Тема 5. Банк России как орган банковского регулирования и надзора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Банк России как орган банковского регулирования и надзора



Тема 5. Банк России как орган банковского регулирования и надзора

Цель изучения данной темы – раскрыть содержание деятельности Банка России в сфере банковского регулирования и надзора и показать направления ее совершенствования. Основные задачи: · выделить основные функции, которые выполняет Банк России в сфере банковского регулирования и надзора; · охарактеризовать структуру надзорного блока Банка России и его взаимодействие с другими регулирующими органами; · показать, какие задачи решает система банковского регулирования и надзора в настоящее время; · охарактеризовать элементы банковского надзора и выявить их роль в обеспечении стабильности банковской системы; · выяснить, какие полномочия предоставлены Банку России для проведения банковского регулирования и надзора.

http://eos.ibi.spb.ru/umk/7_4/5/5_R1_T5.html

 

Оглавление

 

5.1. Функции Банка России как органа банковского регулирования и надзора. 1

Вопросы для самопроверки. 4

5.2. Надзор при регистрации и лицензировании банковской деятельности. 4

Вопросы для самопроверки. 8

5.3. Пруденциальный надзор в процессе текущей деятельности банков. 8

Вопросы для самопроверки. 13

5.4. Работа Банка России с проблемными банками. Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. 13

Вопросы для самопроверки. 21

 

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на:

  • регулирование создания кредитных организаций, включая надзор при регистрации и лицензирование банковских операций;
  • надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;
  • регулирование и надзор в процессе реорганизации, финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций.

Вопросы для самопроверки

1. Какие функции выполняет Банк России как орган банковского регулирования и надзора?

2. Кто выполняет надзорные функции в регионах Российской Федерации?

3. Как определяется главная цель банковского регулирования и надзора действующим в Российской Федерации законодательством?

4. Перечислите основные полномочия Банка России по анализу и контролю финансового состояния банков, их отдельных операций и деятельности в целом.

5. Назовите основные виды надзора с позиции жизненного цикла кредитной организации.

Цель регистрации и лицензирования – не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей.

В ходе регистрации и лицензирования подтверждается:

1. Во-первых, правомочность учредителей банка на его создание (правомочность «выхода на рынок»).

2. Во-вторых, наличие у учредителей достаточных капиталов для обеспечения устойчивой работы банка.

3. В-третьих, квалификация и деловая репутация руководителей будущего банка.

Требования к учредителям кредитной организации и ее руководящим работникам установлены федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Учредителями кредитной организации может выступать широкий круг физических и юридических лиц, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т. е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка).

Юридическое лицо не может являться учредителем при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате.

Юридическое лицо – учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, обладать достаточными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года.

С целью обеспечения надлежащего уровня управления кредитной организацией и снижения на этой основе рисков ее деятельности закон устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера создаваемых кредитных организаций в отношении образования, опыта работы в банковской системе, деловой репутации и др.

Общий порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности определен Законом «О банках и банковской деятельности». Детально процедура регистрации кредитных организаций регламентирована Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Процедура регистрации кредитной организации включает следующие основные этапы.

1. Учредители кредитной организации до подписания учредительного договора (договора о создании) направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации. Банк России в течение трех рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований.

2. Учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению необходимый пакет документов.

3. Территориальное учреждение Банка России рассматривает представленные документы и принимает соответствующее решение в срок, не превышающий четырех месяцев с даты их поступления. При наличии замечаний по представленным документам они возвращаются учредителям с письменным заключением. При отсутствии замечаний территориальное учреждение направляет в Банк России положительное заключение с приложением подлинных документов, представленных учредителями кредитной организации.

4. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение всех необходимых для этого документов. При принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации происходит подписание свидетельства о государственной регистрации кредитной организации. Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по следующим основаниям: несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителей банка и главного бухгалтера, а также несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов Совета директоров (наблюдательного совета) установленным квалификационным требованиям; неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации; несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации, требованиям федеральных законов и нормативных актов Банка России. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивировано и сообщено учредителям кредитной организации в письменной форме.

5. Территориальное учреждение Банка России, получив свидетельство о регистрации кредитной организации и зарегистрированные учредительные документы:

- направляет учредителям уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов открываемого ей корреспондентского счета;

- вносит сведения о регистрации новой кредитной организации в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;

- выдает 1 экземпляр свидетельства о государственной регистрации кредитной организации и по 1 экземпляру ее учредительных документов председателю совета директоров или другому уполномоченному лицу кредитной организации.

Учредители кредитной организации должны оплатить 100 % ее уставного капитала, указанного в уставе, в течение одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации. Территориальное учреждение Банка России проверяет правомерность оплаты уставного капитала, подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100 % уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Лицензия является основанием для проведения кредитной организацией, зарегистрированной в качестве юридического лица, банковской деятельности.

В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. Для получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна располагать уставным капиталом в размере, установленном Банком России, оборудованием, необходимым для осуществления банковских операций, а также выполнять квалификационные требования, предъявляемые к специалистам в соответствии с нормативными актами Банка России.

В настоящее время в Российской Федерации вновь созданному банку могут быть выданы три вида лицензий на осуществление банковских операций:

· лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

· лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

· лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией второго вида.

С целью расширения своей деятельности банк может получить дополнительные лицензии. Для их получения он должен быть в течение последних 6 месяцев финансово устойчивым;

 выполнять установленные Банком России требования к размеру капитала; выполнять обязательные резервные требования Банка России;

не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; иметь соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля;

выполнять квалификационные требования Банка России к сотрудникам банка; соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Эта лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Эта лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте или одновременно с ней;

- генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций – нерезидентов.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в нем проводится комплексная инспекционная проверка или принимаются во внимание результаты инспекционной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России. Генеральная лицензия и лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет. При этом в ыдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предшествует принятие банка в систему страхования вкладов физических лиц в соответствии с условиями, предусмотренными Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23.12. 2003 года.

Вопросы для самопроверки

1. Какие задачи решаются в процессе лицензирования банковской деятельности? Как лицензирование влияет на устойчивость банковской системы?

2. Раскройте содержание основных этапов процедуры регистрации кредитной организации.

3. Какие виды лицензий могут быть выданы вновь созданному банку?

4. При каких условиях банк может получить лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц?

5. Какие дополнительные возможности дает банку генеральная лицензия?

При более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния, применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

Принудительные меры воздействия применяются, когда предупредительные меры не приносят результата и не могут обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются:

· нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России;

· непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации;

· создание реальной угрозы интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков) в результате совершаемых кредитной организацией операций.

Вопросы для самопроверки

1. С какой целью Банк России осуществляет надзор за текущей деятельностью кредитных организаций?

2. Какие задачи решаются в процессе дистанционного надзора и инспекционных проверок на местах? В чем различие между этими двумя формами надзора?

3. Что понимают под пруденциальными нормами деятельности кредитных организаций?

4. В чем особенности риск-ориентированного надзора?

5. В каких случаях Банк России применяет к кредитным организациям меры воздействия? Охарактеризуйте предупредительные и принудительные меры воздействия.

5.4. Работа Банка России с проблемными банками. Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Итогом пруденциального надзора является выявление проблемных банков, разработка и реализация мер по их оздоровлению. В этой работе участвуют специалисты дистанционного надзора и банковские инспектора. В процессе анализа отчетности и инспектирования банков основное внимание уделяется оценке банковских рисков и выявлению причин изменения финансового состояния банков. При этом используются разработанные Банком России стандартные методики анализа и соответствующие программные комплексы.

Действующий в настоящее время программный комплекс «Анализ финансового состояния банка» основывается на передовом международном опыте, он включает компоненты системы CAMELS, используемой ФРС США для определения рейтинга банков. Аналитический комплекс предусматривает проведение анализа банков по следующим направлениям:

· структурный анализ балансового отчета;

· анализ рентабельности деятельности банка и его отдельных операций;

· анализ достаточности капитала;

· анализ кредитного риска;

· анализ рыночного риска;

· анализ риска ликвидности.

Анализ финансового состояния с использованием аналитического комплекса проводится регулярно по каждому банку. При его проведении специалисты дистанционного надзора используют не только данные отчетности банков, но и материалы инспекционных проверок и заключения аудиторов, а также информацию, содержащуюся в Банке России и его территориальных учреждениях. В последние годы особое значение придается достоверности учета и отчетности, прозрачности собственности на капитал, полноте формирования резервов, качеству управления рисками, которые оцениваются в процессе проведения инспекционных проверок банков.

Методика оценки деятельности банков надзорным органом изложена в Указании № 2005-У от 30 апреля 2008 г. «Об оценке экономического положения банков», она согласуется с подходами, используемыми при оценке банков на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. Оценка экономического положения банков производится по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности, соблюдения банком обязательных нормативов, а также с учетом применения к банку мер воздействия.

К банкам, имеющим недостатки в деятельности, применяются различные меры принудительного характера в целях предупреждения возможности банкротств и восстановления платежеспособности кредитной организации:

· штрафы;

· ограничения на осуществление отдельных операций;

· запрет на осуществление отдельных операций (преимущественно на привлечение денежных средств физических лиц во вклады);

· требования о замене руководителей;

· запрет на открытие филиалов;

· отзыв лицензии считается крайней мерой, принимаемой после проведения комплексной профилактической работы.

В 2007 г. Банк России издал приказы об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у 54 кредитных организаций, в том числе у 44 кредитных организаций лицензии были отозваны за неоднократное нарушение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и у двух – в связи с неисполнением требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанностей по уплате обязательных платежей. У пяти кредитных организаций лицензии аннулированы в связи с принятием решения акционерами (участниками).

Банк России, реализуя свои функции в области банковского регулирования и надзора, принимает активное участие в процессах финансового оздоровления банков. Приоритетным направлением деятельности Банка России является организация работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:

1. Финансовое оздоровление кредитной организации.

2. Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.[4]

3. Реорганизация кредитной организации.

Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства возникают, когда кредитная организация:

· не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

· не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

· допускает абсолютное снижение величины собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

· нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

· нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 %;

· допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.[5]

При возникновении перечисленных ситуаций кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации, а Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. Все меры по предупреждению банкротства кредитных организаций реализуются до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России стремится к тому, чтобы кредитные организации устраняли возникшие у них основания для осуществления мер по предупреждению банкротства собственными силами, без предъявления соответствующих требований надзорным органом. С этой целью территориальные учреждения Банка России предварительно оценивают возможности устранения причин возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства силами кредитной организации или с участием акционеров (участников), кредиторов или иных лиц.[6] По результатам проведения оценки определяется целесообразность предъявления к кредитной организации требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или мероприятий по реорганизации.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

- изменение организационной структуры кредитной организации;

- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

- иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России; предоставления поручительств и банковских гарантий по кредитам для кредитной организации; предоставления отсрочки или рассрочки платежа; перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов; отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации; дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации; прощения долга кредитной организации; новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами; приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение; сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление; продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией, и иные меры.

Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать увеличение собственного капитала; снижение размера и удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов; увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов и иные меры.

Приведение в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств кредитной организации должно происходить в том случае, если величина собственных средств кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала. Кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина ее собственных средств по окончании второго и каждого последующего финансового года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного Федеральным законом «Об акционерных обществах» или Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации.

Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться: изменением состава и численности сотрудников кредитной организации; изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

В 2007 г. доля кредитных организаций, самостоятельно преодолевших возникшие у них финансовые трудности, составила 45 % от общего числа кредитных организаций, имевших основания для осуществления мер по предупреждению банкротства в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

К тем кредитным организациям, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть финансовые проблемы, Банк России предъявляет требование осуществить меры по финансовому оздоровлению. В течение 2007 г. Банком России были предъявлены требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению к 10 кредитным организациям, при этом 7 кредитных организаций выполнили требование в срок, а 3 кредитные организации требование не выполнили и в дальнейшем у них были отозваны лицензии на осуществление банковских операций.

Такое требование должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения требования Банка России руководитель кредитной организации обязан обратиться в Совет директоров (наблюдательный совет) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайством о ее реорганизации. При этом Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению, который должен в обязательном порядке содержать:

· оценку финансового состояния кредитной организации;

· указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

· меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

· меры по получению дополнительных доходов;

· меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

· меры по изменению организационной структуры кредитной организации;

· срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.

В дальнейшем Банк России контролирует выполнение планов финансового оздоровления. Например, в 2007 г. Банк России контролировал выполнение 13 кредитными организациями планов финансового оздоровления, из них 10 кредитных организаций восстановили свое финансовое положение.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, она назначается Банком России в те кредитные организации, в которых возникла реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1. Кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

2. Кредитная организация допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.

3. Кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 %.

4. Кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок.

5. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев. Состав временной администрации определяется приказом Банка России. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. Он распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» могут включаться ее служащие. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В этом случае руководитель временной администрации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.

При приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев. Действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации. В течение срока действия моратория:

- не начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени), проценты, иные финансовые санкции и не применяются другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей;

- не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов;

- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников).

При этом действие моратория не распространяется:

- на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

- на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации;

- на исполнение исполнительных документов, выданных до дня введения моратория на основании решений о взыскании задолженности кредитной организации по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.

В случае устранения причин, послуживших основанием для назначения временной администрации, Банк России принимает решение о прекращении ее деятельности. Он принимает решение о прекращении ее деятельности также после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

В 2007 г. Банк России осуществлял контроль за деятельностью 62 временных администраций. В этом же году деятельность 53 временных администраций по управлению кредитными организациями была прекращена, из них 41 – в связи с решением арбитражного суда о принудительной ликвидации и назначением ликвидатора, 12 в связи с признанием арбитражным судом кредитной организации несостоятельной банкротом) и назначением конкурсного управляющего.[7]

В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация не позднее чем через три дня после дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора обязана передать ему печати и штампы кредитной организации, а в срок, не превышающий 10 дней, – бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов кредитной организации, материальные и иные ценности кредитной организации, принятые от исполнительных органов кредитной организации.

К кредитной организации, имеющей признаки несостоятельности, Банк России может предъявить требование о реорганизации, которая может осуществляться в форме слияния или присоединения. В случае получения требования Банка России о реорганизации руководитель кредитной организации обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в Совет (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации. Совет (наблюдательный совет), в свою очередь, обязан в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора участвует в деле о банкротстве кредитной организации, которое рассматривается арбитражным судом. Помимо Банка России в деле о банкротстве участвуют: сама кредитная организация; конкурсный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.071 с.)