Были придуманы две теории. (и обе плохие) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Были придуманы две теории. (и обе плохие)



Лекция №1 от 07.02.2019

Значение Римского права

И.А. Покровский «Основные проблемы Гражданского права» глава о частном и публичном.

На курсе будет изучаться частное право древнего Рима и Римский гражданский процесс. Римским правом можно назвать и право, которое действовало в Германии в 19 веке. Рамки 8 д.н.э. – 6 в. н.э. – рамки курса Римского права. Т.е изучаем право, которое не действует. Римское право действует до сих пор в ЮАР, как субсидиарный источник.

Почему мы изучаем Римское право?

1. Историческая дисциплина. Римское право стало исторической дисциплиной с 1 января 1900 года, когда в Германии перестали использовать Римское право в качестве действующего права.

a. Римляне имеют чрезвычайно развитую правовую культуру. Римское право изучаем, потому что лучшее. Системы права других стран не так совершенны, как римское и поэтому мы рассматриваем именно его.(Ненаучная точка зрения)

b. Кроме Римской системы права существует только Английская система права. Только Англичане создали отличную от Римского права систему права, а все Европейское право – это производное от Римского права.

c. Изучение Римского права дает возможность наблюдать за возникновением социальной системы от рождения до смерти. Мы видим возникновение Римской державы, ее становление в середине 8 в.д.н.э, потом видим в 6 в.н.э, как опыт Римлян подытожен и передан другим народам или законсервирован.

d. Влияние Римского права. Римское право не только высоко развито, но и чрезвычайно влиятельно. Существует всего три правопорядка: Civil law (Западная Европа, Восточная Европы, Бывшие Советские республики, части Канады, Япония), Common law (Канада, Сша, Великобритания), Alia(, Mixed legal systems(Термин используют, когда в одном месте смешалось civil и common law. Израиль, Шотландия). Было бы полезно изучать то право, которое является основой и Русской правовой системы.

2. Изучая Римское право мы начинаем лучше понимать кодексы, которые опираются на Римское право. Римское право можно изучать с двумя подходами:

a. Созерцательный(контемплативный) подход - изучение истории просто, потому что вам интересна история человечества(с таким подходом – это чисто историческая дисциплина).

b. Апликативный(нормативный) – изучаем Римское право, чтобы развивать нашу правовую систему.

3. Римское право служит основой для сравнительного правоведения. Многие сравнения между правопорядками континентально-европейского типа становятся более богатыми и осознанными, если мы бросаем взгляд на историю, например, Римский опыт.

4. Римское право, как основа для унификации права. Унификация – это создание одних правил для разных правопорядков. Вопрос унификации права стоит в США и Евросоюзе. Одна из задач Европейского союза – это создание единого экономического пространства. Методами являются директивы для стран-участниц Евросоюза. Идут обсуждения на тему Европейского гражданского кодекс, но это еще на стадии обсуждения. Один из активных деятелей унификации Европейского права – это Германия. Вариант распространения на всю Европу одного кодекса конкретной страны не рассматривает. И одно из возможных решений – это вспомнить, что у этих систем есть общие корни, и на этой базе построить новое законодательство. Но Великобритания не относится к Континентальной системе, поэтому строить общее законодательство на основе Римского будет неуместно.

5. В России Римское право пытается заполнить лакуну в том месте, где должна быть теория гражданского права. К гражданскому кодексу нужна доктрина и полноправная теория, но для ее формирования нужно время. По тем же Новицкому и Перетерскому можно было разобраться лучше в ГК, чем по всем комментариям. (В 90ые годы было мало теории и комментариев на тему ГК, поскольку тогда был только принят кодекс.

NB! Римлян на Немецком называют Rechtsvolk – правовой народ

NB! 2 и 3 пункты – несущественны.

Индия относится к странам civilian tradition (традиции римского права). Традиции Римского права - правопорядки континентального европейского типа подкреплены тем, что опираются и восходят к Римскому праву.

Лекция №2 от 07.02.2019

И на Западе, и на Востоке в какой-то форме Римское право продолжало существовать и после распада Римской империи. Иным образом Римское право сохранялось в Византии, об этом говорит Кодификация Юстиниана. На Западе Варварские короли вводили Римские законы или Варварские законы(Варварские правды).  Эти законы назывались Варварские или Римские законы, потому что они распространялись либо на Варваров, либо на Римлян. Т.е применялся принцип не территориальности, а принадлежности к этнической группе(персональный принцип).

Когда Варвары захватывали территории, на которых жили Римляне, то они принимали отдельный закон для Римлян, а отдельный закон для своего народа. При чем для Римлян было упорядочено именно римское законодательство.

В 6 веке на востоке главным событием становится кодификация Юстиниана. Далее эта система права развивалась, дополнялась. Далее можно говорить про «континуитет» - т.е. преемственность продолжение, которое в той или иной мере можно применить к Римскому праву, поскольку его продолжали использовать и на Западе, и на Востоке.

От континуитета следует отмечать рецепцию Римского права. Рецепция – это принятия Римского права одним народом от другого народа. Рецепция Римского прав началась на рубеже 11-12 веков в Болонье. Народы, которые не жили по Римскому праву решают подчинить свою жизнь более древнему праву. Эти народы решают по каким-то причинам принять право другого народа.

Узкое понимание:

 Рецепция РП – это подчинение одного народа нормам, которые установлены другим. В таком узком смысле рецепция была в СРИГН. До 19 века немцы применяли свод Юстиниана. Были и другие области, где применяли Римское право.

Широкое понимание:

Рецепция РП – это восприятие идей, методов, стиля. В широком смысле рецепция Римского права была «всегда и везде». Значит, что рецепция была и в России. Влияние Римского права на Россию происходило 2 раза:

1. Через Византию

2. Через французов и немцев в 18-19 веках

Рецепция – это очень распространённый феномен. Мы будем рассматривать Западную Европу, где рецепция шла непосредственно и более масштабно. Процесс рецепции прошел несколько стадий:

1. Эпоха глоссаторов(1100-1250)

2. Эпоха комментаторов(1250-1500)

3. Эпоха гуманистов(1500-1600)

4. Usus modernus pandectarum(Совеременное использование Дигестов Юстиниана) (1600-1800)

5. Пандектистов(1800-1900)

В позднее средневековье и новое время на всей территории Европы действует система: одновременно сосуществуют два элемента правовой системы.

1. Ius Commune – общее право для разных правопорядков. Состоит из двух частей:

a. Corpus iuris canonici – каноническое права.

b. Corpus iuris civilis - Кодификация Императора Юстиниана(ее более позднее название)

2. Ius Proprium  - особенное право для данного правопорядка. Всякие местные обычаи, предписания местных суверенов.

NB! Первое ощущение может создаться, что Ius Commune  - это субсидиарный источник. Зависит от того, какой объем имеет Ius Commune. Если оно регулирует большинство вопросов, то оно применяется большее количество раз, нежели ius proprium.

Существует два правила толкования:

1. Статуты(местные правила) следует толковать узко. Если нормы ius proprium можно истолковать широко, то нужно взять самое узкое толкование. Такой подход открывает пространство для ius commune

2. «Обоснованное предположение» - пока не доказано наличие ius proprium действует ius commune. Таким образом, бремя доказывания существования юридической нормы ложится на плечи сторон в суде. Ius commune использовалось не только, когда нет ius proprium, но и когда ius proprium есть, но не удалось доказать его существования.

Когда такая система заработала, в политических и богословских трудах начались подниматься вопросы: «почему такая система работает?». Далее философы начали задаваться вопросами: «почему у вас так повелось?»

Лекция №3 от 14.02.2019

После глоссаторов остались юристы, выученные на своде Юстиниана, и глоссированный свод(свод с комментариями). Эпоха постглоссаторов характеризуется тем, что Юстинианов свод начинает применяться в реальной жизни. В судах начинают ссылаться на свод. Для них свод был то, что можно было использовать для разрешения споров. При этом происходили многие закономерные искажения в своде Юстиниана. Это стало предметом критики для гуманистов. Возвращение к античному опыту.

Цель гуманистов – это не приспособить к сегодняшнему дню, а попытаться установить откуда эти нормы взялись и установить как жили древние Римляне. Гуманисты большое значение придают источниковедению. Большое значение придается источниковедческой критике текстов. Они ставят под вопрос рукописи свода, поскольку переписчики могли искажать текст свода Юстиниана. Цель гуманистов решить вопрос: а то, что мы читаем – это и есть то, что было написано в 6 веке? Гуманистов интересует античное римское право. Одно из направлений деятельности – это Палингенезия – это воссоздание текста одного произведения по цитатам в других произведениях. Такое было произведено с законами 12 таблиц. Этот инструмент создают гуманисты. Такое же совершают с работами классиков. Гуманисты настаивают на чтении сводов в историческом контексте т.е. вместе с историческим бэкграундом. Эта программа гуманистов совпадает в значительной степени с тем, что имеет романистика на данный момент, это описывают как неогуманистика.

 Следующая эпоха – это Usus modernus pandectarum(Современное использование Дигестов Юстиниана) – для этого периода характерен пересмотр соотношения ius commune и ius proprium. Разоблачается легенда о Лотаре. В этот период отказываются от узкого толкования ius proprium.  В своде начинают видеть устаревшие вещи, начинают допускать изменения. Свод начинают творчески толковать, игнорируя то, что устарело, а в толковании модернизируя его. Постановка под сомнение свода и пересмотр соотношения ius proprium и ius commune приводит к появлению удивительного жанра литературы. Характеризуется появлением книг, которые написаны про все местное право, как и про ius commune, так и по ius proprium. Книги эти написаны на национальных языках, но все термины заимствованы из латыни. Гроций пишет на голландском, но вставляет в состав текста термины на латыни. Текст строится по институциональному принципу, т.е. лица, вещи, иски.

Последний период – это период немецкой пандектистики, которая пришлась на 19 век. В начале 19 века Французы принимают Гражданский кодекс. Тоже происходи и в Австрии в 1811 году. Когда принимаются эти кодексы, то в Германии начинается обсуждение по созданию Гражданского кодекса. Ответ юриста Савиньи на рассуждения Тибо рождает науку в германии 19 века. Савиньи поднимает проблему написания кодекса. Кодекс должен соответствовать народному духу. Кодекс в итоге пишется с 1814 по 1896 г. Так рождается историческая школа права. Цель – это создать кодекс, средства – изучить историю. Да они пишут кодекс, но пишут его изучая историю. Кодекс должен быть системным продуктом, чтобы быть упорядоченным.

Здесь существует одна проблема – Германия – это не единая правовая система, все отдельные части Германии связывает только ius commune.  Отто Фон Гирке говорил, чтобы изучить германское право мы должны изучить римское право. Германское Гражданское уложение вытекло из Романистической ветви науки. Для исторической школы права важную роль играет система. Историческое право нужно привести в систему. Важно не только изучить римское право, но и создать свое право. В систематике, которую предложили пандектисты, обратим внимание на несколько элементов:

1. Была институциональная система(лица, вещи, иски)

2. На рубеже 18-19 веков происходит критическое переосмысление этой тематики. А где в институциональной системе обязательства. По Гаю обязательства – это бестелесная вещь. У Французов – это споосб приобретения права собственности. Для институциональной системы не свойственно разделение вещного и обязательственного права. Хайзе прходит к выводу, что нужно различать вещные и обязательственные права. У римлян такого не было.

3. Вещные, обязательственные, наследственные и семейные права(итоги развития институциональной системы). Тут приходит мысль о том, что ко всем этим правам можно применять одинаковое правило о юридической сделке. Юридическая сделка – волеизъявления зарождающий права и обязанности. Сердце общей части – это сделка, потому что сделка была вынесена в общую часть. Система(общая и 4 виды прав) работает только вы считаете, что во всех четырех элементах системы должна работать сделка. В семейном праве все работает на сделке(браке). Наследственное право – завещание. Обязательственное право выстраивается на договорном праве. Вещные сделки в немецком праве существуют с того времени. Вещная сделка – это сделка, направленная на возникновение, изменение, прекращение вещных прав. В рамках данной системы существует немецкая пандектистика 19 века.  

Solutio undebiti -  выполнение обязательства, которое ты не должен осуществлять.

К концк 19 века Римское право перестает действовать на территории Германии. С этого момента римское право становится исторической дисциплиной.

Современная романистика 20-21 века

Современную эпоху романистики называют неогуманистикой. Изучает не только римское право, но и соседних современных римскому праву. Изучают не только римское частное право, но и римское уголовное и конституционное право. Что касается юридической практики, играет большое значение – папирология(наука о папирусах). Потому что большинство юридических текстов дошло до нас на папирусах. Папирусы, которые до нас дошли в основном идут из Египта, поскольку сухой климат способствует сохранению папирусов.

Очень важным элементом истории современного римского права является история его методологии. На первый план выступили источники современного востоковедения. Востоковедческая критика. Поскольку римское право освободилось от гнета современной практики, то романисты уже стремятся узнать то, что было тогда, когда создавались кодексы. Потому источниковедческая критика источников доходит до крайности. Интерполяционная критика источников(интерполяция – это те изменения, которые вносили компиляторы в кодекс при Юстиниане(?)). Цель – создать современное право и право будущего, средства – свести старые тексты воедино. Юстиниан велит вырезать из текстов только то, что нужно для сегодняшнего общества, а также вносить коррективы. Сегодня занимаются тем, что пытаются установить был ли это оригинальный текст или его исправили после переписки.

Текст какой-то корявый, это аргумент в сторону интерполяции. Период получил название «Охота за интерполяцией». В середине 20 века от этого подхода отказались по ряду причин. Сегодня мы исходим из установок, которые были сформированы тогда же.

1. Презумпция подлинности(Пока не доказано, что в тексте интерполяция, то документ подлинен)

2. Порок формы – это не означает порок содержания. То, что компилятор переписывал – это не значит, что он хотел изменить содержание. Целью переписывания может быть сокращение.

Первое предположение о том, что все что пишет классик безупречно – не правильно. Классик тоже может ошибиться. Второе соображение – в Риме действовало право юристов, которое складывалось из мнений специалистов, то вы должны быть готовы к тому, что право будет ius controversum т.е. очень противоречивым. Если вы видите в дигестах противоречия, то это не повод признавать текст дигестов интерполируемы, поскольку можно объяснить и по другой логике. Крупномасштабное исправление классических текстов не было поручено компиляторам, да и они не успели бы переписать качественно все тексты.

Как работали компиляторы:

1. Император издает конституцию, которая указывает компиляторам как именно работать. Содержание указания императора указывает на то, что существует только маленькая возможность изменения текстов римского права. Соответственно масштабных изменений в тексте не произошло, поскольку они бы ослушались императора

2. Дигесты составлены примерно за три года, включает в состав около двух тысяч трудов. Это уже труднейшая задача, а добавить к этому проект все переработать – это не реально.

Сегодня мы исходим из того, что интерполяции были, но их цель была изменить точечные устаревшие нормы, а не переработать все юридические нормы. Раньше считали, что неклассический значит юстиниановский.(Если что-то не совпадает по логике, то значит это исправляли компиляторы, но это чрезмерное упрощение) Романистика отличается от других дисциплин тем, что она интернациональна.

Античное римское право

Хронология:

Основание Рима(754 г. д.н.э)-конец правления Юстиниана(565 г н.э)

Периоды истории Римского государства:

1. Период царей(754-510 до н.э.)

2. Период Республики (510 до н.э. -30 н.э.)

3. Период принципата(27-284 н.э.)

4. Период домината(284-565 н.э.)

История права(Дождев)

1. Архаический период(754 – 367 г. до н.э.)

В 367 году появляется городской претор. Строго говоря, это факт из конституционной истории Рима. В 367 появляется городская претура, что значит обособление судебной власти.

2. Пред классический период(367 – 17 г. до н.э.)

В 17 году был принят закон Августа о судопроизводстве по делам частных лиц. Почти полностью отменяет легисакционный процесс. Процесс по формуле стоит в центре.

3. Классический период (17 до н.э. -235 г. н.э.)

4. Пост классический период (IV -V века)

5. Юстиниановский период (527 -565 г. н.э.)

NB! Важно различать периодизацию истории государства и его институтов от истории права.

Лекция №4 от 21.02.2019

Периодизация римской юридической науки:

1. Архаический (Законы 12 таблиц – конец второй пунической войны)

2. Эллинистический (конец второй пунической войны – начало принципата(27 г. до н.э.)

Период находящийся под влиянием греков. Именно тогда рождается римская юридическая наука. Римляне прилагают к своему собственному праву, греческую методологию. Греческое право на Римское право никогда не влияло, потому что у Римлян к моменту столкновения с Греками уже было развито на столько, что оглядываться на право греков не имело смысла. Самостоятельной дисциплиной римское право становится при скрещивании Римского права с греческим методом

3. Классический(27-284 г.)

4. Бюрократический (284 – 534 г.)

В 534 году была закончена кодификация Юстиниана. Бюрократический период потому, что в этот момент создание права находится в руках канцелярии императора.

Основные моменты периодов:

· Архаика

Право в этот момент находится в руках понтификов. Понтифики – верховные жрецы. Ius – должное по праву. Fas – должное по отношению к богу. И эти понятия различаются достаточно строго, хотя понтифики все же и религиозные деятели. Главное, что мы обсуждаем в этом периоде – это законы 12 таблиц. Законы 12 таблиц никогда не отменялись, но в последующие периоды уже не употреблялись. Дважды в истории встречалась масштабная кодификация: законы 12 таблиц и кодификация Юстиниана. Титливий называет законы 12 таблиц «источником всего публичного и частного права». Римляне на протяжении многих веков с уважением относятся к 12 таблицам. Гай написал полный комментарий к 12 таблицам. Если проводить аналогию, то можно сказать, что это схоже с тем, если бы кто-то сейчас сел писать комментарий к Соборному уложению. Но комментарий этот более направлен на историческое разъяснение, а не на объяснение современного Гаю применения 12 таблиц. Текст написан на 12 медных табличках. Такие таблицы создавались навсегда.

Римская культура устная. Таблицы написаны ритмизированной речью, что помогает при их декламации.

Что известно о 12 таблицах?

1. Та эпоха характеризовалась борьбой между патрициями и плебеями. 12 таблиц – это попытка зафиксировать некую справедливость. 12 таблиц запрещают браки между патрициями и плебеями, а через некоторое время вводится разрешение браков между патрициями и плебеями. И это вызвано тем, что видимо продолжилась борьба по поводу этой нормы. Такое быстрое изменение закона, который создавался на века подтверждает то, что в то время шла борьба между патрициями и плебеями. Записывание права вызывает определенность, а такая правовая определенность выгодна слабым, потому что сильный может пренебрегать и нарушать права, если такой определенности не существует. Если что-то отлили в меди и поставили на главной площади, то это чтобы все могли прочитать. Но здесь возникает вопрос, а могли ли простолюдины прочитать то, что написано на этих 12 таблица. Другое объяснение может заключаться в том, что это просто создано, в качестве восславленною этому закону в веках.

2. Будто бы перед написанием законов 12 таблиц, отправили посольство в Грецию, а на базе тех знаний написали свой закон. Это нельзя подтвердить, это нельзя опровергнуть. А если ездили, то куда? В Греческие полисы за морем или на юг Италии. Зерно правды здесь есть. К тому времени Греки принимали свои законы уже много где, а потом оно и могло повлиять на Римлян. Римлянам вообще не свойственно записывать свои законы, потому именно в этом и может быть заключаться в написании закона. Римляне могли писать свои законы, имея перед глазами греческие законы.

3. Законы 12 таблиц сложно соотносятся с обычаями, которые были до этого. Часть положений 12 таблиц является записью обычаев, но это только часть. Таблицы записывают лишь не большую часть обычаев, т.е. Римляне не имели цели записать все право, которое имеет Рим. Тут сыграли большое значение таблицы, которые названы «mores maiorum» - заветы предков(обычаи, которые сформировались до, и продолжают действовать после принятия законов 12 таблиц».

4. 12 таблиц охватывают разные отрасли права: Уголовное, гражданское, судостроительное, процессуальное. 12 таблиц написаны зрелым, точным, лаконичным языком. «Если вызвали в суд – иди», «если патрон обманет клиента, то будет проклят». Проклятье уменьшает правоспособность. Написано лаконично, точно, в одном предложении высказывается нормы.

 

· Пред классический период(367 -17)

Появление новой магистратуры – городской praetor urbanus.  В число полномочий входит iuris efinit – право говорения. Praetor peregrinus – претор по делам иностранцев, который тоже имеет iuris efinit. Во второй половине второго века появляется процесс по формуле(per formulas efin), который на протяжении долгого времени оставался на ряду с легисакционным процессом. Претор имел право на создание эдиктов. При вступление на должность претора, он издает эдикт, в котором объявляет, что он будет делать в этом году.

Эти факты влияют на развитие Римского права, потому что отправляя правосудие претор не столько применял Римское право, сколько создавал свое. Сначала у претора было не много свободы для создания своих норм.

Наиболее известный вид приказов претора – интердикты(приказы претора, которые без суда по конкретному делу выдает сам претор.) Вплоть до введения процесса по формуле, процесс был легисакционным. Т.е. претор должен был решить, подходит ли процесс под одну из пяти формул. Виды процедур фиксированы, сами процедуры четко прописаны. Создавать законы при таком раскладе нельзя.

В рамках интердиктов претор свободен. Защита владения рождается в преторском интердикте. До введение процесса по формуле претор связан по рукам и ногам. Но, когда вводится процесс по формуле, он сам начинает создавать формулы исков, что дает ему возможность для творчества.

Совокупность норм, вышедших из под пера претора называется ius prаetorium(преторское право). Претор – это не единственный магистрат, который имеет iuris efinit. Курульные идиллы, наместник провинции тоже имеют iuris efinit. Очень часто это называют не ius pretorium, a ius honorarum т.е. право, созданное всеми магистратами.

Ius honorarium соотносится с iuris civilis. Ради того, чтобы помочь, дополнить и исправить iuris civilis существует ius honorarium. Своими интердиктами претор стремится привести в жизнь те правила, которые приняты в цивильном праве. Проводит в жизнь те решения, которые уже приняты в рамках ius civili.

Второе что делает претор – дополняет цивильное право. Предлагает решения для пробелов в праве. Претор эту проблему решает, без участия цивильного права.

Третья функция преторского права – исправить цивильное право. Претор может не захотеть исполнять норму цивильного права, потому что он покажется ему не справедливой. Первая причина не выполнения нормы: она устарела, а вторая причина заключается в том, что общая норма годится, но в этом конкретном случае выполнять ее нельзя.

В компетенцию претора входит отправлению правосудия, то эдикт – это то, как претор будет отправлять правосудие. Эдикт отражает все интердикты, формулы и тд, которые будут работать на всем протяжении полномочий претора. Магистраты на самом деле не могут менять цивильное право. Магистраты могут отказывать в защите права цивильного. Но это право все равно не отъемлемо. Одновременно человек может быть собственником по ius civile и не быть по ius honorarium.  

Одной из важных черт этого периода стал гегемоном средиземноморья. Перегрины – это не граждане. Мы переводим словами ius civile – гражданское право.

Рождается понятие ius gentium т.е. право народов.(Право всех народов). Ius gentium – это право, которое действует у всех и везде. Есть что-то, что является специфически национальным. Римляне, например, убеждены, что рабство есть у всех. Соответственно при разрешении споров с иностранцами можно применять нормы ius gentium, потому что они у всех одинаковые.

Римляне знают какие нормы относятся к ius gentium только спекулятивно, потому что они размышляют о том, какие нормы разумно ожидать у каждого народа. Римляне смотрят на римское право и думают, что в их римском праве лично римское, а что может быть характерно для многих народов, потому что разумно и что можно ожидать, что оно действует у каждого народа. Что, по их мнению универсально, они объявляют ius gentium.  

Еще одна важная черта пред классики это рождение римской юридической науки. Ius efinit boni et aequi – право есть искусство добра и справедливости.  

Ars – это искусность.

Речь идет о том, что право это особа дисциплина, требующая владения набором навыков и набором приемов. Можно научить художника и режиссера, но сделать великого художника не возможно.

Право – это не только набор приемов, а набор приемов, выстроенных в систему.

Внешним признаком появления дисциплины - это появление внешних признаков. Традиция написания учебников по разным дисциплина перешла к римлянам от греков в достаточно развитой системе. Институции Гая – это поздний плод традиции написания учебников по разным дисциплинам.

Организация всего материала с использованием родо-видового деления. Genus – род, species – вид. Слово деление противостоит слову членение. Деление чего-то целостного на три части – это членение. А деление группы объектов на другие более мелкие подгруппы и разновидности – это деление.

В архаику право знали понтифики. В пред классику право знали так же понтифики, но инициативу у них перехватывают разные знатные римляне. Такие знатные богатые люди посвящают себя занятию права. До этого для серьезного мужчины в Риме было два занятия – война и политика. К этим двум достойным занятиям добавляется право. Консультации по праву происходят безвозмездно, а то, что кто-то ему дарит за это рабов или корабли – это совсем не важно.

Знатный человек консультирует другого, а вокруг сидят молодежь и слушают, т

Для той науки характерна efinitions т.е. определение.

· Классический период

Этот период примерно совпадает с принципатом. Принципат – это, когда римляне строят империю, основываясь на институтах республики. История принципата и появления принцепса играет большую роль для появления права классиков. Как минимум в двух отношениях мы замечаем как принципат отражается в праве. Если для республики ключевыми источниками были акты народного собрания, то в империи эти акты теряют влияние. Не так быстро теряет значение другой источник права – мнение юристов, знатоков. Но когда появляется император, то у знатоков появляется конкурент, который имеет право давать рекомендации по праву. Дальше императорские конституции вытесняют право.

Когда мы входим в классику с такой удивительной картиной, что огромную роль играют частные лица, которые дают авторитетные суждения, консультации и эти аспекты влияют на элементы системы.

В принципат консультации вытесняют решения канцелярии, которая тоже консультирует. Иными словами, в классику сохраняется система консультирования частными лицами, но для знатоков права притяжением является императорская канцелярия. Канцелярия состоит из тех, кто ранее давал частные консультации, а сейчас перешел в состав канцелярии.

В классику расцветает право юристов. 

Существуют две школы: школа Собинианцев и школа Прокулианцы. Основатели школ Лабион(Прокулианцы) и Капитон(Собинианцы). У школы есть глава, на этом посту друг друга сменяли известные юристы. Один из известных предводителей – Прокул, а другой Сабин. В их честь названы школы. Школы эти появились на рубеже эр и к второму веку до нашей эры исчезли. Исчезли, потому что источником развития права в это время становится императорская канцелярия. Между школами существовали противоречия(контроверзы). Это, когда источники показывают, что одна школа придерживается одного мнения, а другая придерживается противоположного мнения. Догматического следования заветам школы у римских юристов не существует. Отсутствует основание, по которому можно классифицировать позицию Сабинианцев и Прокулианцев. Т.е. нельзя сказать, что Сабинианцы, например, не могут быть названы консерваторами или приверженцами другого политического, философского учения. Конфликт между Капитоном и Лабионом вызван занятием ими противоположных политических позиций. Капитон за императорскую власть, а Лабион не согласен сотрудничать с императором. Содержания высказываний не позволяет однозначно отнести юриста к какой-либо школе

Другой факт о юристах классики – это создание ими классической юридической литературы. Одна из главных форм профессиональной деятельности юристов – это писать книги. Это очевидно только в наше время, а в то время, когда такого жанра литературы не было, то это было не очевидно.

Жанры юридической литературы:

1. Дидактическая литература(прежде всего институции(instituciones-наставления)

Такие институции написали несколько Римских юристов, например, Павел, Флорентин, Ульпиан, Гай.

2.   Regulae, definitiones (правила и определения)

Удивительный римский жанр, который до конца не понят нами. Единственный жанр, где повествование строится не казуистично, а как изложение абстрактных правил или принципов. Этот жанр понятен нам современным, но для римлян – это была необычная вещь. Римляне не любили абстрактных обсуждений о праве или определений, потому что считали, что они не до конца верны и что каждое такое абстрактное определение может быть опровергнуто. Эти книги считались шпаргалками то ли для студентов, то ли для адвокатов. Возможно эти произведения выполняли роль подсказки для того, чтобы вспомнить забытый, но уже изученный материал.

3. Комментарии

Гай называет каждую книгу своих институций комментарием, хотя в узком смысле – это не комментарий, а учебник. Комментарий в узком смысле – это текст, который последовательно разъясняющий другой текст. Римляне много комментариев писали, например, к законам, к эдиктам магистратов, к постановлениям сената.

4. Комментария, заметки на полях к трудам других юристов

Комментируется одним юристом труд его предшественника.

5. Монография

Книги, посвященные одной теме или одной проблеме.

6. Инструкции, руководства для магистратов

Трактат Ульпиана «Об обязанностях наместника», где Ульпиан объясняет какие правовые аспекты нужно учитывать наместнику.

7. Digesta problemata responsa questiones

В этих книгах юрист по очереди обсуждает вопросы, которые были у него в практике. Нет единого повествования, а просто последовательные ответа на отдельные вопросы, которые возникали в практике юриста.

 

Лекция №5 от 28.02.2019

· Пост классический период

Право оказывается в руках чиновника, который входит в состав двора императора, например, канцелярии. Все развитие права находится в руках бюрократии. Основной источник в права в этот период – это императорская конституция. Император Феодосий II создает кодекс, в котором систематизированы конституции императоров за прошедшие более чем 100 лет. Этот акт вышел в виде единой императорской конституции. Замысел Феодосия был более масштабный, потому что он хотел еще систематизировать ответы знатоков. То, что сделал Юстиниан – это и был проект Феодосия, но только Юстиниан смог реализовать его. На этот период происходит появление юридических школ(образовательных учреждение). Это что-то вроде нашего юридического образования. В Риме, Александрии, Константинополе создаются такие школы. Одним из важных следствий этого явления стало формирование особого класса специалистов, которые профессионально преподавали право. Историческая роль этих профессоров – огромная. Они взяли на себя составление кодификации Юстиниана. Если бы не было их, то идею Юстиниана было бы невозможно реализовать.

Раньше к этому периоду относились как к периоду, когда право становилось менее развитым, деградировало. Классические институты упрощаются, становятся более примитивными. Право этого периода меняется, оно не такое, как обычно. Не совсем корректно использовать такие описательные термины, как «вульгаризация», «деградация». Потому что раз право существует, значит оно соответствует требованиям периода.

Проблема влияния христианства на право. С Константина начинается пост классика. Право меняется под воздействием христианства, но сейчас господствует точка зрения, что влияния такого права было не существенным. В Юстиниановском праве следы влияния Христианства заметны крайне мало. Право Юстиниана – это желание сделать несколько шагов назад, чтобы вернуться к классическим формам. Если христианство и оказало влияние, то это влияние было нейтрализовано отступлением назад при кодификации Юстиниана. Юстиниан хотел создать новое право из того, что уже было в классическом периоде.

Источники права

Мы говорим об источниках права, как об источниках позитивации правовых норм. Система права в Риме очень сложная и состоит из разнородных элементов. Например, источником права является закон и источником права является эдикт. И эти источники абсолютно разные. Второй момент, который надо учитывать, что система источников была разной, в разные периоды римской истории.

До нас дошло несколько текстов, в которых перечисляются к источниками права. И подобно тому как римляне скептично относились к абстрактному повествованию, они относятся к исчерпывающим спискам. Римские юристы не дают полный перечень источников права, даже когда берут на себя ответственность по перечислению источников, а сами юристы относятся к источникам права, как к системе открытой

Источники Римского права

· Обычай

Обычай – это загадочный источник права, объяснить его трудно. Формирование обычая противоречит одному из постулатов: «Должное из сущего не выводимо.» Т.е. то, что должно быть правильным и должным, не может выводиться из того, что сейчас существует и происходит. Парадокс обычая в том, что он по сути говорит так: «Ты должен делать так, потому что все всегда делали так.» То, как все себя вели становится не фактом, а нормой в какой-то момент.

В римском праве есть два вида обычаев:

o Mores maiorum(заветы предков)

Речь идет о том, что по мнению римлян, сложилось до 12 таблиц и применялось всегда.

o Consuetuoto

Более поздний обычай. Обычай развитого Рима.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.107 с.)