Особенности организации предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации предпринимательства



       Сектор крупных корпораций Японии – это 2,4 тыс. акционерных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах. Между тем общее число акционерных компаний – около 800 тыс. Средние и мелкие предприятия работают без широкой дисперсии собственности и управляются как закрытые акционерные компании и товарищества.

       Каждая из крупных корпораций является ядром группы, называемых «кэйрэцу». В японской «кэйрэцу» связующими элементами являются отношения собственности и контракта. Закон запрещает банкам держать более 5% акций, выпущенных нефинансовыми компаниями. Поэтому «кэйрэцу» не является финансово-промышленными группами под эгидой банков, и последние даже не входят в их состав.

       Головная компания «кэйрэцу» сочетается собственную производственную деятельность с финансовым управлением группой (т.е. функциями холдинга) и производственной кооперацией с ее участниками. Особенностью Японии является как широкое распространение этих групп в сочетании с массой мелких предприятий (в стране насчитывается 3,7 млн. индивидуальных и семейных предприятий и 770 тыс. партнерств), так и более тесные, чем в других развитых странах, взаимосвязи крупного и мелкого бизнеса. У 2,4 тыс. компаний, зарегистрированных на Токийской бирже, имеется периферия из 31,5 тыс. дочерних и ассоциированных компаний.

       Среди «кэйрэцу» есть примеры как вертикальной интеграции на технологической основе, так и конгломератов. Периферия таких крупнейших корпораций, как машиностроительные «Мицубиси дзюкоге», «Комацу», электрические «Хитати», «Тосиба», «Сони», «Мацусита дэнки», автомобильные «Тойота» и «Ниссан», насчитывает по 300-400 компаний. Эта периферия выполняет роль более или менее постоянных поставщиков и исполнителей заказов и дополняется сетью так называемых субподрядчиков, не связанных с головной компанией отношениями собственности. Многие группы имеют развитую периферию за границей и являются японскими ТНК.

       Практически все предприятия объединены в отраслевые союзы – бесприбыльные организации с добровольным членством и правом свободного выхода. В Японии насчитывается более ста общенациональных предпринимательских союзов, а с учетом местных организаций мелкого бизнеса – более 20 тыс. Общенациональные союзы предпринимателей образуют Федерацию экономических организаций «Кэйданрэн».

       Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15-18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы.

       Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны.

 

Банковская система

       В стране насчитывается девять крупных коммерческих банков, имеющих право открывать отделения по всей территории страны (городские): «Токио-Мицубиси», «Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи», «Асахи», «Дайва» и «Токай». Действуют также 129 региональных банков (имеющих отделения только в своих префектурах), 33 траст-банка, управляющих частными пенсионными и паевыми фондами, и три банка долгосрочного кредита: Промышленный банк, Банк долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный банк. Кроме того есть большая сеть кооперативных банков для сельского хозяйства и мелких кредитных ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков: Экспортно-импортный банк, Японский банк развития, Финансовая корпорация для жилищного строительства и несколько специализированных банков для финансирования мелкого предпринимательства.

       «Городские» банки, траст-банки и три банка долгосрочного кредита имеют постоянную клиентуру в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на биржах. Каждый такой банк является «головным» для определенного круга фирм. В среднем они предоставляют компаниям от 15 до 20% долгосрочных кредитов. Головной банк, беря клиента на постоянное обслуживание, проводит глубокую ревизию его финансовой деятельности и становится главным «диагностом» компании и неформальным гарантом ее кредитоспособности для других банков. Банк заинтересован не в максимизации прибыли и курса акций компании, а в стабильности ее дохода и отсутствия угрозы банкротства.

       Подобный институт банковского мониторинга компаний-заемщиков сформировался в период высоких темпов экономического роста, когда на денежном рынке длительное время была нехватка ресурсов и условия «рынка продавца» давали банкам возможность выбирать лучших клиентов. В настоящее время напряженность на денежном рынке спала, и банки стали конкурировать в поисках заемщиков. Так, городские банки все больше работают с мелкой клиентурой, отбивая ее у местных банков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.004 с.)