Понятие об информационной войне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об информационной войне



Человечество с незапамятных времен сталкивалось с проблемой информационных войн на всех уровнях, и лук, стрелы, мечи, пушки и танки, в конце концов, только завершали физический разгром сообщества, уже потерпевшего поражение в информационной войне.

Возможность применения каких-либо сведений с целью дестабилизации ситуации, дезинформации противника и т.п. была известна человечеству давно. Из глубокой древности до нас дошли сведения о попытках дезинформировать противника, запугать его и подорвать тем самым боевой дух. Использовались слухи: войска, например, Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух их противников.

Применялся прообраз современных избирательных технологий при выборах в Древнем Риме. Моральный дух воинов поддерживался особой идеологией (типа известного высказывания «со щитом или на щите»).

Искусство управлять мыслями и поступками людей развивалось и использовалось как секретное оружие правителями Шумера, Вавилона, Древ него Египта, Китая, Древней Греции и Рима. В трудах Геродота, Плутарха, Юлия Цезаря можно встретить описание некоторых приемов, которые позволяют подорвать волю к сопротивлению, вызвать предательство или спровоцировать панику. Для этого распускались слухи о преобладающем числе своих войск и их непобедимости, о наличии нового мощного оружия, об измене, пленении или бегстве командования, о хорошем обращении с пленными и др.

Отдельные успехи в таких информационных войнах даже сейчас удивляют. Так, с помощью XI Олимпийских игр проведенных в Берлине в 1936 году, А.Гитлеру удалось создать во всем мире положительный образ нацистской Германии и завоевать немалую личную популярность. Даже несмотря на вызывающие политические действия, почти пять тысяч городов присудили фюреру звание почетного гражданина. К 1939 году 1133 улицы и площади по всему миру носили его имя.

Показателем успешности информационной войны, развернутой А. Гитлером против человечества, является и распространенность его главного произведения. До 1945 года книга «Майн кампф» была переведена на 16 языков, а ее общий тираж составил 10 миллионов экземпляров. На тот момент с этим «бестселлером» могли соревноваться по популярности лишь Библия и «Капитал»! Еще в начале 1930-х годов «Майн кампф» издавалась огромными тиражами в США, Дании, Швеции, Италии, Испании, Японии и т. д. В 1933 году книга вышла в Англии: всего за пять лет было раскуплено почти 50 тысяч экземпляров. Успешная пропаганда своих идей по всему миру дала А. Гитлеру широкие возможности для привлечения союзников — новых врагов СССР.

Однако именно в XX в. специальное и направленное использование информационных средств и технологий с целью воздействия на сознание людей и через него на содержание общественной ситуации в целом постепенно приняло форму особой войны, где средством поражения выступает «мягкое» информационно-психологическое оружие.

Современные глобальные тенденции в области коммуникации демонстрируют совершенно новые результаты, практически недоступные в прошлом. Резко возрос объем информации, которую граждане стали получать вне контроля своих национальных правительств. Американский исследователь Пол Кеннеди констатирует: «Правительствам авторитарных государств становится все труднее держать свои народы в неведении. Чернобыль был быстро сфотографирован французским коммерческим спутником, а снимки быстро переданы на весь мир, включая и сам Советский Союз. Подавление китайским правительством выступления студентов на площади Тяньаньмэнь и шок, испытанный всем миром от этого события, сразу же потрясли и Китай благодаря радио, телевидению и телефаксу. Когда в конце 1989 г. рухнули коммунистические режимы в Восточной Европе, сообщения и видеосюжеты о падении одного из них стимулировали сходные процессы в соседних государствах».

Новый термин — «информационная война» - появился в середине 1970-х годов, когда противостояние социалистического и капиталистического лагерей было в самом разгаре. Его придумал ученый-физик Томас Рон, который не только первым понял, но и научно обосновал, что именно информация является самым слабым звеном любой армии.

Понятие «информационная война» стало широко применяться в связи с бурным развитием информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, электронных средств массовой информации, которые в настоящее время рассматриваются как высокоэффективные средства для достижения превосходства в научно-технической, военной, политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества.

Информационные войны (ИВ) стали войнами «нового поколения», использующими специальное структурирование информации, организацию ее подачи, манипулирование, дозирование, коллажирование и т.д.

Приемы и методы, используемые для ведения такой войны, похожи на атомную энергию, которая может служить людям, а может быть использована для их массового уничтожения. Технологии информационных войн могут применяться как во зло, так и на благо. Все зависит от того, с какой целью ведется информационная война:

· для самозащиты или

· для подготовки враждебных действий против другого государства.

В первом случае механизмы информационной войны помогают обществу и каждому отдельному человеку стабильно развиваться, становясь его надежной опорой в жизни, а во втором — приводят к полному социальному упадку и разрухе.

Современная ИВ может вестись постоянно, анонимно и незаметно, в любой точке информационного пространства, включая чужую территорию; объектом нападения здесь выступает культурное пространство противника, его сознание, и он долгое время может вообще не осознавать, что стал объектом нападения или управления извне. Все это обеспечивает значительную эффективность методов воздействия при минимизации потерь «агрессора», к тому же позволяя ему сохранять лицо мирного и цивилизованного государства.

Приемы информационных войн к XXI веку стали намного изощрённые, а потому опаснее. Ведь сегодня те, кто планирует и осуществляет информационные атаки, вооружены современными знаниями в области психологии. Это позволяет им воздействовать на подсознание и таким способом управлять нашими поступками. На смену прямолинейной пропаганде приходят психотехнологии, основанные на новейших достижениях психолингвистики, эриксонианского гипноза, НЛП. Все они отличаются высокой эффективностью информационного воздействия на подсознание человека, который даже не осознает не только его цель, но и то, что оно вообще происходит.

Главная отличительная особенность современных психотехнологий — они действуют на психику, минуя сознание. Из-за этого мы лишаемся возможности принимать взвешенные, логически обоснованные решения, а значит, теряем свободу воли. В результате вся наша жизнь, включая поведение, желания, эмоции и даже здоровье, оказывается под чужим контролем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.006 с.)