Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парадигма спряжения по лицам и числам
Условное наклонение Парадигма спряжения по лицам и числам
Желательное наклонение Парадигма спряжения по лицам и числам
В современном крымскотатарском языке данная форма является диалектной и используется в произведениях фольклора и некоторых писателей. В диалектах встречается также ее сокращённый вариант: бар-гъа-м, бар-гъа-нъ и т.д. Широкое распространение в литературной речи имеет стяженная форма желательного наклонения на -гъайды (из составной на -гъай эди). Парадигма спряжения по лицам и числам
§ 39. Аффиксы глаголообразования Продуктивные аффиксы отыменного глагольного образования -ик-: бирикмек, кечикмек; -ла-, -ле-: тамамламакъ, эзберлемек; -лан-, -лен-: аваланмакъ, ешилленмек; -лаш-, -леш-: яхшылашмакъ, гузеллешмек; -р-, -ар-, -ер-: къыскъармакъ, сарармакъ, эскирмек; -сыра-, -сире-: юкъусырамакъ, сенсиремек; -ылда-, -ильде-, -улда-, -юльде-, -да-, -де-: парылдамакъ, чивильдемек, увулдамакъ, гурюльдемек, тасырдамакъ. Продуктивные аффиксы отглагольного образования глаголов -къала-, -келе-: чапкъаламакъ, чеккелемек; -мала-, -меле-: шашмаламакъ, орьмелемек. Составные глаголы Составные глаголы активно образуются по нескольким моделям.
1. «Имя + глагол»: джевап бермек, эляк олмакъ. 2. «Глагол + глагол»: барды-кельди, чыкъты-кетти, ичти-шишти. 3. «Деепричастие + глагол»: окъуп башламакъ ‘начать писать’, окъуп чыкъмакъ ‘прочесть’, язып алмакъ ‘выписать, записать’, ишлеп кельмек ‘сделать’, барып кельмек ‘сходить’, коче турмакъ ‘кочевать, вести кочевую жизнь’, келип-кетмек ‘заходить’, ятып-турмакъ ‘прилечь ненадолго’, келеятмакъ ‘идти (сюда), подходить’. Последние три сочетания в виде исключения пишутся по правилам сложных словоформ. 4. «Причастие + глагол»: гизлейджек олмакъ ‘намереваться спрятать, скрыть’. В 3-4 моделях лексическое значение передает деепричастие или причастие первого глагола, а спрягаемая форма второго глагола, меняя свое исконное лексическое значение на вспомогательное, выражает видовые характеристики или волевые оттенки. Деепричастие Слитное деепричастие, или деепричастие настоящего времени Образуется посредством аффиксов -а, -е, -й: къулланыла биле ‘может использоваться’, келеятыр ‘подходит’, агълай-агълай тоймадым ‘я не наплакался’, ашыкъмай кете ‘идет не спеша’, къыбырдамай тура ‘остается неподвижным’. Присоединительное деепричастие, или деепричастие прошедшего времени Образуется посредством аффикса -п, -ып, -ип, -уп, -юп: ясап ‘сделав’, ятып ‘улёгшись, ложась’, келип ‘придя, приходя’, тоюп (той-уп) ‘насытившись’, корюп ‘увидев’, сорамайып къайтты ‘он возвратился, (ни о чем) не спросив’. Деепричастие одновременного действия Образуется посредством аффикса -аракъ, -яракъ, -ерек: оларакъ ‘будучи’, башлаяракъ ‘начиная’, эшитерек ‘слыша’. Функционально и по семантике к деепричастиям тяготеют продуктивные терминативные (предельные) глагольно-именные формы, которые мы объединяем по смыслу в две группы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.007 с.) |