Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы дедуктивного методаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание – аксиомы; 2. Каждую сложную проблему разделять на частные задачи; 3. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; 4. Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. Большинство знаний достигается благодаря познанию и методу дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах. Это «врожденные идеи» - изначально очевидные и достоверные знаний, которые всегда пребывают в разуме человека («Бог», «число», «тело», «душа», «структура»). Конечная цель познания - господство человека над природой. Б. Спиноза (1632 – 1677) «Богословско-политический трактат», «Этика». Главным недостатком декартовой теории субстанции считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция – сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя; с другой, все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, тем не менее сотворены кем-то иным – высшей и единственной истинной субстанцией – Богом. И в своем существовании полностью зависят от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношении сотворения, и в отношении существования от другой субстанции – Бога. Спиноза считал, чтобы решить противоречие дуализма нужно отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя (causa sui). Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а «с другой – «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога. Внешней причиной существования модусов является единая субстанция, они всецело зависят от нее, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Субстанция же бесконечна во времени и пространстве, вечна (несотворима и неуничтожима), неподвижна, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств (атрибутов), главные из которых – мышление и протяжение. Три рода знания: Низшая ступень - знание, основывающееся на воображении. (с опорой на чувственные восприятия внешнего мира). Вторая ступень - знание, основывающееся на уме. Истины выводятся посредством доказательств. Третья ступень - знание, опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством. Это истины, усматриваемые в интуиции, т.е. непосредственные созерцания ума. Они достоверны и отличаются наибольшей ясностью и отчетливостью. Готфрид Лейбниц (1646 – 1717). «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческом разуме». Учение о монадах.Монада – это простейшая духовная неделимая частица, из совокупности которых и состоит весь мир. Любая монада есть и душа и тело. Благодаря монаде материя обладает способностью самодвижения. Монада проста, неделима, неповторима, подвержена изменениям, непроницаема, замкнута, независима от других монад, неисчерпаема, бесконечна, активна. Монада - «живое зеркало Вселенной». 4 качества монады: стремление, влечение, восприятие, представление
Классы монад: «голые монады» – неорганика (камни, земля); монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) – обладают сознанием, памятью и умом. Высшая монада – Бог. Лейбниц пытается примирить эмпиризм и рационализм. Все знания он разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». Т. о., познание двояко. «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер. «Истины факта» - знания, полученные эмпирическим путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды).
Эмпиризм.
Фр. Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпиризма. «Новый Органон» и «Новая Атлантида». Учение о «призраках», «идолах». «Идолы» - это плохие привычки ума, которые ведут его к заблуждениям, мешая объективному познанию мира. — идолы рода связаны с тем, что человеческий ум и органы чувств от природы несовершенны, они подобны искривленному зеркалу, в котором преломляется свет истины; от этих идолов невозможно избавиться; — идолы пещеры – это личные суеверия и предрассудки, присущие тому или иному человеку; — идолы Рынка связаны с неадекватным употреблением слов; они мешают людям понять мысль, выраженную в словесной форме; — идолы Театра возникают из-за слепой приверженности авторитетам или общепринятым правилам мышления. Пути исследования: «Метод муравья» - исследователь похож на муравья, который тащит в муравейник то, что ему попадётся. «Метод паука» - исследователь как паук ткёт из себя паутину, в отрыве от опыта, конструирует реальность. «М етод пчелы» (истинный), - пчела, собрав пыльцу/нектар, перерабатывает получая новое качество – мёд. Так и исследователь, собирая, классифицируя нужные факты, обобщая их, получает новое знание. Лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции с использование рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Главные задачи познания – практические результаты деятельности человека (новые изобретения, развитие экономики) Отсюда известный афоризм Ф.Бэкона: «Знание – сила!». Томас Гоббс (1588 – 1671)«Левиафан» выступает против учения Р.Декарта о врожденных идеях. Источником познания по Гоббсу могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании – это полученные органами чувств сигналы из окружающего мира и их последующая переработка. Философ называет их «знаками». Виды знаков (Т. Гоббс) · сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений (пение птиц, рычание хищников, мяукание и т.д.); · метки – различные знаки, придуманные человеком для общения; · естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния и т.д.); · произвольные знаки общения – слова различных языков; · знаки в роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон); · знаки знаков – общие понятия. Дж. Локк (1632-1704) «Опыт о человеческом разуме» исследует проблемы теории познания. Человек получает знание из опыта, посредством деятельности органов чувств. Основная задача гносеологии – исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания. Знание должно стимулировать умственную деятельность человека и обслуживать нужды его практики. Идеи и понятия не являются врожденными, а имеют опытное происхождение. В момент своего рождения душа человека – чистый лист бумаги. Этот лист заполняется по мере практической и познавательной деятельности. Виды знаний по Локку · сенситивное знание (в ходе непосредственного восприятия предметов); - самое несовершенное. Оно показывает нам лишь существование и облик отдельных внешних предметов. · интуитивное знание (белое не есть черное); · демонстративное знание (выводное, доказательное); · умозрительное (умственное знание); - (интуитивное+демонстративное)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.158.84 (0.006 с.) |