Процесс по формуле( per formula agere) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс по формуле( per formula agere)



Формула – это приказ судебного магистрата судье, содержащий программу судебного разбирательства. Идея в том, что судья рассматривает дело по содержащейся внутри инструкции. Именно этот приказ делает судью судьей, а дальше он продолжает быть обычным гражданином. Формула составляется судебным магистратом. Да, формула будет, да, судья ей связан, но эта формула подходит только под данные конкретные обстоятельства. Существуют типичные формулы, которые можно найти в эдиктах судебных магистратов.

In iure – решение дела перед судебным магистратом. Там должны оказаться и истец, и ответчик. Их что-то должно подтолкнуть собраться вместе. Соответственно должен появиться процесс вызова в суд (in ius vocatio). Истец должен сказать ответчику, что в такой то день он должен прийти к претору, чтобы там состоялся суд. Есть место, в котором ответчик обязан воспринимать вызовы в суд – это место есть его местожительство. В том месте, где ты живешь, ты обязан воспринимать приглашения в суд. В результате оказывается, что иск предъявляться может только по месту жительства ответчика. С одной стороны – это регулирование в пользу ответчику. Если истец пришел к дому ответчика и говорит: «Вызываю тебя в суд», то ответчик считается вызванным, даже если его не было в тот момент дома. После этого истец может пойти к магистрату судебному и может попросить ввести во владение собственностью ответчика(mission in bona). Истец должен иметь возможность вызвать тебя в суд, но если ты не обеспечиваешь такую возможность, то последствия могут быть плачевными.

Было бы здорово, если бы в стадию in iure ответчик являлся подготовленным. Т.е. до in ius vacatio должна состояться editio actionis т.е. истец приходит к ответчику, чтобы предупредить о том, что истец  должен предоставить «материалы» судебного разбирательства ответчику(определить то, о чем будет истец говорить, частично какие доказательства имеются у истца) т.е. был институт раскрытия доказательств. Истец по логике после консультации с юристом идет к ответчику, а потом сам ответчик, после встречи с истцом, идет к юристу.

Далее происходит такое действие, что претор выдает иск из ссуды(или любой другой иск). Претор может сразу отказать в выдаче иска, когда очевидно, что иск не может быть удовлетворен. Например, потому что имеются проблемы с активной или пассивной легитимацией на иск. Претор может сказать: «В этой ситуации есть такой иск, но ты не можешь пойти с ним.» Или пассивной легитимации: «В этом случае нужно идти к другому ответчику.»  

Если претор дает иск, то дальше слово ответчику, который может сделать одну из следующих вещей:

1. Признать иск(признать правоту истца), тогда процесс завершен(Претор признает confesio in iure)

2. Ответчик может сказать, что он не согласен с этим требованием. Ответчик может сказать, что не было такого, либо что из требования не вытекает тот вывод, который делает истец.

3. Ответчик может сказать, что существуют другие факты, которые препятствуют удовлетворению иска. Эти дополнительные факты включаются в exceptio. И это очень важно не забыть сделать ответчику, потому что если этого не сделать, то потом у ответчика не будет возможности ссылаться на эти факты. На такую эксцепцию тоже может быть возражение, которые называется replicatio.  

NB! Самое умное, что может сделать ответчик – это никак не реагировать, потому что в таком случае ответчик не признает наличие спора.

Еще на стадии in iure они должны выбрать судью(истец и ответчик). Большинство споров рассматривает единоличный судья. Некоторые другие споры рассматриваются коллегиально. Если истец и ответчик согласны, что спор их должен рассматривать такой гражданин, то претор возражать не будет и назначит его судьей. Если будут противоречия, то они будут выбирать кандидатуры из определенного списка претора, а если стороны не могут сойтись на магистратуре, то судебный магистрат судью выбирает самостоятельно.

Констенсационный

 

· Преклюзивный – спор в свое развитии не может быть повторен, если по этому дела была контистация, то судится по нему уже нельзя. Тут возникает вопрос, когда иск является идентичным произошедшему уже. Факты те же, а требование такое же. Если прийти с таким же делом, то истец проиграет только по тому, что уже был такой иск.

· Консервирующий -  если тот, кто дал обещание исполнить сделку, но если он умрет, то его обязательства могут быть отменены. Хотя, если это произошло после литис контенсацио, то такие обязательства не могут быть отменены. Есть такие иски, которые пассивно не наследуются, где деленквент отвечает, а его наследники нет. Если спор успел преодалеть литис котенсацио, потому обязательства закрепляются.

· Новирующий – новация – это замена одного обязательства другим. Римляне считают, что в момет литис контенсацио происходит новация. Т.е. до контенсации ответчик не обязан подчиняться суду, а после контенсации.

С легис контенсацио прекращаются множество способов обеспечения защиты обязательств. Очень трудно сказать, почему у легис контенсацио новирующий эффект. Идея в том, что об исполнении обязательства говорится до того, как ответчик попадает в судебный зал. А после попадания, то скорее всего вопрос ставится так, что сейчас нужно принимать последствия неисполнения иска.

По вещным искам контенсационионный процесс не предусматривает новирующего эффекта

Основная задача судьи – это ответить на вопросы, которые поставлены формулой, т.е. выполнить алгоритм, который выставлен формулой. Судья занимается оценкой доказательств. Основная задача судьи – установить факты, которые необходимы для решения проблемы.

Actio indicati – иск из судебного решения. В рамках этого спора не будет рассматриваться вопрос по существу опять. Истцу доказать нужно, что судебное решение было или что процесс был. Ответчик может отбиться, если сможет доказать, что судебного решения не было или что решение суда выполнено. Если окажется, что решение было и ответчик его не исполнил, то ответчик ведет себя не очень хорошо.

Проигрыш по actio indicati говорит о том, что поведение ответчика не самое хорошее, потому предмет тяжбы по actio indicate удваивается. Если ответчик не исполняет и этого. То истец пойдет к претору просить в вод имущество. Результатом станет продажа имущества с торгов и удовлетворение истца из суммы выручки. Рим не знает обращения взыскания на отдельные объекты и при чем на все имущество сразу. Если ты не исполняешь решение, то все твое имущество продается и распределяется между кредиторами, что также является стимулом исполнить решение суда добровольно.

Начинается все с назначения судьи. Потом идет программа судебного разбирательства, уложенное в одно предложение. Формулирование этого предложения и его структурирование – римляне достигли больших достижений. Из каких кирпичиков строится программа судебного разбирательства. Части формулы бывают основные и дополнительные.

Основные – это то, без которых формула данного иска существовать не может.

Основные части иска:

1. Intentio

Гай говорит, что это та часть формулы, в которой истец излагает свое притязание или требование. В интенции истец излагает то правоотношение, по которому возникло его требование. Бывает два вида интенция – certa и incerta. В определенной интенции четко определяется предмет спора, а в неопределенной интенции предмет спора четко не определен.

2. Demonstratio

3. Condemnatio

Omnis condemnatio pecuniaria – всякая кондемнация в деньгах. Кондемнация всегда выражена в денежной сумме. Будут всегда присуждать к выплате определенной суммы. Рим по общему правилу не знает к исполнению в натуре. Рим присуждает к денежной компенсации вместо исполнения в натуре.

4. Audidicatio

Дополнительный части формулы:

1. Эксцепцио

a. Peremptoria

b. Dilatoria

2. Прескрипцио

Прескприпцио – это написанное до. Было две формы pro reo – в пользу ответчика, pro actory – прескрипция в пользу истца.

Pluris Petitio – требование большего. Если истец требует больше, чем ему подлежит, то он проигрывает дело и не может еще раз судиться. Например, требование созрело только в части и еще не наступил срок, потому это может стать причиной такого иска.

1. Pluris Petitio re – когда ты требуешь больше, чем тебе должны

2. Pluris Petitio temporis – требование по сроку

3. Pluris Petitio loco - требуешь не там, где это нужно

4. Pluris Petitio causa – отбирает право выбора, например, стоит выбор стих или 100 денег, а истец требует исключительно 100 денег.

Лекция №8 от 21.03.2019

Лицо – это тот кто или то, что может быть носителем прав. Лица – это те, кто обладают способностью нести гражданские права и обязанности. В Риме не все люди были лицами. Многие люди, в определенные эпохи большинство людей не были лицами. А среди тех, кто был, не было равенства в правоспособности.

Положение человека в обществе или что нас интересует правовой статус определяется принадлежностью его к тому или иному коллективу. Основных коллективов всего 2: гражданская община и семья.

Res publica summa familiarum – республика сумма семей

Civitas summa familiarum – община сумма семей

Свобода – это институт гражданина. Негражданин бесправен. Потому нет смысла говорить про бесправность негражданина, поскольку он равен работу. Манципация относится к умалению правоспособности. Освобождение подвластного сына из под отцовской власти должно вести к росту правоспособности. Но в глазах Римлян такой выход – это умаление правоспособности.

Римляне говорят, что правовое положение человека определяется тремя статусами:

1. Status libertatis

2. Status civitatis

3. Status familiae

Это было придумано в средневековье, но то, на что опираются было придумано в Риме. Было три вида умаления правоспособности:

1. Maxima(потеря свободы)

2. Media(потеря гражданства)

3. Minima (потеря семейного статуса)

Утрата свободы несет утрату последних двух, утрата гражданства ведет к потере семейного статуса. Разные аспекты статуса, свобода, гражданство и семья

Гражданство

Негражданин бесправен. Тот, кто тебе не гость и не гражданин, тот тебе враг. Единственный шанс, что гость будет защищен – это найти патрона, который будет защищать его. Сами иностранцы субъектами права не являются. На ранних этапах развития Рима оформляется через институт патроната и клиентеллы. Если патрон сделал гадость клиенту, то пусть он будет проклят. Правопорядок ставит под защиту отношения патроната и клиентеллы. Такие правоотношения не могли долго устраивать Рим. Появились специальные преторы по делам перегринов. Появились специальные формулы, в которых неграждане могли пользоваться нормами Римского права. Появляется ius gentium(право народов). Постепенно все больше и больше на неграждан распространяется правовой режим, который действует для граждан, а потом в начале первого века, Римское гражданство даруется всему населению Италии. В 212 году гражданами объявляются все свободные жители империи.

Все жители делятся на:

1. Cives Romani(Граждане)

2. Peregrini(Неграждане)

Существует множество категорий перегринов. В наихудшем положении находятся peregrini dedicitii – те перегрины, которые покорились самым позорным способом на войне. Дальше идут множество разных градаций, который зависит от договора Римлян и общины. Самое полное количество прав у peregrini latinius, которые пользуются правом заключать римские сделки и вступать в римский брак.

Свобода

В Риме люди делятся на свободных и рабов. Рабы – это люди, которые являются объектами права. Римляне вполне отдают отчет о том, что существует разница между рабом и животным. Но раб – это человек, который одновременно является вещью. Римское рабство было в разные эпохи.

В архаику рабов было мало, поскольку было мало войн. Рабы происходили из соседних общин. Это были люди по языку, по этносу, по культуре люди близкие римлянам. Это были представители народов и общин, с которыми римляне воевали постоянно. Это значит, что сами римляне оказывались у них на положении рабов. Значит будущее грозит новыми захватами. Соответственно жесткое обращение к рабам – это чревато. Это приводит к тому, что римское архаическое рабство – это патриархальное рабство. Т.е. раб сидит за одним столом с господином, вместе выходит работать. Эта картина радикально отличается от того, к чему приходит Рим.

Например, в 1 веке до нашей эры складывается другая система рабства. Соотношение населения Рима – это 4 раба к 1 гражданину. Господин уже не пашет со своим рабом, а его рабы обрабатывают его землю. Социальное положение раба меняется, экономическая функция раба меняется. С другой стороны, структура рабства сложна. Не все рабы имеют одинаковое социальное положение. Есть рабы, которые занимаются ручным трудом, а есть, которые занимаются интеллектуальным трудом. Так, например, греки могли быть репетиторами детей домвладыки, секретарями домовладыки.

Рим всю свою историю воюет. Это значит, что каждый римлянин рискует стать рабом. Римляне-рабы – это не что-то удивительное. Известно, что римские пролетарии(те, у кого нет ничего кроме потомства) старались затесаться в толпу рабов и претвориться рабами. Поскольку там кормят и дают ночлег. Освобождение раба в основном происходит, когда он не может уже трудиться. Что ведет к верной смерти. Рабство и свобода – это понятия юридические, но за ними стоит социальная реальность. И вопрос о том, кому лучше живется(рабу или свободному) очень сложен.

Правовое положение раба(servus). Раб – это человек, но вещь. Вещь манципируемая. Между рабами нет брака, нет родства. Рабы полностью неправоспособны, но своеобразный способ предоставить им имущественную правосостоятельность римляне придумали. Институт peculium. Пекулий – это какая-то часть имущества гражданина, которую он отдает рабу. Например, торговая лавка или торговый участок. Поскольку раб правосубъектностью не обладает. Переданное ему имущество остается в собственности господина. Главное юридическое отличие этой части имущества от других заключается в том, что раб может создавать обязательства для господина, который будет отвечать по ним в объеме пекулия. Обычно раб не может заключать сделок, которые бы возлагали на его господина обязательства. А если у раба есть пекулий, то может. Но господин будет отвечать по обязательствам не в полном объеме, а в объеме пекулия. Например, если раб набрал долгов на 200, а имущество по пекулию стоит 100, то господин будет отвечать только в пределах ста. Соответственно все долги и имущество по пекулию учитываются на отдельных счетах. Раб может свободно распоряжаться всеми вещами, входящими в состав пекулия. Обычно на это ему нужно согласие господина, но если есть пекулий, то такое согласие подразумевается. Обычно рабу пекулий отдают, когда его отпускают на волю. Пекулий позволяет стимулировать инициативу и старательность раба. Если раб предполагает, что ему от успехов предприятия ему нет разницы, то начнет плохо работать. Если бы пекулий не был передан вольноотпущенникам, то они бы обворовывали этот пекулий. Пекулий дается, чтобы заставить раба работать в итоге. То, что раб не правоспособен не подразумевает того, что он не может совершать сделок. Рабу доступны большинство сделок по приобретению и передаче имущества. Рабу не доступна цессия. Раб может осуществлять сделки обязывающие. По сделкам, которые направлены на возложение обязательств на господина, сделки, по которым господин превращается в должника, может заключаться только с согласия гражданина.

Основания возникновения рабского состояния:

1. Захват плен(occupatio) Вообще к рабству приводит только справедливые войны.  Римляне считают так, если гражданин попал в плен, то считается, что он умер. Это нужно для того, чтобы он умер свободным. При таком раскладе сохраняет свою силу завещание. Если Римлянин возвращается из плена, то считается, что он в плене и не был.

2. Рождение от матери рабыни.

3. Продолжение сожительства с рабом. Т.е. женщиной, которая не подчинилась запрету хозяина раба. Если женщина состоит в отношениях с рабом и не подчиняется указанию хозяина раба о том, что они не должны жить вместе, то она сама становится рабыней.

4. Участие в махинации по продаже раба с целью поучаствовать в выручке. Предполагается, что если двое свободных договариваются о том, что одного из них продают как раба. А потом второй заявляет, что он свободный и уходит, а прибыль делят пополам.

Прекращения рабского состояния:

1. Приобретение свободы по давности

2. Отпуск раба на волю(manumission – отпуск раба на волю). Эта сделка господина раба, который своим волеизъявлением может сделать раба свободным. Рим знает несколько способов освобождения раба:

a. Manumissio vindicta – это форма in iure cessio. Это сделка по вендикационному иску. Эта сделка смоделирована из иска о истребовании в свободу(вендикация в свободу). Чтобы инициировать спор о свободе раба, то нужен был другой человек, который становился заступником раба. Т.е. если ставилась цель освободить раба, то на требование о том, что раб свободен, господин молчит

b. Manumissio censu. Цензовый список – это список всех граждан. Если с разрешения господина, раба включают в список, то он становится новым римским гражданином.

c. Manumissio testamento -  сделка на случай смерти. Господин раба распоряжается, что когда тот умрет, то такие-то рабы должны стать свободными. У такого раба не будет патрона, поскольку его патрон уже мертв. Можно отпустить раба по завещанию с установлением условия, например, при выполнении рабом определенного условия, указанного в завещании.

Позднее к этим видам добавились другие, например, освобождение в христианской церкви, освобождение по средствам письма, освобождение, осуществленное заявлением в кругу друзей. Последние два способа не вели к прекращению рабства, но претор защищал такого раба как свободного. После освобождения раб становится вольноотпущенником. Свободные в Риме делились на две категории: свободные и вольноотпущенником. В их статусах есть некоторые различия.

После того, как отпускают раба, между бывшим хозяином и вольноотпущенником устанавливаются отношения патроната и клиентеллы. Клиент обязан относится к патрону с почтением, оказывать ему некоторые услуги. Если клиент нарушает некоторые обязанности, то патрон может истребовать его обратно в рабство. Этот институт появляется поздно, в позднюю классику. Патрон становится опекуном несовершеннолетних детей вольноотпущенника, опекуном вольноотпущенниц. Наследует за вольноотпущенником, если у того нет наследников и своего завещания.

Promissio operatum – вербальный контракт, по которому вольноотпущенник обещает, что отработает на патрона некоторое количество дней.

Patestas – римская семья имеет властную структуру. Существует теория, что предшественником римской семьи является некоторое образование, в виде семейной монархии, во главе которой стоял домовладыка.

Состав семьи:

· Pater familias – отец семейства или домовладыка.

· Filius filia – сын

· Filiaf – дочка

· Mater familias - жена(мать семейства) – если жена не под властью, то она не входит в состав семьи вообще.

· Uxor in manu – жена под властью домовладыки, тогда она член семьи. Тогда жена в семье занимает место дочери.

· Существует так же временная передача своего подвластного(сына) для работы в другой семье. В законах 12 таблиц существует норма о том, что только после третьей манципации возможна передача в состав семьи.

Дети сына находятся под властью. Жена и сын, которого усыновили, могут быть несвободнорожденными.

Вещи:

Dominium – право собственности.

Существует 4 вида власти, которые могут принадлежать домовладыке:

1. Власть над нисходящими

Отцовская власть в узком смысле или власть над нисходящими родственниками. Римляне говорят про него, как про право жизни и смерти. Это практически безграничная власть над нисходящими, вплоть до права смертной казни. В последней форме она ограничивается, но позже она начинает ограничиваться. Подвластный свободен и обладает правосубъектностью во многих отраслях права, но он или она не обладает имущественной правоспособностью. Субъектом гражданского права он или она быть не может. Может заключать сделки, но обязанности по ней будут возникать у отца. Военная добыча попадает к нему в лагерный пекулий(p. castrense). Основная особенность такого пекулия, что домовладыка им распоряжаться им не может, а сын может оставлять его по завещанию. Правовое положение похоже на узус.

Подвластные дети свободны и пользуются всеми правами, кроме гражданских. Основания прекращения patestas, как достижения определенного возраста не существует. Прежде чем говорить об усыновлении, нкжно сказать, что оно отличается от современного представления. Очень часто происходит усыновление 40-50 летних людей. Усыновление использовалось по разному, оно не сопоставимо. Существует две формы усыновления sui iuris – самовластные персоны, alieni iuris – персоны, которые находятся под властью домовладыки. Усыновление персоны sui iuris – это adrogatio, а персоны alieni iuris – adoptio. Adrogatio – принимается народным собранием. Используется фикция: «Пусть кто-то будет сыном того-то, как если бы он был зачат им в барке.» Римляне не могли принять то, что сыном может стать кто-то другой, который не был зачат в браке. Тогда нужно создать прецедент о том, что факты могут быть изменены. И тогда норма будет распространяться на усыновление в том числе. Adoptio – это усыновление лица подвластного другому домвладыке. Осуществляется по средством сделки между усыновителем и домовладыкой усыновляемого.

Adoptio совершается следующим образом. Отец, который хочет передать сына в усыновление и усыновитель сначала совершают манципацию сына от отца к усыновителю. Усыновитель сына отпускает, после чего они опять совершают манципацию, после чего третий раз совершают. Власть усыновителя становится манципиум. Усыновитель манципирует этого сына обратно к отцу. И потом усыновитель предъявляет иск об истребовании сына(виндикационный иск). В котором говорит, что ему должны вернуть сына. Использованы старые институты, но все равно изобретено что-то новое. Отцовская власть прекращается, если домовладыка умирает или лишается гражданства, или свободы. Отцовская власть может прекратиться по средствам эманципации.

Эманципация совершается следующим образом: три манципации последовательно от отца к каком-то другу. После третьей манципации друг не отпускает сына, а манципирует его обратно отцу, у которого сын оказывается на положении ин манципио. Теперь отец его отпускает и отношения патроната и клиентеллы устанавливаются между отцом и отпущенным сыном.

2. Manus – власть над женой

Manus – это мужняя власть. С латыни рука. Перевод manus как власть мужа не совсем точен. Manus может существовать без брака, manus принадлежит не всегда мужу, а домовладыке мужа. Подвластная жена находится в семье на положение дочери. Жена полностью имущественно не правоспособна. Ей не принадлежат имущественные права и обязанности. Важно иметь в виду соотношение понятий manus и брак. Это два разных института, которые могут сосуществовать в одной и той же ситуации. Иногда в одной и той же ситуации мы увидим и брак, и манус. Может быть манус без брака и брак без манус. Сегодня считаются ошибочными старые представления о существование двух видов брака. Кум ману и сине ману – это один и тот же брак. Просто рядом с одним присутствует манус, а рядом с другим не присутствует брак.

Matrimonium iustum – это римский брак. Римляне признают и иные браки(брак перегринов), но с ними связывают иные последствия. Римляне воспринимают брак не как правоотношение, а как социальный факт. Римский брак заключается достаточно просто. Если мужчина и женщина, которые могут состоять в браке, начинают совместную жизнь с целью состоять в браке, то между ними брак. Намерение состоять в браке+совместная жизнь=брак. Чтобы римляне признали Matrimonium iustum нужно, чтобы оба были гражданами, либо, чтобы жена имела право вступать в римский брак(ius конубий). Дети будут римскими гражданами, будут входить в круг наследников при наследовании по закону. Жена тогда может называться Mater familias. Имущественных последствий римский брак не влечет. Имущественные отношения не зависят от брака.

Manus. Манус – это власть, фактически безграничная. Манус влечет самые серьезные имущественные последствия. Попадая под власть мужа она утрачивает имущественную правоспособность, если такая была. Если у нее было имущество, то все это имущество попадает к новому домовладыке. Все имущество, совокупность прав и обязанностей переходит от одного лиц к другому. Универсального правопреемства. Идея универсального правопреемства сформировалась не сразу. Сначала считали, что к новому владыке попадали только все права, но не обязанности(долги). Преторы побороли эту несправедливость права. Стали давать уже зависимой женщине иски, как если бы женщина уже не претерпела умаление правоспособности. С момента вступления под manus женщина начинает приобретать все в пользу мужа или домовладыки мужа.

Manus устанавливается тремя способами.

a. Confarreatio – это торжественный обряд со свидетелями. Была способом и заключения брака и установления manus.

b. Coemptio – это покупка невесты. Разновидность манципации по сути. С помощью которой, домвладыка предавал под власть мужу или домовладыке мужа.

c. Usus – если женщина живет в доме домовладыки год, то она попадает под его власть. Чтобы этого не допустить она может уходить на три ночи в году из мужьего дома.

Чтобы прекратить Manus нужен специальный акт домовладыки. Manus не прекращается с расторжением брака. В том случае, если брак заключался с помощью confarreatio нужна daifarreatio. Т.е. торжественный обряд со свидетелями и т.д. Развод предельно не свободен. Сделали его не свободным только с проникновением Христианской религии. Брака нет, а manus сохраняется. Соответственно нужен особый акт домовладыки. В Риме между супругами существовал режим раздельного имущества, если нет режима manus. Социальная реальность была такова, что женщина передавала свое имущество в управление мужу. Одним из наиболее характерных и своеобразных правил по отношению к имущества – это запрет дарения на между супругами. Запрет на дарение обосновывается по разному. Есть античные объяснения, есть современные. Ульпиан говорит о том, что это установлено для того, чтобы супруги из взаимной любви друг друга не разоряли. Плутарх говорит, что смысл этого запрета в следующим: «Супруги должны жить совместной жизнью, пользоваться совместным имуществом, а принимая что-то одно в дар супруг научается относиться ко всему остальному, как к чужому.» Дарение является альтернативным способом к наследованию. Предвидя, что что-то не было возможно передать по наследствам, то можно еще и подарить такую вещь. Августовское законодательство, которое запрещало наследование не женатым или бездетным могло быть обойдено таким образом. Потому запрет дарения преследовал и такую цель.

Существует институт приданого(Dos). Сложился такой порядок, что домовладыка невесты при заключении брака дает жениху какое-то имущество. Эту служит помощью в содержании невесты. Во-вторых, служит улучшению положения жены в браке. В-третьих, обеспечивает невесту в случае прекращения брака. Третья функция определяет облик всего института. Если брак прекратится до смерит невесты, то муж должен обращаться с приданым так, чтобы оно было готово к выполнению третьей функции. Права мужа на приданое ограничиваются так, что в Юстиниановском праве можно уже описать как узуфрукт, а не как собственность. У приданого была еще одна функция. Развод был свободен, но при разводе приходится отдать приданое, что может служить сдерживающим фактором. Да, это очень просто, но после развода нужно отдавать приданое.

Устанавливать и назначать приданое может кто угодно. Обычно – это домовладыка или отец невесты. Может быть брат. В плоть до Юстиниана юридической обязанности установить приданое не было. Но моральная или нравственная обязанность признавалась. В качестве приданого можно было, например, простить жениху долг.

Различают несколько способов установления приданого. Dotis datio – это перенос собственности на вещи в качестве передачи права. (Цессия, Манципация, Традиция). Dotis promissio – обещание приданного(стипуляция). Еще существует Dotis dictio – это особый вербальный контракт. Использовались особы формулы, которые устанавливали обязанность уплатить приданое. После смерти жены, приданое достается мужу и с него снимаются все ограничения. Если брак прекращается смертью мужа или разводом, то приданое должно быть возвращено. Муж должен возвратить все имущество, входившее в состав приданого в т.ч. неотъемлемые улучшения, но плоды от использования остаются у него. Можно удердивать имушество, если брак расторгнут в виду безнравственного поведения жены, например, измены жены. В таком случае можно удерживать шестую или восьмую часть. Можно удерживать приданое на детей. По шестой на каждого ребенка, но в сумме не более половины. Может удержать часть приданного, если он понес расходы на приданое. Если имущество ухудшилось или погибло, то муж должен возместить недостаток только в том случае, если это была его вина. У мужа есть альтернатива. Муж может принять приданое по оценочной стоимости и тогда он отвечает по оценочной стоимости, но в таком положении дел муж отвечает даже за случай.

3. Mancipium 

4. Dominium

Лекция №9 от 28.03.2019

Дееспособность – способность приобретать права и обязанности. Объем дееспособности признается разным за каждым конкретным человеком. Чтобы отвечать нужно отдавать себе отчет в действиях. Объем дееспособности зависит от признаков, которые характеризуют эту особенность. Речь идет о наличии способностей и свойств. Объем дееспособности определяться возрастными, половыми, психическими способностями лица.

Возраст

Здесь нужно сказать, что любой правопорядок может выбрать один из двух путей: если человек достаточно зрел, то за ним признается право совершения сделок, но при таком положении нужно выяснять конкретные способности определенного лица, а контрагент был бы не уверен, имеет ли право заключать договоры.

Большинство правопорядков устанавливают не индивидуальные границы, а типичные, преодоление которых устанавливает дееспособность. Такой способ создает правовую определенность.

Римляне различают несколько категорий лиц, от принадлежности к которой зависело объем дееспособности:

1. Pubertas (12 лет у девочек и 14 у мальчиков. Римлянен признается полностью дееспособным)

2. Infantia (до 7 лет. Человек не достигший 7 лет не может совершать никаких сделок и не несет ответственности за правонарушение)

3. Impuberes

a. Infantas(до 7 лет)

b. Impuberes infantiae maiores(Дети от 7 до 12(для девочек), от 7 до 14(для мальчиков) Вышедшие из детского возраста) Не деликтоспособны за исключением тех, кто близки к границе.(Это отсылка к первому подходу все же)

4. Minores XXV amnis(Лица достигшие совершеннолетнего возраста, но не достигшее 25 лет.)

Сделкоспособность доступна для Impuberes infantiae maiores, но только в том случае, если она не осуществляет ухудшение его правового положения. Но любая купля-продажа считается ухудшением правового положения, потому что сделка возлагает на него обязанность заплатить.

Actoritas tutoris – согалсие опекуна. Сделка не имеет силы, если такая сделка не одобрена его опекуном. Сделки несовершеннолетних, кроме тех, которые не несут ухудшения правового положения, должны заключаться с согласия опекуна.

Minores XXV amnis, если такое лицо совершит сделку, в которой его обманут, то он может прийти к претору и пожаловаться. Претор может сделать три действия:

1. Даст иск о штрафе.

2. Проведет реституцию(максимально восстановит то положение, в котором стороны находились до вступления в брак).

3. Даст минору эксцепцию против контрагента.

Эти виды защиты не будут доступны минору, если сделку одобрил его куратор. Получить согласие куратора заставляет получить контрагент.

Пол

В Риме, как и в Греции женщина и мужчина не равноправны. Женщина не может быть носителем patria patestas. Женщина, если она персона sui iuris, то в ее семье один человек. Женщине sui iuris  без согласия опекуна многие сделки не доступны. Так сделали, потому что считали, что женщины легкомысленны. Но Гай открыто критиковал такое действующее право.

Позже опека над женщинами воспринималась не одним Гайем. В Юстиниановском законе почти пропало различие между статусами мужчины и женщины. В классику уже нельзя сказать, что женщина, которая имеет опекуна, то она находится

Психический аспект

Умалишенный не мог совершать сделок, отвечать по деликтам. Подобное совершалось и с расточителями. Для них назначали кураторов, которые ближе были к опекунам, а не к попечителям.

Было сделано наблюдение, что когда несовершеннолетнему назначен опекун, то такой опекун после сдачи дел должен будет отчитаться. Одно из главных тем опекунского права – это извинения(то есть отказ от становления опекуном).

Опекун обычно очень консервативно управляет имуществом. Лучше меньше рискнуть, а потом быть уверенным. Римская экономика в известной мере была обречена на постепенное консервативное развитие, поскольку множество имуществ находилось в руках опекунов.

Вещи(Res)

Существуют два вида вещей:

1. Res Corporales(Телесные)

Эти вещи можно потрогать.

2. Res Incorporales(Бестелесные)

Эти вещи нельзя потрогать. Как, например, наследство, узуфрукт, обязательство. Не имеет значения, что в состав наследства входят телесные вещи, и плоды, которые собирают на участке, тоже материальны. Ведь само правоприемство наследственное, само право получения плодов бестелесно. К тому же числу относятся права городских и сельских имений. Главное, что сами эти права бестелесны.

В первой содержаться вещи, а во второй права на вещи и обязательства. По сути Гай пытается сказать об res, как об имуществе. Т.е. в состав имущества могут входить телесные вещи, а также права.

Вторая часть Гаевских институций входит имущество. Вещи, вещные права, обязательства, право на наследство. И эта система отличается от пандектной.

В основном, когда разговор идет о вещах, это будет затрагивать в основном вещи телесные.

Лекция №10 от 04.04.2019

Рассмотрим те классификации вещей, которые имели значение для римского права

Деление на вещи, которые могут быть объектом частных прав и не могут быть объектом частных прав:

1. Res extra patrimonium вещи, которые не могут быть в собственности частных лиц

2. Res in patrimonio

Res divini iuris – вещи божественного права(все относятся к первому виду вещей) / res humani iuris

Категории вещей божественного права:

1. Sacrae

2. Religiosae

3. Sanctae

Первые две вещи – это вещи посвященные богам. Первая посвящена всем римским народам, а вторая посвящена определенными гражданами. Для становления вещи sacre нужно, чтобы сенат принял решение о посвящении. В первую группу входят алтари, предметы культа. Во вторую входят в основном места захоронения.

Res sancte – это вещи светские, которые не имеют отношения к божеству, но пользуются его защитой. Например, городские стены, городские ворота, межевой камень между участками. Эти вещи относятся к числу вещей божественного права.

Еще одной вещью, которая не может быть предметом частного владения – это res communes omnium. К таким вещам относятся воздух, море, берег и т.д.

Res publicae – публичные вещи. Еще их можно назвать вещами римского народа. Их существует три категории.

1. Res in usu publico вещи в общественном пользовании. Это вещи, которыми может пользоваться любой римский гражданин. Это порты, дороги, театры, стадионы и прочее.

2. Res in patrimonium populi vel fisci – это вещи в имуществе римского народа или фиска. Вещи, которые принадлежат римскому народу, но могут использоваться только при определенном дозволении компетентным лицом. Например, военное вооружение. Вооружение принадлежит всему римскому народу, но простой римлянин не может взять и пользоваться оружием.

3. Res ager publicus – это земли, которые принадлежат римскому народу и раздаются в пользование отдельным римлянам.

Вещи in patrimonium



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.109 с.)