Защита исследовательских работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита исследовательских работ



ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМЕ, ГИПОТЕЗЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧАМ, ОБЪЕКТУ И ПРЕДМЕТУ

Выбор темы. Первым шагом будущего исследования стоит считать выбор темы.Выбор и уточнение темы — нередко длительный и нелегкий процесс. Первоисточником темы часто служат про­тиворечия, трудности, негативные моменты практики. Может быть и теоретический выход на тему, если выявляются проблемы, противоречивые подходы и ре­комендации в теории, а также если обнаруживается несоответ­ствие теоретических установок изменившимся условиям, реали­ям сегодняшнего дня.
  Стоит выделить шесть основных требований (характеристик), определяющих выбор темы:

  • Актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении).
  • Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач).
  • Перспективность (актуальность и значимость на обозримый период).
  • Проблемность (неочевидность решений, необходимость поис­ка в теории, преодоление трудностей на практике).
  • Соответствие современным концепциям развития общества и человека (гуманно-личностная или социально-личностная ориентация).
  • Опыт и заинтересованность исследователя (личная выстраданность, сопричастность).


  Проблема возникает в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Именно тогда возникает и формируется научная проблема, возникает потребность в «знании о незнании», в определении «изве­стного неизвестного», предположении о возможности открытия неизвестного закона, принципа, подхода, способа деятельности. Происходит выход (или, во всяком случае, возникает стремление выйти) за пределы достоверно известного в область «потребного, но пока неопределенного», возникает понимание того, что нуж­но найти или уточнить, т.е. совершается выход на тему, носящую проблемный характер, и потенциально несущую в себе возмож­ность открытия или усовершенствования.

   Очень важно провести конкретизацию темы, четко очертив сферу исследо­вания и его условия, размежеваться с близкими и смежными те­мами:

 

  • Обнаружение противоречий и трудностей в педагогическом процессе.
  • Определение проблемы и проблематизация темы.
  • Определение конкретного предмета исследования.
  • Отражение предмета и направления преобразований в наименовании темы.
  • Конкретизация и ограничение (локализация) темы.
  • Отграничение от близких и смежных тем.
  • Формулирование (первоначальное определение) темы, ее корректировка и уточнение в процессе исследования.


  Тема должна быть сформулирована четко, предполагать одно­значное ее понимание, отражать самое существенное (предмет ис­следования и направление поиска), однако не предвосхищая ис­комого решения. Иначе варианты поиска будут заранее сужены, возникнет опасность «игры» на заранее оговоренный результат. Тему нужно выразить по возможности лаконично, указывая глав­ный предмет исследования, проблему и рамки поиска.

     Определение объекта и предмета исследования.

Рассмотрим второй этап выстраивания исследова­ния — определение объекта и предмета.
Объект выделяет поле исследования из более широкой предметной сферы, а предмет раскрывает те связи, от­ношения, закономерности объекта, которые станут непосредствен­но изучаться в данном исследовании.
Объект и предмет представляют собой единство двух начал: объективного, существующего вне личности исследователя мира и субъективного, включенного во внутренний мир (знаний, идей, гипотез, оценок, отношений, эмоций) исследователя. Однако объект исследования— понятие более широкое, нежели предмет исследования.
В предмете исследования выделяют те элементы, связи и отно­шения внутри объекта, которые предполагается изучить в данной работе. Работа с выделением объекта и предмета исследования проходит в несколько стадий:

 

  • Выделение из объектной области или практической сферы процесса, который будет изучаться, — объекта исследования.
  • Осознание этого процесса в структуре более сложных процессов действительности.
  • Выделение предмета исследования (или предметов), т.е. аспектов (познавательных позиций, точек отсчета и наблюдения), связей, отношений, взаимовлияний, способов деятельности, которые будут
    глубоко изучаться.
  • Осознание необходимости проводить все исследования в рамках предмета.
  • Определение эмпирической базы исследования (место, учреждение, тип выборки и т.д.).


        Цели и задачи исследования.

Цель — это представление о результате и одновременно про­ект деятельности исследователя, определяющий характер и сис­темную упорядоченность исследовательских действий и опера­ций по ее достижению. Четко и конструктив­но поставленные цели позволяют в ходе исследования раскрыть сущность, способы преобразования, механизмы достижения ре­зультата.
Цели могут выражать как теоретические, так и практические результаты: новые концепции, подходы, идеи, принципы клас­сификации, тенденции, а также и новые ин­ституты, программы, обучающие средства, типы образователь­ных учреждений и выявленные неизвестные ранее оценки, под­ходы к прошлому («предвидение прошлого»).
В предполагаемом результате могут быть представлены и зачат­ки нового знания: предположения, догадки, гипотезы, замыслы, подходы.

Исследовательская цель должна быть сформулирована конк­ретно, с тем чтобы можно было фиксировать ее достижение.
Естественно, что достигнуть поставленной цели сразу невоз­можно. Возникает необходимость планирования поэтапного дви­жения к цели, что воплощается в выдвижении задач исследова­ния. Задачи — результат декомпозиции целей, это «частичка» цели в конкретной ситуации, в определенной точке траектории движе­ния к цели.

Если цель чаще всего формируется одна, то задач выдвигается несколько.

Идея — замысел — гипотеза.

Идея — это мысль о путях и способах преобразования исходной ситуации в планируемую, это действенное единство настоящего и будущего, это мысль, побуждающая к действию. Если эта мысль оригинальна и ведет к новому качеству или более экономному и рациональному решению, то это та «искра», тот источник, с ко­торого начинается творчество.
Конечно, идеи существенных, коренных преобразований рож­даются не часто. Нередко они вызревают, частично проявляются в поисках многих ученых и практиков, но потом кому-то удается выразить их наиболее убедительно и конструктивно.
Рождение идеи — это всегда сугубо индивидуальный процесс, связанный с анализом опыта, фантазией, способностью к анти­ципации (предвосхищению). Коллективные обсуждения, дискус­сии часто дают дополнительные импульсы творческому процес­су, способствуют генерации идей. Конечно, используются не только оригинальные, но и уже известные мысли, важно, чтобы они носили конструктивный характер, чтобы их воплощение способ­ствовало развитию и разрешению актуальных проблем.
В принципе идея должна воплощаться в замысле, который пред­ставляет собой уже инструментированную идею, т.е. идею в ста­дии ее мысленного методического воплощения, реализации по­средством определенных способов и форм.
Замысел исследования по логике поиска, его мысленного во­площения развертывается в гипотезу — предположение о спосо­бах решения поставленных задач и возможных результатах.
Гипотеза (от греч. gypothesis – основание, предположение) – это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые; один из приемов познавательной деятельности.
Виды гипотез:
Общая гипотеза – это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.
Частная гипотеза – это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство явления или события.
Так, например, гипотеза о происхождении жизни на Земле – это общая гипотеза, а гипотеза о генезисе сознания человека – частная.
При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это деление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам.
Требования к гипотезе:
- предположение не должно быть логически противоречивым, а так же противоречить фундаментальным положениям науки;
- предположение должно быть принципиально проверяемым;
- предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно предназначено;
- предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений.

Гипоте­за — это модель будущего научного знания. Суть гипотезы состоит в том, что она является переходной категорией от более или ме­нее обоснованного предположения к научной концепции или тео­рии в случае, если гипотеза будет подтверждена. В противном слу­чае она признается ошибочной или неполной и соответственно или отвергается, или существенно дорабатывается.
Основные черты гипотезы
:

обоснованность;

предположительный характер;

нацеленность на обнаружение нового;

содержательность (ответы по существу);

простота;

приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.009 с.)