в экономике имеет место кризис.

2. Тпр = 0, то в экономике имеет место депрессия (стагнация).

3. Тпр = 1–2 %, то в экономике имеет место рецессия (замедленное развитие).

4. Тпр = 3–4 %, то происходит нормальное развитие для развитых стран.

5.Тпр = 9–13 %, характерны для НИС.

Темпы роста в России в 2000-е гг. были на уровне 6–7 %,
в Китае в последние 10 лет – 9–10 % («китайское чудо»).

Интенсивный экономический рост выражается как в росте количественных, так и улучшении качественных показателей (табл. 3.2):

1) показателей экономичности производства (трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость продукции);

2) показателей эффективности производства (производительность труда, материалоотдача, фондоотдача, фондовооруженность труда).

Интенсивный экономический рост всегда связан с ростом эффективности национального производства и улучшением всех показателей эффективности производства (показатели отдачи растут, а емкости снижаются). В условиях экстенсивного роста эти показатели не изменяются или даже ухудшаются.

Основной целью государственной экономической политики в каждой стране является обеспечение динамичного характера экономики на основе устойчивого экономического роста.

 

 

3.3. Циклическое развитие экономики. Короткие, средние
и длинные волны в экономике.
Среднесрочные (промышленные) циклы и характеристика
их фаз на основе динамики макроэкономических показателей. Функции и роль экономических кризисов в развитии экономики

В реальной жизни развитие экономики не всегда связано с устойчивым поступательным развитием: могут быть замедление темпов экономического роста (рецессия), стагнация (застой) или спад производства (экономический кризис). Таким образом, экономика развивается циклически, волнообразно (рис. 3.1).

 

t
ВВП       0

Рис. 3.1. Циклическое развитие экономики

 

Различают короткие, средние и длинные волны (циклы) в экономике. Короткие циклы связаны с текущими колебаниями спроса на товар под воздействием моды, рекламы, стихийных или климатических воздействий. Наиболее полно исследованы средние волны (среднесрочные циклы), именно они являются объектом воздействия со стороны государства с целью недопущения длительных и значительных спадов общественного производства.

Средние циклы иначе называют кризисами перепроизводства по названию их основной фазы. Время от начала одного экономического кризиса до другого называют экономическим или промышленным циклом, который включает четыре фазы (рис. 3.2):

1) кризис;

2) депрессия;

3) оживление;

4) подъем.

 

t
B   C
F
A            D
ВВП       0
t

Рис. 3.2. Фазы экономического цикла

 

Исходной фазой цикла является кризис перепроизводства.
В этот период наблюдается резкое снижение уровня и темпов экономического роста, а затем и прямое снижение масштабов выпуска объема национального производства. Такие падения связаны с перепроизводством продукции. В этот период резко увеличиваются запасы нереализованной продукции, происходят массовые банкротства предприятий, что приводит к росту безработицы, разрушению кредитных отношений, обвалу рынка ценных бумаг (курсы акций резко падают). Все испытывают острую потребность в деньгах, в силу чего норма банковского процента растет. Эту ситуацию могут выдержать только крупные, наиболее сильные фирмы.

Второй фазой цикла является депрессия (лат. «подавление»), означающая застой в экономике. Она может иметь длительный характер (Великая депрессия 1929–1933 гг.). В этот период приостанавливается спад производства, происходит падение цен, постепенно уменьшаются и рассасываются товарные запасы. В силу низкого совокупного спроса увеличивается свободная масса денег, а ставка банковского процента снижается до минимума. Однако в силу продолжающегося банкротства фирм уровень безработицы продолжает увеличиваться.

Третьей фазой экономического цикла является оживление.
В этот период происходит расширение производства до его критического уровня, с которого начался спад, товарные запасы достигают обычного уровня, увеличиваются цены вследствие оживления спроса, сокращаются размеры безработицы, растет спрос на денежный капитал и, соответственно, растет банковский процент.

Четвертой фазой экономического цикла является подъем. В этот период выпуск продукции превышает предкризисный, растут цены, уменьшается безработица до естественного уровня, растет спрос на денежный капитал и вследствие этого растет банковский процент. На фон-довой бирже наблюдаются самые высокие курсы ценных бумаг.

Все экономисты сходятся во мнении, что основная причина экономических кризисов кроется в глубоком нарушении необходимого соотношения между совокупным спросом и предложением. Причина нарушения этого соотношения (превышение предложения над спросом) состоит в самом экономическом росте. Как правило, развитие экономики связано с развитием НТП, который способствует росту капитала и снижению нормы прибыли, что заставляет производителей компенсировать потери за счет расширения масштабов производства. В результате производство выходит за рамки общественного потребления.

Причиной цикличности (повторяемости) развития экономики является периодическое обновление основного капитала (станков, оборудования), которое служит материальной основой экономического подъема и одновременно причиной новых диспропорций в экономике. Время средних экономических циклов совпадает со сроками службы основного капитала (10–12 лет).

Роль экономических кризисов определяется их функциями. Они выполняют две функции:

1. Разрушительная функция экономических кризисов заключается в разрушении старой структуры экономики, отказе от устаревшей техники и технологии, хотя и осуществляется драматично через банкротство фирм, рост безработицы, снижение жизненного уровня населения страны,

2. Созидательная функция экономических кризисов заключается в обновлении техники, технологии, что ведет к более высокому уровню развития экономики и общества.

Первый экономический кризис разразился в Англии в 1825 г.
и стал характерным явлением рыночной экономики. Нет ни одного похожего экономического цикла. Самым глубоким и драматичным был кризис, названный Великой депрессией (1929–1933 гг.), который охватил все развитые страны мира, наиболее парализовал лидера мировой экономики – США, где промышленное производство уменьшилось на 50 %, каждый четвертый стал безработным. Экономика США достигла предкризисного уровня только к 1939 г. Глубина
и продолжительность этого кризиса доказали необходимость государственного регулирования экономики с целью недопущения таких значительных и драматичных колебаний экономической конъюнктуры.

Существуют различные взгляды на причины экономических кризисов и, соответственно, на формы и методы антициклической политики государства. Несмотря на большой разброс взглядов, в них можно выделить следующие общие черты:

1) государство в состоянии сглаживать циклические колебания экономики;

2) государство должно это осуществлять в целях поддержания экономической стабильности;

3) в фазе спада государство должно стимулировать деловую активность, проводя политику экспансии, а в фазе подъема осуществлять политику рестрикции (сдерживания) с целью предотвращения перегрева экономики.

Однако экономисты расходятся в объекте и методах государственного антициклического регулирования экономики. Одни (кейнсианцы) считают, что государство должно стимулировать эффективный спрос и сдерживать избыточный спрос методами налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Другие (неоконсерваторы) считают, что кризис является естественным процессом в экономике и не стоит ему противодействовать, так как он способствует оздоровлению экономики. Однако государство может смягчить последствия кризиса и более быстрое его прохождение. Для этого необходимо стимулировать эффективное предложение путем снижения налогов (особенно на прибыль).

Существуют и теории длинных волн в экономике, которые признаются не всеми экономистами. Большой вклад внес в их разработку русский ученый Н. Д. Кондратьев. Он на основе анализа статистических данных (динамики цен, заработной платы, внешнеторгового оборота, добычи угля, золота, производства чугуна, стали и т. д.) экономического развития Англии, Франции, Германии и США за период с 1780 г. по 1925 г. обнаружил наличие циклических колебаний экономики продолжительностью 45–60 лет и выделил два с половиной больших цикла конъюнктуры (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Большие циклы конъюнктуры (волны Кондратьева)

Большие циклы Подъем Спад
1 1789–1814 гг. 1814–1849 гг.
2 1849–1873 гг. 1873–1896 гг.
3 1896–1920 гг.  

 

Изучение длинных волн позволило Н. Д. Кондратьеву выявить ряд закономерностей в развитии больших экономических циклов:

- перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются глубокие изменения в технике (чему предшествуют, в свою очередь, значительные технические открытия и изобретения), а также в вовлечении в мировые экономические связи новых стран, в изменении денежного обращения и добычи золота;

- в период повышательной волны больших циклов среднесрочные циклы характеризуются неглубокими экономическими кризисами и небольшими спадами производства, краткостью депрессий и интенсивностью подъемов;

- на периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее количество социальных потрясений (войн и революций);

- периоды понижательной волны каждого большого цикла сопровождаются длительной и особенно резко выявленной депрессией сельского хозяйства. Среднесрочные экономические кризисы в это время характеризуются значительной продолжительностью и глубиной.

Выводы Кондратьева нашли подтверждение и в дальнейшем развитии экономики. Самые продолжительные и глубокие экономические кризисы (1929–1933 гг. и 1973–1975 гг.) происходили именно в период понижательной волны большого цикла. Экономический рост в 1980–1990 гг. в развитых странах происходил в условиях второго этапа НТР и определил начало новой повышательной волны большого цикла.

После Н. Д. Кондратьева изучением длинноволнового цикла занимались такие известные ученые, как Й. Шумпетер, С. Кузнец, К. Кларк, У. Митчелл и др. Среди современных российских экономистов следует отметить Ю. Яковца, Л. Клименко, С. Меньшикова, С. Глазьева. Было подтверждено, что переходы от одной фазы большого цикла к другой связаны с технологическими переворотами и структурными преобразованиями в экономике.

 

Основные понятия и категории

Экономическое развитие общества. Общественное воспроизводство: простое, расширенное, сокращающееся. Национальная экономика: статичная, динамичная, кризисная. Экономический рост. Виды экономического роста: экстенсивный (недифференцированный) и интенсивный (дифференцированный). Факторы и показатели экономического роста. Короткие и среднесрочные циклы в экономике. Экономический или промышленный цикл. Фазы экономического цикла: экономический кризис, депрессия, оживление, подъем. Разрушительная и созидательная функции экономических кризисов. Теории длинных волн в экономике. Волны Кондратьева.

 

     
 

Т е м а 4

Роль государства в экономике

 

4.1. Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсианской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие.

4.2. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики.

 

4.1. Эволюция взглядов на роль государства в экономике
и формирование основных экономических школ:
классической, кейнсианской, неоконсервативной.
Объективные предпосылки государственного воздействия
на социально-экономическое развитие

Государство с момента своего появления играло и играет определенную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Однако степень его вмешательства в экономику (влияние на экономические процессы) на разных этапах развития была довольно различна. В связи с этим выделяют два этапа в экономической истории общества, в которых государство играло различную роль в рыночной экономике.

Первый этап (XVIII–XIX вв., вплоть до 1920-х гг.) характеризовался бурным развитием экономики. Основные вопросы экономики успешно решались на основе функционирования рыночного механизма, поэтому государство выполняло довольно ограниченные функции, которые сводились в основном к следующему:

- обеспечению обороноспособности страны и содержанию военного арсенала;

- поддержанию правопорядка;

- защите прав собственности;

- обеспечению нормального денежного обращения;

- взиманию налогов для наполнения государственной казны, контролю и учету расходования бюджетных средств.

В этот период государство выполняло роль «ночного сторожа», практически не вмешиваясь в экономические процессы.

Впервые наиболее полно роль государства в этот период проанализировал Адам Смит, ставший родоначальником идей экономического либерализма классической школы в экономической теории.
В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он отмечал, что рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука», частный интерес, связанный со стремлением к личной выгоде, что выступает главной и мощной побудительной силой экономического развития. А. Смит считал, что экономика функционирует эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства – это проводить политику «laissez faire – laissez passer» (дословно «пусть идет, как идет»), т. е. невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором в экономике выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Второй этап обозначился в начале XX в. и продолжается по сей день. Он характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику.

Объективными предпосылками необходимости государственного воздействия на социально-экономическое развитие явились следующие факторы:

- возросшие масштабы производства и усложнение связей между экономическими агентами в начале XX в. потребовали координации и поддержания определенных пропорций на макроуровне путем проведения антициклического регулирования экономики (Великая депрессия 1929–1933 гг.);

- усиление монополистических структур сдерживало конкуренцию и требовало проведения антимонопольного регулирования;

- необходимость подготовки к войнам, их ведение, поддержание обороноспособности страны требовало концентрации экономических ресурсов;

- излишне неравномерное распределение доходов в обществе приводило к социальной нестабильности и требовало частичного их перераспределения государством через госбюджет;

- необходимость коллективного потребления или удовлетворения общественных потребностей требовала производства общественных благ за счет государственного бюджета (здравоохранение, образование, производственная и социальная инфраструктура);

- проявление внешних эффектов (загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) и необходимости их устранения;

- обострение глобальных проблем (экологическая, продовольственная, сырьевая и другие проблемы) и их решение на государственном и международном уровне.

Государственное воздействие на экономику представляет собой совокупность различных форм, методов и инструментов, которые направлены:

1) на стабильное устойчивое развитие экономики;

2) на обеспечение эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и всей рыночной конъюнктуры с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма;

3) на решение социальных проблем для достижения социальной справедливости.

Коротко можно сформулировать, что государство должно было обеспечить эффективность, стабильность и социальную справедливость.

Впервые необходимость широкого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в его широко известной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Он произвел поистине настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «кейнсианской революции».

В противовес классическим воззрениям на рыночную экономику как саморегулирующуюся систему Кейнс доказал, основываясь на опыте Великой депрессии (1929–1933), невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса без вмешательства государства. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. Центральной задачей государства, считал Кейнс, было стимулирование эффективного спроса.

Кейнсианская концепция легла в основу Нового курса Ф. Рузвельта в США, с помощью которого он вывел страну из глубочайшего экономического кризиса 1929–1933 гг. Однако проведение этого курса экономической политики характеризовалось значительным огосударствлением экономики, что проявилось в следующем:

- государство стало перераспределять через госбюджет значительную часть национального дохода страны. Собирая средства через налоговую систему, государство направляло их на расширение инвестиционного спроса и увеличение занятости населения путем строительства государственных предприятий и объектов производственной инфраструктуры, покупки нерентабельных предприятий и их финансирования;

- широкое распространение получила практика государственных заказов крупному бизнесу;

- на государственном уровне стали составляться прогнозы и разрабатываться программы социально-экономического развития страны и отдельные целевые программы.

Кейнсианская концепция безраздельно господствовала вплоть до середины 1970-х гг., и экономическая политика многих государств формировалась, исходя из основных положений этой теории. Однако во время самого тяжелого после Второй мировой войны экономического кризиса 1974–1975 гг. наиболее ярко обозначились негативные последствия кейнсианской концепции и экономической политики, построенной на ней.

Главный недостаток кейнсианской концепции заключался в том, что государство чрезмерно вмешивалось в экономику, взяв на себя непомерные функции и перейдя границы своих финансовых возможностей. Это привело к дефициту госбюджета, резкому увеличению налогов, снижению деловой активности в экономике. Все чаще правительство с целью покрытия дефицита бюджета стало прибегать к кредитам и печатанию денег (сеньоражу). Это породило инфляцию. Мало того, во время кризиса 1974–1975 гг. проявилась «английская болезнь» – стагфляция, означавшая одновременное сочетание таких явлений, как застой экономики, высокий уровень безработицы и рост цен (ранее инфляция имела место только в фазах оживления и подъема).

Таким образом, кейнсианские рецепты стимулирования развития экономики путем дефицитного финансирования привели к раскручиванию инфляционной спирали. В это время перед государством встала проблема: как стимулировать производство и занятость, не стимулируя инфляцию.

Кроме того, экономическая политика, основанная на кейнсианской концепции, стала тормозом развития НТР, проведения структурной перестройки экономики и перевода экономики на ресурсосберегающий тип экономического роста. Бюрократизация системы управления, изъятие значительной части прибыли предприятий через налоги существенно ограничивали свободу предпринимательства, мобильность действий.

В противовес кейнсианской концепции во второй половине 1970-х гг. появилось неоконсервативное направление в экономической теории, сторонники которого на новом уровне возродили идею классиков о том, что рыночная экономика может успешно развиваться при минимальном вмешательстве государства. Они считали, что на макроуровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискальную политику, сколько создание государством условий для эффективного функционирования рынка.

Неоконсервативное направление объединило сторонников трех теорий: эффективного предложения (А. Лаффер), рациональных ожиданий (Р. Лукас), монетаризма (М. Фридмэн).

Представители неоконсервативной концепции выступали за расширение свободы предпринимательства и неограниченную конкуренцию. Они считали, что регулирование необходимо проводить на микроуровне (а не на макроуровне, как кейнсианцы) с целью стимулирования эффективного предложения.

Эти идеи нашли отражение в экономической политике, проводимой правительствами многих стран в 1980-х гг. Наиболее последовательными ее вариантами явились «тэтчеризм» в Англии и «рейганомика» в США. В ходе реализации этой политики были существенно снижены налоги на прибыль и подоходные налоги с населения, значительно уменьшены государственные расходы (в первую очередь социальные), проведена политика ускоренной амортизации, реализована жесткая монетарная политика с целью обуздания инфляции.

Все это вместе взятое способствовало успешному развитию НТР, переходу развитых стран к ресурсосберегающему типу экономического роста путем глубокой структурной перестройки всей экономики. Также были значительно снижены и темпы инфляции, которая перешла в вялотекущее и управляемое состояние. Однако следует отметить, что проблема дефицита госбюджета не только не была решена, но и все более обострялась.

В настоящее время переосмыслена роль и значение различных теоретических концепций. Большинство экономистов вполне разумно считают, что формы, методы и глубина вмешательства государства в экономику прежде всего определяются и должны определяться той конкретной экономической ситуацией, которая сложилась в той или иной стране.

Вне зависимости от изменений концепций или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях на протяжении всего периода начиная с 1920-х гг. шел поиск форм, методов и границ вмешательства государства в экономику с целью обеспечения нормального функционирования рынка как основы рационального хозяйствования.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ в. выявило четко обозначившуюся тенденцию значительного расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике должна заключаться не в корректировке рыночного механизма, а в создании условий для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно; регулирующее воздействие государства, везде, где необходимо.

4.2. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики.
Возможности и границы государственного регулирования
экономики

В современной экономике перед государством стоят многообразные задачи, поэтому помимо классических (роль «ночного сторожа») государство в настоящее время выполняет и экономические функции, представление о которых дает табл. 4.1.

Таблица 4.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.057 с.)