Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Квалификация (степень) выпускникаСтр 1 из 5Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.3- Макроэкономика (указывается шифр и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС и учебным планом)
Экономика |
||||||||||||||||||||||||
(указывается индекс и наименование направления/специальности) | |||||||||||||||||||||||||
Квалификация (степень) выпускника |
Бакалавр | ||||||||||||||||||||||||
(бакалавр / магистр / специалист) | |||||||||||||||||||||||||
Профиль подготовки бакалавра | |||||||||||||||||||||||||
(указывается индекс и наименование профиля) | |||||||||||||||||||||||||
или Программа подготовки магистра | |||||||||||||||||||||||||
(указывается наименование программы) | |||||||||||||||||||||||||
или Специализация подготовки специалиста | |||||||||||||||||||||||||
(указывается индекс и наименование специализации) | |||||||||||||||||||||||||
Форма обучения |
Очная | ||||||||||||||||||||||||
(очная, очно-заочная и др.) | |||||||||||||||||||||||||
Факультет |
Экономический | ||||||||||||||||||||||||
(указывается полное наименование факультета Института, заказавшего программу) | |||||||||||||||||||||||||
Выпускающая кафедра |
Экономики и финансов | ||||||||||||||||||||||||
(указывается полное наименование выпускающей кафедры) | |||||||||||||||||||||||||
Кафедра-разработчик рабочей программы |
Экономики и финансов | ||||||||||||||||||||||||
(указывается полное наименование кафедры, составившей и реализующей программу) | |||||||||||||||||||||||||
КУРС | Семестр | ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ (ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ) | ЧАСЫ (по наличию видов занятий) | Вид итогового контроля (экзамен, зачёт, дифф. зачет) | |||||||||||||||||||||
ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ | АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА | |||||||||||||||||||||||
ВСЕГО/ всего в интерактивной форме | ЛЕКЦИИ | ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ | АУДИТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ | Другие виды занятий | ВСЕГО
| КУРСОВАЯ РАБОТА | РЕФЕРАТ | Другие виды самост. работы | |||||||||||||||||
ПРАКТИЧЕСКИЕ Занятия | СЕМИНАРЫ | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 5 | 180 | 108/16 | 28 |
| 44 | 36 | 72 | 2 | 70 | экзамен | |||||||||||||
Начальник учебно-методического отдела
__________/_____________
«____» ___________201__
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
201_ г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
/оборотная сторона титульного листа/
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) ВПО по направлению/специальности подготовки
_ _____________________________ 080100.62Экономика _________________________________
(указывается индекс и наименование направления/специальности)
Программу составили:
кафедра_ Экономики и финансов ______________________________________________________
__доцент Кондрашов О.В.__ Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание
_____________________ Ф.И.О., должность, ученое звание, ученая степень
Эксперт(ы):
(выпускающие кафедры,
другие вузы,
представители работодателей)
Программа рассмотрена
на заседании кафедры-разработчика
рабочей программы ______________ Экономики и финансов ____________________________________
(наименование кафедры-разработчика рабочей программы)
«___» _______ 201___ г. Заведующий кафедрой Пупшис Т.Ф., к.э.н., профессор /______________/
(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание) (подпись)
Программа рассмотрена
на заседании выпускающей кафедры __________________________________________________________
(наименование выпускающей кафедры)
«___» _______ 201____ г. Заведующий кафедрой ___________________/ /
(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание) (подпись)
Рабочая программа одобрена на заседании Ученого совета (номер протокол) «___» _____ 201 __ _ г.
Учебная дисциплина обеспечена основной литературой
|
«___» ______201 __ г. Зав. библиотекой МИЭП при МПА ЕврАзЭС _________________/ /
(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание) (подпись)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.3- Макроэкономика
(указывается шифр и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС и учебным планом)
Разделы рабочей программы
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВПО.. 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7
4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 11
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 12
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 13
Приложения к рабочей программе дисциплины
Приложение 1. Аннотация рабочей программы
Приложение 2. Технологии и формы преподавания
Приложение 3. Технологии и формы обучения
Приложение 4. Перечень тем заданий (по видам СРС)
Приложение 5. Оценочные средства и методики их применения
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Макроэкономика» является достижение следующих результатов образования:
знания:
· на уровне представлений: закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
· основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;
· основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины;
· основы построения, расчета и анализа современной системы показателей макроэкономики.
умения:
· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно – правовой базы макроэкономические показатели;
· использовать источники экономической информации;
· анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о макроэкономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения макроэкономических показателей;
· прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических явлений и процессов на макроуровне;
· представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде курсовой работы, выступления, доклада, информационного обзора.
навыки:
· владения методологией макроэкономического анализа;
· владения современными методами сбора и обработки данных для макроэкономического анализа;
· методики расчета и анализа макроэкономических показателей.
Перечисленные результаты образованияявляются основой для формирования следующих компетенций:
общекультурных компетенций:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны (ОК-3);
|
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
профессиональных компетенций:
- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя соответствующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина Б3.Б.3 «Макроэкономика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 Экономика (квалификация – «бакалавр»).
Дисциплина «Макроэкономика» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.
Дисциплина «Макроэкономика» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра экономики.
Дисциплина предшествует изучению следующих дисциплин профессионального цикла: «Макроэкономика», «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Финансы» и др.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___5_____ зачетных единиц, ___180_____часов.
3.1. Содержание (дидактика) дисциплины
КУРС | СЕМЕСТР | Номера разделов |
Наименование разделов и тем | ВСЕГО
| АУДИТОРНЫЕ | Самостоятельная работа студентов | ||||
ВСЕГО/ в том числе в интерактивной форме | Лекции | Аудиторный практикум (семинар) | Лабораторный практикум | |||||||
1 | 2 | Тема 1. Предмет и методологические принципы макроэкономики | 10 | 7 | 2 | 5 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 2. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов | 10 | 7/2 | 2 | 5 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие | 10 | 7/2 | 2 | 5 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 4. Экономическое развитие, экономический рост и экономический цикл | 10 | 6 | 2 | 4 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 5. Безработица | 10 | 5 | 1 | 4 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 6. Инфляция | 10 | 5 | 1 | 4 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 7. Деньги и денежный рынок | 10 | 6/2 | 2 | 4 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 8. Банковская система | 10 | 5 | 2 | 5 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 9. Монетарная (денежно-кредитная) политика | 10 | 6/2 | 1 | 5 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 10. Финансовый рынок | 10 | 6/2 | 2 | 4 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 11. Государственное регулирование экономики | 10 | 6 | 2 | 4 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 12. Налоги | 10 | 5 | 1 | 4 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 13. Государственный бюджет | 10 | 6/2 | 2 | 4 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 14. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика | 10 | 7/2 | 2 | 5 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 15. Доходы населения и социальная политика | 10 | 5 | 1 | 4 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 16. Сущность мировой экономики | 10 | 6/2 | 1 | 5 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 17. Мировая торговля | 10 | 6 | 1 | 5 | 4 | |||
1 | 2 | Тема 18. Мировая валютная система | 10 | 5 | 1 | 4 | 4 | |||
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ | 180 | 108/16 | 28 | 80 | 72 |
Аудиторный практикум
№ п / п | Номер и наименование раздела дисциплины | Тема практического занятия | Объем, ауд. часов | |
1 | Тема 1. Предмет и методологические принципы макроэкономики | Предмет макроэкономики. Методы исследования. Макроэкономический анализ. | 5 | |
2 | Тема 2. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов | Система национальных счетов и ее показатели. Сущность и структура Системы национальных счетов. | 5 | |
3 | Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие | Макроэкономическая неравномерность. Значение модели равновесия Вальраса Модели AD —AS и IS LM. Классическая модель макроравновесия в экономике. | 5 | |
4 | Тема 4. Экономическое развитие, экономический рост и экономический цикл | Экономический рост и его показатели. Факторы и типы экономического роста, его значение и издержки. Государственная политика и экономический рост. | 4 | |
5 | Тема 5. Безработица | Виды безработицы. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. | 4 | |
6 | Тема 6. Инфляция | Инфляция, сущность и виды. Ползучая, галопирующая и гиперинфляция. Причины инфляции. | 4 | |
7 | Тема 7. Деньги и денежный рынок | Деньги и денежная система. Сущность денег. Деньги и их функции. Виды денег. Денежные агрегаты. | 4 | |
8 | Тема 8. Банковская система | Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки | 5 | |
9 | Тема 9. Монетарная (денежно-кредитная) политика | Теоретические подходы к денежно-кредитной политике. Инструменты монетарной политики. | 5 | |
10 | Тема 10. Финансовый рынок | Структура финансового рынка. Государство и финансовый рынок. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг | 4 | |
11 | Тема 11. Государственное регулирование экономики | Место госрегулирования в хозяйственном механизме. Цели госрегулирования. Средства государственного регулирования экономики. | 4 | |
12 | Тема 12. Налоги | Структура налогообложения. Принципы налогообложения. Налоговая ставка и ее виды. Воздействие налогов на экономику | 4 | |
13 | Тема 13. Государственный бюджет | Понятие государственного бюджета. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. | 4 | |
14 | Тема 14. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика | Цели и инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики. | 5 | |
15 | Тема 15. Доходы населения и социальная политика | Государственная политика доходов. Регулирование доходов. Индексация доходов | 4 | |
16 | Тема 16. Сущность мировой экономики | Международные экономические отношения и их формы. Возникновение и развитие экономических связей между странами. | 5 | |
17 | Тема 17. Мировая торговля | Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене. Ценообразование на мировом рынке товаров. | 5 | |
18 | Тема 18. Мировая валютная система | Национальные и мировая валютные системы. Золотой (золотомонетный) стандарт. Система плавающих курсов. Валютные курсы и конвертируемость | 4 | |
Итого:
| 80 |
Лабораторный практикум
№ п/п | Номер и наименование раздела дисциплины | Тема лабораторного занятия | Наименование лаборатории | Объем, ауд. часов |
1 | ||||
2 | ||||
… | ||||
Итого: |
И т.д.
Номер и наименование раздела дисциплины | СОДЕРЖАНИЕ учебного задания | время (час) | |||||
СРС | |||||||
1 | Тема 1. Предмет и методологические принципы макроэкономики | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
2 | Тема 2. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
3 | Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
4 | Тема 4. Экономическое развитие, экономический рост и экономический цикл | Подготовка к лекциям и семинарам. Подготовка докладов. | 4 | ||||
5 | Тема 5. Безработица | Подготовка к лекциям и семинарам. Подготовка докладов. | 4 | ||||
6 | Тема 6. Инфляция | Подготовка к лекциям и семинарам. Подготовка докладов. | 4 | ||||
7 | Тема 7. Деньги и денежный рынок | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
8 | Тема 8. Банковская система | Подготовка к лекциям и семинарам. Подготовка докладов. | 4 | ||||
9 | Тема 9. Монетарная (денежно-кредитная) политика | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
10 | Тема 10. Финансовый рынок | Подготовка к лекциям и семинарам. Подготовка докладов. | 4 | ||||
11 | Тема 11. Государственное регулирование экономики | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
12 | Тема 12. Налоги | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
13 | Тема 13. Государственный бюджет | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
14 | Тема 14. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика | Подготовка к лекциям и семинарам. Подготовка докладов. | 4 | ||||
15 | Тема 15. Доходы населения и социальная политика | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
16 | Тема 16. Сущность мировой экономики | Подготовка к лекциям и семинарам. Подготовка докладов. | 4 | ||||
17 | Тема 17. Мировая торговля | Подготовка к лекциям и семинарам. | 4 | ||||
18 | Тема 18. Мировая валютная система | Подготовка к лекциям и семинарам. | 2 | ||||
19 | Подготовка курсовой работы | 2 | |||||
ВСЕГО: | 72 | ||||||
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с:
– Положением о порядке проведения промежуточной аттестации студентов МИЭП при МПА ЕврАзЭС;
НЕДЕЛИ СЕМЕСТРА
Условные обозначения:
- ДЗ – домашнее задание;
- Т - тестирование;
- О - опрос;
- К- защита курсовой работы;
- Э -экзамен
Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине в следующих формах:
· опрос;
· письменные домашние задания;
· работа на семинарских занятиях (работа у доски, подготовка докладов, участие в их обсуждении);
· отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов, отчетов к лабораторным работам и письменных домашних заданий.
Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме письменного экзамена, который оформляется по результатам выполнения предусмотренных рабочей программой контрольных мероприятий либо в результате сдачи в устной/письменной форме экзамена по вопросам.
Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить результаты образованияпо данной дисциплине, включены в состав РП дисциплины и перечислены в Приложении 5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Основная литература:
1) Липсиц И.В. Экономика: учебник / И. В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2011.
2) Макконнелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2009.
3) Экономическая теория / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб: Питер, 2009.
4) Экономика: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2006.
5.2.Дополнительная литература:
1) Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика: Пер. с англ. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 768 с. –(Серия "Классика МВА").
2) Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: Пер. с англ. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
3) Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 17-го англ. изд. – М.: ИНФРА–М, 2009.
4) Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Макроэкономика: Пер. с 18-го англ. изд.. – М.: Вильямс, 2009.
5) Современная экономика: учебник / под ред. О. В. Мамедова. – М.: КНОРУС, 2010.
6) Экономическая теория / Г. М. Гукасьян, В. А. Амосова, Г. А. Маховикова; под общ. ред. Г. М. Гукасьян. – СПб.: Питер, 2003.
7) Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат / Н. Н. Думная, М. А. Эскиндаров; под ред. Н. Н. Думной и М. А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008.
5.3. Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:
1) Библиотека материалов по экономической тематике. – http://www.libertfrium.ru/librfry.
2) Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России. –
3) http:/www.finansy.ru.
4) Мониторинг экономических показателей. – http.//www.budgetrf.ru.
5) Рос.Бизнес.Консалтинг (материалы политического и обзорного характера). –
6) http:/www.rbc.ru.
7) 6. Журналы: Вопросы экономики. - http://vopreco.ru.
8) Эксперт. - http://www.expert.ru.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Лекционные занятия:
1) комплект электронных презентаций/слайдов,
2) аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук).
2. Практические занятия
1) комплект электронных презентаций/слайдов,
2) аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук).
3. Прочее
1) рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет,
2) рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде,
Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Макроэкономика»
Аннотация рабочей программы
Дисциплина «Макроэкономика» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «Экономика». Дисциплина реализуется на факультете Экономики и Таможенного дела Межрегионального института экономики и права при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС кафедрой экономики и финансов.
Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций ОК-1,ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-9, профессиональных компетенций ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-15 выпускника.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с макроэкономикой.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студента, консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме оценки работы на практических и семинарских занятиях, рубежный контроль в форме домашних заданий и опросов на занятиях и промежуточный контроль в форме экзамена или зачёта
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные 28 часов, практические 80 часов и 72 часа самостоятельной работы студента.
Приложение 2
к рабочей программе дисциплины
«Макроэкономика»
Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
Образовательные технологии
Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
- Контекстное обучение – позволяет находить взаимосвязанные цепочки процессов в практической экономической ситуации и фундаментальными основами дисциплины
- Проблемное обучение – позволяет стимулировать студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
- Междисциплинарное обучение – данная форма позволяет использовать знания из разных областей, группировать их в контексте решаемой задачи.
- Ситуационное моделирование – данная технология позволяет студенту смоделировать и проанализировать конкретную экономическую среду, сделать выводы.
- Деловая игра – позволяет включить студента непосредственно в процесс решения экономической задачи, позволяет рассматривать процесс со всех сторон, формировать необходимые решения задачи
Тема 5. Безработица.
Понятие и показатели безработицы. Виды безработицы. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Государственная политика борьбы с безработицей.
Тема 6. Инфляция.
Инфляция, сущность и виды. Ползучая, галопирующая и гиперинфляция. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Последствия и издержки инфляции. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. «Импортируемая» инфляция. Измерение и показатели инфляции. Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера. Регулирование инфляции. Антиинфляционная политика.
Тема 8. Банковская система
Кредит и кредитная система. Ссудный капитал и кредит. Формы кредита. Функции кредита. Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки. Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты). Особенности кредитной системы в России. Коммерческие банки и их операции. Сущность пассивных операций. Сущность активных операций. Банковские услуги. Взаимосвязь банковских операций. Банковские резервы. Создание денег коммерческими банками. Депозитный мультипликатор. Денежный мультипликатор.
Тема 10. Финансовый рынок.
Структура финансового рынка. Государство и финансовый рынок. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Облигации. Акции. Величина дивиденда. Доход по акциям. Векселя. Фондовая биржа и внебиржевой рынок. Виды операций на рынке ценных бумаг. Кассовые и срочные операции. Купля-продажа ценных бумаг. Государственное регулирование операций на рынке ценных бумаг. Биржевые индексы. Биржевые котировки. Рейтинговые оценки облигаций.
Тема 12. Налоги.
Сущность налога и налоговой системы. Виды и группы налогов. Основные налоги. Федеральные, региональные и местные налоги. Налоговое бремя. Структура налогообложения. Принципы налогообложения. Налоговая ставка и ее виды. Воздействие налогов на экономику. Проблемы сбора налогов. Кривая Лаффера. Международные аспекты налогообложения. Международное регулирование двойного налогообложения. Гармонизация налоговых систем.
Тема 17. Мировая торговля.
Содержание мировой торговли. Основные этапы в развитии мировой
торговли и ее динамика в современных условиях. Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене. Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены. Классические теории международной торговли. Стандартная модель международной торговли. Альтернативные теории международной торговли.
ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Рекомендации по освоению дисциплины для студента
Макроэкономика является базовым курсом для изучения всей системы экономических наук, поэтому не случайно, что освоение экономики начинается именно с данной дисциплины, что требует от студентов особой ответственности и добросовестности.
Во-первых, студенты обязаны посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов и проводится их математическое описание.
Во-вторых, студенты обязаны посещать семинарские занятия, готовиться к ним и активно работать. Задание к семинару выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. На семинарских занятиях студенты отвечают на основные и дополнительные вопросы, участвуют в их обсуждении, решают задачи, выступают с рефератами. В конце семинара преподаватель подводит итоги работы студентов и выставляет им оценки.
В-третьих, студенты занимаются самостоятельной работой, которая включает в себя ответы на вопросы и тесты, решение задач, написание рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
В-четвертых, студенты под руководством преподавателя занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
В-пятых, преподаватель для студентов проводит еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также все остальные, испытывающие потребности в помощи преподавателя при изучении макроэкономики.
В-шестых, студенты самостоятельно подготавливают и защищают курсовую работу по циклу.
В-седьмых, студенты сдают экзамен по теоретическому курсу.
Изучение дисциплины «Макроэкономика» формирует у студентов знание и понимание основ механизма функционирования рыночной экономики, которые помогут ориентироваться в различных рыночных ситуациях и избежать ошибок в практической деятельности.
Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«Макроэкономика»
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАДАНИЙ
(по видам СРС)
Темы для курсовой работы
1. Инфраструктура рынка: понятие и классификация.
2. Основные модели экономического роста.
3. Рынок труда и его роль в рыночной экономике. Особенности рынка труда в России.
4. Безработица: причины, основные виды. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.
5. Критерии оценки общественного благосостояния. Причины появления имущественной и социальной дифференциации населения.
6. Основные функции государства в рыночной экономике.
7. Уровень жизни: общая характеристика, основные показатели.
8. Формирование и распределение доходов в условиях рыночной экономики.
9. Протекционизм и либерализм как основа государственной экономической политики: сравнительная характеристика.
10. Валовой внутренний продукт: понятие, сущность, методы измерения.
11. Национальное богатство: концепция, определение, классификация.
12. Номинальные и реальные величины в макроэкономике, способы их измерения и сравнения.
13. Основные показатели системы национальных счетов, их сущность и значение.
14. Система национальных счетов: понятие, роль в макроэкономическом анализе и прогнозировании.
15. Кейнсианская модель общего равновесия. Эффекты мультипликатора и акселератора. «Кейнсианский крест».
16. Макроэкономическое равновесие в модели «AD – AS».
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.192 с.)