Динамика увеличения долга Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика увеличения долга Украины



Отечественные научные разработки преимущественно посвящены результатам анализа накопленного долга, проблемам, которые он порождает на макроэкономическом уровне.

 Недостаточно исследованными являются вопросы эффективного обслуживания государственный долг Украины.

Целью является анализ государственного долга Украины, определение основных составляющих государственной долговой политики и выявление методов решения данной проблемы, опираясь на международный опыт.

Достижение указанной цели предусматривает последовательное решение таких задач:

· дальнейшее исследование экономической сущности государственного долга и теоретических основ управления им;

· анализ факторов, которые предопределяют потребность страны в заимствованиях;

· оценка платежеспособности страны, исследование факторов, которые на нее влияют в контексте экономической и финансовой безопасности государства;

· разработка механизма эффективного использования привлеченных средств;

· обоснование наиболее эффективных путей реструктуризации внешнего государственного долга;

· определение основных направлений оптимизации формирования государственного долга и разработка модели управления им;

· проведение анализа функционирования рынка государственных ценных бумаг в Украине, определение этапов его развития и формулировка предложений относительно повышения эффективности заимствований;

· анализ зарубежного опыта правительственных заимствований, определение возможностей его использования и пути адаптации к отечественной хозяйственной практике.

 Предметом исследования являются финансовые отношения, которые возникают между государством и его кредиторами в процессе привлечения, обслуживания и погашения государственных заимствований, механизм формирования государственного долга Украины.

Объектом исследования является государственный долг Украины, его формирование, обслуживание и погашение.

Наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономически развитые страны имеют значительный объем государственного долга.

Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране. Более того, грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие, увеличив государственный долг), возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.

По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг менее 18 %; умеренным - 18-30%. Другими показателями также являются:

· отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);

· отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг - услуги не связанные с материальным производством (транспорт, путешествия) - (менее 132% - низкая; 132 - 220% - умеренная);

· отношение платежей по процентам к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

 По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

·     другие государства;

· международные финансовые организации (Международный валютный фонд (МВФ),

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

·     частные фонды - нерезиденты.

 Внутренний государственный долг - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. Он гарантируется всем имуществом, которое находится в общегосударственной собственности; состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, которая возникает по текущим долговым обязательствам Правительства Украины.

 Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:

· погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переход доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

·   для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций;

· действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей, т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал, а это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

[ 6; 7 ]

 

 

Внутренний долг

       Внутренний государственный долг — это задолженность государства всем владельцам облигаций внутренне государственной ссуды и других государственных ценных бумаг, то есть гражданам и предприятиям своей страны, которые являются кредиторами государства.

     В общем объеме государственного долга внутренний долг составляет почти треть. Наибольшая часть в нем приходился на задолженность перед юридическими лицами (по облигациям внутренней государственной ссуды) и банковскими учреждениями, в том числе перед НБУ по ссудам, полученными для финансирования дефицита бюджета, а также по остаткам вкладов населения, централизованными прежним Сберегательным банком СССР, и компенсациями по ним; задолженность сельскохозяйственных предприятий по долго- и краткосрочным ссудами, зачтенную на государственный внутренний долг Украины. Этот долг состоит из задолженности прошлых лет и той, которая появляется ежегодно с новыми долговыми обязательствами правительства Украины.

        В Украине величина государственного долга регулируется законодательно с 1992 г. Законом «О государственном внутреннем долге Украины». Бюджетным кодексом Украины установлено, что основной объем государственного долга не должен превышать 60 % фактического годового объема ВВП Украины.

В октябре прямой внешний долг сократился на 1,69%, или на 431 млн долларов, составив на 31 октября 25,051 миллиарда долларов (против 25,482 миллиарда долларов на 30 сентября). Об этом говорится в сообщении Министерства финансов.
    Прямой внутренний долг в октябре вырос на 0,33%, или на 622 миллиона гривен со 190,737 миллиарда гривен (23,863 миллиарда долларов) до 191,359 миллиарда гривен (23,940 миллиарда долларов).
    Общий размер прямого государственного долга в октябре сократился на 0,72%, или на 2,824 млрд гривен с 394,415 миллиарда гривен (49,345 миллиарда долларов) до 391,591 миллиарда гривен (48,991 миллиарда долларов).
     Гарантированный государством долг на 31 октября составил 101,378 миллиарда гривен, или 12,683 млрд долларов (против 101,377 миллиарда гривен, или 12,683 миллиарда долларов на 30 сентября).
     Государственный и гарантированный государством долг на 31 октября составил 492,970 миллиарда гривен, или 61,675 миллиарда долларов (на 30 сентября - 495,792 миллиарда гривен, или 62,028 миллиарда долларов).
     Как сообщалось, в сентябре прямой внешний долг увеличился на 3,1%, или на 773 миллиона долларов, составив на 30 сентября 25,482 миллиарда долларов (против 24,709 миллиарда долларов на 31 августа).
      Прямой внутренний долг в сентябре сократился на 1,3%, или на 2,599 миллиарда гривен со 193,336 миллиарда гривен (24,188 миллиарда долларов) до 190,737 миллиарда гривен (23,863 миллиарда долларов).

[ 4; 8 ]

 

Внешний долг

Внешний государственный долг представляет собой задолженность государства по привлеченным из-за рубежа средствам в виде займов и кредитов иностранных банков и международных финансовых организаций, выплачиваемым процентам по ним, а также средствам, полученным путем размещения на международных рынках государственных ценных бумаг. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны. [Приложение 2]

Следовательно, государственный внешний долг — это задолженность по займам, привлеченными из иностранных источников. При этом государство играет роль заемщика или гаранта погашения этих ссуд другими заёмщиками. К составляющим государственного внешнего долга принадлежат:

· прямой долг, который формируется с помощью привлечения иностранных кредитов, непосредственным заемщиком по которым является государство, и выпуск государственных ценных бумаг в виде внешних государственных ссуд. Кредитные отношения базируются на прямом государственном управлении;

· условный долг, который формируется при нормативно административной регуляции заимствований за счет иностранных кредитов, привлеченных другими заемщиками под гарантии государства (гарантированный государственный долг). Ответственность за обслуживание этих кредитов несет или государство, или предпринимательская структура — заемщик, который самостоятельно погашал иностранные кредиты за счет собственных средств. Если непосредственный заемщик-предприятие не выполняет своих долговых обязательств перед нерезидентами, то по условиям соглашения о займе вступает государственная гарантия относительно выполнения платежей в интересах иностранного кредитора. В таком случае деньги перечисляются кредиторам из Государственного бюджета, а затем государство пытается возвратить средства от непосредственных заёмщиков.

В результате нерациональных и лишних внешних заимствований могут возникнуть такие долговые обязательства перед нерезидентами, которые в будущем значительно ограничат возможности правительства относительно осуществления независимой экономической политики. Обосновывая экономические последствия государственного долга, применяют разные критерии для различения влияния на финансовую систему: срок существования долга, его структуру, размер платежей, изменение в делении и использовании ВВП на потребление, инвестиции, экспорт товаров и услуг.

Применение государством внутренних заимствований нуждается в осуществлении политики, направленной на управление как мобилизацией финансовых ресурсов, так и на обслуживание платежных обязательств, которые возникают в результате действия механизма государственного кредита.

      Так в современных после кризисных условиях приоритетной государственной политикой относительно управления и финансирования внешнего государственного долга Украины должно быть:

• аккумулирование сверхнормативные поступления в бюджет с метою противодействия инфляционному перегреву и создание запаса прочности на случай кризиса;
• переориентация на внутренние источники поддержки ликвидности банков на случай внезапных утечек капитала или остановок внешнего рефинансирования;
• при реализации плана антиинфляционных мер Кабмин должен ввести дополнительные рыночные инструменты регулирования денежной массы;
• стимулировать увеличение экспорта и сокращение импорта, разработать государственную политику содействия поступлению прямых иностранных инвестиций и жесткого регулирования объемов финансовых иностранных инвестиций;
• законодательно запретить использование внешних заимствований государства для финансирования текущих бюджетных расходов;
• разработать программу поддержки банков в условиях финансовой нестабильности, и в частности предусмотреть упрощенные механизмы поддержки их ликвидности.

[ 8 ]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.012 с.)