Японцев не пускают на родные курилы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Японцев не пускают на родные курилы



       Японские туристы, соблюдая во время поездок на курильские острова российские паспортно-визовые правила, тем самым признают суверенитет Москвы над Курилами. Больше не будут. Министерство иностранных дел ввело запрет на посещение Курильских островов, если речь идет о туристической поездке. Как решили японские дипломаты, подчиняясь правилам российского паспортно-визового режима, японцы косвенным образом признают суверенитетом России на то, что японцы считают своими северными территориями. Как передает дальневосточное агентство «Дейта.Ru», запрет в первую очередь касается самого крупного острова Курильской гряды – Кунашира. Туристические фирмы каждую неделю отправляют туда группы, в которые, как правило, входят пенсионеры, в свое время жившие на Южных Курилах. Японцы не только совершают экскурсии, но помогают нынешним жителям материально. Например, открыли госпиталь. Благодаря японским парламентариям на Кунашире появился «Дом дружбы». Путешествуют японцы и на Южный Сахалин, который тоже когда-то был японским. Пока запрет на Сахалин не распространяется. Только что оттуда вернулся огромный 9-палубный теплоход с 400 японскими экскурсантами. Эту группу возглавлял мэр города Касивадзаки господин Масадзуми. Японцы любовались Южно-Сахалинском и ловили рыбу. Все остались очень довольны. Разумеется, запрет на туризм будет восприниматься в контексте последних скандалов вокруг Курильских островов, о котором «Газета.Ru» не раз писала. В начале года был отправлен в отставку министр иностранных дел, который ввязался в конфликт с парламентом. Министр обвинял депутатов в том, что они готовы отдать России только два из четырех спорных островов. Вместе с министром выгнали депутата Судзуки, который был едва ли не самым важным человеком, с помощью которого Россия и Япония сотрудничали на Курилах. Выяснилось, что, покровительствуя Курилам, он наживал деньги и славу. Так, «Дом дружбы» на Кунашире стал называться «Домом Мунэо Судзуки». В июне токийская прокуратура выдвинула против него обвинения в махинациях при распределении заказов на оказание гуманитарной помощи Южным Курилам. Депутата Судзуки арестовали, а программа оказания финансовой помощи была заморожена. Теперь жители Курил не только не увидят государственной японской помощи, но и от туристов ничего не смогут получить. Все эти неприятности во многом связаны с новым министром иностранных дел – госпожой Йорико Кавагути. До Курил она занималась проблемами окружающей среды и в начале года даже не могла понять, о чем ей говорить с коллегой Игорем Ивановым. Однако госпожа министр быстро освоилась и заняла жесткую позицию в территориальном споре. В прошлую пятницу она наглядно продемонстрировала эту позицию, совершив осмотр Курильской гряды на вертолете. Это такая традиция у японских властей. Обычно оглядывание островов осуществляется с помощью бинокля или с вертолета, который летит по кромке японской зоны контроля. Такие акции должны символизировать, что Япония не отказывается от территориальных претензий к России. В апреле прошлого года вдоль Курил пролетел тогдашний премьер-министр Иосиро Мори. Его преемник Дзюнъитиро Коидзуми пока еще не сделал этого. Но наверняка сделает накануне своей следующей встречи с Владимиром Путиным. Предполагается, что она может состояться в октябре. Впрочем, японцы вряд ли чего-то ждут от этих переговоров. После вертолетного облета госпожи Кавагути российские информагентства немедленно распространили сообщение со ссылкой на Кремль: «Российская официальная позиция неизменна. Курилы – это наша территория. Слухи о том, что кто-нибудь что-нибудь будет кому-то передавать – это только слухи, не более того».

 


Выводы:

     В начале ХХI века Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной финансовый и структурный кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах.

       Япония начинает радикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленная на завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннего рынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднее конкурировать с США и Западной Европой в сферах глобализации финансов, информации и связи.

       Чтобы выйти из тяжелой ситуации, японское правительство ведет параллельно две разнонаправленные и трудно совместимые линии экономической политики. Одна линия состоит в антикризисном управлении при помощи расширения государственного участия в экономике. Увеличено финансирование строительства объектов инфраструктуры, сделаны огромные вливания в капитал банков, накопивших безнадежные долги. Эффект от них еще не наступил, но тяжелый бюджетный кризис уже налицо: в 1999 г. дефицит бюджета составил около 6,7% ВВП, а накопленный долг приблизился к 100% ВВП.

       Другая линия современной экономической политики — либеральные реформы: приватизация государственного сектора, дерегулирование финансовых рынков, либерализация валютного режима, реформа бюджетной системы, пересмотр антимонопольного законодательства. Ставится задача оживить национальный денежный рынок и рынок капитала, с тем чтобы кредит и финансы стали ведущей отраслью экономики страны по конкурентоспособности предлагаемых услуг и способности создавать новые рабочие места. Цель бюджетной реформы — в первые годы нового века восстановить равновесие бюджета. В госсекторе предстоит реформа общественных работ, которые предполагается вести на средства и под управлением частного бизнеса.

       Потенциальные ежегодные темпы роста в первые десятилетия нового века оцениваются в 2%, но это верхняя их граница. Реализация этих темпов зависит от сочетания таких внутренних условий, как демографическая перспектива, динамика потребительского спроса и жилищного строительства, замена и обновление основного капитала предприятий, научно-технический прогресс.

Неблагоприятна и демографическая перспектива. Ожидается, что между 2010 г. и 2015 г. численность населения Японии стабилизируется на уровне 130 млн. чел. При тенденции к старению населения это означает, что трудовые ресурсы ожидает абсолютное сокращение. Уровень заработной платы будет подниматься быстрее, чем в других странах.

Требует замены и научно-техническая концепция развития Японии, сложившаяся в рамках модели «догоняющего развития». Чтобы удержать технологическое лидерство, придется отойти от преимущественной разработки «коммерческих» промышленных технологий, поднять значение фундаментальных исследований и расширить международный обмен идеями и технологиями.

Задачи глобализации внешних хозяйственных связей Японии потребуют включения крупнейших компаний страны в состав транснациональных корпораций, способных к конкуренции на рынках всемирных масштабов. Давление международной конкуренции будет вытеснять с национального рынка отрасли, теряющие конкурентоспособность. Свертываемые производства будут выноситься за пределы страны. Япония будет усиливать свои позиции в мировой экономике именно как лидер Азиатско-Тихоокеанского региона. Она будет активно строить как общую систему интеграционных связей в регионе, так и отдельные альянсы, чтобы сдерживать доминирование США и возможную экспансию Китая. Япония стремится к тому, чтобы ее национальная валюта заменила американский доллар в качестве ключевой валюты для расчетов и резервов в Азии, а в перспективе — к тому, что в регионе возникнет «иеновый блок», и иена стала валютой международных расчетов наряду с долларом и евро.

Основы японского управленческого режима — пожизненный наем и оплата по старшинству — более не совместимы с необходимостью снижения издержек и утрачивают роль гарантов социальной стабильности. На смену прежней практике придет свободный наем и оплата по квалификации и результатам труда, сформируется мобильный рынок рабочей силы. Потеря рабочих мест на волне электронного и информационного бума будет перекрыта созданием новых рабочих мест в обслуживании информационных систем, в новых производствах и на рынках сбыта их продукции. Ожидаемый дефицит рабочей силы будет рассасываться благодаря привлечению пенсионеров и домохозяек на рынок труда и более широкому доступу в Японию работников-иностранцев.

Уменьшится дифференциация японских семей по уровню доходов и накопленного имущества и наметится ослабление остроты жилищной проблемы в крупных японских городах. Предстоят пересмотр социальных программ и реформа социального обеспечения.

 

       Где выход? Снова в изоляцию, отказываясь от «глобализации»?

       Но Япония XXI века не может позволить себе этот легкий путь. Во-первых, ей нечем будет платить за импорт топлива, минеральных ресурсов, зерна и рыбы. Во-вторых, она будет лишена импорта товаров с высокой технологией. (По мере экономического и технологического развития перечень высокотехнологических изделий разрастается чуть ли не в геометрической прогрессии. Ни одна страна не может установить монополию по всей гамме этих товаров. Это открывает широкие возможности для активного международного обмена продукцией с высокой добавочной стоимостью. Другими словами, «глобализация» не является монополизацией экономики в руках США. Если США устанавливают глобальные стандарты в одних областях, то Япония или ЕС могут проводить свои стандарты в других.)
       Спасение Японии видится в другом направлении. Во-первых, Япония должна создавать новые отрасли взамен тех конвенциональных отраслей индустрии, которые утекли за границу. Такими отраслями могут стать:

(1) биотехнологии,

(2)  нанотехнологии,

(3)  рекон-струкция жилищного фонда в условиях дерегламентации,

(4)  производство компьютеризированных бытовых электроприборов,

(5)  разработка новых программных средств,

(6)  производство роботов и т.д.

 

       Прогнозируемая к 2010 году выручка от продажи продукции этих отраслей приближается к 840 млрд. долларов, что составляет 25% нынешнего ВНП. Кроме того, Япония могла бы увеличить и долю сектора услуг в своей экономике (сейчас - 60%).

       Во-вторых, нельзя упускать из виду, что рядом с Японией сейчас формируется гигантский рынок - Китай. Сегодня японский экспорт в Китай составляет свыше 10% от всего объема ее экспорта. А по прогнозам Мирового банка Япония будет пользоваться наибольшей выгодой от вступления Китая в ВТО, увеличив свой экспорт на 61 млрд. долларов к 2005 году. Другими словами, неудивительно было бы, если бы удельный вес Китая в японском экспорте достиг того же уровня, что и удельный вес США (31% в 1999 году).

 


Литература

 

1) А.С. Булатов, учебник «Мировая экономика», «Юристъ» 2001 г.

2) М. Корнилов, «Япония, Южная Корея, Китай – особенности модернизации // Зарубежный опыт» 2000 г.

3) Журнал “Япония сегодня”, www.japantoday.ru.

4) Международный журнал “Проблемы теории и практики управления” № 09 2000 г.

5) Акио КАВАТО «Ответ Японии на «Глобализацию экономики» ”, www.japantoday.ru.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.011 с.)