Основные этапы развития научного знания о культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития научного знания о культуре.



Культурология как наука.

В общем виде – это совокупность всех наук, изучающих культуру так или иначе, в более узком смысле ­– это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, а также исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объект изучения – человек, общество, народы, гос-ва, человечество в целом.

Предмет – культура как способ жизни человека и общества.

Методологии:

–Формационная методология. Исторически сменяются формации и у каждой своя культура.

–Цивилизационная развитие развитие пик угасание смерть

–Психоаналитическая барьер для бессознательного

–Социологическая историческая смена целостных социокультурных сверхобщностей, связанных единством ценностей.

–Символическая (семиотическая) знаковая сторона культуры.

2) Структура и междисциплинарные связи культурологии.

Культурология всегда на стыке наук.

-История культуры изучает преемственность культурного развития разных эпох, стран и народов.

-История культурологических учений изучает процесс развития представлений о культуре

-Философия культуры рассматривает важные проблемы («что такое культура» и прочая

-Социология культуры изучает процесс функционирования культуры в обществе

-Культурная антропология изучает исторический процесс взаимоотношений человека и культуры

-Прикладная Культурология занимается организацией культурной жизни.

Основные этапы развития научного знания о культуре.

I этап (III тыс. до н.э. – XVII в.) Появились знания о культуре, но не научного характера.

II этап (XVII-XIX вв.) Знания приобрели научный характер и постепенно формировалась новая наука.

III этап (XX-XXI вв.) Культурология стала самостоятельной наукой.

В XIX-XX вв. влияние оказали: эволюционизм, экзистенцианализм (философия жизни) и теория исторической типологии культур.

Концепция культуры Н. Данилевского.

Н.Я. Данилевский (1822–1885) задолго до О. Шпенглера в своем главном сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновал идею о существовании т. н. культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой.

Культурно-исторические типы – основные фазы развития мировой культуры по концепции Н.Я. Данилевского.

Он выделил 10 культурно-исторических типов:

1) египетский;

2) китайский;

3) ассирийский;

4) индийский;

5) иранский;

6) еврейский;

7) греческий;

8) римский;

9) аравийский;

10) германо-романский (европейский).

Каждый из этих культурно-исторических типов или цивилизаций имеет свою собственную историю, и поэтому нельзя говорить об общей мировой истории всего человечества в духе Г. Гегеля или позитивистской науки

Структуралистическая школа культурологии (К. Леви-Стросс).

Направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования.— культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией).

Первобытное искусство.

Главными объектами изобразительного искусства были животные. Позже распространились женские фигурки «венеры». Появились изображения различных идолов и окружающей природы. Часто можно встретить декоративный орнамент. Большую роль в жизни играли танец и музыка.

Литература и театр Древней Греции и Древнего Рима.

В Греции были распространены мифы о героях (Геракл, Персей и др.) В поэзии появились эпические произведения (Гомер – «Илиада», «Одиссея»).

Проза была представлена в основном философскими произведениями. В VIII-VI вв. до н.э. в Греции зародился театр (жанры: трагедия, комедия)

В Римской Империи в литературе развивались те же направления, что и в Греции. Существовали эпическая поэзия («Энеида» Верлигия), лирическая поэзия (Гораций, Овидий), и произведения в прозе (Петроний, «Сатирикон»).

Итальянское возрождение.

Периодизация:

1. Проторенессанс (XII – начало XIV в.)

2. Ранний ренессанс (сер. XIV – XV в.)

3. Высокий ренессанс (конец XV – 1-я треть XVI в.)

4. Поздний (2-я треть XVI – 1-я половина XVI в.)

  Новое в живописи:

- поворот к реализму

- отход от плоскостных изображений

- драматизм

- психологическая глубина

Достижения Леонардо да Винчи:

- размытая линия

- дымчатая светотень

- линейная перспектива

- правильное изображение пропорций тела.

Микеладжело Буанаротти:

- драматичные и выразительные образы

- динамизм, передача сложных движений

- сила и мощь

 Рафаель Санти очень женственно изображал Мадонн.

Причины и последствия.

В 988 г. при Владимире 1 в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Корсуни – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – “десятину”.

Крещение открывает второй тип в развитии древнерусской культуры. Принятие христианства повлияло, в первую очередь, на развитие таких видов искусства как архитектура (зодчество), живопись и литература.

52) Письменность и литература Руси X - XV вв.

Славянская азбука была создана византийскими миссионерами братьями Кириллом и Мефодием. Во второй половине 9 века они разработали глаголицу и кириллицу.

Книги того времени писались на специальном материале – пергаменте.

Архитектура Руси 10-15 вв.

Христианство повлияло и на развитие архитектуры. До середины 10 в. На Руси велось исключительно деревянное строительство. После крещения появляются первые каменные постройки – церкви и храмы.

Храмы Киевской Руси, зачастую возводимые византийскими мастерами, имели заимствованную форму.

Тип храма – крестово-купольный.

Постройка в плане представляла крест, над которым располагался основной купол.

Строили на юге из тонкого кирпича – плинфы, на севере – из известняка.

Храмы требовали богатого внутреннего убранства, что привело к развитию еще одного вида искусства – живописи.

Формы:

1. Икона – изображения ликов святых.

2. Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке.

3. Мозайка – картина из цветного непрозрачного стекла.

Феофан Грек.

Он прибыл на Русь в конце 14 века, уже будучи известным мастером, расписав ряд церквей в Константинополе и в других городах Византии.

Живописный язык Феофана очень своеобразен: по сути, он все пишет двумя красками – охрой и белилами.

Дионисий – ведущий московский иконописец (изограф) конца 15-16 вв.

Он не похож на Феофана Грека и Андрея Рублева, хотя в устремлении к гармонии он ближе к последнему. Возможно, в этом сказалась их общая славянская природа.

Дионисий – полоть от плоти русский художник.

Он предтеча будущего кризиса, но он же и последний из величавших иконописцев, раскрывший в полноте возможности иконописного языка. Искусство у него –это песнопение.

Литература и общественная мысль России 16-17 вв.

Жанры в литературе:

А) Существовавшие раннее:

- летописи (погодичные записи событий)

- исторические повести и сказания

- хожения – описание путешествий)

- жития святых

Б) Новое:

- публицистические произведения

- своды житейских правил и наставлений

- стихотворные произведения – вирши

- сатирические произведения.

Образование единого российского государства происходило в обстановке острой идейной борьбы вокруг вопросов о центре возникающего единого государства, о его политическом строе, о степени власти монарха и месте о церкви в государстве - это и есть общественная мысль.

59) Преобразования Петра I в области культуры и их значение.

На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.

Русская наука 19 в.

Русская наука в рассматриваемый период шагнула далеко вперед, дав миру выдающиеся открытия, имевшие теоретическое и прикладное значение:

1. Историческую науку обогатили созданием фундаментальных трудов Карамзин, Соловьев.

2. Филология. В.И. Даль выпустил словарь русского языка.

3. Математика. Н.И. Лобачевский создал невклидовую геометрию.

4. Физика. Ряд исследователей совершили ряд открытий в электричестве, которые впоследствии стало возможным применить на практике. Попов создает радио.

5. Химия. Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов, Н.Н. Зимин и А.М. Бутлеров стали основоположниками органической химии.

6. География

7. Основы аэродинамики разработал Жуковский.

В 19 веке возник ряд научных обществ, способствующий развитию отдельных наук, применению и популяции накопленных ими знаний: Русское историческое общество, Русское географическое общество, общество любителей естествознания и т.д.

Образование в России 19 в.

Начальное образование было представлено народными училищами (государственными), церковно-приходскими школами и после земской реформы – земскими школами. Обучение, как правило, было бесплатным, продолжалось оно 2-4 года. Дети обучались чтению, счету и письму, а также основам Священного писания.

Среднее образование с эпохи Великих реформ было представлено гимназиями: классическими (упор на изучении древних языков и гуманитарных предметов) и реальными (упор на естественно-математические предметы, после окончания можно поступать лишь в технические вузы).

Высшее образование – было открыто несколько новых университетов и целый ряд институтов. По-прежнему существовали «казеннокоштные» студенты, учившиеся бесплатно, и студенты, получающие образование за свой счет. Университеты имели автономию (самоуправление), которая в зависимости от политического курса то расширялась, то урезалась. Принимали в вузы только мужчин. Лишь во второй половине 19-го в. под давлением общественного движения возникли специальные вузы для женщин – высшие женские курсы.

Культурология как наука.

В общем виде – это совокупность всех наук, изучающих культуру так или иначе, в более узком смысле ­– это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, а также исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объект изучения – человек, общество, народы, гос-ва, человечество в целом.

Предмет – культура как способ жизни человека и общества.

Методологии:

–Формационная методология. Исторически сменяются формации и у каждой своя культура.

–Цивилизационная развитие развитие пик угасание смерть

–Психоаналитическая барьер для бессознательного

–Социологическая историческая смена целостных социокультурных сверхобщностей, связанных единством ценностей.

–Символическая (семиотическая) знаковая сторона культуры.

2) Структура и междисциплинарные связи культурологии.

Культурология всегда на стыке наук.

-История культуры изучает преемственность культурного развития разных эпох, стран и народов.

-История культурологических учений изучает процесс развития представлений о культуре

-Философия культуры рассматривает важные проблемы («что такое культура» и прочая

-Социология культуры изучает процесс функционирования культуры в обществе

-Культурная антропология изучает исторический процесс взаимоотношений человека и культуры

-Прикладная Культурология занимается организацией культурной жизни.

Основные этапы развития научного знания о культуре.

I этап (III тыс. до н.э. – XVII в.) Появились знания о культуре, но не научного характера.

II этап (XVII-XIX вв.) Знания приобрели научный характер и постепенно формировалась новая наука.

III этап (XX-XXI вв.) Культурология стала самостоятельной наукой.

В XIX-XX вв. влияние оказали: эволюционизм, экзистенцианализм (философия жизни) и теория исторической типологии культур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.053 с.)