Тема 4. Понятие и закономерности переходной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Понятие и закономерности переходной экономики



Понятие переходной экономики. Переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства.

Переходный период в экономике - это исторически непродолжи­тельный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.

Началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пери­од, некоторые носят необходимый, неизбежный характер являются:

- утрата государством функций единоличного распоряжения экономи­ческими ресурсами;

- бюджетный кризис;

- трансформационный спад.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. В период командно-административной системы государство является единственным соб­ственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств об­щества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную соб­ственность, и государство теряет монопольную власть на принятие эконо­мических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в эко­номике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в том, что трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником эконо­мического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные орга­ны должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам.

Вторым аспектом изменения положения государства является формиро­вание нового инструментария для воздействия государства на экономику. Если в плановой системе эко­номическое управление осуществлялось за счет принудительных и адрес­ных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораз­до более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в прин­ципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка. Это заставляет государство заниматься некоторыми про­изводственными функциями, а также финансировать социальную сферу, фундаментальную науку, охрану окружающей среды.

Вторая закономерность переходною периода - бюджетный кризис. Он тесно связан с изменением положения государства в экономике.

За десятилетия господства командно-административной системы в на­шей стране созданы мощная промышленность, сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком и полностью финансировались госу­дарством. После начала реформ потребность в их финансировании со сто­роны государства сохранилась на очень высоком уровне. Социальная сфе­ра и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета, а промышленность оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или иных форм государственной поддержки. Доходная часть бюджета резко сократилась за счет спада производ­ства. Это усугубляется хаосом в сфере бюджетного федерализма, т. е. в рас­четах между бюджетами разных уровней: федеральным и региональными. Плохая наполняемость федерального бюджета мешает своевременному пе­речислению трансфертов в регионы, что, в свою очередь, тормозит нало­говые отчисления из регионов в Центр.

Бюджетный кризис обуславливает неуклонное углубление кризиса произ­водства. Дело в том, что при хронической нехватке средств в казне госу­дарство оказалось лишенным возможности оказывать действенную поддер­жку промышленности. Основная часть средств бюджета на­правляется на погашение обязательств перед работниками бюджетной сферы и содержание армии, здравоохранения, образования и социального обеспече­ния. Этих средств, однако, не хватает, что порождает хроническую и мно­гомесячную задолженность государства по выплате заработной платы.

Третья закономерность переходного периода - это трансформационный спад. Данный термин был введен в научный оборот венгерским ученым Яношем Корнай, который утверждает, что в переходный период экономика переживает глубокий кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние, плановые механизмы координации хозяйственной дея­тельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще слабы или отсутствуют вообще. Опасность трансформационного спада состоит не только в его масшта­бах, но и в том, что наряду с неконкурентоспособными, неэффективными и устаревшими производствами сворачиваются и современные производ­ства, особенно машиностроение. Это связано с искажением соотношений цен в переходной экономике, а также с сокращением спроса на продукцию обрабатывающей промышленности, конкуренцией импорта, удорожанием топлива, сырья и материалов.

Поскольку есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кри­зиса, то существуют общие направления в преоб­разовании экономических систем, которые можно было бы назвать законо­мерностями постсоциалистического реформирования. Их три:

1. макроэкономическая (финансовая) ста­билизация - В обстановке стремительной инфляции, без твер­дой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.

2. приватизация - без част­ной собственности рынок невозможен, поскольку в основе рыночных отношений лежит именно частная соб­ственность. По своей природе рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действу­ющие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.

 3. интеграция в мировое хозяйство - Искусственная изоляция экономики от мирового рынка является одной из главных причин отстава­ния нашей промышленности по качеству и технологическому уровню про­дукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуще­ствами международного разделения труда. Закрытость экономики сопро­вождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономичес­кой системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей про­дукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. Чем выше открытость страны, тем больше у нее возмож­ностей увеличить свой научно-технический потенциал за счет «перелива» новых знаний из-за рубежа.

Варианты преобразования экономики: градуализм и «шоковая терапия». В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две про­тивостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая тера­пия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не явля­ется строгим научным термином для обозначения экономических процес­сов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономичес­кой литературе.

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государ­ству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношения­ми. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразо­ваний и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня на­селения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Проводя постепен­ную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджет­ное финансирование. Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капи­тала и коммерциализация государственных предприятий.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая счи­тает инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли­тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государ­ственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основа­на на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэто­му монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в пере­ходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, по­скольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характер­ные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения озна­чают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огром­ных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

 

Приватизация и собственность. Поскольку рыночное поведение экономических агентов может опираться только на рыночные институты, но необходима институциональная трансформация. Институциональная трансформация в переходный период - это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения и рыночных организаций и замена ими старых правил и организаций, присущих административно-команд­ной системе.

Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватиза­ция. Приватизация - это платная или бесплатная передача государ­ственного имущества частным владельцам.

Значение приватизации состоит в том, что она позволяет при­влечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник - это физическое или юриди­ческое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на пред­приятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции. Наконец, приватизация преследует и фискальные цели, т. е. пополнение бюджета за счет продажи государствен­ной собственности.

Собственность в юридическом смысле (правовые отношения собственности) это установление имущественных отношений между людьми, при которых выявляется вещь или совокупность вещей (объекты собственности), принадлежащие данному субъекту, и определяются виды собственников, которым принадлежит указанное имущество.

Право это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), которые устанавливаются государством.

Субъектами собственности являются (наделены правом собственности ):

1. Физическое лицо – человек как субъект гражданских (имущественных и неимущественных) прав и обязанностей

2. Юридическое лицо – организация (объединение лиц, предприятие, учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей и вступающая в хозяйственные связи как самостоятельная целостная единица

3. Государство и муниципальные образования (органы местного управления и самоуправления)

Объектами собственности могут быть:

1. Недвижимое имущество (земля, здания, сооружения и т. д.)

2. Движимое имущество (деньги, ценные бумаги и т. д.)

3. Интеллектуальная собственность (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, фирменное наименование, товарный знак др.)

Собственность в экономическом смысле это отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ.

Система экономических отношений собственности

Отношения присвоения – это присвоения факторов и результатов производства. Противоположными присвоению являются отношения отчуждения.   Отношения хозяйственного использования имущества – это отношения хозяйственного  использо-вания материальных и иных средств. Аренда – договор о предоставлении имущества какого-то человека (организации) во временное пользование другому лицу за определенную плату. Концессия – договор, по которому государство сдает частным лицам, иностранным фирмам промышленные предприя- тия или участки земли для определенного вида деятельности.   Отношения экономической реализации собственности – это получение дохода от собственности в виде вновь созданного продукта или его части. Доход собственника в случае аренды называется арендной платой. Арендная плата составляет часть дохода фирмы, которая получена от использования чужого имущества. При заключении концессии экономически реализуется собственность на средства производства, определяются платежи или устанавливается доля прибыли, которую временные собственники должны предоставить владельцу.

 

Отношения собственности отражают степень реального обобществления производства, т. е. фактическую принадлежность средств производства не одному лицу, а множеству людей.

В экономической теории существует три основных типа собственности и множество конкретных форм. Личные экономические свободы людей наиболее развиты у частных, относительно независимых друг от друга собственников. Наименьшими они являются у совместных собственников, крепко связанных между собой узами нераздельного присвоения.

Типы собственности

Частная собственность – это собственность отдельных, обособленных лиц, направленная на получение и умножение их доходов. Различают трудовую и нетрудовую частную собственность. В первом случае доходы «частника» являются результатом исключительно его труда, в другом наемных работников, которые попадают во внеэкономическую и экономическую зависимость от собственников и работают в их пользу.   Общая долевая собственность – это собственность, которая образуется путем объединения частных вкладов, которые вносят все участники в общее имущество; собственность используется в совместных интересах и под единым контролем и управлением; конечные результаты экономической реализации данного типа имущества распределяются между участниками хозяйства с учетом доли каждого.   Общая совместная собственность – это собственность, при которой все объединившиеся физические и юридические лица относятся к производственным и иным средствам как к совместно и нераздельно им принадлежащим; не определяется доля имущества, принадлежащая каждому собственнику, и общий доход от имущества распределяется между участниками хозяйства в равных долях в зависимости от трудового вклада каждого в их коллективные результаты.

 

Формы общей долевой собственности

Акционерное общество – имеет уставной капитал, кото-рый разделен на определенное число акций.      Акции – ценные бумаги, удостоверяющие вложение  имущества в акционерное общество и гарантирующие получение части прибыли в виде дивиденда. Учредители общества имеют по закону ограниченную имущественную ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.   Хозяйственное товарищество – коммерческая организация юридическое лицо, стремящееся получать прибыль) с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) участников. В полных товариществах ответственностьего участниковза все понесенные убытки. В товариществах с ограниченной ответственностью ихучредители не-сут риск потерь, связанных с дея-тельностью об-щества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.   Производст-венный кооператив – добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной еятельности. Такая деятельность основана на личном тру-довом и иномучастии членов кооператива, а также объединении имуществен-ных паевых взносов. Прибыль кооператива распределяет ся между его членами в  соответствии с их трудовым участием.   Хозяйствен- ные объеди- нения – добро- вольные объе- динения юри- дических лиц, товариществ и обществ, про- изводственных кооперативов, государствен- ных и иных предприятий. Они могут соз- даваться в виде ассоциаций (объединений) и союзов, кото- рые являются некоммер- ческими орга- низациями. Эти организации согласовывают предпринима- тельскую дея- тельность уч- редителей, представляют имуществен-ные интересы.   Совместные предприятия – создаются на основе имуще ства отечест- венных и ино- странных  партнеров. Они могут совместно осуществлять хозяйственную деятельность, управление и распределение прибылей.  

 

Формы общей совместной собственности

Государственная (федеральная) собственность – это имущество, принадлежащее Российской Федерации.   Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее городским и сель- ским поселениям, а также другим му- ниципальным об- разованиям.   Общая семейная собственность – это семейное имущество, оно является данной формой собственности, если в семье не установлен иной режим.   Крестьянское (фермерское) хозяйство – это имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.  

 

Отношения собственности пронизывают все отношения по производству, распределению, обмену и потреблению благ. Зная, какая собственность утвердилась в производстве, можно составить правильное представление об экономическом строе общества в целом.

Особенности приватизации в российской экономике

1. Историческая непоследовательность (переход от плановой экономики к рыночной).

2. Масштабность (массовый характер приватизации, вызванный, с одной стороны, высоким удельным весом государственной собственности, а с другой – стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества).

3. Высокие темпы с целью придать процессу преобразований необратимый характер.

4. Высокий удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, заниженная стоимость и т. д.) приватизации.

5. Ваучерный этап приватизации (обеспечить справедливость приватизации общенародного имущества; обеспечить определенную концентрацию ресурсов (ваучеров) в соответствующих чековых инвестиционных фондах).

6. Номенклатурно-криминальный характер (отсутствие правовой основы).

7. Непоследовательность (развитие частного сектора).

8. «Неэффективные собственники» (приобретение предприятий не для предпринимательской деятельности).

Ряд негативных особенностей российской приватизации был обусловлен отсутствием опыта, избранным форсированным курсом в ее проведении, а также особенностями социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.024 с.)