Принципы дедуктивного метода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы дедуктивного метода



1. Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание – аксиомы;

2. Каждую сложную проблему разделять на частные задачи;

3. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;

4. Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

    Большинство знаний достигается благодаря познанию и методу дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах. Это «врожденные идеи» -  изначально очевидные и достоверные знаний, которые всегда пребывают в разуме человека («Бог», «число», «тело», «душа», «структура»).

    Конечная цель познания - господство человека над природой.

    Б. Спиноза (1632 – 1677) «Богословско-политический трактат», «Этика». Главным недостатком декартовой теории субстанции считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция – сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя; с другой, все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самой себя, тем не менее сотворены кем-то иным – высшей и единственной истинной субстанцией – Богом. И в своем существовании полностью зависят от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношении сотворения, и в отношении существования от другой субстанции – Бога. Спиноза считал, чтобы решить противоречие дуализма нужно отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя (causa sui). Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а «с другой – «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога. Внешней причиной существования модусов является единая субстанция, они всецело зависят от нее, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Субстанция же бесконечна во времени и пространстве, вечна (несотворима и неуничтожима), неподвижна, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств (атрибутов), главные из которых – мышление и протяжение.

Три рода знания:

    Низшая ступень - знание, основывающееся на воображении. (с опорой на чувственные восприятия внешнего мира).

    Вторая ступень - знание, основывающееся на уме. Истины выводятся посредством доказательств.

    Третья ступень - знание, опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством. Это истины, усматриваемые в интуиции, т.е. непосредственные созерцания ума. Они достоверны и отличаются наибольшей ясностью и отчетливостью.

    Готфрид Лейбниц (1646 – 1717). «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческом разуме». Учение о монадах.Монада – это простейшая духовная неделимая частица, из совокупности которых и состоит весь мир. Любая монада есть и душа и тело. Благодаря монаде материя обладает способностью самодвижения. Монада проста, неделима, неповторима, подвержена изменениям, непроницаема, замкнута, независима от других монад, неисчерпаема, бесконечна, активна. Монада - «живое зеркало Вселенной».

    4 качества монады: стремление, влечение, восприятие, представление

        

Классы монад:

«голые монады» – неорганика (камни, земля);

монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

монады человека (души) – обладают сознанием, памятью и умом.

Высшая монада – Бог.

    Лейбниц пытается примирить эмпиризм и рационализм. Все знания он разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». Т. о., познание двояко.

    «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер.

    «Истины факта» - знания, полученные эмпирическим путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды).

       

Эмпиризм.

        

    Фр. Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпиризма. «Новый Органон» и «Новая Атлантида».

    Учение о «призраках», «идолах».

    «Идолы» - это плохие привычки ума, которые ведут его к заблуждениям, мешая объективному познанию мира.

идолы рода связаны с тем, что человеческий ум и органы чувств от природы несовершенны, они подобны искривленному зеркалу, в котором преломляется свет истины; от этих идолов невозможно избавиться;

идолы пещеры – это личные суеверия и предрассудки, присущие тому или иному человеку;

идолы Рынка связаны с неадекватным употреблением слов; они мешают людям понять мысль, выраженную в словесной форме;

идолы Театра возникают из-за слепой приверженности авторитетам или общепринятым правилам мышления.

Пути исследования:

    «Метод муравья» - исследователь похож на муравья, который тащит в муравейник то, что ему попадётся.

«Метод паука» - исследователь как паук ткёт из себя паутину, в отрыве от опыта, конструирует реальность.

«М етод пчелы» (истинный), - пчела, собрав пыльцу/нектар, перерабатывает получая новое качество – мёд. Так и исследователь, собирая, классифицируя нужные факты, обобщая их, получает новое знание.

Лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции с использование рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Главные задачи познания – практические результаты деятельности человека (новые изобретения, развитие экономики) Отсюда известный афоризм Ф.Бэкона: «Знание – сила!».

    Томас Гоббс (1588 – 1671)«Левиафан» выступает против учения Р.Декарта о врожденных идеях. Источником познания по Гоббсу могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании – это полученные органами чувств сигналы из окружающего мира и их последующая переработка. Философ называет их «знаками».

Виды знаков (Т. Гоббс)

· сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений (пение птиц, рычание хищников, мяукание и т.д.);

· метки – различные знаки, придуманные человеком для общения;

· естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния и т.д.);

· произвольные знаки общения – слова различных языков;

· знаки в роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон);

· знаки знаков – общие понятия.

    Дж. Локк (1632-1704) «Опыт о человеческом разуме» исследует проблемы теории познания. Человек получает знание из опыта, посредством деятельности органов чувств. Основная задача гносеологии – исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания. Знание должно стимулировать умственную деятельность человека и обслуживать нужды его практики. Идеи и понятия не являются врожденными, а имеют опытное происхождение. В момент своего рождения душа человека – чистый лист бумаги. Этот лист заполняется по мере практической и познавательной деятельности.

Виды знаний по Локку

· сенситивное знание (в ходе непосредственного восприятия предметов); - самое несовершенное. Оно показывает нам лишь существование и облик отдельных внешних предметов.

· интуитивное знание (белое не есть черное);

· демонстративное знание (выводное, доказательное);

· умозрительное (умственное знание); - (интуитивное+демонстративное)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.01 с.)