Тема 11. Государственное регулирование экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Государственное регулирование экономики.



Сущность государственного регулирования экономики. Необходимость госрегулирования. Место госрегулирования в хозяйственном механизме. Цели госрегулирования. Средства государственного регулирования экономики. Объекты государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики.

Тема 12. Налоги.

Сущность налога и налоговой системы. Виды и группы налогов. Основные налоги. Федеральные, региональные и местные налоги. Налоговое бремя. Структура налогообложения. Принципы налогообложения. Налоговая ставка и ее виды. Воздействие налогов на экономику. Проблемы сбора налогов. Кривая Лаффера. Международные аспекты налогообложения. Международное регулирование двойного налогообложения. Гармонизация налоговых систем.

Тема 13. Государственный бюджет.

Понятие государственного бюджета. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Теоретические подходы к бюджету. Концепции государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета и способы е го финансирования. Государственный долг, его виды и последствия. Проблема внешнего долга. Бюджетная система. Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения).

Тема 14. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.

Цели и инструменты фискальной политики. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение. Виды фискальной политики.

Тема 15. Доходы населения и социальная политика.

Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов. Государственная политика доходов. Регулирование доходов. Индексация доходов. Поддержка бедных слоев населения. Проблема социальной ориентации экономики Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности. Социальная политика государства.

Тема 16. Сущность мировой экономики.

Становление и сущность мирового хозяйства. Понятие мировой экономики. Международные экономические отношения и их формы. Возникновение и развитие экономических связей между странами. Международное разделение труда. Уровень участия страны в мировой экономике. Понятие открытой и закрытой экономики.

Тема 17. Мировая торговля.

Содержание мировой торговли. Основные этапы в развитии мировой

торговли и ее динамика в современных условиях. Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене. Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены. Классические теории международной торговли. Стандартная модель международной торговли. Альтернативные теории международной торговли.

Тема 18. Мировая валютная система.

Национальные и мировая валютные системы. Золотой (золотомонетный) стандарт. Золотовалютный стандарт (Бреттон-Вудская валютная система). Система плавающих курсов. Валютные курсы и конвертируемость. Валюты и их виды. Конвертируемость валюты. Валютный рынок. Валютные курсы. Динамика валютных курсов. Коллективные валюты и счетные единицы. ЕBPО. Факторы, определяющие валютные курсы. Динамика ВВП. Паритет покупательной способности. Торговый баланс и баланс текущих операций. Различия в процентных ставках. Денежно-кредитная политика и валютный курс.

 


Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Макроэкономика»

 

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендации по освоению дисциплины для студента

Макроэкономика является базовым курсом для изучения всей системы экономических наук, поэтому не случайно, что освоение экономики начинается именно с данной дисциплины, что требует от студентов особой ответственности и добросовестности.

Во-первых, студенты обязаны посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов и проводится их математическое описание.

Во-вторых, студенты обязаны посещать семинарские занятия, готовиться к ним и активно работать. Задание к семинару выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. На семинарских занятиях студенты отвечают на основные и дополнительные вопросы, участвуют в их обсуждении, решают задачи, выступают с рефератами. В конце семинара преподаватель подводит итоги работы студентов и выставляет им оценки.

В-третьих, студенты занимаются самостоятельной работой, которая включает в себя ответы на вопросы и тесты, решение задач, написание рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

В-четвертых, студенты под руководством преподавателя занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

В-пятых, преподаватель для студентов проводит еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также все остальные, испытывающие потребности в помощи преподавателя при изучении макроэкономики.

В-шестых, студенты самостоятельно подготавливают и защищают курсовую работу по циклу.

В-седьмых, студенты сдают экзамен по теоретическому курсу.

Изучение дисциплины «Макроэкономика» формирует у студентов знание и понимание основ механизма функционирования рыночной экономики, которые помогут ориентироваться в различных рыночных ситуациях и избежать ошибок в практической деятельности.


Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«Макроэкономика»

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАДАНИЙ

(по видам СРС)

Темы для курсовой работы

 

1. Инфраструктура рынка: понятие и классификация.

2. Основные модели экономического роста.

3. Рынок труда и его роль в рыночной экономике. Особенности рынка труда в России.

4. Безработица: причины, основные виды. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.

5. Критерии оценки общественного благосостояния. Причины появления имущественной и социальной дифференциации населения.

6. Основные функции государства в рыночной экономике.

7. Уровень жизни: общая характеристика, основные показатели.

8. Формирование и распределение доходов в условиях рыночной экономики.

9. Протекционизм и либерализм как основа государственной экономической политики: сравнительная характеристика.

10. Валовой внутренний продукт: понятие, сущность, методы измерения.

11. Национальное богатство: концепция, определение, классификация.

12. Номинальные и реальные величины в макроэкономике, способы их измерения и сравнения.

13. Основные показатели системы национальных счетов, их сущность и значение.

14. Система национальных счетов: понятие, роль в макроэкономическом анализе и прогнозировании.

15. Кейнсианская модель общего равновесия. Эффекты мультипликатора и акселератора. «Кейнсианский крест».

16. Макроэкономическое равновесие в модели «AD – AS».

17. Макроэкономическое равновесие в модели «IS-LM».

18. Основные положения классической теория макроэкономического равновесия.

19. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева: основные положения.

20. Экстернальные и интернальные теории экономического цикла: сравнительная характеристика.

21. Деньги: понятие, функции, причины появления. Основные этапы развития денежного обращения.

22. Денежный рынок: понятие, функции, место в структуре финансового рынка.

23. Инфляция в России: причины, социально-экономические последствия, методы снижения.

24. Инфляция: понятие, причины появления. Основные антиинфляционные меры.

25. Кейнсианская модель равновесия на денежном рынке: основные положения.

26. Неоклассическая модель равновесия на денежном рынке: основные положения.

27. Банковская система: понятие, функции, структура.

28. Кредитная эмиссия денег: понятие, значение, механизм функционирования.

29. Основные функции и операции коммерческого банка. Роль коммерческих банков в рыночной экономике.

30. Центральный банк: основные функции и операции. Роль ЦБ в рыночной экономике.

31. Рынок ценных бумаг: понятие, функции, структура.

32. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: общая характеристика.

33. Методы формирования и управления портфелем ценных бумаг.

34. Сущность и методы государственного регулирования экономики.

35. Государственный бюджет: понятие, значение, источники формирования. Концепции бюджетной политики.

36. Государственный долг в России: причины образования и способы погашения.

37. Денежно-кредитное регулирование национальной экономики.

38. Налоги: понятие, функции, основные виды. Роль налогового регулирования в рыночной экономике.

39. Роль государственного сектора в рыночной экономике. Мультипликатор государственных закупок и трансфертов.

40. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.

41. Особенности макроэкономической политики в открытой экономике.

42. Валютный курс, его роль в системе макроэкономических показателей. Способы определения валютного курса.

43. Мировой валютный рынок: сущность, функции, место в структуре мирового финансового рынка.

44. Основные формы международных экономических отношений.

45. Основные этапы формирования международной валютной системы.

46. Влияние иностранных инвестиций на развитие национальной экономики.

47. Место России в структуре международного рынка труда.

48. Всемирная торговая организация (ВТО): основные цели, принципы функционирования.

49. Концепции внешнеторговой политики – свободная торговля и протекционизм – их положительные и отрицательные стороны.

50. Положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО.

51. Понятие и структура платежного баланса страны.

52. Этапы развития теории международной торговли.

53. Место России в структуре современной мировой экономической системы.

54. Современная международная валютно-финансовая система.

55. Вывоз капитала как форма международных отношений.

56. Роль международных финансовых институтов в развитии мировой экономики.

57. Региональная интеграция как тенденция развития международных отношений.

58. Современное социально-экономическое положение России.

Подготовка и защита курсовой работы

Объем курсовой работы – не менее 10 стр. Обязательно использование не менее _5_ отечественных и не менее _3_ иностранных источников, опубликованных в последние _8_ лет. Обязательно использование электронных баз данных (приложение).

Процедура защиты реферата выступление с устной презентацией результатов с последующим групповым обсуждением.  

Критерии оценивания

· соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы__2__ баллов;

· соответствие целям и задачам дисциплины__2__ баллов;

· постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение__3__ баллов;

· логичность и последовательность в изложении материала__3__ баллов;

· способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой__2__ баллов;

· объем исследованной литературы и других источников информации__2__ баллов;

· способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса__2__ баллов;

· умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию_2___ баллов;

· навыки планирования и управления временем при выполнении работы__1__ баллов;

· обоснованность выводов__3__ баллов;

· правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.) __1__ баллов;

· соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста) _1___ баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.031 с.)