Государственный долг Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный долг Украины



КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Макроэкономика»

На тему «Государственный долг, его сущность и причины образования»

 

Выполнила:

Студентка 2-ого курса

                              Группы ЭС-21     

Возбранная Анастасия Игоревна

 

Проверила:

         Кандидат экономических наук, доцент      

Давыдова Ирина Анатолиевна

 

Харьков 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение................................................................................................. 3

 

Глава 1. Теоретические основы государственного долга:

1.1 Государственный долг Украины........................................... 4

1.2 Виды государственного долга............................................... 8

1.3 Причины возникновения государственного долга............... 12

 

Глава 2. Особенности государственного долга:

2.1 Динамика увеличения долга Украины.................................. 18

2.2 Внутренний долг.................................................................... 22

2.3 Внешний долг......................................................................... 24

 

Глава 3. Анализ исследования борьбы с государственным долгом:

3.1 Уровень государственного долга в мире.............................. 27

3.2 Уменьшение государственного долга в Украине.................. 29

3.3 Методы борьбы с государственным долгом......................... 33

 

Заключение........................................................................................... 37

Перечень использованной литературы............................................. 40

Приложение 1....................................................................................... 42

Приложение 2....................................................................................... 43

Приложение 3....................................................................................... 44

Приложение 4....................................................................................... 45

    Введение

Государственный долг - это общий размер, накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков.

   Центральной проблемой государственных финансов является проблема государственного долга.

   Долг является важным элементом круговорота "доходы-расходы". Когда в экономике растут доходы, растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами и правительством.                      Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения     передаются экономическим агентам, которые осуществляют расходы. Если домохозяйства не склонны к заимствованиям, то частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений.   Итак, чтобы экономика не отошла от состояния полной занятости ресурсов, эти сбережения должны быть использованы государством путем прироста государственного долга.

   Исследование государственного долга Украины является актуальным потому, что государственный долг существенно влияет на макроэкономическое развитие государства, в частности на параметры монетарной и фискальной политики, на рыночную конъюнктуру.                            Отсутствие научно обоснованной долгосрочной долговой стратегии, несовершенное, нерациональное проведения политики формирования государственного долга, может стать деструктивным фактором для экономики, может разрушить финансовую систему страны, а большое значение внешнего долга может привести к потере Украиной своей экономической независимости.

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного долга:

Виды государственного долга

1. В зависимости от статуса заемщика различают централизованный и децентрализованный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), в другом - местными органами власти.

  Эмитент облигаций местных займов обязан объявить всю необходимую информацию о своем экономическом и финансово-правовом состоянии. На базе этой информации потенциальные инвесторы будут принимать решения относительно риска приобретения этих облигаций.

Облигация местного займа содержит следующие реквизиты: наименование ценной бумаги, наименование эмитента, номинальную стоимость облигации, срок погашения, размер процентов, дату и номер свидетельства о регистрации выпуска облигаций, серию и номер облигации, подпись председателя совета. Право собственности на облигацию подтверждается сертификатом. Как правило, выпуск местных облигаций считается состоявшимся, если в период размещения было реализовано не менее 50 % от их количества, предусмотренного к выпуску.

    Если главной доходной частью бюджета соответствующего региона являются отчисления, дотации, субвенции, полученные из бюджета высшего уровня, то объем выпуска облигаций местных займов должен согласовываться с Центральным финансовым органом - Министерством финансов. Могут вводиться и иные ограничения: лимитирование предельной суммы займа с точки зрения консолидированного бюджета, сужение масштабов использования сугубо бюджетными процедурами и т.д.

   2. В зависимости от сферы размещения своих долговых обязательств государством, государственный кредит подразделяется на внутренние государственные займы (размещается в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).       Однако в процессе размещения внутренних государственных займов активное участие могут брать и нерезиденты.

    3. В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств различают: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года) среднесрочные займы (как правило, от 1 года до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет).

   Чрезвычайно большие сроки погашения государственных займов полагаются нецелесообразными, поскольку в данном случае отягощаются последующие поколения граждан данной страны. Долгосрочные займы отягощают государственный бюджет на много лет вперед, препятствует его нормальному функционированию (так как увеличивается общая сумма, подлежащая уплате кредиторам).

    4. По видам доходностигосударственные займы подразделяют на:

– процентные займы: собственники государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных процентов годовых;

– беспроцентные (дисконтные) займы: государственные ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимостью облигации, которая возмещается собственнику в момент погашения, составляет доход с ценных бумаг; в               Украине беспроцентные (дисконтные) облигации внутреннего государственного займа выпускаются, начиная с 1996 года;

– выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.

    Специфическое место в системе государственного финансирования и кредитования занимают государственные лотереи - розыгрыш государством денежных сумм или вещей с помощью платных билетов. Лотерея выступает как форма привлечения в соответствующий бюджет денежных средств населения через продажу номерных лотерейных билетов, когда лишь часть собранных - денежных средств разыгрывается в виде выигрышей.  Государство получает при этом доход, который равен разнице между денежными средствами. Они поступают вследствие выпуска и реализации лотерейных билетов, и денежными средствами, которые использованы на выплату выигрышей (учитывается и финансирование затрат организаций, которые проводят лотерею).

     Виды лотерей: числовые, простые, классные, спортивные, вещевые, денежные и т.д.

      Государственные ценные бумаги - это государственные обязательства, которые выпускаются в документарной или электронной формах правительством, местными органами власти и отдельными государственными предприятиями с целью размещения займа и мобилизации денежных ресурсов в соответствующие бюджеты.

      Самым распространенным видом государственных ценных бумаг являются облигации государственного займа.

     Облигация - это ценная бумага, которая, во-первых, удостоверяет внесение ее собственником определенных денежных сумм на ее приобретение (в данном случае в пользу государства); во-вторых, предоставляет ее собственнику право на получение определенного дохода от облигации; в-третьих, подтверждает обязанность государства возместить полную номинальную стоимость облигации в предусмотренный условиями займа срок.

При выпуске государственного займа обязательно оговаривается срок, на протяжении которого облигации подлежат погашению или выкупу.

    Выпускают облигации внутренних и внешних государственных и местных займов. Денежные средства, которые поступают от размещения государственных облигаций, засчитываются в государственный бюджет, хотя и не учитываются в его доходах (согласно с мировой бюджетной методологией).

     Облигации государственных займов могут быть как именными, так и на предъявителя. Государственные облигации выпускаются или в виде документов, или в виде записей на соответствующих электронных счетах в системе электронного обращения ценных бумаг. В Украине государственная облигация в виде электронной записи считается приобретенной с момента регистрации ее приобретателя.

     При документарной форме выпуска государственные облигации, за какими предусмотрена не одноразовая выплата дохода, должны содержать купонный лист. Купон - это отрезная часть облигации, что передается вместо расписки во время получения процентов (отсюда выражение «стричь купоны»). Купон на выплату процентов должен, как правило, содержать такие данные: порядковый номер купона на выплату процентов, номер облигации, по которой выплачиваются проценты, наименование эмитента и срок выплаты.

      Государственные облигации могут свободно обращаться, или иметь ограниченный круг обращения, они бывают сберегательными и казначейскими.

      Казначейские обязательства выпускаются государством на разный срок, поэтому они могут быть: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. [ 1; 12]

 

Внутренний долг

       Внутренний государственный долг — это задолженность государства всем владельцам облигаций внутренне государственной ссуды и других государственных ценных бумаг, то есть гражданам и предприятиям своей страны, которые являются кредиторами государства.

     В общем объеме государственного долга внутренний долг составляет почти треть. Наибольшая часть в нем приходился на задолженность перед юридическими лицами (по облигациям внутренней государственной ссуды) и банковскими учреждениями, в том числе перед НБУ по ссудам, полученными для финансирования дефицита бюджета, а также по остаткам вкладов населения, централизованными прежним Сберегательным банком СССР, и компенсациями по ним; задолженность сельскохозяйственных предприятий по долго- и краткосрочным ссудами, зачтенную на государственный внутренний долг Украины. Этот долг состоит из задолженности прошлых лет и той, которая появляется ежегодно с новыми долговыми обязательствами правительства Украины.

        В Украине величина государственного долга регулируется законодательно с 1992 г. Законом «О государственном внутреннем долге Украины». Бюджетным кодексом Украины установлено, что основной объем государственного долга не должен превышать 60 % фактического годового объема ВВП Украины.

В октябре прямой внешний долг сократился на 1,69%, или на 431 млн долларов, составив на 31 октября 25,051 миллиарда долларов (против 25,482 миллиарда долларов на 30 сентября). Об этом говорится в сообщении Министерства финансов.
    Прямой внутренний долг в октябре вырос на 0,33%, или на 622 миллиона гривен со 190,737 миллиарда гривен (23,863 миллиарда долларов) до 191,359 миллиарда гривен (23,940 миллиарда долларов).
    Общий размер прямого государственного долга в октябре сократился на 0,72%, или на 2,824 млрд гривен с 394,415 миллиарда гривен (49,345 миллиарда долларов) до 391,591 миллиарда гривен (48,991 миллиарда долларов).
     Гарантированный государством долг на 31 октября составил 101,378 миллиарда гривен, или 12,683 млрд долларов (против 101,377 миллиарда гривен, или 12,683 миллиарда долларов на 30 сентября).
     Государственный и гарантированный государством долг на 31 октября составил 492,970 миллиарда гривен, или 61,675 миллиарда долларов (на 30 сентября - 495,792 миллиарда гривен, или 62,028 миллиарда долларов).
     Как сообщалось, в сентябре прямой внешний долг увеличился на 3,1%, или на 773 миллиона долларов, составив на 30 сентября 25,482 миллиарда долларов (против 24,709 миллиарда долларов на 31 августа).
      Прямой внутренний долг в сентябре сократился на 1,3%, или на 2,599 миллиарда гривен со 193,336 миллиарда гривен (24,188 миллиарда долларов) до 190,737 миллиарда гривен (23,863 миллиарда долларов).

[ 4; 8 ]

 

Внешний долг

Внешний государственный долг представляет собой задолженность государства по привлеченным из-за рубежа средствам в виде займов и кредитов иностранных банков и международных финансовых организаций, выплачиваемым процентам по ним, а также средствам, полученным путем размещения на международных рынках государственных ценных бумаг. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны. [Приложение 2]

Следовательно, государственный внешний долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками. К составляющим государственного внешнего долга принадлежат:

· прямой долг, который формируется с помощью привлечения иностранных кредитов, непосредственным заемщиком по которым является государство, и выпуск государственных ценных бумаг в виде внешних государственных ссуд. Кредитные отношения базируются на прямом государственном управлении;

· условный долг, который формируется при нормативно административной регуляции заимствований за счет иностранных кредитов, привлеченных другими заемщиками под гарантии государства (гарантированный государственный долг). Ответственность за обслуживание этих кредитов несет или государство, или предпринимательская структура — заемщик, который самостоятельно погашал иностранные кредиты за счет собственных средств. Если непосредственный заемщик-предприятие не выполняет своих долговых обязательств перед нерезидентами, то по условиям соглашения о займе вступает государственная гарантия относительно выполнения платежей в интересах иностранного кредитора. В таком случае деньги перечисляются кредиторам из Государственного бюджета, а затем государство пытается возвратить средства от непосредственных заёмщиков.

В результате нерациональных и лишних внешних заимствований могут возникнуть такие долговые обязательства перед нерезидентами, которые в будущем значительно ограничат возможности правительства относительно осуществления независимой экономической политики. Обосновывая экономические последствия государственного долга, применяют разные критерии для различения влияния на финансовую систему: срок существования долга, его структуру, размер платежей, изменение в делении и использовании ВВП на потребление, инвестиции, экспорт товаров и услуг.

Применение государством внутренних заимствований нуждается в осуществлении политики, направленной на управление как мобилизацией финансовых ресурсов, так и на обслуживание платежных обязательств, которые возникают в результате действия механизма государственного кредита.

      Так в современных после кризисных условиях приоритетной государственной политикой относительно управления и финансирования внешнего государственного долга Украины должно быть:

• аккумулирование сверхнормативные поступления в бюджет с метою противодействия инфляционному перегреву и создание запаса прочности на случай кризиса;
• переориентация на внутренние источники поддержки ликвидности банков на случай внезапных утечек капитала или остановок внешнего рефинансирования;
• при реализации плана антиинфляционных мер Кабмин должен ввести дополнительные рыночные инструменты регулирования денежной массы;
• стимулировать увеличение экспорта и сокращение импорта, разработать государственную политику содействия поступлению прямых иностранных инвестиций и жесткого регулирования объемов финансовых иностранных инвестиций;
• законодательно запретить использование внешних заимствований государства для финансирования текущих бюджетных расходов;
• разработать программу поддержки банков в условиях финансовой нестабильности, и в частности предусмотреть упрощенные механизмы поддержки их ликвидности.

[ 8 ]

 

Заключение

Заключение по 1-й главе:

Таким образом, государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.

 

Заключение по 2-й главе:

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях не сбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в
условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец,
привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных
результатах.

Заключение по 3-й главе:

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что решение проблемы государственного долга является одной из первоочередных задач для украинского Правительства. Стратегическими целями политики управления государственным долгом в Украине должны стать снижение долговой нагрузки на экономику, оптимизация привлечения ссудных средств для нужд государства, уменьшение расходов на обслуживание долга и минимизация долговых рисков. В системе мер, направленных на достижение указанных целей, важная роль принадлежит: уменьшению объемов дефицита бюджета и сокращению относительного размера государственного долга Украины; снижению доли внешних займов в структуре привлечения ссудных средств государством; уменьшению долговых выплат в пользу НБУ; активизации внутреннего рынка ссудных капиталов.

Общее заключение:

Украина, несмотря на стремление уменьшить зависимость национальной экономики от внешних заимствований путем активного привлечения кредитных средств на внутреннем рынке, в ближайшее время не сможет обойтись без международных кредитов ввиду ограниченных возможностей внутреннего кредитного рынка. Вместе с этим, в условиях, когда объем экспорта достигнут 50% от ВВП, дальнейшее расширение заимствований на внешних рынках станет оправданным как только произойдет опережение роста ВВП в сравнении с экспортом, будет улучшаться структура экспорта и повышаться эффективность использования привлеченных средств.

Последствия государственных заимствований неодинаковы короткосрочной и долгосрочной перспективе. В момент привлечения кредитов экономика ощущает определенное облегчение, увеличиваются предпринимательские доходы и доходы граждан, временно снижается налоговое давление. Но в долгосрочной перспективе значительные государственные заимствования приводят к снижению уровня потребления на душу населения, необходимости в повышении налоговых поступлений для покрытия расходов на обслуживание долга и его погашения.

При управлении государственным внешним долгом существенной проблемой является высокий уровень валютного риска, что обусловлено значительной массой внешнего долга в общей задолженности государства (70%). В зависимости от ситуации на внутреннем и международном финансовых рынках, следует использовать возможности взвешенного трансформирования внешнего долга во внутренний, что в свою очередь требует от правительства и НБУ внедрение эффективных средств для радикального усовершенствования внутреннего финансового рынка.

Укрепление платежеспособности Украины лежит в плоскости общего ускорения социально-экономического развития, эффективнейшего использования собственных материальных и финансовых ресурсов, углубление процессов рыночной трансформации экономики, а также её детенизации. Укреплению финансовых позиций Укреплению финансовых позиций Украинского государства должны также служить легализация и возвращение в Украину вывезенных средств, усовершенствование внешнеэкономической деятельности, улучшение условий международной торговли.

Для устранения разрозненности, противоречивости нормативно-правовых актов, регулирующих порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга, необходимо принятие специального закона о государственном долге и внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Украины, и другие нормативно-правовые акты в названой сфере.

Приложение 1

Полностью структура государственного и гарантированного государством долга по данным Министерства финансов Украины на 01.10.2014

 

 

        

В динамике это выглядит так:

 

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

Приложение 4

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Макроэкономика»

На тему «Государственный долг, его сущность и причины образования»

 

Выполнила:

Студентка 2-ого курса

                              Группы ЭС-21     

Возбранная Анастасия Игоревна

 

Проверила:

         Кандидат экономических наук, доцент      

Давыдова Ирина Анатолиевна

 

Харьков 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение................................................................................................. 3

 

Глава 1. Теоретические основы государственного долга:

1.1 Государственный долг Украины........................................... 4

1.2 Виды государственного долга............................................... 8

1.3 Причины возникновения государственного долга............... 12

 

Глава 2. Особенности государственного долга:

2.1 Динамика увеличения долга Украины.................................. 18

2.2 Внутренний долг.................................................................... 22

2.3 Внешний долг......................................................................... 24

 

Глава 3. Анализ исследования борьбы с государственным долгом:

3.1 Уровень государственного долга в мире.............................. 27

3.2 Уменьшение государственного долга в Украине.................. 29

3.3 Методы борьбы с государственным долгом......................... 33

 

Заключение........................................................................................... 37

Перечень использованной литературы............................................. 40

Приложение 1....................................................................................... 42

Приложение 2....................................................................................... 43

Приложение 3....................................................................................... 44

Приложение 4....................................................................................... 45

    Введение

Государственный долг - это общий размер, накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков.

   Центральной проблемой государственных финансов является проблема государственного долга.

   Долг является важным элементом круговорота "доходы-расходы". Когда в экономике растут доходы, растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами и правительством.                      Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения     передаются экономическим агентам, которые осуществляют расходы. Если домохозяйства не склонны к заимствованиям, то частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений.   Итак, чтобы экономика не отошла от состояния полной занятости ресурсов, эти сбережения должны быть использованы государством путем прироста государственного долга.

   Исследование государственного долга Украины является актуальным потому, что государственный долг существенно влияет на макроэкономическое развитие государства, в частности на параметры монетарной и фискальной политики, на рыночную конъюнктуру.                            Отсутствие научно обоснованной долгосрочной долговой стратегии, несовершенное, нерациональное проведения политики формирования государственного долга, может стать деструктивным фактором для экономики, может разрушить финансовую систему страны, а большое значение внешнего долга может привести к потере Украиной своей экономической независимости.

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного долга:

Государственный долг Украины

Государственный долг определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения

Государственный долг может быть представлен в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени государства как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени государства;

3) договоров и соглашений о получении государством бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы государства;

4) договоров о представлении государству государственных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени государства, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет.

Государственный долг подразделяют на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатной процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заемных средств.

По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний долг.

Внутренний государственный долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке.

Внешний долг государства имеет такие составные:

- долг органов государственной власти и управления, который возник в результате привлечения кредитов иностранных государств и выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются на международных рынках капиталов;

- долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он погашается и обслуживается субъектами хозяйствования – заемщиками.

Внешний долг представляет особое внимание. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высоки проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Государственный долг можно разделить на две составляющие:

- капитальный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам;

- основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

Государственный долг существенно влияет на экономику в целом, а именно на параметры монетарной и фискальной политики и на экономическую конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок. Перед тем, как перейти к исследованиям макроэкономических эффектов государственного долга, им следует дать определение как объекту статистического изучения. Под макроэкономическим эффектом государственного долга понимают изменение параметров макроэкономической конъюнктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности страны и ее экономической независимости в результате влияния государственного долга на экономику.

  Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. [Приложение 1]

Исходя из статистических данных, представленных в приложении 1, можно сказать, что дефицит государственного бюджета Украины  увеличился  – это вызвано влиянием на украинскую экономику последствий мирового экономического кризиса, в связи с чем государство брало много кредитов у международных финансовых организаций.

Одной из главных задач украинской экономики в настоящее время является уменьшение долговой зависимости и усовершенствование системы управления государственным долгом. Для этого необходимо усовершенствовать управление долговыми рисками, улучшить прогнозирование долговой политики и ее координацию с налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политикой.

[ 4; 8 ]

 

Виды государственного долга

1. В зависимости от статуса заемщика различают централизованный и децентрализованный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), в другом - местными органами власти.

  Эмитент облигаций местных займов обязан объявить всю необходимую информацию о своем экономическом и финансово-правовом состоянии. На базе этой информации потенциальные инвесторы будут принимать решения относительно риска приобретения этих облигаций.

Облигация местного займа содержит следующие реквизиты: наименование ценной бумаги, наименование эмитента, номинальную стоимость облигации, срок погашения, размер процентов, дату и номер свидетельства о регистрации выпуска облигаций, серию и номер облигации, подпись председателя совета. Право собственности на облигацию подтверждается сертификатом. Как правило, выпуск местных облигаций считается состоявшимся, если в период размещения было реализовано не менее 50 % от их количества, предусмотренного к выпуску.

    Если главной доходной частью бюджета соответствующего региона являются отчисления, дотации, субвенции, полученные из бюджета высшего уровня, то объем выпуска облигаций местных займов должен согласовываться с Центральным финансовым органом - Министерством финансов. Могут вводиться и иные ограничения: лимитирование предельной суммы займа с точки зрения консолидированного бюджета, сужение масштабов использования сугубо бюджетными процедурами и т.д.

   2. В зависимости от сферы размещения своих долговых обязательств государством, государственный кредит подразделяется на внутренние государственные займы (размещается в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).       Однако в процессе размещения внутренних государственных займов активное участие могут брать и нерезиденты.

    3. В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств различают: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года) среднесрочные займы (как правило, от 1 года до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет).

   Чрезвычайно большие сроки погашения государственных займов полагаются нецелесообразными, поскольку в данном случае отягощаются последующие поколения граждан данной страны. Долгосрочные займы отягощают государственный бюджет на много лет вперед, препятствует его нормальному функционированию (так как увеличивается общая сумма, подлежащая уплате кредиторам).

    4. По видам доходностигосударственные займы подразделяют на:

– процентные займы: собственники государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных процентов годовых;

– беспроцентные (дисконтные) займы: государственные ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимостью облигации, которая возмещается собственнику в момент погашения, составляет доход с ценных бумаг; в               Украине беспроцентные (дисконтные) облигации внутреннего государственного займа выпускаются, начиная с 1996 года;

– выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.

    Специфическое место в системе государственного финансирования и кредитования занимают государственные лотереи - розыгрыш государством денежных су



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.099 с.)